Freitag, 20. März 2015

20.03...26.03.2015

Шалом, друзья!

Никакого времени нет на лирические или философские отступления. Переходим сразу к делу.

Борис Бендиткис (Оберхаузен) прислал песню «Еврейские глаза». Она далеко не нова, но прошла испытание временем.

https://www.youtube.com/watch?v=Y7t8xMewcUY

И сразу к рубрике

Это было недавно.

Недавно – это на прошедшей неделе.

Встреча Субботы прошла традиционно по-семейному. Поздравили с днём рождения Наталью Ракову. Из недельной главы (их было на этот раз две) из рассказа о строительстве мишканы (переносного храма) выбрали тему зеркал из меди, а через неё поднялись до разговора о женской красоте. О том, что иудаизм говорит по этому поводу. А он по всякому поводу говорит мудро. И конечно, прозвучали анекдоты на тему красоты – их, к счастью, немало. Пели песни. Я ж говорю: всё традиционно.

В субботу хор выступил на встрече мигрантских организаций. Выступили традиционно, то есть хорошо. В общем, себя показали, на другие коллективы посмотрели .

В воскресенье прошли занятия в еврейской школе: Традиция, иврит, для малышей ещё поделки, математика, пение. Был «Еврейский Ликбез». Состоялся выезд театральной группы с «Тремя красавицами» в Мёнхенгладбах. Народу было немного, но всё было в порядке: зрители смеялись и плакали. Так мне сказала режиссёр спектакля Татьяна Сторожева. Всё правильно, всё традиционно: на этом спектакле полагается смеяться и плакать.

…Это было давно.

20.03

1971 — Премьер-министр Голда Меир заявила, что Израиль никогда не вернётся к границам 1967 года.

21.03

1994 — Лауреатом "Оскара" стал Стивен Спилберг, получивший призы за лучший фильм ("Список Шиндлера") и как лучший режиссер.

 22.03

2004 — ВВС Израиля атакой с воздуха уничтожили лидера ХАМАСа шейхa Ясинa.

23.03

-1273 (до н. э.) —  Иисус Навин (Йехошуа бин Нун) послал разведчиков Калеба и Пинхаса через реку Иордан в Иерихон для обследование подступов к нему и обстановки в нём в преддверии еврейского завоевания этого города. В Иерихоне им помогала женщина по имени Раав (Раав позже вышла замуж за Иисуса Навина)

24.03

2011 — Женский клуб по баскетболу "Элицур" (Рамле) завоевал второй по престижности европейский трофей – Eurocup. В решающем поединке баскетболистки из Израиля выиграли в гостях у французского клуба "Аррас" - 61:53. Первый матч в Израиле закончился вничью.

25.03

1970 — В СССР установлена квота на выезд евреев в Израиль – 3000 человек в год (была 5000). Этим решением запрещалось выдавать разрешения на выезд мужчинам и женщинам, которые по закону Израиля признавались военнообязанными, а также введен порядок предварительного обсуждения характеристик на общих собраниях коллективов трудящихся по месту работы выезжающих.

26.03

1286 — За несколько дней до Песаха в дом еврейского нотабля Ицхака Шатлена города Труа (провинция Шампань, Франция) подбросили труп; расследованием очередного кровавого навета занялись францисканцы и доминиканцы (вопреки указу короля Филиппа IV Красивого, который запретил монашеским орденам предпринимать подобные действия без ведома светских властей, даже в случае преступления против религии). 13 евреев, в основном члены семейства Шатлен, взяли вину на себя, дабы спасти общину. 24 апреля их сожгли на костре; по приказу короля имущество казненных было конфисковано. Этому событию, потрясшему еврейский мир, посвящено шесть траурных элегий на иврите и еврейско-французском языке.

Между прошлым и будущим

24.06. 1965 — немецкому инженеру Герману Фридриху Гребе присвоено звание Прведник народов мира

Герман Фридрих Гребе родился в 1900 году в маленьком городке Грефрат, Северный Рейн-Вестфалия. Он происходил из бедной семьи – его отец был ткачом, а мать помогала ему содержать семью, работая прислугой. Кроме экономических трудностей, протестантская семья Гребе испытывала и другие лишения, так как жила в районе, населенном, в основном, католиками. В 1924 году Герман Фридрих Гребе женился и вскоре завершил инженерное образование. В 1931 году вступил в нацистскую партию, но быстро разочаровался. В 1934-м – через год после прихода Гитлера к власти – на партийном собрании он открыто критиковал политику нацистов в отношении еврейских предприятий. Ему не пришлось долго ждать, чтобы убедиться в опасности своего поступка: гестапо арестовало Гребе, и последующие несколько месяцев он находился в тюремном заключении в городе Эссен. К счастью, его вскоре освободили без судебного разбирательства. Гребе работал в строительной компании Йозефа Юнга в Золингене. В 1938 году руководство направило его следить за возведением укреплений на западной границе Германии, а летом 1941-го, вскоре после нападения Германии на СССР, берлинское отделение Организации Тодта направил его в канцелярию железнодорожной администрации Рейха, находившуюся во Львове. Его задачей было подбирать рабочих для строительства и восстановления зданий, необходимых для поддержания железнодорожных коммуникаций в Украине. Прибыв в Волынь в сентябре 1941 года, Гребе сразу же открывает главную контору фирмы в Здолбунове и оттуда руководит работой всех отделений, находящихся на территории Украины. В строительных работах, проводимых компанией Юнга, где было занято около 5 000 человек, широко использовался труд еврейских рабочих. Гребе видел, как нацисты и их украинские помощники относятся к еврейскому населению. Однажды, 2 октября 1942 года, он стал свидетелем массового расстрела евреев на летном поле неподалеку от Дубно, когда около 5 000 евреев: мужчин, женщин и детей, – построили голыми перед заранее выкопанными рвами, а команда эсэсовцев и украинцев хладнокровно расстреляла их. После войны его берущие за душу свидетельства об ужасающих сценах уничтожения людей в Дубно и по всей Украине были представлены на Нюрембергском процессе, на котором он выступал как обвинитель. Гребе не удовлетворяла роль стороннего наблюдателя немыслимыx злодеянияний. Возмущенный до глубины души, он решил спасти как можно больше евреев. Утверждая, что это необходимо для укрепления военной мощи Германии, он намеренно принимал такие объемы работ и заключал такое количество контрактов, с которыми его компания справиться не могла. В результате возникала необходимость в большем количестве еврейских рабочих. Чтобы защитить своих сотрудников и членов их семей, Гребе был готов преодолеть большие расстояния. Он не колебался, когда возникла необходимость рискнуть своим положением и собственностью, а потом – и жизнью. В июле 1942 года из своих источников в Вермахте Гребе узнал о приближающейся акции уничтожения евреев Ровно. Здесь у него работало 112 евреев из местечек Острог, Мизоч и Здолбунов. Гребе быстро добыл для них «охранную грамоту» и поспешил в Ровно. Пригрозив оружием, он заставил полицейских освободить 150 евреев в последнюю минуту. Украинские помощники нацистов уже были готовы отправить обитателей гетто на место сбора, откуда их забирали на смерть. Освобожденных счастливчиков Гребе повел пешком в Здолбунов, подальше от опасности. Немцы, тем временем, продолжали уничтожать евреев Волыни. Когда несколько месяцев спустя евреев Здолбунова сначала заключили в гетто, а потом начали депортировать, Гребе обеспечил 25 своих рабочих фальшивыми «арийскими» документами. Позже по нескольку человек он перевозил на собственной машине в полтавское отделение фирмы, за сотни километров на восток, где их никто не знал. На самом деле никакого полтавского отделения не существовало: Гребе создал и содержал его на собственные средства с единственной целью – обеспечить убежище своим еврейским рабочим. С приближением Красной Армии группе удалось перейти на сторону русских. Среди спасенных были Тадеуш Глас с женой и сыном, Альбина Вольф и ее дочь Люция, Барбара Фауст, Китти Гродецка и другие. Дорога в Полтаву была чрезвычайно опасной для всех участников. Если бы машину Гребе остановили на одной из многочисленных дорожных застав, то и спаситель, и спасаемые были бы обречены на смерть. Со временем нерентабельное ведение дел и странные поступки Гребе стали вызывать подозрение у руководителей компании в Золингене. Они предполагали отозвать его и судить за растрату, но их намерения не осуществились. После краха немецких позиций в восточной части Польши, Гребе и группа евреев, работавших в его конторе, переехали сначала в Варшаву, а затем в Рaйнлaнд. В сентябре 1944 года он и около 20 его подчиненных перешли линию фронта на сторону американцев, и Гребе еще некоторое время выполнял функции советника по линии Зигфрида (немецкая линия обороны на суше). С февраля 1945 по осень 1946 гг. Гребе активно сотрудничал с отделом по расследованию военных преступлений, участвовал в подготовке к Нюрнбергскому процессу. Он был единственным немцем, выступавшим на заседаниях суда в качестве свидетеля обвинения. В результате он и его семья стали постоянно получать угрозы. В 1948 году Гребе решил эмигрировать в США. Вскоре после переезда его семьи в Сан-Франциско, он продолжил свою деятельность по привлечению к судебной ответственности военных преступников, живущих в Федеративной Республике Германия. Это еще больше восстановило против него послевоенное немецкое общество и превратило его на родине в персону нон-грата. 24 марта 1965 года Яд Вашем удостоил Германа Фридриха Гребе почетным званием Праведник народов мира. Умер 17 апреля 1986 года.

Пусть всегда будет солнце.

Ваикра (И воззвал)

Несколько лет тому назад я уже писал по поводу этой главы. Подкорректировав кое-что, в чём-то повторюсь. Напомню, что основная тема этой главы – жертвоприношения. Напомню, что либеральные евреи против восстановления Храма. Чтобы не - восстанавливались жертвоприношения животных. Сегодня – это совершенно неприемлемые ритуалы. Но почему они были приемлемы тогда? Как понять, что иудаизм с одной стороны запрещал брать яйца из гнезда, если наседка видит это, потому что для неё яйцо – ребёнок, она - мать и ей больно, a с другой – требовал резать для Бога (?) быков, овец… где логика? Тут что-то не так. Просто мы не можем подходить к тогдашним обстоятельствам с сегодняшней меркой. И дело даже не в том, что жертвоприношение животных было прогрессивным явлением на фоне человеческих жертв, свойственных правилам окружающих народов. Иудаизм прекрасно понимал ценность не только человеческой жизни, но и жизни животного. Но он всегда понимал и пропасть между этими двумя жизнями.

Во-первых, еврейский Бог не нуждался по убеждению мудрецов в жертвах, как это считали поклонники языческих богов. Бог являлся по еврейским представлениям сгустком высшего разума, а следовательно, не мог питаться мясом и пить кровь. Значит, жертвоприношения были предназначены для людей. На них был рассчитан воспитательный эффект этих обрядов. Жившие тогда евреи понимали, что за грехи должны были быть наказаны смертью они, а животное является им заменой. Предлагаю представить себе человека, которого мировоззрение его народа учит любить животных, и который наблюдает, как животное закалывают и разделывают. А  ведь на месте животного должен быть он, укравший, солгавший, не уважающий, изменивший, завидующий….

Во-вторых, через насильственную смерть животного человек приходил к мыслям о смерти вообще, о ценности жизни, о тончайшей грани между ней и смертью. Такие переживания бесценны. Жестоки, конечно, но бесценны. Однажды я наблюдал из окна третьего этажа, как две молодые собаки играли друг с другом. Они якобы дрались, но всё было не больно, шутя, играясь. За их молодостью и беззаботностью было приятно наблюдать. Они бегали друг за другом, молодая кровь играла в их жилах. Убегая от своей подруги (или друга) одна из них выбежала на проезжую часть улицы, проезжающая машина сбила её, раздавив голову. Но задние ноги продолжали конвульсировалть. Вегетативная нервная система заставляла их двигаться. Вторая собака не поняла, что произошло. Для неё игра продолжалась. Она прихватывала зубами эти дёргающиеся ноги, припадала, издавала весёлые звуки, она совершала разные прыжки, приседания, но всё было бесполезно – друг (или подруга) не вставал. Вскоре конвульсии погибшей собаки прекратились, и вторая собака пошла по своим собачьим делам. Жизнь продолжалась. Для неё. Не знаю, понимают ли животные в юном возрасте, что такое смерть? Я же запомнил этот эпизод, как видите, на всю жизнь. Вот и человек, присутствующий при умерщвлении животного, казнённого вместо него, запоминает эту смерть тоже навсегда. Он понимает, что его жизнь так же легко может оборваться, как и жизнь животного. И жизнь с нашей смертью не остановится – наши друзья пойдут дальше по своим человеческим делам.

И конечно, присутствие при жертвоприношении приводило к желанию отказаться от греховной жизни. Конечно же, не всегда это получалось, но правильная дорога всегда хороша. Даже если мы её не одолеваем.

Я нарисовал, возможно, сложную картину, но психологически она верна. А иудаизм прекрасно знал природу человека, его психологию. Такая система была действенна. Ведь что может быть эффективней эмоционального шока. А шок был – представьте себе, как человек кладёт руки на животное, а это был обязательный ритуал, чувствует его жизнь, и через несколько минут видит, как его убивают и выпускают из него кровь. Это и сегодня действенный метод, только человечество стало другим. В том числе благодаря иудаизму. Оно пришло к пониманию ценности любой жизни на земле. Ведь нам приходилось читать, что, бывает, гибнет человек, пытаясь спасти собаку, скажем, попавшую в воду или в огонь? Иудаизм – самовершенствующаяся  система. Он развивается. Вот и появился либеральный иудаизм, который не приемлет жертвоприношений. Даже ради совершенствования человека. Он понимает, что мы вышли на новый уровень отношения к себе и к миру.

Всё будет хорошо, я знаю, знаю.

Пятница, 16 часов 30 минут – клуб «Spiegel». Какую тему выберет Карин Хайм, я не знаю. Но в любом случае это будет полезно знать. Хотя бы потому, что будет на немецком. Опыт говорит ещё, что будет интересно.

Пятница, 18 часов – встреча Субботы.

Воскресенье , 11 часов – детская школа «Ами». 15 часов - «Еврейский Ликбез».

Там за горами, за лесами есть маленькая страна.

Ссылки, присланные Борисом Бендиткисом:

Антисемитский сайт представляет евреев.

http://forum.17marta.ru/index.php?topic=6056.30

Фильм о Самуиле Маршаке (38 минут).

http://my.mail.ru/mail/kononova_1945/video/4418/4423.html

О еврейских корнях и плодах Владимира Высоцкого.

http://www.jewish.ru/columnists/2013/01/prn_news994314728.php

Хор пленных евреев из оперы «Набукко»

https://www.youtube.com/watch?v=2F4G5H_TTvU&feature=youtu.be

Предвыборное интервью с Авигдором Либерманом.

http://www.newsru.co.il/israel/15mar2015/liberman_int_101.html

Дерзкая операция Израиля против террористов

http://www.jewish.ru/history/israel/2015/02/news994327999.php

О гетто в Шанхае.

http://www.jewish.ru/history/facts/2015/03/news994328387.php

О том, как итальянские фашисты спасали евреев.

http://www.vestnik.com/issues/2000/0201/win/berkov.htm

 

 

А это уже Мария Хейфец из Билефкельда:

Статья из одной египетской газеты.

http://newrezume.org/news/2015-03-06-7799

Материал, присланный леонидом Айзенбергом (Бохум). Мы не злоупотребляем политическими тем амии. Но в предлагаемой ссылке есть интересное место, касающееся евреев. Посмотрите, не пожалеете.

 https://de-mg42.mail.yahoo.com/neo/launch?.rand=ap11pjd6m5bbh#4926867587

 

Завершим картинами нееврейских художников о евреях. Прислал Борис Бендиткис.

http://vanatik05.livejournal.com/12392.html

 

Keine Kommentare: