Freitag, 13. Februar 2009

ИТРО

Шалом, друзья!

Можно и наоборот: Здравствуйте, хэвэрим! Как говорится, от перестановки мест языков сумма смысла не меняется. Вот и первый тост созрел: чтобы мы понимали друг друга! А теперь – к делу!

Ближайшая субботняя глава называется

ИТРО.

Это имя тестя Моисея. именно он подсказал тогда своему зятю,  духовному лидеру нашего народа, как организовать управление евреев, как достичь справедливости правосудия. «А ты высмотри из всего народа Мужей мужественных, трепещущих перед Элохим, Мужей правды, ненавидящих взятку...» (Шмот 18, 21).

Мне кажется, что именно таких людей не хватает в израильской политике, которую в последнее время постоянно будоражат коррупционные скандалы. Приведут ли прошедшие выборы к изменению ситуации – покажет время. Но тех людей, которых имел в виду Итро, что-то пока не очень видно среди наших политиков.

Кстати, Итро не был евреем. Более того, он жил в Мидиане, стране, которая была враждебна еврейскому народу. И был он не рядовым её жителем, а шаманом, жрецом, языческим, конечно. И вот после выхода евреев из Египта, после того, как он увидел, что Амалек потерпел поражение, а египетская погоня канула в воды, он принимает решение и переходит в иудаизм. Это не упрёк, это естественно для человека: войти в воду, предварительно убедившись, что брод есть. К нашей общине тоже примкнут многие, когда / если мы выиграем нашу битву. Добро им пожаловать! Хотя честь и хвала тем, кто УЖЕ с нами! Вот и Итро, он ведь мог и не сделать этого выбора, его никто не принуждал, но он нашёл в себе мужество порвать с убеждениями, в которых он разочаровался. Он в конце концов оставил евреев и вернулся к своему народу, но вернулся уже другим человеком. Евреем. А это в наши времена накладывает определённые требования поведения, а уж в те – и говорить не приходится. Ведь само слово «иври» (еврей) означало с другого берега, другой.  И пожалуй, только нашему народу всегда удавалось быть, как все, оставаясь другими.

Мне кажется, что работа нашей общины способствует поддержанию такого состояния. Можно, наверное, и так сказать: наша деятельность должна быть общечеловеческой по форме и национальной по содержанию. В предстоящие выходные конкретно это выразится в следующем:

В пятницу, как всегда, встреча «При свечах». Это, в первую очередь, возможность остановки в нашей ежедневной гонке  за успехом, остановки, основанной, выражусь банально,  на роскоши человеческого общения. У нас есть задумки по проведению этих встреч более насыщенно, но их (задумок) реализация зависит, к сожалению, от многих факторов, на которые мы пока повлиять не можем. Впрочем, и без всяких новшеств встречи проходят интересно. Напоминаю: к 17 часам надо появиться в общине с хорошим настроением и какой-то нехитрой закуской. Но если нет ни первого, ни второго, то всё равно можно прийти – всё появится. Хлеб и вино, как всегда, от общины. Кстати, насчёт вина: пора выпить. Второй мой  тост - за хорошее настроение!

В субботу – клуб «Spiegel». Наши друзья Карин и Барбара прилагают много усилий, чтобы помочь нам понять страну, которую мы выбрали для проживания.

Нет, неправильно, не для проживания, а для жизни. Ну а может ли быть нормальной жизнь в гетто? В нашем случае – в русском. Я не призываю отказаться от родного языка, культуры, литературы, кино и образа мыслей. Но замыкаться только на этом - тоже неправильно.  Более того, стыдно совершенно не знать страну нашей жизни.  А ведь я могу привести примеры, когда наш человек может подробно рассказать о том, что сказал Зюганов о режиме Путина, но не знает, какая партия является в его городе правящей.  Поэтому – все на «Spiegel»! Давайте не будем разочаровывать тех, кто о нас хорошо думает. Я полагаю, что вы меня поняли. Так что пью за взаимопонимание! А клуб-то в 16 часов – думали, если выпил, то забуду сказать о времен?

В воскресенье у нас заседание правления: будем думать, как ещё лучше работать (шутка: лучше невозможно). На правление никого не приглашаем, а вот на компьютерных курсах, кажется, ещё есть свободные места. Смешно, я вам, друзья, посылаю по электронной почте сообщение, что начинаются компьютерные курсы для чайников. Зачем они вам? Нет, я уже много, кажется, выпил. Хотя можете сказать о курсах вашим знакомым, которые считают, что этой науке уже поздно учиться. Это не по-еврейски – учиться никогда не поздно! Вроде, опять банальность, ан нет. Я когда-то рассказывал (на митинге) о человеке, которого в гетто дедушка отдал учиться игре на скрипке, платя за это, естественно, деньги. И когда бабушка сказала, что он (дедушка) выжил из ума, потому что неизвестно, сколько удастся им всем прожить ещё, дедушка сказал банальность, что учиться надо до самой смерти. Бабушка и дедушка погибли в гетто, а их внук, о котором я рассказывал, стал преподавателем скрипки в музыкальной школе и очень неплохим  музыкантом.

Что ещё в воскресенье? Да вы уже, наверное, после моих писем наизусть знаете, что в 15 часов Еврейский ликбез. Это самая важная форма нашей работы. И не потому, что я его веду, нет, я с удовольствием отдал бы этот участок нашей работы раввину, но у нас нет его. И не видно никого, кто мог бы и хотел бы подключиться к этому делу. Поэтому я затыкаю эту дыру – её ведь нив коем случае не должно быть. Мы все в мировоззрении нашего народа безграмотны. Поэтому и ликбез. Поэтому и еврейский. Поэтому я так настойчив в приглашении на него. Те, кто на него ходит. справедливо считают: именно здесь бьётся пульс нашей общины! И замолкнуть ему нельзя. Вот за это я и, извините, предлагаю, так сказать... Не будете? Ну тогда я сам. За него!

В 16 часов (всё предусмотрено) Ликбез плавно переходит в Литературный салон, чтобы не надо было два раза приезжать в общину). Впрочем, кто придёт прямо к салону (начало в 16 часов), тоже поступит, как говорят немцы «nicht verkehrt». Потому что Салон будет посвящён Борису Пастернаку. Елена Банд расскажет о его предках, судьбе, творчестве, почитает стихи... Прозвучат и песни, написанные на тексты поэта. Прозвучат они под гитару Михаила Шилина. Полагаю, что встреча пройдёт интересно. С чаем и кофе. Б-р-р-р, какой чай, когда возле меня ещё что-то булькает? Если не возражаете, за великую поэзию!

Вроде всё. Ан нет! А про мацу забыли? То есть я забыл. Её-то надо срочно заказать. И вино из Израиля. Чтобы достойно отметить Песах. Это можно сделать по телефону (0208 – 38 62 987). Мы не хотим, чтобы вы лишний раз утруждали себя приходом / приездом для осуществления заказа. Поэтому деньги на него мы не собираем. Принимаем заказы под честное слово. Или за честное слово? Нет, вы, как хотите, а я этот тост пропускаю. Хотя...

Я говорил о Песахе, а ведь Пурим раньше его. Мы проводим этот праздник на сей раз в совершенно новом для нас помещении – зале католической церкви. Кстати, Карин любезно подготовила небольшой материал о сути конфликта всего честного мира с Папой римским  Правильный поступок, я имею в виду Карин, потому что кое-кто не разобрался в том, что там произошло. Ниже будет помещёно её разъяснение..  Я его специально не перевожу. Не, не потому, что было много тостов, просто – это прекрасная возможность поупражняться в немецком языке. Кстати, вот память стала, хотя сколько там выпито? – пустяки. Так вот, забыл сказать, что в субботу немецкого не будет. Так что, тем более есть смысл поупражняться.

А что касается конфликта, то хочу сказать, что у нас в общине на доске объявлений висит вырезка из местной газеты, в которой описан протест главы католиков Оберхаузена против поступка  Папы. Я написал ему несколько строк благодарности и поддержки – его поступок действительно мужественный. Хотя его протест внутри церкви не одинок – многие католики отмежевались от позиции главы их церкви, который проявил себя антисемитом.

И самое последнее: я решил включать в наши письма информацию о передачах немецкого телевидения (русское-то вы и так смотрите) на еврейские темы. Помогает эту информацию находить всё та же незаменимая Карин. Вот её первый улов:

Воскресенье, 15.2.2009
С 13 до 14 часов
По каналу ARTE
»Eine andere judische Geschichte. Das Rheinland als Heimat der Juden im
Mittelalter». Eine Dokumentation aus Frankreich 2009.
 

Посмотрим. Это о тех, кто жил здесь до нас. О немецкой ветви нашего народа. К которой мы тоже примкнули. Вот так, были русскими евреями, а становимся немецкими. В первую очередь, через детей и внуков. За их счастливое будущее! Лэхаим!

Я гврю, что нм обязтлнгнг нада быть стричасиг... Всё, пол-ВтаРова, иду спать.... 

Wasch L. Sch.

Information zum Konflikt zwischen Katholizismus und Judentum:

Was ist passiert?

Papst Benedikt XVI., das Oberhaupt der katholischen Kirche, hat eine erzkonservative

Gruppe von 4 katholischen Bischofen, die sog. Pius-Bruderschaft,  nach ihrem Ausschluss vor 20 Jahren  jetzt wieder in die Kirchengemeinschaft aufgenommen.

Was hat den Skandal ausgelost?

Die Tatsache, dass einer der 4 Bischofe, der z. Zt. in Argentinien arbeitende britische Bischof  Richard Williamson, den Holocaust an den Juden leugnet. Zuletzt au?erte er sich Ende Januar 2009 in einem Interview mit dem schwedischen Fernsehen: "Kein einziger Jude ist in einer Gaskammer umgekommen". Eine solche Leugnung ist in Deutschland ein Straftat-Bestand. Deshalb u. a. hat diese Gruppe von Bischofen den Ruf, antisemitische Einstellungen zu vertreten.

Blick in die Geschichte:

Der in der katholischen Kirche, aber auch in anderen christlichen Glaubensstromungen vertretene Antisemitismus bestand in den Beschuldigungen des Gottesmordes an Jesus sowie in den Vorwurfen von Teufelsanbetung, Kannibalismus und Ritualmorden, also in einer Greuel-Propaganda, die den Mord und die Pogrome gegen die judische Bevolkerung durch die Jahrhunderte hindurch rechtfertigen sollten.

Erstmals 1791 wurde im revolutionaren Frankreich die Gleichberechtigung der franzosischen Juden verkundet. Die Verfolgung im Russland des 19.Jahrhunderts ging indessen unvermindert weiter.

Erst 1965 verabschiedet die katholischen Kirche wahrend des 2.Vatikanischen Konzils die Erklarung, die Juden seien nicht schuld  am Tode Jesu am Kreuz. Im Jahre 2000 bittet Papst Johannes Paul II. die Gemeinschaft aller Juden um Verzeihung fur das gro?e Leid, das ihnen von der Kirche zugefugt worden ist.

Ist die Beziehung zwischen der katholischen Kirche und dem Judentum jetzt befriedet?

Leider nicht, denn im Februar 2008 hei?t es auf Anweisung von Benedikt XVI. in der Neufassung der lateinischen Karfreitags-Furbitte (Gebet) sinngema?, Gott moge die Juden erleuchten, „damit sie Jesus Christus als Retter aller Menschen erkennen". Dagegen protestierten Juden aus aller Welt.

Wie ist die Situation Anfang 2009?

Der Vizeprasident des Zentralrates der Juden Salomon Korn stellt in einem Interview mit dem „Spiegel" Nr.6/2009 fest, dass das Verhaltnis zwischen Katholizismus und Judentum einen schweren Ruckschlag erlitten hat. Die Fortschritte in den wechselseitigen Beziehungen nach dem 2.Vatikanischen Konzil seien nahezu ruckgangig gemacht worden. Das fuhre zu einer Unterbrechung des Dialogs, der erst wieder fortgesetzt werden konne, wenn die Beschlusse des 2.Vatikanischen Konzils erneut bestatigt werden.

Keine Kommentare: