Donnerstag, 19. Februar 2009

МИШПАТИМ

Здравствуйте, друзья! За этими словами давно уже понимается обычное приветствие. А ведь они являются, по сути, формой повелительного наклонения. Поэтому с самого начала прошу выполнить это моё ?повеление? - здравствуйте долго!. А здоровье автоматически предполагает и радость. В самом деле, мы приехали в эту страну, чтобы быть более здоровыми, более радостными и более счастливыми. Так давайте будем ими! Я когда-то написал Фриде Рувинской рифмованные строки к дню её рождения, так там были слова, которые мне запомнились (обычно я не сохраняю в памяти собственные вирши): ?Я недавно обнаружил, счастье в нас, а не снаружи...? (извините за цитирование себя). Так запомнил я эти строки, потому что они верные. А пишу сейчас об этом, потому что при всей их верности, всё-таки есть обстоятельства вне нас, которые помогают нам быть счастливыми. И Германия является таким обстоятельством. Мы живём здесь достойной жизнью, хотя некоторые из нас иногда позволяют себе хныкать. Так вот им, и тем, кто оптимист по умолчанию, я говорю: Германия предоставила нам  возможность безбедного существования, а, значит, возможность тщательно заниматься досугом, в том числе творческим. В нашем случае ? окрашенным национальным содержанием. Я вспоминаю относительно давние времена, когда не было ещё нашего русского культурного Центра ?Трио?(он начал функционировать в 1997 году) и не было, конечно, нашей еврейской общины. Тогда доводилось частенько слышать сетования по поводу того, что негде собираться, а хотелось бы общаться со своими... Теперь у нас есть (арендованный) еврейский дом, а людей в нём на мероприятиях иногда может поместиться больше, чем приходит. И важно то, что мы все можем жить еврейской жизнью. Я не имею в виду, что мы можем отрастить пейсы, надеть цицит, а летом иметь загар, который называют ?еврейским?, то есть, когда загаром покрыты только кисти рук, потому что на общем пляже раздеться еврею запрещено. Я видел в Израиле мужчин и женщин, которые купались в Кинерете одетыми (Однажды в Турции в бассейн, в котором мы плавали, в воду вошла группа женщин из Юго-Восточной Азии в шароварах и платьях). Я не об этом, хотя уважаю выбор людей, о которых я сейчас упомянул и даже в чём-то согласен с мотивацией такого поведения. Я о том, что абсолютное большинство наших обычаев настолько пропитано мудростью, чувством и знанием психологии, что дыхание перехватывает. Перед гением нашего народа. А на другом полюсе, увы, ? отсутствие желания что либо узнать об иудаизме. Даже не отсутствие желания, а инертность, нет, не мышления, а поступков, что ли. То есть у большинства наших соплеменников по этому поводу намерения правильные  (?хорошо бы поближе познакомиться с тем, о чём так страстно долдонит Шварцман?), а вот реализация замыслов должна проходить через действие, то есть через волю. С этим мы все прихрамываем.
Заканчиваю на эту тему.  Мы, убеждён, должны быть вместе и обязательно на фундаменте нашей философии, еврейского национального богатства. Для этого наша община предоставляет кое-какие возможности. В том числе и в выходные дни. Схема наших мероприятий вам известна.

Пятница: встреча "При свечах". Хоть нас на этих встречах становится больше, в основном, много одних и тех же людей. Но мы не надоедаем друг другу. Определённых тем бесед (пока) нет ? разговор льётся непредсказуемо. И льётся безостановочно. Приходите и убедитесь. Без всякого стеснения приходите и без всяких церемоний. Все когда-то пришли в первый раз. И ничего, прижились. Приживётесь и вы. Ждём-с... "С" ни к чему вас не обязывает, можно и "без".

В 10 часов в субботу ? русская школа (это понятно), немецкий язык с Марией Салвичек (это хорошо)  и маленькое новшество (это интересно) ? вечер, посвящённый еврейскому композитору, королю танго Оскару Строку. Его судьба и творчество не могут не произвести впечатления. Я о нём знаю, поскольку готовился в прошлом году к представлению ?Последнего танго? этого выдающегося композитороа в рамках концерта оркестра ?Кешет?, посвящённого 60-летию Израиля. Кроме того, когда-то была, посвящённая Строку, статья в ?Еврейской газете?  Я неслучайно употребил слово ?интересно? - оно, полагаю, правильное. А подготовила встречу Елена Абрамовна Захарова ? она выступала в роли просветителя в дуйсбургской общине, а теперь начинает у нас цикл встреч ?Кумиры прошлых лет?. Любая дорога, говорят китайские евреи, начинается с первого шага. Первый шаг в этой рубрике будет произведён в субботу в 16 часов. К сожалению, я не смогу в это время присутствовать, отчего переживаю и вам завидую.

В связи с карнавальным шествием в Оберхаузене воскресенье будет не совсем обычным. То есть компьютерные курсы в 11 часов состоятся, а вот Еврейского ликбеза не будет. Жаль, но ничего не поделаешь.
В прошлый раз нас "догнала" недельная глава. Хотя мы идём намного медленнее, поэтому традиционное чтение глав, двигаясь по ежегодному кругу, нас уже несколько раз догоняло и перегоняло. Дело в том, что мы идём намного медленнее (сейчас объясню, почему), да и отвлекаемся на разные другие темы. Так, например, в прошлом году в связи с ширищимся(не путать с словом ?щирять?) миссионерством  я решил пару занятий посвятить христианству ? они растянулись на полгода. . Так вот, неделю назад мы, как и весь еврейский мир, читали главу "Итро". Я о ней в прошлый раз лишь упомянул, а вот часовой рассказ о ней на нашей встрече в Ликбезе не дошёл даже до её середины. Причём, о принятии 10 заповедей, о которых говорится в этой главе, мы говорили несколько поверхностно, так как оставили эту тему для Шавуота ? праздника принятия Торы. Вы поняли к чему я клоню? К тому, что духовная, интеллектуальная и нравственная глыба под названием ?иудаизм? требует от своих исследователей массу времени. А мы располагаем только одним часом в неделю. Так давайте хоть этим часом пренебрегать не будем. Хоть лизнём от подножья горы "Иудаизм".
А теперь пара слов о предстоящей главе. Она называется

МИШПАТИМ

Во-первых, в ней говорится о справедливом судопроизводстве ? одной из главных ценностей любого народа, фундаменте, на котором должно стоять любое общество. В детализации этого идеала Тора требует стремления к правде "От слова лжи отдаляйся..." и недопустимость взяточничества: "И взятку не бери...". Так еврейская практика проведения суда полностью разрывает с восточной традицией, которая живёт до сих пор, распространившись в ещё более извращённом виде по странам, откуда мы приехали: любой суд начинался на Востоке с передачи сторонами подарков судьям.

Вы помните о каком времени идёт речь? Прикиньте, что за эпоха и с какими нравами стояла на дворе 3500 лет назад? Верно, был рабовладельческий строй. Так вот, Тора  говорит, каким должен быть закон о рабах. Во-первых, заповедь "Не укради" относится в первую очередь к краже людей, которая в те времена процветала повсеместно (это теперь она особенно видна в Чечне и у берегов Сомали). Тора говорит, что можно взять еврея в рабство только, если он кому-то нанёс ущерб, который не может возместить. Причём, решение о его продаже в рабство может принять только суд. А тот, кому его продали, не должен издеваться над ним, бить, морить непосильной работой. Более того, он должен кормить и одевать его жену и детей. Хотите верьте, хотите нет, но хозяину раба запрещалось кормить его с семьёй за отдельным столом ? он должен был делить трапезу вместе со своими работниками, даже если они в статусе раба. Причём, в Шаббат раб не должен был работать. Хотя, чему удивляться ? скот отдыхал в Шаббат. А держать человека в рабстве можно было только шесть лет. И когда срок рабства истекал, рабовладелец должен был обеспечивать первое время раба всем необходимым. Пока он не устроится.

А вы говорите ?иудаизм?! Я чем больше его узнаю, тем более поражаюсь тому, что придумали наши праотцы и сохранили наши отцы. Впрочем, и матери ? без доброй воли хозяйки дома еврейская жизнь может угаснуть. Впрочем, это относится и к нашему общему еврейскому дому: без женщин он не был бы полноценным. Это так в любой ветви иудаизма, а в либеральном - особенно.

Что ещё? Мы объявили, что пасхальные продукты (маца, вино, мука) можно заказать до 20-го февраля. Но поскольку ?Делет? вышла поздновато, я беру на себя смелость продлить возможность заказа до утра понедельника ? авось, ничего не случится и наш заказ не пострадает. Дело в том, что мюнхенский магазин, с товаром которого мы уже четвёртый год Песах справляем, привозит мацу и всё остальное из Израиля. И конечно же, им они работаю ?под заказ? ? отсюда и ограниченные сроки. Но рискнём несколькими днями, вернее, нашим заказом.

Сегодня, когда я пишу эти строки, вернее, уже вчера, прошло занятие студии прикладного творчества. Сам я не имею на это времени, но говорят там интересно, и вам там будут очень рады. Я уже говорил как-то, что встречал людей, которые во взрослом, чтобы не сказать преклонном, возрасте взяли в руки кисть. И не отпускают её уже? творчество, как известно доставляет высшее наслаждение. Не стесняйтесь! Приходите (или приезжайте) по четвергам к 17 часам.

И последнее: мы ещё не говорили с вами о том, что очень надо, прямо жизненно необходимо, послать анкеты на героев и жертв Холокоста в музей Яд ва.Шем, а заодно на  сайт, который мы создали с Ехилем Белиловским и который можно посмотреть по адресу www.nekropol.com Там есть, говорю только для тех, кто его ещё не видел, Книга Памяти. Наш долг ? не пропустить НИ ОДНОГО ИМЕНИ нашего родственнника, сгоревшего в огне Катастрофы. Не откладывайте это, пожалуйста. Зайдите в общину, вам помогут заполнить анкету еврейского музея, там она будет храниться вечно. И автоматически эти сведения попадут на наш сайт. Который, надеемся, будет существовать столько же.

Пора заканчивать, а то я заболтался. Это легко проверить: помните с чего начался наш разговор? Я и сам уже забыл. Сейчас посмотрю. Ах, да, мы говорили о счастье: ?Счастье в нас, а не снаружи...?. Так вот, в приложении вы найдёте сказку о счастье, точно о счастье, хотя она называется "Сказкой про старого еврея". Любопытная вещичка. Человек, который её прислал просил не называть его имени. Бывают такие сверхделикатные люди. Поэтому благодарю Вас анонимно, уважаемая С... Чуть не проговорился.

А теперь несколько слов о нашей Карин. Хорошо, что есть такие люди, имеющие к нам бескорыстный интерес. И пытающиеся познакомить нас со своей страной. Понимая, что так нам будет здесь уютней. Мало того, что она ведёт клуб "Spiegel" (я когда-нибудь расскажу, почему он так называется), мало того, что она выбирает (и приносит) книги, которые близки еврейству, мало того, что она готовит информацию о передачах немецкого телевидения на еврейские темы (на этой неделе, кстати, ничего не обнаружилось), так она ещё готовит для этой рассылки материалы, просвещающие нас,. Вот её текст в вопросах и ответах о карнавале. Чтобы мы знали, по какому поводу вся Германия кричит : ?Хеллоу!?. Я текст сознательно не перевожу (пока). Спасибо, Карин!.А всем остальным ? до свиданья!
Ваш Л. Ш.


Kurze Information uber den Karneval

Karneval, was ist das?

Auf Lateinisch bedeutet Karneval: Fleisch, ade: Nach der Zeit des Geniessens im Karneval kommt die Fastenzeit. Die Karnevalszeit ist zum Ausleben der sinnlichen Genusse da, bietet aber auch eine Moglichkeit, gegen die Obrigkeit (Politik) zu protestieren. Dieser Protest begann in der Zeit der Napoleonischen Besetzung des Rheinlandes am Anfang des 19.Jahrhunderts.

Wo wird Karneval gefeiert?

Dieser Brauch wird uberwiegend in den katholischen Gegenden Deutschlands gefeiert, aber auch, mit anderen Inhalten, in Venedig, der Schweiz u.a.

Wie ist der Ablauf der Karnevalszeit?

Sie beginnt jedes Jahr am 11.11.um 11 Uhr 11. Spezielle Karnevalsgesellschaften bereiten sogenannte Sessionen (Sitzungen) vor, bei denen mit Perucken und Uniformen verkleidete Karnevalskunstler Spa?e aus allen Bereichen des Lebens machen (Sex, Politik und Witze). Begleitet wird das Programm von Blaskapellen, die laute Musik machen und jede ?gelungene" Pointe mit einem lauten ?Tusch", d.h. dem Aneinanderschlagen von Metallinstrumenten (Becken), begleiten. Auch Posaunen und Trompeten gehoren dazu.

Welche Tage sind die wichtigsten?

1.Altweiberfastnacht: Frauen schneiden den Mannern die Krawatten ab, symbolische Kastration. Frauen holen sich im Rathaus den Stadtschlussel. Diese Handlungen waren sicher ursprunglich ein Protest gegen die untergeordnete Stellung der Frau in der Gesellschaft.

2. Rosenmontag: Stra?enkarneval. An diesem Tag ziehen prachtig geschmuckte Wagenkolonnen durch die Stadte (z.B. Koln, Mainz, Dusseldorf). Auf den Wagen sehen wir bunte Figuren aus Pappe, die Politiker darstellen. So sollen aktuelle politische Probleme und Mi?stande grob kritisiert werden. Als besondere Attraktion werfen verkleidete ?Prinzessinnen" Su?igkeiten, um die sich dann die Zuschauer manchmal prugeln, besonders wenn viel Alkohol getrunken wurden. Der Rosenmontag bildet den
Hohepunkt des Rheinischen Stra?enkarnevals.

3.Veilchendienstag: Am letzten Tag der Karnevalszeit wird der ?Nubbel", eine gro?e Strohpuppe, die vor vielen Kolner Kneipen hangt, verbrannt.

4,Aschermittwoch: Der erschopfte katholisch-glaubige Karnevalist geht heute zur Beichte, erzahlt dem Priester alle seine Taten im Karneval, und bekommt von ihm ein Kreuz aus Asche auf die Stirn gemalt. Das ist das Zeichen, da? alles wieder in Ordnung ist.

Was konnen wir jetzt tun?

Also, jetzt wissen wir etwas mehr von diesem bunten, lauten Brauchtum und konnen selbst entscheiden, ob wir mitfeiern oder nur verstandnisvoller Zuschauer sein wollen. In diesem Sinn: Kolle Alaaaaf und Helau!


K.C.

Keine Kommentare: