Freitag, 13. März 2009

Тиса

Шалом, друзья!

 

Ещё одна неделя осталась позади. Неделя, насыщенная в нашей общине еврейской жизнью: Каббалат Шаббат с нашим кантором, вечер, посвящённый Пуриму, чтение Свитка Эстер. Были и светские мероприятия, в общем, всё, как обычно. И впереди всё, как обычно. Но на некоторых моментах я остановлюсь подробней.

Итак, в пятницу – Шаббат. В 17 часов. Собираются те, которым небезразличны наши традиции. Хотя нет, к упрямому сохранению традиций прибавляется и явное удовольствие от их соблюдения. Впрочем, в иудаизме всё так: вроде, делаешь не для себя, а для своего народа, а в конечном счёте, получается, что для себя. Потому что соблюдение Шаббата связано с общением, от которого получаешь удовольствие. В этом и есть мудрость нашего народа. Так что, соблюдайте и наслаждайтесь! Начинайте это делать с ближайшего Шаббата. Добро пожаловать!

 

Суббота – кроме русской школы эстетического развития (дети от 3-х до 13 лет), предлагающей развивающее обучение и навыки физической культуры, а также пение, рисование, русский язык, танцы, предполагает ещё и курсы немецкого языка. Так получилось, что в уровне знаний слушателей произошёл крен в пользу тех, кто знает язык послабее – таких оказалось больше. Что ж, им это ещё нужней и полезней!
А завершается суббота встречей в клубе, который мы назвали «Spiegel». Посещать его – очень правильное решение. Можно подтянуть свои знания немецкого языка и страны проживания. Общение с носителями языка как родного – залог уверенности в этой жизни: нам становится более понятным чужой (для каждого в разной степени, но несомненно для всех) мир. Знания же, полученные от местных жителей, бесценны. Тем более от таких, как Karin Chaim и Barbara Elters. Те, кто с ними уже знаком, могут подтвердить, что моё суждение о них – верное. Я писал уже неоднократно, может быть, кто-то помнит, о немцах и не уставал удивляться их высокой порядочности и готовности помогать нуждающимся. Конечно, я говорю о лучших людях, но их много больше, чем среди наших. Не хочу открывать дискуссию, встречал и противоположное мнение, но жизнь меня всякий раз убеждает в моей правоте. Рад, что мы живём в такой стране.

 

Перейдём к воскресенью. Здесь, нас ожидает большое событие – показ спектакля нашего театра «Самуил Шпак и его тётушка». Премьера состоялась два месяца назад. Как летит время?! Только что были переживания по поводу последних репетиций, костюмов, реквизита, и вот, пожалуйста! – шестая часть года пролетела! Но это – к слову, а вообще я о спектакле, который поставил Михаил Непомнящий и к которому я тоже имел какое-то маленькое отношение. Но оно, это отношение, позволяет мне всё таки оставаться объективным. А чтобы вы, друзья, не задумывались о том, насколько я объективен, отошлю вас к статистике: всем, с кем я говорил, спектакль понравился. Точнее, в моём распоряжении есть только один негативный отзыв. Но ведь всегда найдётся человек, который всем недоволен, или завидует чужому успеху, или просто, принижая других, думает, что возвышает себя. Причин для такого поведения можно найти ещё много, но нам они не интересны – нам интересно мнение абсолютного большинства. А оно такое: время на просмотр спектакля не было зря потрачено, он доставил удовольствие. Было бы с моей стороны наивно утверждать, что наш спектакль – новое слово в драматическом искусстве. Нет, конечно, в нём, в первую очередь, ценно то, что он существует. Что есть люди, которые находят время и душевные силы для такого времяпрепровождения, для такого самовыражения. Такие люди были всегда, но в эмиграция цена им возрастает. Я полагаю, что и на сей раз никто не пожалеет, что впервые пришёл на спектакль, как и те, кто захочет посмотреть его ещё раз. Мы – не коммерческая организация, и не ставим  перед собой целью зарабатывание денег. А если ваши кровные центы и простучат какое-нибудь танго в металлическую кассу общины, то всё равно эти деньги пойдут в конечном итоге на развитие того же театра. Так что по сравнению с премьерой мы повысили цену билета: именно потому, что мы – не коммерческая организация и на премьеру цена была смешно низкой. Сейчас она будет три евро с примечанием: для членов общины – 50%. Это не деньги, их можно нашим эмигрантам всех происхождений просто отдать на развитие русской культуры, на чьём поле мы все выросли. А тут ещё и спектакль покажут. И ещё о цене билета: помнится, что на спектакле «Весёлая свадьба» в Дуйсбурге, где мы установили цену, кажется в пять евро, одна зрительница в заключение сказала: «За такой спектакль надо брать 30 евро за билет!» Это было и приятно и справедливо. Ну вот, учитывая уровень спектакля, мировой кризис, курс евро по отношению к другим валютам, мы и установили цену в три евро.

             И только самая последняя стерва

             Не уплатит эти пару -тройку евро!

 

Извините, рифма порой заставляет нас думать одно, а говорить другое. Я, например, думаю так:

                Мне просто действуют на нервы

                 Все, кто жалеет пару евро!

 

В общем, приходите, Самуил Шпак и его тётушка ждут вас!

 

А ещё в воскресенье в 15 часов Еврейский ликбез. Я не знаю ещё, о чём мы будем говорить на сей раз. Наша мечта - сравняться с традиционно читаемыми недельными главами – уже погибла: пока мы узнавали, почему празднуется Пурим, жизнь пронеслась вперёд на египетских колесницах и с переносным Храмом. Так что, если мы будем продолжать знакомиться с главной книгой человечества – Торой, с того места, где мы остановились, то мы отстанем ещё больше. Но мы никуда не спешим – обстоятельность нам важнее скорости. А всё еврейство (всё, в смысле понимающее необходимость знать Книгу книг хотя бы в статусе знакомства) будет в эту субботу читать главу

 

Тиса

 

Это очень ёмкая глава. В ней говорится и о принципах организации переписи населения, и о том, как захотели евреи построить себе идола – золотого тельца (о, как слабы люди бывают! И как на их фоне сильны другие!), и о том, что Шаббат надо соблюдать под страхом смерти (а что делать, если без этого не доходит?) и о многом ещё другом. Я же хочу обратить ваше внимание на одну фразу – заповедь из этой главы. Вот она:

 

 «Пусть же они омывают руки свои и ноги свои, чтобы им не умереть.»

 

То есть – это заповедальное требование соблюдать элементарную гигиену. И что? – спросите вы. А я обращу ваше внимание на дату написания этой заповеди. Примерно три тысячи триста лет назад она уже была письменно зафиксирована. Сравните теперь с тем, что ещё в средние века человечество не умело умываться. Короли Франции, номерные Людовики, не умывались: им приносил слуга влажную горячую салфетку и протирал им лицо и шею. А уж об обычном народе мы говорить не будем. Помните, как те же простолюдины убивали евреев в те же очень средние века за то, что они  распространяли чуму и холеру? А что, это было так логично: все умирали от страшных эпидемий, а евреи – нет. Колдуны и нехристи проклятые! И никому в голову не приходило, что есть простой способ защититься от переносчиков заразы – мыть перед едой руки. Что евреи и делали – ведь заповедь была, приказ такой. Я думаю, что были и такие, которые заповедь выполнять не хотели: про микробы0то тогда никто не знал, а зачем выполнять то, что абсолютно нелогично: «Благословен ты Господи, Боже наш, Царь Вселенной, заповедавший нам мыть руки перед едой!»  «Что это за приказ такой непонятный?» - думал кто-то. А слепое его выполнение спасало жизнь. Физическую. Так, может, заповедь соблюдать Шаббат сохраняет нам жизнь духовную? Впрочем, это вопрос риторический: не случайно эссеист Ахад ха.Ам сто лет назад написал, ставшую классической, фразу:»Не столько еврейский народ сохранял Шаббат, сколько Шаббат сохранял еврейский народ».

 

На этом я бы закончил, если бы не хотел напомнить вам, друзья, что у нас работает библиотека. Она невелика, но перечитать все её книги нелегко. Они есть на любой вкус. Но я хочу обратить ваше внимание, конечно, на еврейскую тематику. На этой полке выбор не особенно велик, но он есть. Конечно, в интернете можно найти практически любую книгу. Но во-первых, не у всех есть ещё это средство коммуникации, во-вторых, что ни говорите, но бумага – это бумага. И все опасения, что отомрут книги, газеты, журналы оказались несостоятельными. Именно потому, что нами движет привычка – держать в руках бумагу. Может быть, наши дети и внуки и будут всё читать в интернете, они уже сейчас не пользуются книгами, хотя ещё не научились их читать с монитора. Но наше поколение будет продолжать водить пальцем по строкам на бумаге. Так что, приходите, берите книги, тычьте в них пальчик, продолжайте познавать мир! Напоминаю, что Елена Шкода, наш библиотекарь, ждёт вас по понедельникам с 12 до 14 часов, а по четвергам наоборот – с 16 до 18. Всё сделано для вашего удобства, но не все ещё это оценили практическим действием.

И последнее: на нашем стенде в общине мы уже выствили фотографии с последнего праздника. Те, кто был на нём, могут прийти посмотреть, опять порадоваться, те, кто не был, посмотреть, позавидовать... На сей раз мы сделали много фотографий, их можно приобрести по цене 50 центов за изображение. Кто себе не достанется, сможет заказать фото дополнительно. Их снимал профессиональный фотограф Нина Межавилка – она работала фотокорреспондентом в разных газетах, устраивала выставки своих работ. Такая мини- выставка фотографий с Пурима сейчас в общине.

 

Ладно, до встречи у стендов общины  и на её мероприятиях

!

Ваш Лев Шварцман

 

П. С. А вот я и не забыл сказать, что спектакль начнётся в воскресенье в 16 часов. А вы подумали, что всё, впал в миазм Шварцман. нет, мне это не грозит – я руки постоянно мою.

 

П.С.П.С.

http://www.vz.ru/columns/2009/2/16/256534.html

 

Это ссылка на статью Леонида Радзиховского, которую мне прислал Ехиль Белиловский. Она о нас, об Израиле, об антисемитизме. И хотя известный журналист и обозреватель говорит, в основном, об известных фактах, под его пером они звучат убедительно. Прочтите, убеждён, что понравится.   

 

Keine Kommentare: