Freitag, 20. März 2009

Ваякель

Шалом, друзья!

Как всегда, промелькнуло семь очередных верстовых столбиков на дороге нашей жизни. А, кстати, что значит «как всегда»? Кто придумал неделю? Где-то читал, что она появилась в Вавилоне, а потом её переняли римляне. Но евреи-то пользовались неделей задолго до этих благородных народов. И они её придумали. Так у древних египтян была в ходу другая единица времени – десятидневка. А евреи минимум три с половиной тысячи лет назад отсчитывали жизненную круговерть именно семью днями: день первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой и Шаббат. Кстати, в самом слове «шаббат» никакой особой магии нет – оно означает «завершение»  Собственно говоря, в русском языке дни недели тоже пронумерованы. Если вспомнить, что у многих славянских народов, слово «неделя» означает что-то вроде дня отдыха, когда ничего НЕ ДЕЛают, то поНЕДЕЛьник -   первый день после недели, потом ВТОРник, СеРЕДа, ЧЕТВерг и ПЯТница (общеизвестные «открытия»).. А потом практически во всех языках идёт слово производное от Шаббата. Ну и поздняя вставка, в честь воскресения Иисуса. К чему весь этот мой научный экскурс? Не знаю, наверное, к тому, чтобы сказать, что пролетела ещё одна неделя, гениальная единица времени, придуманная нашим народом.

И главное, что на ней было – выпуск нашей газеты на немецком языке. Это событие в нашей жизни невозможно переоценить. Именно газета, да ещё и наш сайт, который после долгого перерыва начинает работу, будет привлекать к нам друзей, рассказывать им о нас, делать нас ближе друг к другу. У вас, очевидно, есть среди местных жителей друзья, соседи, коллеги, которым могла бы быть интересна еврейская жизнь нашей общины – возьмите газеты и передайте им. За немецким «Делетом» стоит огромный труд многих людей, и не хотелось бы, чтобы он был потрачен напрасно. Это в наших общих интересах, чтобы о нас знали, поэтому отнеситесь, друзья, к этой просьбе серьёзно. У нас, к сожалению, нет финансовой возможности рассылать газету, поэтому давайте станем с вами разносчиками нашего коллективного агитатора и пропагандиста.

Как и было объявлено, прошёл также спектакль нашего театра «Самуил Шпак и его тётушка». Неплохо прошёл. Жаль, что в «зале» оставались свободные места. И это при том, что их стало меньше, поскольку нам удалось соорудить сцену – зал стал от этого уютнее, удобнее и ...меньше.

Прошёл «Spiegel» - мне на нём побывать не довелось, но Карин говорила, что всё было хорошо. Спасибо ей!

А что же нас ждёт в завершении этой недели? Всё, как всегда, Почти всё, почти, как всегда.

Пятница – это святое дело: встреча «При свечах». Хорошая компания, вино, хлеб, свечи... Стоп! Я сейчас подумал, что в словах «компания» и «компьютер» один и тот же корень. Из чего можно сделать вывод, что компания в прежние времена заменяла компьютер, а хорошая компания делает это и сейчас. По крайней мере один раз в неделю мы обходимся своей компанией и без современных радостей. Зависаем, так сказать, без компьютера на пару часов. И нас не глючит, скорее, наоборот. Присоединяйтесь! Выключите компьютер, телевизор, что там у вас ещё работает? – и присоединяйтесь. 

В субботу, напоминаю, Литературный салон: Ирина Борисовна Глушкина (кстати, о ней написан большой материал в немецкой версии нашей газеты) будет рассказывать о Лиле Брик. – женщине – исключении, как мы написали в нашей рекламе. Кто-то спросит: «А зачем для этого тащиться в общину? Разве нельзя найти о ней материалы в интернете?». Можно, конечно, но здесь компания опять удачно заменяет компьютер. Разве сможет он передать очарование чужого рассказа, живую беседу, совместное чаепитие, наконец?! Ну чего это я агитирую за ту власть, которая не очень любила свободного человека Лилю Брик? Кстати, насколько она была внутренне свободна? Нет, всё-таки кое-что новое мы узнаем в субботу. Мы – это те, кто придёт.

А вот в воскресенье на встречу «Споёмте, друзья!» придут, я уверен, многие. Потому что многие любят петь. Вот опять же: петь можно и в одиночку, но вместе-то приятней! А это ощущения одного ряда. Вот мы и предлагаем в воскресенье вместе попеть. Здесь уж не скажешь: «Пришёл других послушать», нет уж, себя покажите! В хоре, конечно. Не знаю, слаженном ли, но дружном и весёлом – это обязательно получится. Мы придумали много всяких затей к этому вечеру, главным содержанием которых станут песни. Те, с которыми мы выросли, которые пели по-трезвому и не совсем. Те, которые никак не отстанут от нас и те, которые мы слегка подзабыли. Не стану убеждать вас прийти на этот вечер – это не Еврейский ликбез – все, кто любит петь, а есть ли другие?, обязательно придут. И не пожалеют.

А теперь берусь за Еврейский ликбез. Изначально, начинаю убеждать вас начать интересоваться своими началами. Как выдал с самого начала? Собственно, на этом и заканчиваю. Просто не знаю, как можно ещё убеждать. Сказать, что иудаизм очень интересен? Говорил. Что мудр? Общеизвестно. Что необходим? Вы скептически улыбаетесь. Поэтому я просто вам напоминаю: в воскресенье в 15.00 – Еврейский ликбез. В прошлый раз мы начали главу, в которой говорится, например, об еврейских принципах правосудия. О том, что оно – основа всего. Вернее, не только оно, а три вещи: правда, правосудие и мир. Мы подробно говорили о разных аспектах правосудия. В воскресенье продолжим разбирать эту главу. А в остальном мире начинается неделя, проходящая под знаком главы

Ваякель

И идёт в ней, в основном, речь о строительстве переносного Храма – Мишканы, по-русски Скинии. Хочу обратить ваше внимание только на одну вещь: как люди жертвовали на  строительство Мишканы, отдавая много ценностей на общее дело. Вот нам бы поучиться у древних! Их давно уже нет, а общие духовные ценности, на создание которых они жертвовали свои личные материальные существуют до сих пор. А материальное – вот оно как раз не вечно. Хотя есть люди, цепляющиеся за свои мелкие монетки, как за спасательный круг на волнах жизни. Вряд ли стоит. Стендаль сказал, что все люди делятся на две категории: на тех, кому небезразлично, что о них скажут после их смерти, и на тех, кому это безразлично. Точно подметил. Так вот, у евреев всегда ценились первые – это люди с совестью, с чувством справедливости. Именно они – соль жизни.

Глава эта (обычно её читают вместе со следующей главой - Пкудей) вызывала у наших мудрецов много мыслей. Позвольте предложить вам один фрагмент, который вызван у меня вышевысказанными соображениями о том, что духовная божественная сила побеждает все материальные. Его написал раввин Зеев Мошков. Из его статьи я выбрал тот отрывок, который сравнивает еврейский подход к понятию «Бог» с христианским. Это ведь всегда интересно. Вот этот актуальный для нас фрагмент.

 Святой дух в христианстве

            Тора требует от человека веры в абсолютное единство Б-га. Это, простое, на первый взгляд, положение, оказывается трудным для усвоения, требующим от человека отказа от обычной логики и развитой силы воображения. Не случайно, исполняя заповедь чтения стиха «Слушай Израиль, Бог Всесильный Наш, Бог один» положено закрывать глаза рукой, чтобы видимый мир не мешал медитативному постижению единства, отсутствия как внешних, так и внутренних границ, составляющих частей и различий. В материальном мире все состоит из частей или частиц, что не позволяет человеку найти аналог этого свойства Всевышнего в природе. Единство так же предполагает неизменность во времени и пребывание в настоящем прошлом и будущем одновременно. На это указывает имя Экье ашер Экье «Буду как буду» - т.е. всегда останусь неизменным. А четырехбуквенное Имя, обладающее наибольшей святостью, расшифровывается как «Был, есть и буду».

            Христиане, несмотря на их желание заимствовать принципы веры из Иудаизма, оказались неспособны осмыслить их, так как само понятие абсолютного единства оказалось недоступным для них. Они подменили его понятием триединства и тем самым отказались от краеугольного камня Иудаизма. Триединство – единство частей, а не неделимого, простого целого. Бог христиан оказался состоящим из отдельных частей: источника бытия, его воплощения в материи и связующего между ними элемента. Последнюю составляющую часто изображают в виде голубя и приписывают ему свойство давать людям вдохновение и пророческий дар. Кроме того, в христианской мифологии святой дух оказался способным войти к девственнице и стать отцом ребенка. Таким образом, понятие святого духа в христианстве не имеет ничего общего с понятием Божественного духа в Торе и пророках, где он раскрывается, как Божественное желание, управляющее материальным миром через способности людей. Вопрос, поднимаемый христианскими теологами, является ли Божественный дух частью Бога, или нет для иудаизма абсурден, так как у Бога нет частей.

Хотел на этом проститься с вами. Но вспомнил, что есть ещё одна темка. Мне хочется напомнить вам, друзья о студии прикладного творчества. Она работает недавно, но люди, её посещающие, в восторге от того, что они там делают. Почему бы и вам не попробовать? Есть, правда, там одна проблемка: ко мне поступали предложения перенести эти занятия на выходные. К сожалению, пока это невозможно. И если речь идёт о том, что приходится при посещении приобрести один (расписание устроено так, что возвращаться приходится после 19 часов) дополнительный билет, то, что ж, хоть что-то за приятное и полезное надо платить? Это не мои мысли, я только с ними согласен.

Вот теперь всё. Хороших вам выходных! Наполненных  духовностью!

С этим пожеланием с вами прощается

Лев Шварцман

Keine Kommentare: