Donnerstag, 3. September 2009

Ки таво

Шалом, друзья!

Оглянёмся на прошедшую неделю. Была встреча «При свечах». Мы пили вино, шутили, болтали откровенничали...  Мне кажется, что у нас родилась хорошая традиция. Что значит «родилась» - ей три с половиной тысячи лет, мы лишь к ней присоединились и поддерживаем её. Пусть в самой малой мере. Очень трудно в диаспоре поддерживать еврейские традиции – это знает всякий, кто пробовал это делать. Тем более обидно, когда традициями пренебрегают в Израиле - таких примеров мы знаем немало.

Недавно меня в лоб спросили, верю ли я в то, что удастся продвинуть еврейскую Традицию среди наших соплеменников здесь. Человек, который спросил, имел в виду, что мы все далеки от религии. Я ответил утвердительно. Не потому, что я наивен и не могу объективно оценить ситуацию. Да, сегодня во всём мире интерес к религии резко падает. Надо сказать, что при этом он растёт в отношении неевреев к иудаизму. И у части евреев говорящих на русском языке, в частности. По-моему, дело не в религии – о ней мы как-нибудь обязательно поговорим. Дело в том, что иудаисткое мировоззрение, предписывающее евреям обязательное сомнение в существовании Бога, вполне жизненноспособно, вне зависимости от нашей веры в высший разум. Я полагаю, что сегодня, а может быть так было всегда, есть два вида еврейства: вынужденное и добровольное. Для существования первого причин сейчас не видно: нет записи в паспорте о национальности, нет государственного антисемитизма, да и так называемый бытовой, как правило, сидит в Германии в подполе. А второе еврейство должно стать нашим обязательным выбором. Уже много раз говорил, что мы не должны окончательно стать детьми, промотавшими богатство наших родителей – его нужно, пусть и по крупицам, но сохранить. Наши пятничные встречи – и есть крупицы этого наследства. Но мы хотим стать богаче, чем мы есть. Надо только убедиться, что иудаизм – это наше богатство, которое нам завещали наши отцы. И матери, конечно. Сделали они это в здравом уме и твёрдой памяти. Отказываясь от наследия, мы демонстрируем хворый ум и разжиженную память. Я не верю, что мы такие.

В субботу я не был на «заседании» клуба «Spiegel» - мне пришлось по нашим общим делам съездить в Билефельд. Говорят, что встреча прошла, как всегда, интересно. Мы должны быть благодарны Карин Хайм за тот труд, который она взвалила на себя по  продвижению нас в знании немецкого языка, немецкой жизни, да и знакомству немцев с нашими ценностями. Которые мы восстанавливаем в нас по крупицам, а они хотят черпать для себя лопатами..

В воскресенье был «Еврейский ликбез». Мне нельзя судить о его качестве, но, это очевидно, те знания, которые мы получаем на нём, в первую очередь, и есть упомянутые крупицы. Мы начали разговор о приближающихся праздниках. И первый среди них Рош-а-Шана. Его философия и традиции очень интересны. Это вам не Первомай, который изжил себя и поддерживается искусственным дыханием левых и любителей побузить. За нашим Новым годом стоит глубокий смысл, требующий огромной духовной работы. Приходите, скептик, «тормоз» и Фома – обещаю, что вы откроете для себя очень интересный мир.

После Ликбеза состоялся показ в киноклубе. Инна Альпервоич предложила две ленты: «Поезд жизни», который, по-моему, многим из вас известен, и «Alles ist erleuchtet». Я специально привожу немецкий вариант названия, чтобы подчеркнуть, что он шёл на немецком языке. Но дело в том, что действие происходит в Украине и львиная доля диалогов и монологов звучит на русском языке. Двуязычие придало дополнительный шарм зрителям, владеющим русским и понявшим почти всё на немецком. А вообще фильм всем понравился: выверенная режиссура, прекрасная игра актёров, отличная музыка, вечная тема Холокоста и, как ни странно, много веселья. Картина затронула сердца буквально всех зрителей – в темноте кинозала можно было видеть украдкой вытираемые слёзы. Жаль, что другой отличный фильм остался за бортом киноклуба, и это не первый раз. Как раз сегодня (в среду) мы с Инной Альперович обдумывали, каким способом сможем показывать фильмы не выбранные зрителями, но достойные нашего внимания. Кажется, придумали...

Теперь о том, что нас ждёт в ближайшие дни.

В пятницу –вновь «собирание крупиц» почти растерянного богатсва. Это - «При свечах» - нас ждут обещанные неделю назад новинки. Кроме того, параллельно Шаббат будут встречать подростки. Если у вас, друзья, в поле зрения есть такие, подскажите им о возможности весело и интересно провести время. А если есть такие, которые зоне вашего влияния, то приведите их за руку – думаю, что ни вы, ни они не будете чувствовать себя пострадавшими. Начало в 17.30

В субботу начинается учебный год в школе «Кенгу.Ру» русского культурного Центра «Трио». Завуч школы, Ирина Антоновна Рябченко, «доложила», что запись происходит достаточно активно: на эту минуту записалось уже около 40 детей. Мы впервые отделили друг от друга детей 3-х и 4-х лет. Это значит, что и те, идругие смогут лучше идти к цели, а именно эстетически развиваться в предлагаемых школой обстоятельствах, то есть в рамках русского языка. Они смогут также физически развиваться – Светлана Владимировна Нейман не даст им ни секунды покоя на уроке физкультуры. Детям постарше будут преподаваться рисование (Леонид Валентинович Сокальский) и пение (Галина Михайловна Мучник). Вот познакомлю вас с расписанием на случай, если приведёте детей или внуков. Итак, 4-летние дети и те, кто хочет посещать первый класс, приходят к 10 часам. Для 3-летних  уроки начнутся в 10.50. (надо ли говорить, что для всех нужна будет спортивная форма?). 4-5-летних детей педагоги ждут к 11.40. 2-й класс приходит к 10.50-ти и начинает занятия с урока пения. 3-й класс у нас, к сожалению, пока не набрался, а те, кто в прошлом году ходил во 2-й, по разным причинам  перестают заниматься. Но у нас будет зато 5-й класс – это те дети, которые когда-то были у нас малышами. У них будет новая учительница. Да и они ей – ребята у нас хорошие.

Есть у нас ещё детский танцевальный коллектив, им руководит Наталья Алексеевна Митраева. Те, кто видел выступление этих детей, знает, что они «в рекламе не нуждаются». Надеюсь, что уже на вечере Рош-а-Шана дети покажут премьеру еврейского танца. Если у вас есть желание практически бесплатно содействовать тому, чтобы ваши дети (и внуки) были пластичны, стройны и талантливы, приведите их к нам. Танцевальный коллектив соберётся в 14.15.

В воскресенье вас, как всегда, ждёт «Еврейский ликбез». Мы продолжим ликвидацию безграмотности в сфере праздников. Начало в 15.00. Других мероприятий мы на эти выходные не запланировали. Ну разве стоит ещё напомнить, что начала работать библиотека, в которй много русских книг и немного немецких. Немного – но они все подобраны Карин Хайм, а она знает толк в немецкой литературе. Той, что касается русских и еврейских тем.

После упоминания о Ликбезе я мог бы спокойно перейти к недельной главе, но я решил напомнить о библиотеке. А теперь перехожу к  главе

Ки таво

Что означает «Когда придёшь».

В этой главе много проклятий. Давайте посмотрим, кто проклинается.

1)      Проклят создающий себе кумира своими руками втайне.
2) Проклят заставляющий своих родителей терпеть лишения.
3) Проклят нарушающий границы владений другого.
4) Проклят направляющий слепого по ложному пути.
5) Проклят неправедно судящий иноземца, сироту или вдову.
6) Проклят тот, кто переспит с женой своего отца.
7) Проклят тот, кто переспит с животным.
8) Проклят тот, кто переспит со своей сестрой.
9) Проклят тот, кто переспит с матерью своей жены.
10) Проклят тот, кто тайно ударит своего друга.
11) Проклят берущий взятку, от которой пострадает невиновный.
12) Проклят тот, кто не сохранит этого Учения.

Наши мудрецы заметили, что здесь перечислены только те преступления, которые не могут быть осуждены судом в виду их трудной доказуемости либо скорее подвержены моральному суду общественности. Ведь пости все эти прегрешения происходят, как правило, без свидетелей.

Не будем рассматривать эти проклятия подробней – о них написаны целые трактаты комментариев и размышлений. Поговорим о них подробней, когда будем читать её на Ликбезе. И обратим внимание тогда на слова в конце главы: «Но и между теми народами  не успокоишься ты».Это про нас, про евреев диаспоры. Мечущихся между ассимиляцией и сохранением своего еврейства. Вот и получится, что мы исчезнем. Это и будет окончательным решением еврейского вопроса. Нет уж, мы приехали сюда, чтобы не соуществились планы Гитлера, мечтавшего сделать эту страну «юденфрай». Не получится. Сохраняя еврейство в себе, мы сохраняем его в мире.

До встреч на общиных мероприятиях

Ваш Л. Ш.

Keine Kommentare: