Donnerstag, 19. November 2009

«Толдот»

Дорогие  друзья!

 

С одной стороны мне иногда кажется, что мы авантюристы: как мы можем браться за решение казалось бы неразрешимых задач? С другой – я, как никогда, понимаю слова Бен-Гуриона, сказавшего: «Кто у нас не верит в чудо, тот не реалист!» Это помогает понять, что по-другому и быть не может: у нас просто нет другого выхода, как браться за любые необходимые дела. Это часть еврейской философии: начинать, а решение проблемы тем или иным образом появится. Именно поэтому всё, за что мы ни берёмся, у нас получается. Иногда сам не понимаю, как, но ведь получается! Вот, как мы без средств  одолеваем ремонт? Только за счёт добровольных помощников. Убеждён, что у нас и на сей раз всё получится. Вот только со сроками у нас проблемы.  Не могу сказать, что мы вышли на финишную прямую, работы ещё очень много, но свет в конце нашего коридора уже виден. По-крайней мере, стены уже стоят, над потолками работа идёт, сейчас надо красить, грунтовать и шлифовать то, что уже стоит. Поэтому я обращаюсь ко всем, кто хочет (и может) содействовать нашему чуду: подключайтесь к работе над общинным помещением! Для  грунтовочных и покрасочных работ особых навыков не требуется, их смог бы делать даже... я. Поэтому, друзья, повторяю: все, кто может и хочет, приходите и помогайте!

 У нас на стройке десятилетия (на меньшее мы не согласны) сложился неплохой коллектив работников – в него легко и приятно вписаться! Приходите, помогите в становлении вашей общины! Само собой, что при себе надо иметь рабочую одежду.

Один из наших помощников, кстати, не еврей, в ответ на мою благодарность сказал: «Это Вам спасибо! За то, что не сижу дома без дела». Я не хочу сказать, что тот, кто придёт, должен быть благодарен, нет, но ему надо помнить, что мы-то строим общину для себя. И это не просто слова – жизнь подтвердит их правильность.

Короче, приходите! Давайте приблизим конец ремонта! Чтобы Хануку праздновать уже по новому адресу! Очень на это надеюсь.

 

Теперь к другим делам предстоящей недели. В пятницу, как всегда, «При свечах». В 17.30. Напоминаю обычное содержание вечера: свечи, вино, хлеб, беседа, шутки, песни... В ближайшем будущем будут дополнения, но в эту пятницу всё ещё будет, как всегда.

 

В субботу русская школа. Она для детей, чьи родители понимают важность второго языка для подрастающего поколения. А ведь школу «Кенгу.РУ» русского культурного Центра посещают дети 3 – 10 лет, большая часть которых родилась уже в Германии (!). Конечно же, их родной язык немецкий. Конечно же, им нужен язык их родителей, бабушек и дедушек. Тем более, что поддерживать нам его в них совсем нетрудно. И денег не стоит. Напоминаю, что начинает школа работать в 10 часов.

 

Но я отвлёкся. В субботу пройдёт экскурсия. Её тема – «Золинген. Замок графов Берг». Что здесь рекламировать, не знаю. Город знаменитой немецкой стали в рекламе не нуждается. Замок, очевидно, интересен, иначе к нему не валили бы туристы. Так что те, кто любит знакомиться с городами и весями страны проживания, собирайтесь у главного расписания центрального вокзала Дюссельдорфа к 10 часам. Вас там будет ждать Елена Банд – она всегда тщательно готовится к проведению экскурсий. Она же имеет замену этой эксурсии. На тот случай, если будет плохая погода. То есть экскурсия пройдёт при любой погоде, вот только в разные места.

 

В воскресенье  - «Еврейский ликбез». В 15 часов. В прошлый раз мы беседовали вновь о нравственных проблемах, впрочем, о них вся Тора. В этот раз мы продолжим чтение. Ничего не буду рассказывать наперёд, скажу только, что мы подходим к завершению третьей книги Пятикнижия. Что ж, у нас особый темп движения, отклоняющийся от столбового: на праздники, на другие темы. А вообще в эту субботу читается глава из первой Книги

 

«Толдот»,

 

Что можно перевести как родословная или история жизни. Ицхака, имеется в виду.

Чтобы понять, о чём в ней речь, надо знать, что Ицхак, сын Авраама, уже женился, на Ривке. Они состоят в браке 20 лет, но детей у них нет. А когда Ривка наконец забеременела, то её беременность была весьма непроста: постоянные толчки и очень сильные боли сопровождали её. Она вынашивала двух сыновей: того, которому предстояло стать первым евреем на земле, Якова, и того, кто пренебрег наследием деда, предпочитая жить не по законам справедливости, а по правилам джунглей, Эсава. Их история затрагивает массу проблем, среди которых помимо духовного наследия отцов, такой вопрос: чему надо отдавать предпочтение в воспитании детей: любви или строгости? Можно ли обманывать во благо? Как по-настоящему понять своих детей? Как относиться к смешанным бракам?

И все эти проблемы возникакют на фоне истории с продажей первородства одного брата другому. Прямо не религиозная книга, а учебник житейских коллизий. Ничего удивительного – Тора вправду является учебником жизни. Мы убеждались в этом не раз. А история с продажей первородства – один из самых наглядных примеров. Надо сказать, что наши знания этой истории, в основном, из светской литературы, которая зиждется, как правило, на христианских источниках, никак не передаёт всю сложность рассказанных в этой главе отношений братьев и их родителей. Чтобы узнать истину, надо знать Устную Тору – без этой информации точно не разобраться. По этому поводу: спросили однажды у одного философа, можно ли победить евреев? Он посоветовал врагам евреев заходить почаще в синагоги, чтобы наблюдать за ними: пока евреи учат Тору, они непобедимы. А вот когда перестанут... Не надо переставать.

Пути Якова и Эсава разошлись навсегда. Ненависть Эсава к брату перешла в антисемитизм, передавшийся и в последующие поколения. Вот и получается, что первый еврей уже знал антисемитизм. И я этому верю. Потому что и то, и другое являются состояниями ума и души. Второе всегда вызывается первым. А первое обречено на зависть, непонимание и встречу с духовной блеклостью. Это печально, но изменить это можно лишь частично. В первую очередь просвещением. Но для этого надо быть просвещённым самому. Что ж, я предлагаю вам изучать не худшую науку. Скучно при этом не бывает.

 

Желаю вам полноценных выходных!

 

Ваш Л. Ш.

 

 

 

Keine Kommentare: