Donnerstag, 5. November 2009

Ваейра

Друзья, шалом!

Вот только написал пару мыслей по поводу очередной субботы, как тут же поспела следующая.

Называется она

Ваейра,

что означает явился. В смысле Господь Аврааму. К слову, в русском языке между словами «Бог» и «Господь» не просматривается никакой разницы, а в Торе она не только существует, но и принципиальна. Бог в Торе – это Элохим, а его

четырёхбуквенное непроизносимое имя переводится на русский как Господь. Причём, в еврейской Традиции эти имена имеют две различные характеристики, ипостаси Творца: справедливость и милосердие. Но я не об этом, я о слове «явился». Явился Аврааму Бог, далее произошла известная «торговля» о количестве праведных людей в неправедных городах Содоме и Гоморре (кстати, уничтожено было пять городов, а не два, как мы привыкли считать). Ещё одна общеизвестная вешь – Бог разрушил эти города за разврат их жителей в сфере сексуальной жизни (содомский грех). Это так, но не только так. Жители этих городов были богаты, но законы их были отвратительны. Вот только один пример: Авраам, как известно, во главу угла поведения, а значит, иудаизма, поставил гостеприимство. Это не случайно - на фоне нравов того времени хорошее обхождение с гостями было революционным воззрением. Судите сами, по некоторым правилам Содома и Гоморры.

Любого чужеземца, обнаруженного в округе, разрешалось ограбить               Обязанность судей была в том, чтобы местные жители всегда оказывались правы, а чужеземцы оштрафовывались безо всякой совести.                                                      .                                      С того, кто приглашал чужеземца на свадьбу, снималась вся одежда.               Подаяние нищим было запрещено под страхом смерти. Так, говорит мидраш,                                                                                                                                   одна из дочерей Лота была казнена за то, что пожалела нищего. К слову, если бы с ней это не случилось, то не стала ли б она, как её сёстры, тоже спать со своим отцом, предварительно напоив его?

Что ещё в этой главе? Рождение Ицхака, сына Авраама. Изгнание другого сына, Ишмаэля, будущего отца арабских народов. Правда, изгнание – это не совсем точное определение взаимоотношений отца и сына впоследствии: Ишмаэль уважал отца, они часто контактировали. Это потом евреи и арабы стали недружественно относиться друг к другу. Жаль, от одного праотца мы все происходим. И споры между нашими народами должны быть в худшем случае лишь теологическими. Например, кого намеревался принести в жертву Авраам: Ишмаэля, как утверждают арабы, или Ицхака, как утверждают наши мудрецы уже много поколений. Этот эпизод, кстати, находится в этой же главе. Но нет, споры стали территориальными, военными, существующими уже на генетическом уровне. Хотя, как показывает жизнь, всё может поменяться в мгновенье ока. Пока же просвета во взаимоотношениях с арабами не видно. И в теологическом споре нам тоже всё ясно: наследником взглядов Авраама стал Ицхак. И эти взгляды мы пытаемся изучать, а потом и жить по ним. Получится?

Чтобы получилось, надо «хранить и помнить». То есть изучать еврейские традиции, взгляды и исполнять заповеди. Вот с изучением на этой недле у нас не очень получится. «Еврейского ликбеза» в воскресенье не будет. Сейчас объясню почему, только напомню о пятнице. Хотя чего напоминать, встреча «При свечах» будет. Беседы будут. Вино будет. Красивые еврейские песни будут. А вы будете? Милости просим!

А в воскресенье будет в общине важное мероприятие: Церемония чтения имён погибших оберхаузеновских евреев. Будет она проходить впервые в этом городе. Мы поместили объявления об этой акции в нескольких газетах, разослали приглашения нашим друзьям. Конечно, невозможно предсказать, сколько прибудет немецкоговорящих гостей. Но надеемся, что наш уютный зал сможет вместить всех желающих. А если нет, что ж, мы хозяева, постоим... за честь общины.

Начало церемонии в 17 часов. Как она пройдёт, трудно сказать. По-крайней мере, мы приложили много усилий для её успеха. Но как бы она ни была подготовлена, самое главное в ней произойдёт – прозвучат имена всех тех, кто погиб, на чьё место мы с вами приехали. Не будем гадать, что было бы, если бы... Так случилось – практически всё немецкое еврейсвто было уничтожено. Мы являемся теперь им. Хотя мы пока ещё «русские» евреи. Но ответственность за судьбу еврейской Германии в свои руки уже берём. А дети наши будут уже немецкими евреями. Если станут ими. Сделаем всё для этого. Чтобы никогда не осуществилась мечта нацистов, и страна не стала бы «юденфрай». Если мы не будем сохранять и передавать из поколения в поколение еврейское духовное богатство, это произойдёт. И будет это несправедливо. Справедливость же – главная еврейская ценность. Катастрофа стала самой большой, глобальной несправедливостью, унесшей жизни многих наших родных и близких. И далёких, но близких 190-ти оберхаузеновских евреев. Пусть накануне Хрустальной ночи прозвучат их имена! Это минимум, который мы можем сделать для их памяти! И от этого, может быть, их душам станет чуть-чуть уютней. От того, что мы их помним. Вечная же им память! Амен!

Ваш и их Л. Ш.

 

Keine Kommentare: