Freitag, 4. Dezember 2009

Ваишлах

Друзья, шалом!

Вот и очередной еврейский праздник приближается. Евреи будут его праздновать в  2173-й раз. В нашей общине он будет отмечаться в 5-й. Но надо сказать, что и прежде еврейская общественность нашего региона его несколько раз праздновала в рамках предшественника общины - русского культурного Центра. А теперь уж тем более отмечать будем. Жаль только, что мы не сможем собраться в стенах нового помещения. А так мечталось! Первым мероприятием в нём станет Ханука. Не получилось. Но мы надеемся, что ещё много праздников состоится в новых стенах, а пока нас опять приютила католическая община Оберхаузена. В её зале на Paul-Reusch-Stra?e мы отмечали в этом году Пурим. Судя по вашим отзывам, неплохо отмечали. И вот, надеюсь, в последний раз  мы не у себя дома будем зажигать свечи, есть-пить, танцевать, петь, дурачиться... Не буду рассказывать о всей программе – она, как всегда, и традиционная, и свежая.

Я очень рассчитывал, что наша газета выйдет в ближайшие дни, даже отпуск на работе брал для этой цели, - не получилось. Остаются два канала информации – эта рассылка и «цыганская» почта. Давайте объединим его в один. Все, кто получит эту информацию, сообщите о ней друзьям, знакомым, соседям, коллегам... Обидно будет, если кто-то хочет традиционно в общине отметить этот древний праздник, да не будет знать о такой возможности.

Конечно, можно зажигать ханукальные свечи и дома, но чувство еврейского локтя (в самом лучшем смысле слова) в праздники тоже очень важно.

Итак, наше мероприятие приходится на зажигание третьей ханукальной свечи, т. е.  на 13-е декабря. Это воскресенье, поэтому вечер мы начнём пораньше, в 16 часов.

На сей раз мы опять вводим небольшую плату за вход. Вернее, это не вход, а покрытие затрат на вечер. Все наши небольшие сбережения съел ремонт. Сделал он это, как говорит меткое украинское наблюдение: «як пэс муху зъив». Наш банковский счёт напоминает мне сейчас голову лысого человека. Но, надеюсь, не того, у которого обильное выделение тестерона, а того, который голову обрил. Волосы на ней опять обязательно вырастут. А пока на нашей не растут даже усы. Поэтому и вводим опять плату за удовольствие. Скромную, надо сказать, плату. Шесть евро. Члены общины будут платить только половину от этой суммы. Но замечу, что только те члены общины, котрые не имеют задолженностей по членским взносам. Если кто-то приведёт детей до 13 лет, пусть знает, что с них плата браться не будет.

И самое, может быть, главное. Чтобы попасть на праздник надо ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ЗАПИСАТЬСЯ, Мы много раз говорили об этом, но вынуждены становиться всё категоричней. Согласитесь, что невозможно нормально подготовить и провести меропритяие, если неизвестно число его участников. Представьте себе, что к вам на день рождения придёт непонятно сколько гостей. Может быть, больше, чем вы предполагали, может быть, меньше. В обоих случая у вас будут проблемы и недоразумения. Мы хотим их избежать. Поэтому – телефоны общины 0208 – 38 62 988 и 38 62 987. Обязательно назовите фамилию, количество ваших спутников и телефон, по которому можно, в случае необходимости, что-то уточнить. Вы видите, что мы не хотим создавать вам неудобств, требуя предварительной оплаты. Пожалуйста, приходите прямо на вечер. Но предварительно сообщите нам об этом. Хотя бы для того, чтобы мы знали, какое количесвто столов и стульев подготовить. Мы всем, как говорится, рады,  только тем, кто не свалится на нас без предупреждения, мы «радее». А то, что всем рады, то это не для красного словца, это правда – чем больше людей проучаствует в подготовленной нами програграмме, чем больше их прикоснётся к своим истокам, тем чувство долга будет у нас «исполненней».

Хотел сейчас немного рассказать вообще о Хануке, но передумал – все, кто интересуется еврейской Традицией, могут прийти в воскресенье на «Ликбез» - мы на нём будем говорить об истории Хануки, её философии, обычаях... Я гарантирую, что будет интересно.  И не потому, что я так уж интересно рассказываю (об этом не мне судить), а потому, что еврейский взгляд на мир сам по себе чрезвычайно интересен. Приходите к трём часам и убедитесь в этом.

И последнее: мы будем зажигать третью ханукальную свечу. Зажгите у себя дома первую и вторую. Вечером в пятницу и в субботу. Вы, конечно, скажете, что у вас нет ханукии, светильника предназначенного именно для этого праздника, зажгите просто свечи. При этом помните, что их зажигают от свечи – служки. В общем приходите на «Ликбез», мы обо всём этом будем говорить.

В эти выходные дугих мероприятий не будет. По разным причинам. Одна из них – необходимость в отдыхе друг от друга. Получается, что будет ещё только в пятницу «При свечах». Кстати, через неделю на нашей встрече мы будем зажигать первую ханукальную свечу. В этот вечер получится - очень при свечах.  Напомню, что по пятницам мы собираемся в 17.30.

Что осталось? Рассказать о недельной главе. Она называется

Ваишлах (И послал)

В ней Яков с жёнами, детьми, домочадцами возвращается домой. В пути он борется с напавшим на него ангелом. Борьба идёт всю ночь, но ангел так и не смог одолеть Якова. В этом эпизоде Торы много символов. Один из них – еврейский народ непобедим. Но у Якова в результате оказалось повреждённым бедро. Это символизирует то, что еврейский народ будет в окружении других народов на краю гибели, но найдёт в себе силы для возрождения.

Кроме того, бедро сравнивается с людьми, которые материально поддерживают тех, кто изучает Тору. Потому что евреи отвернутся от своей главной Книги. Повреждённое бедро показывает, что народ без Торы будет неустойчив.

И ещё один момент взаимоотношений с борющимся ангелом. Он спрашивает имя у своего «противника», и когда тот отвечает «Яков», ангел говорит: «Отныне тебя будут звать Исраэлем! И означает это имя то, что ты боролся с небом». То есть слово «Исраэль» означает «богоборец» (корень «эль» . Бог очевиден). Что скажете, друзья? Имя народа, придумавшего монотеизм, означает то, что он борется со Всевышним? Каково? Но дело в том, что этот парадокс психологически абсолютно точен: не бывает любви без противостояния. Пусть и эпизодического. Вот ещё один еврейский  парадокс. Иудаизм призывает евреев сомневаться в существовании Бога (!). Потому что этот взгляд на мир очень реалистичен.  Иудаизм понимет, что и без этого призыва сомнение у думающих людей будет всегда и во всём присутствовать. Так не лучше ли легализовать его?  А чтобы уж совсекм ошарашить своих последователей, Талмуд приводит слова Бога, с которыми тот обращается к евреям: «Не надо в меня верить, достаточно исполнять мои заповеди». И вправду: вера не видна, в голову человека заглянуть невозможно. А вот его поступки  - как на ладони. И в этом иудаизм тоже «впереди планеты всей», которая требует у прихожан веры. А иудаизм – действий. Повсему поэтому я и говорю: давайте сберегать мировоззрение, выработанное сотнями поколений наших предшественников. Слепить всё это было трудно, а развалить – просто. Давайте беречь!

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: