Donnerstag, 10. Dezember 2009

Ваейшев

Шалом, друзья!

Дотягиваюсь из середины этой недели к началу следующей. К вам дотягиваюсь. Чтобы рассказать, что слышно, чем живём, и чем хотелось бы жить.

Итак, ремонт наш ползёт всё дальше. Мы опять заняли деньги, мы опять оптимистически смотрим на ситуацию с новым помещением. Кстати, насчёт оптимизма – три человека предложили нашей общине деньги взаймы на проведение ремонта. Эти три члена нашей общины не богачи, они предложили, полагаю, практически все свои сбережения. И это очень приятно: во-первых, сам жест (хотя какой это жест? – это поступок!) очень трогателен, во-вторых, эти люди верят в будущее нашей общины, оптимистичны в отношении её возможностей, в-третьих, эти три человека ощущают общину как свою. Честное слово, не знаю, что больше радует: первое, второе или третье?  Спасибо вам, друзья! Я надеюсь, что мы обойдёмся без вашей помощи, но если она всё-таки понадобится, то я смело обращусь к вам.

Итак, мы предпринимаем всё, чтобы осуществить перезд в этом месяце. Если это не произойдёт, мы будем вынуждены приостановить нашу работу. Но, надеюсь, что до этого не дойдёт, надеюсь, что те люди, которые создают наш дом, успеют справиться.

Мы рассчитывали, что проведём Хануку уже в новом помещении, как видите, это было наивно. Хорошо, что наши друзья из католической общины предоставляют нам для празднования своё удобное и красивое помещение. В прошлый раз я не указал номер дома, в котором мы встречаемся 13 декабря для зажигания третьей ханукальной свечи: Это 62-й дом по Paul-Reusch-str. Пишу номер дома не для того, чтобы гости пришли прямо туда, нет, надо обязательно предварительно записаться. Напоминаю телефон общины: 0208-38 62 987. Как вы знаете, наши работники дежурят с 12 до 17 - 18 часов. Запись уже идёт, но у м еня всё-таки создаётся впечатление, что многие о вечере ещё не знают. Ведь не вышла газета, и люди не в достаточной мере проинформированы. Поэтому, друзья, ещё раз прошу: распространите сообщение о празднике всем известным вам соплеменникам нашего региона. Сообщите по телефону, по электронной почте, при личной встрече. Обидно будет, если люди, не пропускающие возможности отпраздновать наши праздники «Вместе!», не узнают о такой возможности.

Начало в 16 часов. Гостей ждёт танцевально-развлекательная прогрмма и всё, что обычно отличает наши вечера.

Первая ханукальная свеча в нашей общине будет зажжена в пятницу на встрече «При свечах». На неё тоже сердечное вилькоммен! В пятницу в 17.30.

Теперь о недельной главе. Она назывпается

Ваейшев

Переводится это слово как «И поселился». Речь идёт о Якове, который поселился в Эрец Исраэль, а именно в городе Хевроне. Я уже рассказывал, что мне посчастливилось побывать в этом месте. В пещере Махпела.Где находятся могилы Авррама и Сарры. Под ними – подземная часть самой старой синагоги на земле. Проникнуть туда без подрывных работ, невозможно. А очень хочется – ведь это подземелье хранит, очевидно, многие библейские тайны. Там есть только узкий лаз вниз. Когда в 1967 году наши войска освободили (по арабской версии - захватили) этот город, Моше Даян, как известно, заядлый археолог, нашёл в израильской армии солдата такого малого телосложения, что оно позволило ему прникнуть в этот лаз. Его оснащённого противогазом, фонарём, фотоаппаратом, опустили в подземелье.  Что он там видел, что он оттуда вытащил, знал только Моше Даян. Откроется ли когда-нибудь эта тайна? И есть ли она вообще?

Но вернёмся к Якову. Вернее, к его сыну Иосифу – он главный герой этой главы. А сама глава, пожалуй, самая известная. Мой отец, очсевидно, не самый лучший знаток Торы, рассказывал мне в детстве именно эту историю. О взаимоотношениях Иосифа с братьями, о том, как они продали его в рабство, как он жил в Египте.

А жил он по тем правилам?которые открыл миру его дед Авраам и которые составляют основное содержание Торы. Поэтому Книгу жизни надо и знать, и жить по ней. Привожу сокращённый фрагмент об этом из одного комментария.

Каждый еврей должен будет ответить на простой вопрос: «Почему ты пренебрегал изучением Торы?"» Бедняк скажет: «А что мне оставалось делать? Я должен был обеспечивать семью. На что бы мы жили, если бы я не работал, а учился?»

Он услышит такой ответ: «Как ты думаешь, был ли кто-нибудь беднее мудреца Илеля? Когда он был молодым, его заработок составлял одну монету в день. Тем не менее он отдавал половину этого заработка привратнику бейт-амидраша, чтобы только приобрести право на вход. Оставшуюся половину он тратил на нужды семьи. Однажды, когда у него не было денег, он решил залезть на крышу и оттуда слушать слова Торы. Дело было зимой, шел густой снег. На следующее утро, в шабат, учителя обратили внимание, что в промещении темно. Посмотрев наверх, они увидели в слуховом окне фигуру человека, которая загораживала свет. Когда его снесли вниз, он не мог вымолвить ни слова. «Этот человек воистину достоин того, чтобы ради него можно было нарушить шаббат!» — сказали люди. Илель мог достичь этого, почему ты не мог?»

Когда к ответу призовут состоятельного человека и спросят, почему он недостаточно уделял времени изучению Торы, он скажет: «А что я мог сделать? Мне приходилось поддерживать свой бизнес, я не мог тратить много времени на занятия Торой».

И тогда ему скажут: «Разве ты богаче, чем реб Элазар бен Хартум? У него была тысяча поместий на суше и тысяча кораблей на море, но он не знал даже, как они выглядят. Он не хотел терять время даже на их осмотр, ибо предпочитал все свободные часы посвящать изучению Торы. Слуги — и те не знали, как выглядит их хозяин, и когда они однажды увидели его в своих владениях, то решили, что это один из работников, который вместо того, чтобы работать, праздно разгуливает по дому. В результате, ему пришлось доказывать им, что он не работает только потому, что является хозяином всего этого хозяйства... Если он мог, почему ты не мог?»

Человека, слабого перед искушениями, спросят: «Что тебе мешало изучать Тору?» — Он ответит: «Я не мог устоять перед своими желаниями! Жизнь полна всяких соблазнов. Как от них отказаться и засесть за Тору?» — «Твои оправдания совершенно неубедительны, — скажут ему в ответ. — Ты думаешь, что ты красивее Йосефа? Жена Потифара искушала его, меняя одежды трижды в день. Но он сумел перебороть свои страсти. Почему тебе было не последовать его примеру?»

Иосиф действительно был не только сильным, но и праведным человеком. То есть он знал наши законы и жил по ним. Чего нам всем в очередной раз желаю!

Всех, кто придёт на наш праздник,  я смогу поздравить от имени правления. Всем остальным говорю: «Ханука самеах! Будьте все здоровы и веселы!»

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: