Donnerstag, 4. Februar 2010

ИТРО

Шалом, друзья!

На прошлой неделе у нас произошёл сбой в рассылке писем. Вмновата оказалась система провайдера mail.ru, которой пользуется большинство из вас. Причина, вроде, найдена, впредь, надеемся, письма будут приходить вовремя. Если вовремя, конечно, будут написаны. Но тут уже другая тема.

У нас не очень славно прошли выходные, существует версия, что виной небольшому количеству посетителей общины явились вовремя не проинформировавшие их письма. Сомневаюсь в этом, точно также можно обвинять в плохой посещаемости плохуюпогоду, если она плохая, или хорошую, если она хорошая. Объективной причиной отсутствия людей можно считать случившееся в этот день гастрольное (от немецкого, кстати, Gast и Rolle) мероприятие или передача по «ящику» (ещё одно «кстати»: наши дети уже не поймут, почему телевизор мы называли «ящииком», ведь не бывает плоских ящиков). Поскольку количество посетителей общины было небольшим, тем большее количество читателей этой почты захотят узнать, что же у нас было?. Что ж, события развивались в прошлые выходные примерно так.

На Шаббат приехала управляющая делами Союза прогрессивных евреев Германии фрау Михельзон – очевидно, очень хотелось ей посмотреть, на чтоушли одолженные Союзом деньги и что у нас вообще с ремонтом получается? Народу, как я уже сказал, было немного, но краснеть не пришлось. Вечер получился вполне приличный. Основной его темой стали дни рождения нашего хора «Рина» (4 года) и театра (3 года), который всё ещё без названия. В общем, неплохо прошёл вечер.

На следующий день мы отмечали Ту би-Шват. Опять было меньше народу, чем мы рассчитывали и чем было в прошлом году. Обидно... Вечер прошёл вдохновенно, наверное потому, что собрались, те, кто очень хотел отметить этот праздник. Мы ели фрукты, пили вино, пели, шутили...

Не очень много участников было и на отчётно-выборном собрании в воскресенье. Что значит, немного - кворум у нас был, но многие всё-таки отсутствовали. Собрание – это не развлечение, это труд, и труд этот оправдался – большинство присутствующих проявили неподдельный интерес к жизни общины, желание улучшить её работу. Об этом чуть позже, а сейчас о результатах выборов. Главное – это, конечно, новый состав правления. Старый предложил собранию сократить количество членов правления до трёх. Высший форум общины согласился с прозвучавшими доводами. Итак, в состав нового правления вошли: Валентина Плаксина, Михаил Непомнящий и я. Теперь правление будет оперативней, мобильней и, надеюсь, чётче.

На собрании я поблагодарил членов комиссий и правления первого состава, то есть всех учредителей – четыре с половиной года назад они почти слепо доверились мне. впрочем, я и сам не знал, какой путь ждёт всех нас. Сейчас я ещё раз всех поблагодарить за доверие, за проделанную работу и назвать имена тех, кто вместе со мной делал первые шаги нашей общины. Это – Инна Альперович, Слава и Татьяна Аровы, Жанна Миронова, Анна Шпакова, Инна Белиловская, Вера Татаринова, Мира Шлякцу, Слава Нейман, Михаил Непомнящий и Ехиль Белиловский. Всем им большое спасибо! Это они стояли у истоков нашей либеральной общины. Они вписали себя на первую страницу истории либерального еврейства нашего региона. Теперь начинается второй этап, который будет другим.

Я обещал упомянуть о заинтересованности участников собрания жизнью общины. Я поднял вопрос о том, что в большинстве общин сбор членских взносов происходит ТОЛЬКО путём их снятия  со счетов членов общины. Это не требует дополнительной работы, не провоцирует создание задолженностей, короче - удобно во всех отношениях. К слову, из всех наших членов только три немца (!) сразу и безоговорочно предложили снимать взносы с их счетов – это к вопросу менталитета. Разговор же на собрании перешёл вообще к взносовой морали. У нас слишком много членов, которые по тем или иным причинам записались в общину, а взносы «забывают» платить. Более того, когда в прошлом году мы написали письма с просьбой погасить задолженности, три человека сразу прислали заявления о выходе из общины. Причём, один, его имя я ещё когда-нибудь назову, написал, что он вступил в общину только на время посещения им компьютерных курсов. Хорош орёл! Значит, курсы он как член общины оплачивал по льготной стоимости со скидкой в 50%, а когда курсы закончились, вышел из общины. Какова мораль нашего человека?   «Два евро в месяц! - возмущались на собрании многие, - Неужели и ТАКИЕ деньги наши люди не могут дать на развитие еврейской общины?» Членами которой являются. Услугами которой пользуются. Или пользовались. Действительно, некрасиво. Конечно, когда прошли многие месяцы неуплаты и два евро сложились в десятки, трудновато кому-то их заплатить. «Значит, надо делать это частями», - считало большинство собрания, но платить всё равно надо. Во всяком случае пользоваться скидками для членов общины смогут только те, кто платит членские взносы. Но всё это – к слову. Собрание же завершилось нормально. Избраны комиссии. Преемственность в работе имеется, новые силы – тоже. За работу, товарищи!

Только ещё одно замечание по поводу собрания. Мы впервые предложили всем членам общины выдвигать себя на любую общественную должность. И участвовать в честных выборах. Это нормальная практика. Только так и можно работать – предлагать свою кандидатуру в тот или иной орган. Что толку, если меня выдвигает другой человек? – всё равно без моего согласия меня не изберут. Так зачем же эта ложная скромность? Я, например, не скрываю: я хочу и, кажется, могу принести пользу в правлении. Если так считают и другие члены общины, то меня поддержат и изберут. Если я переоцениваю себя, что ж... Конечно, кандидатуры может выдвигать или рекомендовать любой человек или орган. Но собрание отклонило большинством голосов предложение о выдвижении дополнительных кандидатов прямо на собрании. Правильно? По-моему, да. Давайте учиться истинной демократии, без советского ханжества. Это пиьмо читают в нескольких странах, и я полагаю, те, кто давно живёт на Западе, будут удивляться тому, что мы только сейчас постигаем его азы.

Давайте перейдём к предстоящим выходным. В пятницу встреча «При свечах». Начнётся она, как всегда, в 17.30. В будущем будем собираться чуть позже, а пока запомним это время. Надо ли повторять, что происходит на встречах? Думаю, нет: те, кто бывал, знает, те, кто не бывал, сами увидят. Если придут. Когда придут.

В эту субботу мероприятий не предусмотрено.

В воскресенье – киноклуб. В 16.30. Он имеет такой успех, что мы когда-то решили проводить его два раза в месяц. В это воскресенье как раз и будет этот второй раз. Давайте посмотрим, что получится у Инны Альперович. Напомню вам только, что фильм будет выбран слепым жребием. А примут в этом действе участие только такие ленты, которым «не повезло», и зрители их когда-то не выбрали. Сейчас мы им даём второй шанс. Вернее, себе даём – таким образом мы сможем смягчить последствия мучения, если помнить немецкую поговорку, что Wahl - это Qual. Вот мы самортизируем эту муку выбора.

Что ещё нам предстоит в выходные? Большинство из нас, в первую очеред,ь те, кто ещё не имеет немецкого паспорта, смогут принять участие в выборах в миграционный Совет. На сей раз выборы проходят более интенсивно – за места в Совете борются несколько сил и движений. Конечно, можно было бы и нам, представителям русского менталитета, побороться за влияние в Совете, но где взять силы ещё и на это? Поэтому мы от этой борьбы отказались, стоим в стороне, вернее,мы - над схваткой. Единственное, что я могу сказать, это то, что с прежним руководством Совета у нас сложились нормальные роабочие отношения. Многие из вас помнят, что они были у нас на пасхальном вечере. Они поддерживали нас в противостоянии с нашими оппонентами, помогали в поисках помещения, поддерживали в трудные времена деньгами, лоббировали нас в городском Совете, организовывали концерты нашего хора, договаривались о помещениях для праздников... В общем, особых претензий к ним нет, скорее, наоборот. Поэтому если бы мне пришлось голосовать, то я бы отдал им свой голос. Хотя они и называются интернациональным турецким списком. Турецкая община уже на протяжении многих лет заправляет в этом Совете. Ему повезло, что люди в его руководстве, в общем-то приятные и деловые.

Всего в Совете 31 человек, 10 из них назначаются городским Советом, 21 – избираются. Председателем Совета сейчас является Юзуф Гирац – приятный в общении человек. Многие помнят, что помимо Песаха он был у нас пару лет назад на вечере, посвящённом Хануке. По-моему, он скромен и неглуп.

Завтра, 4 февраля в 19 часов миграционный Совет приглашает всех на бесплатный показ фильма «Soul Kitchen». Это фильм турецкого режиссёра. Такие вечера проводятся не впервые, дважды довелось убедиться, что фильмы были интересные. Что будет на сей раз – не знаю. Но все, кто имеет свободный вечер и желание познакомиться с чем-то новым, могут прийти в кинотеатр «Лихтбург»- это в центре Оберхаузена, недалеко от полиции. Хотя теперь можно сказать: недалеко от общины.

Я не очень хорошо знаю другие движения, которые пробиваются в Совет. Возможно, там тоже есть достойные люди, поэтому каждый делает свой выбор так, как ему подсказывает совесть, интуиция и разум. Важно, об этом говорят все организаторы выборов: от министра по делам интеграции нашей земли Армина Лашета до самих кандидатов в Совет: все должны прийти на выборы и воспользоваться своим правом повлиять на их исход. Я обещал этот призыв передать в письме, что я и делаю. Удачных нашему региону миграционныхх Советов!

Кто имеет право голосовать? Во-первых, все иностранцы. Во-вторых, люди с немецким гражданством, если оно получено не более пяти лет назад. Минимальный избирательный возраст – 16 лет. Все эти категории сограждан получили приглашение на выборы. Если же нет, то можно прийти с паспортом на участок и получить возможность проголосовать.

После выборов, можно к 15 часам прийти на «Еврейский ликбез». Как вы знаете, его темы отстают (или перегоняют) актуальные недельные главы. Так что мы будем на нём говорить об одном, а весь еврейский мир -= о другом. Я хоть  упомяну текущую недельную главу. Она называется

ИТРО

Вы помните, что так звали тестя Моше (мы недавно говорили о нём). Здесь же рассказывается, как он пришёл к евреям, решив принять иудаизм. Напоминаю, что он вообще-то был языческим жрецом, но вот иудаизм стал для него привлекателен своим реализмом. Хотя Традиция утверждает, что убедили его в мощи иудаизма, наоборот, чудеса, сделанные для евреев Всевышним. А вообще-то более всего его привлекла идея справедливости как самая важная еврейская категория. Он был поражён простым правилом, которое переводится как «мера за меру». Ведь это правило – основа судебного производства, оно суть, например, любого уголовного кодекса. Кстати, а судьи кто – это впервые сказал, очевидно, Итро. Точнее он спросил, наверное: «А судьи где?» А ещё точнее – по его совету Моисей ввёл институт судей. До него судьи как самостоятельный институт в человеческой цивилизации не существовали. Итро разработал также кодекс судьи, что ли. По его разумению, судья должен был хорошо знать Тору. И как учебник нравственности, и как свод законов. Судья обязательно должен был быть богатым человеком. Представляете, какие правила разработал Итро 3,5 тысячи лет назад?! Оказывается, судья  должен быть материально независимым, чтобы быть свободным и справедливым в своих решениях. И это было решено 3Б5 тысячи лет назад. И ещё одно обстоятельство, связанное с деньгами  – по Итро судья не должен любить деньги. Иначе он станет взяточником. К слову, людей, не делающих из денег кумира, в еврейской истории было предостаточно. И теперь их немало. (Почему-то вспомнил про 2-евровые взносы).

Само собой, судья должен был быть умён и влиятелен. Он должен также иметь страх перед небом – иначе его решения не смогут быть всегда справедливыми.  Он должен  быть авторитетным человеком – его слову можно доверять.

Судей Итро предложил назначать Моисею, при этом тот должен был руковдствоваться только озарением. И вправду: как определить характер и достоинства человека кроме как интуитивно? Мы все в отношениях с другими людьми ориентируемся на нашу интуицию. При этом, правда, многократно наступая на одни и те же грабли. Но это уже другая тема. Чтобы закончить рассказ об Итро, скажу только ещё, что обрезание он сделал себе острым ножом сам. В общем, мощный был старик. Я уже рассказывал, что на семинаре в Израиле в нашей группе читал лекции Грилиус, еврей из Литвы, сделавший в зоне сам себе обрезание. Так что, не только в их время были люди!

Потом в этой главе речь идёт о вручении Торы, о 10-ти заповедях. Мы об этом говорили и будем ещё не раз возвращаться к событию, ставшим поворотным в нашей цивилизации, к нравственному кодексу человечества. Так что позвольте на этом закончить – не хочу ывс утомлять. Да и об иудаизме я предпочитаю рассказывать, а не писать. Приходите на «Ликбез» - поговорим.

А пока предлагаю сегодня не статью, не фильм, а песню. По-моему, приятную. Ссылку на неё мне прислала Броня Гринберг из Израиля. Спасибо ей! И всем вам за внимание!

http://www.youtube.com/watch?v=yqT0YBRc5K0

До встреч в либеральной общине!

Ваш Лев Шварцман

П. С. В прошлом письме вкралось досадное недоразумение. Назвав всех исполнителей спектакля «Снежная королева», я почему-то не упомянул имя исполнительницы главной героини – это Александря Блюм. Во-первых, извинения, во-вторых, поздравления: и сыграла прекрасно, и появилось у нас в театре амплуа травести – одна из самых трудных на сцене.

Keine Kommentare: