Donnerstag, 1. April 2010

Песах

Шалом, друзья!

Несколько часов назад  завершился второй день Песаха, и хоть впереди ещё есть формальные праздничные дни, но можно сказать, что Песах – 5770 для нас миновал. Потому что главное мероприятие, в том числе и в нашей общине, уже прошло. Мы вместе проводили первый Седер. Впрочем, вы об этом знаете. И некоторые знают даже, как он прошёл. С моей точки зрения – несколько суматошно.

Всё началось с того, что опять пришло больше человек, чем мы планировали. Или, чем предполагали. Потому что вновь большинство не записалось. Мы приготовили примерно 70 мест. Стулья постепенно обрастали сумками и какими-то на них положенными вещами, салфетками, означающими, что место занято, а народ всё подходил. Конечно, выход нашёлся – мы сообразили, как решить эту проблему, соорудив из сцены импровизированные столы. Но если бы пришло ещё несколько человек, то мы бы не знали, что делать.

Друзья, поймите, нас очень радует, что так много людей выбрало нашу общину для того, чтобы отпраздновать самый древний еврейский праздник. И мы готовы принять ещё больше людей, чем их было позавчера. А если гостей будет ещё больше, то мы просто снимем другой зал. Но мы должны знать об этом. В очередной раз прошу: не ставьте нас и себя в неловкое положение, записывайтесь на праздники заранее. Вам самим будет удобней. Во-первых, не будет задержки с началом – ведь не надо будет передавать через головы стулья, придумывать столы, накрывать их, когда все уже ждут других действий. Во-вторых, эти столы будут более полноценно накрыты. В-третьих, не будем никого беспокоить, когда надо, например, пройти к микрофону. В-четвёртых, не надо будут убирать часть столов, чтобы освободить место для выступления, скажем, хора. Всё это испытали на себе или видели те, кто был на Песахе. Но есть ещё и в-пятых. Это то, чего не заметил никто, потому что оно просто не состоялось. Ведь мы с Михаилом Непомнящим не смогли выполнить и малой части задуманной нами программы. Помещали незапланированные проблемы со столами, отсутствие места и пр. То есть нам было уже не до них. Не прошли лотерея, аукцион, интересные конкурсы… Обидно. Хотя главное, конечно же, произошло. Та часть Седера, которая была запланирована, состоялась. Вёл его, как вы знаете, раввин Моше Навон. И не говори он на русском языке, мы бы отказались от помощи – ведь очень важно не только совершить ритуальное действие, но и понять его смысл. Помню, первые Седеры, в которых мне доводилось принимать участие, проводили израильские раввины, я же переводил то, что они говорили на иврите. И не потому что я знаю святой язык – просто у меня был русский перевод, а какие места из Агады читаются, мы оговаривали заранее – названия то глав могут быть только на иврите. Я это к тому, что без понимания философии праздника, значения его ритуалов он будет неполноценным. На сей раз он был, надеюсь, полноценен: все основные элементы были проведены, объяснены и приняты.

По этому поводу я хочу ещё раз сравнить правила либерального иудаизма и того, который по многовековой инерции претендует на единственность. Там запрещено пользоваться электрическими приборами в праздник. Но как можно объяснить во время застолья сотне человек философию и смысл каждого действа, которые, как и всякая мудрость, сокрыты настолько, чтобы их понимание требовало усилий и становилось открытием? Риторический вопрос. Я заговорил об этом не для того, чтобы лишний раз подчеркнуть отсталость ортодоксии от сегодняшнего дня. Просто подумал: а как проводить коллективные Седеры, если не пользоваться звукоусилением? Ума не приложу. Я помню, что по-солоухински, компания, где больше 7 человек, не может вести общего разговора. А тут сотня. Да ещё та, которая хочет говорить, а не слушать. Не удержать нам внимания, не довести еврейские ценности Песаха до публикив такой ситуации  без микрофона. Мелкий пример, но в нём, как в капле воды, отражается океан ортодоксальной благоглупости. Ну, ладно о них, вернёмся в наш зал.

Это был будний день, люди начали расходиться рано, но самое важное произошло: мы были вместе, нас было много, мы соблюли Традицию. И это - главное. Особенно на фоне того факта, что пришли, конечно, не все евреи. Хорошо думать, что они отмечали Песах в кругу семьи, возможно, частично, так оно и было, но есть и такие евреи, чьи пути совершенно не пересекаются с нашими праздниками и буднями. Я сказал на Седере, что помимо традиционных четырёх сыновей (мудрый – «подробно расскажи ему обо всех законах Песаха»; нечестивый – «Что это за служение У ВАС?»; простодушный – «Что это?» и тот, который не умеет спрашивать: «И скажи сам ему…») есть ещё, к сожалению, «многочисленный», пятый сын. Его породила советская жизнь, но он будет ещё долго существовать. Это тот сын, который вообще не появляется в общине, на Седере… В этом виноваты его родители, которым заповедали наши мудрецы рассказывать детям об Исходе. Не было «пятых детей» на Седере. Четыре вопроса задавали Анечка Мельник и Даниэль Ключников. Были чудесные четыре сына (все мудрые) раввина. Но многие дети и взрослые остаются, к сожалению, за рамками действия нашей общины. Но мы будем всё время идти навстречу тем, кто отлучён от своей Традиции, даже если им там, в их неведении уютно. Для этого и существуем.

Ну, о празднике достаточно. Хотя нет, в суматохе не удалось выразить вслух благодарность всем, кто принял участие в подготовке вечера. Всех назвать не удастся и сейчас, но попытаюсь: Борис Рыбинский срочно отремонтировавший в день праздника второй микрофон (опять микрофон!), Инна Белиловская, закупившая все продукты, Михаил Шилин, хлопоташий со столами, Мира Шлякцу, Елена Банд, Наталья Ракова, Ирина Ширман, хлопотавшие над столами, Раиса Шварцман, приготовившая для всех гостей вкусное сладкое блюдо из мацовой муки и харосет – всё у неё, как всегда, получается вкусно. Кончно же, кто-то обидится, что его не назвали, заранее прошу прощения у тех, кого пропустил: не со зла. И назвал я тех, чья помощь не была видна. Музыка Якова Шварцмана, например, была не только видна, но и слышна. Поэтому о нём я не упоминаю. В общем, спасибо всем, кто не жалея сил и времени помогал в организации вечера.

Последнее замечание по поводу праздничных дней: мой друг из Москвы заметил, что по телевидению накануне Песаха шла 444-я серия сериала «След». А поскольку «4» - символичное число для Песаха, то ищите в этом мистику, или совпадение, или происки сионистов. Когда-нибудь я расскажу о потрясающих совпадениях числа «4» и Песаха, которые случились с нами 15 лет назад. Из-за них, полагаю, мой друг до сих пор ищет  эту взаимосвязь.

На следующий день в общине был выходной, а теперь входим в обычный режим работы. Впрочем,  все, кто был на вечере, знают обо всех наших новостях. Потому что взяли свежий номер газеты «Делет». Для всех других – газета лежит уже в некоторых магазинах, но не во всех. В самые ближайшие часы мы допечатаем газету (спасибо Борису Штатланду!) и развезём её по остальным точкам. Пока же её можно взять «Д» в общине, но и  там осталось немного экземпляров. В газете есть план нашей работы на два месяца – выберите для себя мероприятия и приходите. В ближайшие же выходные будет встреча «При свечах» - хотя это нерабочий день немецкого календаря и мы перенесли репетицию хора, чтобы не оскорблять чувств наших соседей, но вечером мы встретимся. Как старый газетчик, не могу не сказать, что практически не бывает номера без ляпов. В этом номере «Делета» я заметил пока один – почему-то (стреляйте, не знаю почему) время начала этих пятничных встреч указано неправильно. Мы в 17 часов, как написано, никогда не встречались, более того, намерены перенести встречу на более позднее время, а тут откуда-то взялись 17 часов. Это – ошибка, отныне мы будем встречаться в 18 часов.

Русская школа «КенгуРу» ушла на каникулы.

В воскресенье «Ликбез» будет, как всегда, в 15 часов. А в 16.30 пройдёт встреча в клубе «Бекицер». Поскольку он был у нас так давно, что кто-то мог забыть его правила, напоминаю их: а) тема никогда не сообщается заранее, кроме ведущего её могут знать только эксперты и/или основные «спорщики» б) мы спорим вежливо и предметно, хотя бывало у нас по-всякому; но учимся-с. в) на регламент спора может влиять только ведущий.

Есть и другие правила, которые будут доведены до сведения присутствующих. Главное же в этом клубе это то, что мы сталкиваемся с точками зрения, которые нам чужды. Но выслушать чужое мнение – только на пользу нашему мировоззрению. Как я уже писал, были случаи, когда участники дискуссий открывали для себя новый мир. Было, конечно, что и утверждались в своём мнении, но в этом есть прелесть и мудрость спора. Его качество зависит от темы и от спорщиков. Поэтому результат предсказать невозможно, но вот предлагаемая тема может поспособствовать качеству дискуссии. А спорщики? – приходите, вдохновите дискуссию!

На этой неделе в связи с пасхальными праздниками глава не читается. Так что сегодня будет это письмо короче обычного. Хотя его можно, как и полагается, удлинить за счёт рассказа о Песахе. Это Митхила - полагается начинать рассказ с Авраама. Я так и поступлю, сказав только одно: когда Авраам начинал организовывать свою жизнь по новым для того времени правилам, вряд ли он знал, что изобретает иудаизм. Нет, он просто хотел жить так, как считал правильным, то есть по справедливости. Она становилась сутью любого действия, любого правила. Именно она вела наш народ все  три тысячи восемьсот лет. Поэтому в этих двух словах – стремление к справедливости– вся суть иудаизма. И конечно же, отвечу критикам, было и у нас не всё гладко в целом, не говоря уж об индивидуумах. Но это стремление помогло нам выработать взгляд на мир и правила, по которым надо жить. И этот взгляд, и эти правила не идеализируют жизнь, а учитывают несовершенство мира и человека. И несмотря на эти несовершенства позволяют жить по единственно правильному сценарию. Что и делаем в меру сил и возможностей.

В прошлый раз у нас произошли, как вы помните, сбои с прилагаемыми материалами. Случилась какая-то цепочка досадных совпадений. Надеюсь, на сей раз всё получится. Начнём с анекдота – в прошлый раз я не подрасчитал и преждевременно отметил 1-е апреля – оно наступает только завтра, да нет, уже полтора часа, как оно наступило Можно вас разыграть. Делаю это: у нас всё прекрасно!

Но всё-таки к анекдоту,  который мне прислал Владислав Белопольский:

Звонит Махмуд Ахмадинеджад Гленну Беку на «Фокс Ньюс» и говорит:
- М-р Бек, мне приснился чудный сон: я увидел огромную красивую Америку, и на каждом доме - огромный транспарант.
- И что на них было написано? - спрашивает телеведущий.
- "Соединенные Штаты Ирана", - отвечает иранский лидер.
Гленн говорит:
-  Удивительное совпадение, но мне тоже приснился сон: передо мной раскинулся весь Тегеран, красивее, чем когда бы то ни было, и на каждом доме – транспарант.
 
- И что там написано? - спрашивает Махмуд.
- Не знаю, - говорит Гленн, - я не читаю на иврите.

И на прощанье пару картинок, имеющих отношение к Песаху.

Всего хорошего!

Лев Шварцман

Keine Kommentare: