Freitag, 9. April 2010

ШМИНИ

Шалом!

Хоть и было четыре нерабочих дня подряд, опять неделя пролетела кометой. Какой след она оставила в жизни нашей общины?

В пятницу мы отменили репетицию хора – всё-таки на дворе Страстная пятница или Карфрайтаг, по-немецки. Кстати, слово «Kar» означает на старонемецком «траур», «покаяние», «штраф». Это самый траурный день в христианстве, а в евангелической церкви вообще самое главное событие в религиозном календаре. Напомню, что в этот день был подвержен пыткам и казнён Иисус Христос – его имя так произносили греки, на самом деле мама называла его Иешуа. А Христос – означает «помазанный». В смысле маслом оливковым – акт великого признания. Обычно «мазали» на царство. В 9 утра его прибили к кресту, а в 15 часов он испустил дух. Лишь через несколько десятилетий начало создаваться мировоззрение, которое сегодня исповедует около двух миллиардов человек. Обо всё этом мы говорили на нашей встрече «При свечах» - мы даже песен в этот вечер решили не петь, чтобы не оскорбить чувств соседей - христиан. Тогда я сказал навскидку, что в мире более миллиарда христиан, чему Ефим Моисеевич Шафит, приезжающий, кстати, на наши встречи аж (внимание, Дуйсбург, Мюльхайм и Оберхаузен!) из Бохума, очень удивился. Но как ни странно, я, как видите, даже преуменьшил число людей, причисляющих себя к христианству. Удивительно, конечно, что столько людей выросло из иудаизма, который сегодня представляют примерно 13 миллионов евреев. Надо сказать, что раввин Иешуа  и не помышлял о создании новой религии, вся его деятельность проходила в рамках иудаизма. Но люди, сделавшие его своим знаменем, в первую очередь Савл (Павел) и ищущие признания у «римской власти», которая воевала с иудеями, утверждали, что ничего общего не имеют с евреями; более того, те казнили их учителя. Так родилась легенда о том, что евреи убили Христа, а Понтий Пилат умыл руки – кстати, явно не римский, а еврейский обычай, если вспомнить, что римляне к гигиене имели очень далёкое отношение, а бани использовали, в основном, для совокуплений. Даже в средние века даже французские короли даже не умывались – им по утрам приносили влажную тряпку для протирки рук и лица.

Чего-то я перепрыгиваю с одной темы на другую – впрочем, так у нас и бывает на встрече «При свечах» - мы не строим плана беседа, она течёт естественно. Иногда мы перебиваем друг друга, потом возвращаемся к уже затронутой теме. Вернусь и я сейчас.. Раз мы заговорили о религиях, то для сравнения скажу, что мусульман в мире примерно миллиард триста миллионов. Потом следуют юго-восточные религии: индуизм, конфуцианство, буддизм… А в самом конце – мать всех религий – иудаизм. Причём, сколько евреев проводят резкую границу между иудеями и евреями, ошибочно считая, что это – разные вещи. То есть иудеи – это верущие евреи, а евреи – это неверующие иудеи. Надо сказать, что более миллиарда человек на планете земля считают себя неверующими, но у евреев всё не так: даже лингвистически иудей не носит в себе признаков веры, просто его предком, как Ром у римлян, был Иуда.. Но не тот, который Искариот и который якобы предал своего товарища Иешуа. Кстати, его предали ВСЕ его товарищи - сторонники. Так бывает часто. Думаю, что он это понимал и особенно не был удивлён. Потому что был умным человеком. И знал жизнь. Хотя решающую ошибку всё-таки допустил – объявил себя царём иудейским. В России с Пугачёвым «разбирались» дольше – в Палестине потребовались часы. И евреи к казни Иешуа имели самое косвенное отношение – во всяком случае Синедрион, высший еврейский суд, не мог приговорить Иисуса к смерти, хотя бы потому, что, во-первых, не мог заседать после выхода звёзд, во-вторых, если и можно себе представить такой нонсенс, то уж никак не в пасхальную ночь, как об этом пишут Евангелия.

 

Но вернёмся к нашим делам – Песах закончился вчера, хотя я по инерции ещё и сегодня пол-дня не ел квасного. Допраздновался! Хорошо, добрые люди подсказали – пирожки попробовал. Песах для нас прошёл в целом неплохо. И пусть моё пожелание вступает в противоречие с традиционным, но всё-таки скажу: Чтобы на следующий год… прошло не хуже!

 

В воскресенье у нас, по-моему, интересно прошёл «Ликбез». И не потому, что я рассказывал лучше, чем обычно: всё дело было в теме главы Торы, которую мы разбирали. В ней был эпизод, который не может не вызвать споры. Ещё бы – Моисей отдаёт приказ убить женщин и детей из чужого побеждённого племени. Я не стану сейчас рассказывать обо всех обстоятельствах и гипотезах этого эпизода – я делаю это намеренно, чтобы заинтриговать вас, друзья, а заинтригованность, возможно, приведёт вас в стены общины по воскресеньям в 15 часов. Скажу только, что иудаизм не боится обсуждения любых проблем, даже таких, про которые придумана поговорка насчёт слов, которые очень хочется выбросить из песни.

 

После «Ликбеза» начался дискуссионный клуб. Его темой стали события вокруг решения Израиля о строительстве поселения в Восточном Иерусалиме. Даже в кругу участников дискуссии были видны совершенно различные позиции. В этом и  предназначение нашего клуба – давать людям возможность высказывать свои мнения, при этом выслушивая чужие.

Основными спорщиками на сей раз были Ехиль Белиловский и Борис Шварцман. Их споры, их доводы всегда очень интересно слушать: железная логика опыта против молодого профессионализма. Они противостоят друг другу не впервые, и всегда это бывает увлекательно. Да только ради этого я бы приходил на «Бекицер»! Не говоря о том, что наш дискуссионный клуб – это не только красота чужого спора, но и оселок для собственных взглядов и мнений. В общем, дискуссионный клуб прошёл удачно. Приложу к этому письму шуточную заметку, которую мы зачитали в контексте спора.

 

Теперь о том, что нас ждёт в эти выходные.

В субботу Елена Банд поведёт тех, кто интересуется страной нашего проживания, на экскурсию в Эссен. В один из самых его красивых районов – Werden. Я там не был – где мне находить время на такие мероприятия?! Но завидую тем, кто может спокойно насладиться красотами немецкого города, первыми тёплыми лучами, и вообще, неспешностью нескольких часов.

Напоминаю, что сбор Елена назначила, как всегда, на центральном вокзале Дюссельдорфа (у расписания) в 10 часов 15 минут. Так удобно добираться в любую сторону нашего региона.

 

В 16 часов Елена Абрамовна Захарова должна была рассказывать об Анне Герман – незабываемой певице нашей молодости. Употребляю прошедшее время, потому что встреча не состоится из-за нездоровья Елены Абрамовны. Проводит она свои рассказы в рамках цикла «Кумиры прошлых лет». Хорошая идея – те, кто дышал полной грудью в «прошлые лета», с удовольствием слушают рассказы о тех, кто был в центре культурной жизни. А те, кто понятия не имеет о героях тех времён - я имею в виду молодёжь, изредка забредающая на такие встречи, открывает для себя нечто новое. Рассказы эти интересны по умолчанию, хотя многие знают многое о кумирах. Часто бывают дополнения к рассказам. И это особенная атмосфера. Ей служит и музыкальное сопровождение, подготавливаемое ведущей. Такое впечатление, что у Елена Абрамовна привезла с собой огромную фонотеку. И совместное чае- и кофепитие переоценить тоже невозможно. Жаль, что всё это выпало из программы этих выходных!

 

В воскресенье у нас в общине пройдёт очень важное мероприятие – встреча бывших узников гетто. Мы с руководством  Всегерманской организацией говорили об этой встрече уже более полугода – что-то всякий раз мешало. Но вот, наконец-то, мы будем принимать у себя тех людей, которые прошли ад гетто. Для нас это особая честь – мы постараемся сделать всё возможное для успешного проведения встречи. Призываю вас, друзья, вспомнить тех рядом с вами, кто имеет право принять участие в этой встрече, но не знает о ней, и сказать им о том, что надо прийти к 13 часам в общину. В Оберхаузен приезжает Моисей Ойкерман из Ассоциации. Я с ним несколько раз разговаривал по телефону, полагаю, что тем, кто придёт на встречу, будет о чём поговорить – проблем у них немало. Да и вспомнить есть о чём.

К слову, о гетто: для тех, кто хочет познакомиться с тем, что было в гетто, может заглянуть на сайт www.nekropol.com  На нём мы с Ехилем Белиловским собрали кое-какую информацию о Холокосте и о судьбах евреев, по которым прошёлся каток нацистского антисемитизма. Вот пример из Книги Памяти: комендант лагеря в Бершади привязал к своему мотоциклу пятилетнего Эрика и «прокатил» его по лагерю. Его родители больше не родили детей, сосредоточив нерастраченную любовь на племяннике. Фамилия Эрика была Трахтман – я хорошо это знаю, поскольку находился в родстве с его мамой. Извините за близкий пример, за другими надо «идти» на сайт, но я специально вспомнил о погибшем мальчике, потому что большинство тех, кто придёт на встречу, были в лагерях и гетто именно в возрасте Эрика.  Но они выжили. И мы рады будем их приветствовать у себя в общине.

 

Особенно примечательно, что встреча пройдёт в День памяти жертв и героев Катастрофы еврейского народа. В нашей общине соберутся жертвы Холокоста, которым довелось выжить. На эту тему есть много материалов, я приложу к этому письму одну выставку.

 

В связи с этой встречей «Ликбез», очевидно, приобретёт несколько необычный вид. Какой? Секрет. Скажу только, что никто не пожалеет, что пришёл к 15 часам на «Ликбез».

 

Но я заболтался, пора перейти к недельной главе.

ШМИНИ -

 

её имя, что означает «восьмой». Речь идёт о дне освящения Мишканы. Напоминаю, что от этого слова происходит жаргонное слово «шмон», рождённое от времени назначения обыска в тюрьме, которое евреи – заключённые шёпотом передавали друг другу: «шмонэ, шмонэ…». А другие заключённые связали это ивритское слово с тем, что  следовало за этим словом - так родилось словечко «шмон» и производное от него . «шмонать». И вообще добрая часть русских блатных выражений пришла из иврита либо из идиша.

Но вернёмся к главе. Первым в ней стоит слово «вайей» = и случилось. Обычно оно означает, что произойдёт какое-то горестное событие. Например, в одной из книг это слово предшествует рассказу о «днях Ахаза». Речь там идёт об угрозе нападения на Иерусалим. Но такие угрозы были несущественны для судьбы города. Дело совершенно в другом. Ахаз был идолопоклонником, и его целью стало уничтожение иудаизма. Но он боялся божественного вмешательства, поэтому открытому пути к своей цели предпочёл не совсем очевидный, пусть долгий, но зато верный путь. Ахаз запретил изучение Торы детьми, рассчитывая, что поколение, которое вырастет без знания, не произведёт учителей, и изучение иудаизма остановится. Он нанёс большой вред еврейскому народу, но конечной цели всё-таки не достиг - наши мудрецы  были убеждены, что всегда найдутся люди, которые будут изучать Тору. Могу подтвердить этот тезис знакомым мне примером.

В моём родном городе в самом начале 90-х годов возникла проблема чтения Свитка Торы и проведения молитв в синагоге. Дело в том, что отток евреев в то время, как вы помните, в другие страны был так силён, что просто не осталось ни одного человека, который мог бы читать Тору, совершать обряды. В 1991 г. я был на семинаре в Израиле, программа которого предложила встречу с главным раввином Израиля. Хотя там два главных раввина: сефардский и ашкеназийский. Это был сефардский. Он, как и полагается мудрецу, рассказал нам всякие умные вещи, потом попросил задавать вопросы. Я, не видя выхода с проведением служб в нашей синагоге, спросил его, можно ли в такой ситуации вести молитвы, записанные на кассеты, через видеомагнитофон. Так сказать, электрический кантор. Раввин ответил положительно, чему я очень подивился, ведь этим нарушались бы правила Субботы. Но до магнитофона у нас не дошло: вдруг отыскался человек, который до войны в еврейской гимназии научился читать на иврите. Мы были спасены. Потом и он уехал, нашёлся следующий. Потом ещё один. За это время научился этому делу мой ровесник, никогда ранее не знавший иврита. То есть, как нас учит Ханука, кувшин с маслом всегда найдётся. Даже сегодня, при нашей массовой потере интереса к иудаизму, всё равно он не погибнет. Хотя, надо сказать, ему сейчас трудно, и я призываю вас, друзья, поддерживать его. Тем, что знакомиться с ним, тем, что присутствовать на литургических мероприятиях, тем, что оставаться евреем, не ассимилируясь…А то наше время попадёт в книги, которые начнутся словом «вайей» – и случилось с нашим поколением страшная вещь – оно перестало быть еврейским.

В главе Шмини рассказывается, как и почему умерли сыновья Аарона. Мы не будем сейчас этого касаться – все подробные рассказы у нас бывают на «Ликбезе» - скажу только, что Аарон принял смерть детей достойно. Ведь и горе, и радость можно проявлять по-разному. В связи с этим в книгах упоминается такой мидраш. У одного раввина, когда он находился в синагоге, погибли оба сына. Вернувшись, он спросил жену, где они. Она что-то ответила. Он не хотел без сыновей садиться за шаббатный стол, но жена сказала, что они собирались, вроде, куда-то уехать. Во время ужина она сказала, что один человек оставил у неё накануне что-то в залог, а теперь требует его возвращения. Её вопрос заключался в том, надо ли вернуть предмет?  Раввин подивился наивности вопроса и ответил, что конечно, обязательно надо возвращать долги. После этого она позвала его показать залог - в соседней комнате лежали тела  сыновей. И на причитания раввина его жена спросила: «Разве ты только что не сказал мне, что надо возвращать залог? Бог дал нам сыновей, теперь он забрал их. И надо быть благодарными за то, что они были.

В связи с этим я вспомнил рассказ о древнем греке по имени Анаксагор. Он стоял и разговаривал с друзьями, когда к нему подбежал человек и сообщил, что оба его сына умерли. Анаксагон спокойно заметил: «Я всегда знал, что породил смертных».

В общем, в горе, повторяюсь, надо быть сильным и вести себя достойно. Скорбь и несчастья – это неотделимая часть нашей жизни. Об этом надо помнить всегда и быть готовым всегда. Именно поэтому царь Давид говорил, что нельзя ничему чрезмерно радоваться. Потому что всякая радость в нашем мире имеет конец.

Насчёт силы духа, вспомнил гастроли Тираспольского драмтеатра в нашем городе в 72-м году.  Там тогда работала актрисой Светлана Тома. Она играла на сцене, кажется, в «Соломенной шляпке», пела и танцевала. А за кулисами плакала. Дело в том, что за неделю до этого погиб её муж Олег Лачин. Погиб, кстати, глупо: он шёл в Тирасполе по берегу Днестра, какие-то люди попросили его помочь завести моторную лодку. Он залез в лодку и дёрнул шнур, и лодку понесло. Она врезалась в проходящий катер. Так вот, Светлана оказалась очень сильной женщиной – не каждому под силу в горе играть в оперетте.

Напоминаю, что речь вообще-то шла о том, что Авраам принял известие о смерти своих сыновей достойно, «со спокойствием  на устах и в сердце».

Но давайте сменим тему. На более весёлую. Поговорим о выпивке. Я о ней не просто вспомнил – об алкоголе тоже говорится в этой главе. Вообще Тора чётко предписывает евреям как вести себя по отношению к алкоголю – поговорим об этом как-нибудь. В этой же главе запрещается коэну, то есть первосвященнику и его потомкам входить в Храм под парами алкоголя. Евреи ещё в древности подметили, что выпивка приносит сонливость, чрезмерную самоуверенность и понижает ясность ума. Что можно себе позволить в дружеской попойке, но никак не во время службы. И вообще характер любого человека можно понять, учили мудрецы, по трём вещам: сколько он пьёт, на что и как он тратит деньги, а также насколько он владеет собой.

Не стану больше ничего говорить на эту тему, хотя комментарии Торы предлагают нам много интересного. Обрываю себя не только потому, что глубокая ночь, но и чтобы заинтриговать вас. Приходите на «Ликбез» - услышите интересные вещи. Конечно, обо всём можно написать, например, в этом письме, но, во-первых, письмо не может заменить живого рассказа (впрочем, и наоборот), во-вторых, мы часто обмениваемся мнениями, спорим. Присоединяйтесь!

 

Я же прощаюсь с вами до следующей недели. Поэтому сначала говорю вам «Шаббат шалом!», а потом шавуа тов – удачной недели!

 

Ваш Лев Шварцман

 

P. S. Прилагаю несколько материалов, связанных с Днём Катастрофы – их в разное время прислали разные добрые люди. Спасибо всем, кто посылает на мой адрес всё, что находит полезного и интересного на еврейскую тему!

Вот еще ссылки на файлы:

http://files.mail.ru/Z4CA39

http://files.mail.ru/CAQJXM

http://files.mail.ru/ZDEVRW

Keine Kommentare: