Donnerstag, 15. Juli 2010

ДВАРИМ

Друзья, шалом!

Давайте я вас чуть потомлю и расскажу о том, что было в Берлине чуть позже. А начну с недельной главы. Она называется, как и вся пятая книга Торы,

ДВАРИМ

Это слово означает «слова». Глава начинается со слов «Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю…»
Я не случайно употребил четыре раза главное слово этой главы: слова Моисея в сжатом виде передают всю Тору. Эта глава, так сказать, повторение пройденного. Но есть и новое.
Моисей начинает говорить за 37 дней до своей смерти, поэтому его слова воспринимаются по-особенному. Ведь считается, что человек на пороге ухода из жизни не говорит пустяки, его слова значительны и существенны.
Вы помните, что Моисей был косноязычен и шепелявил. Но тут он говорит без передыха более месяца. И как говорит! Получается, что любое качество можно в себе развить, всему можно научиться. Честертон писал в письме сыну, что невозможно в жизни только одно: научиться писать стихи. Хотя, как известно, Маяковский и это делал, руководя поэтическими курсами. Сколько нам известно, например, певцов и певиц, которые с годами стали петь почти безукоризненно?! Так что, и вправду, всему можно научиться. Вот и Моисей обучился риторике. Более того, стал говорить красноречиво и убедительно.
Моисей, как уже сказано, повторяет в этой главе многие законы. Например, о еврейском суде – важнейшей составляющей любого общественного устройства. Римско-католическое право, фундамент современного, базировалось на еврейском. Возьмём хотя бы судоустройство. Моисей говорит о том, что суд должен быть справедливым. Согласно иудаизму вся жизнь должна быть выстроена справедливо, именно справедливость – маяк и стержень еврейского взгляда на жизнь. И если в жизни справедливость это – ориентир, то в суде, непреложная норма. Еврейский закон сурово наказывал судей даже за ошибки. Судья – это сапёр еврейского общества, человек, не имеющий права на ошибку. Причём, стремление не допускать ошибки является самоцелью, ведь за ним судьбы, жизни, смерти... Конечно, не в каждом судебном процессе решаются такие вопросы, но ошибка даже в простом гражданском деле, кого-то может оставить без средств к существованию. Что же говорить о серьёзных процессах?
Главная задача судьи – предотвращать беззаконие. И восставать против него всеми доступными средствами.
В связи с этим я хочу указать на одну, бросающуюся в глаза, несправедливость. Моисей упрекает Израиль, перечисляет грехи народа за последние сорок лет. Но обращается-то 120-летний пророк и лидер к тем, кто не совершал этих грехов, например, не строил золотого тельца. Зачем же упрекать тех, кто не виноват? И ещё один вопрос возникает: а почему народ внимает этим обвинениям, если он не имел к проступкам никакого отношения?
Наши мудрецы объясняют эту безропотность высокой нравственностью поколения, которому предстоит войти в Эрец – они чувствуют стыд за действия отцов и принимают их вину на себя.
Я вспомнил об этом в связи с разговорами о том, что послевоенные поколения немцев «утомлены» разговорами о Холокосте. Это верно, юридической вины за действия отцов - преступников на их детях нет, но есть моральная ответственность. И возможно, именно её имел в виду Бог, когда говорит в Торе о наказании нескольких поколений детей за грехи отцов. В вопросах наследования нравственной ответственности надо всем брать пример с евреев, стоящих перед Моисеем и стыдящихся проступков отцов и дедов.
Но вернёмся к судьям. Какими они должны быть? То есть впору спросить: «А судьи кто?» Моисей говорит, что, во-первых, они должны обладать знаниями Закона, то есть Торы. Их эрудиция должна подкрепляться жизненным опытом и мудростью. Судья должен быть скромен. Он должен быть богобоязненным, что можно назвать и обладанием совести. Кроме того, тот, кто судит, должен быть бескорыстен. Ну, совсем его не должны интересовать деньги. Добытые даже честным путём. Согласитесь, что это важнейшее качество, которым должен обладать судья. Я не знаю, врождённое оно или благоприобретённое, наверное, смесь наследственности и воспитания. Как и следующая черта обязательная для судьи: стремление к истине. Как передать это чувство тем, кто его не испытывает? Я вспоминаю рассказ Азиза Несина (отвлекусь ненадолго), в котором человека пропадающего от голода, друг устроил на работу «не бей лежачего». Он должен был безотлучно сидеть в кабинете и ждать вызова директора, который в присутствии каких-то клиентов, задавал всегда один и тот же вопрос: «Можно ли водой из одной бутылки залить весь пол кабинета?» Наш герой должен был ответить: «Нет». Вот и вся работа. Директор видимо использовал этот факт в качестве довода в переговорах, Это не касалось героя, он рад получать хорошую зарплату и решать кроссворды на рабочем месте. Но он стал задумываться, так ли это, правда ли, что водой из одной бутылки нельзя залить пол? Он стал проводить эксперименты и понял, что можно залить пол. И однажды так и заявил директору. Само собой, он потерял работу, стал опять видеть голодные глаза детей и слышать упрёки жены. Но он не мог не сказать правду. Не знаю, передаёт ли этот рассказ мои мысли, но стремление к истине – это, по-моему, страстное стремление. Непреодолимое. Почти неуправляемое. Вот такие люди и должны быть судьями.
Само собой, репутация тех, кто судит, должна быть безупречна. Они должны пользоваться непререкаемым авторитетом. Ведь все основы правосудия рухнут, если судью можно будет упрекнуть в недостойном проступке, который он должен судить у другого.
Вы скажете, что почти невозможно найти таких людей. Я тоже так думаю. Так полагал и Моисей, поэтому он утверждал кандидатуры кандидатов в судьи, которые обладали минимумом тремя такими качествами. Такие люди становились духовными лидерами еврейского общества.
Как видите знание законов становится вторичным. Это не значит, что решение суда должно приниматься согласно классовому чутью или красному правосознанию, нет, судьи тщательно изучали Тору. Но Тору познать можно, а, скажем, приобрести стремление к правде – нельзя. Моисей сам проводил занятия с судьями, посвящая их в тонкости законодательства. Например, по всем судебным делам приговор можно было выносить сразу после слушания дела, а по смертным – самое раннее на следующее утро. Нельзя выслушивать одну из сторон в отсутствие другой – это может повлиять на формирование мнения судьи. Вне его воли.
Я не стану более приводить примеры еврейского судопроизводства, по-моему, уже ясно, что оно продумано веками и поколениями. Добавлю только, что в основе еврейского подхода к гражданским спорам лежит стремление к компромиссу. То есть возьмите сегодняшний суд любой цивилизованной страны и вы увидите, что оно выросло из еврейского. Как, впрочем, и вся духовная цивилизация.

Мы будем и дальше говорить о книге Дварим, ведь будет ещё много слов Моисея, обращённых к еврейскому народу. То есть к нам, друзья. Я же перехожу к тому, что будет в общине в ближайшие дни.
В пятницу, 16 июля мы встретимся «При свечах». Заранее знаю, о чём мы будем там говорить. О поездке в Берлин. Об этом мы говорили и вчера на встрече участников танцевального коллектива. Но о Берлине чуть позже, пока же напомню, что по пятницам мы встречаемся в 18 часов.

В воскресенье приглашаю на «Ликбез» - время мчится, мы же должны закончить рассказы о главах Торы до праздника Симха Тора. Чтобы начать новый виток знакомства с Книгой книг вместе со всем еврейским миром. Начало в 15 часов.

В воскресенье же Инна Альперович приглашает в киноклуб. Честно слово, не знаю, какие фильмы она приготовила. Наверное, те, что были забыты ею в прошлом месяце. Значит, хорошие. Посмотрим. В 16.30. Вернее, чуть позже. Когда Инна нам их кратко представит, чтобы мы самым демократическим путём смогли выбрать один.

Пожалуй всё. Осталось рассказать о Берлине. Скажу ленинскими оборотами: «Фестиваль, о котором так долго говорили, свершился!» Как я и предполагал, то, что он был совмещён со съездом либерального еврейства, имело и положительные стороны и отрицательные. К сожалению, вторые преобладали. Я имею в виду, что участники фестиваля должны были стать участниками основных событий съезда. К сожалению, это произошло в недостаточной мере, чему послужили организационные причины. Да и участники съезда не смогли присутствовать на всех фестивальных выступлениях. Так была выстроена программа. Немного обидно, но не более. В главном же цель была достигнута – либеральные общины показали свои коллективы, получили стимул для их развития. Жюри приняло решение не присуждать места, но и без этого всем было ясно, что наша община представила лучшую самодеятельность. Очень хорошо звучал наш хор, прекрасно прошли танцевальные номера. Огромное впечатление произвела Жанна Миронова. Прекрасно прозвучал музыкальные дуэт Надежды Даниловой и Геннадия Когана. Фурор произвело выступление новой участницы нашей самодеятельности. Леи Миневич – вам ещё предстоит познакомиться с её искусством.
Не могу не упомянуть и Аркадия Хаета, который подготовил слайдовые титры и обеспечивал техническое ведение концерта. Я был в жюри, но старался, само собой, сохранять объективность. Это было легко – преимущество наших было очевидным. Это не значит, что не было хороших коллективов – прекрасно выступил вокальный ансамбль из Хамельна (я не говорю о блестящих выступлениях юных пианистов из Унны и Гамбурга – нашу общину точно так же представлял Тувия Навон – сын нашего раввина).
Я хочу высказать глубокую благодарность всем участникам нашей самодеятельности. Всем! Особенно тем, кому особенно досталось в эти жаркие дни. Никто не рассчитывал на такую температуру – она наложила отпечаток на весь фестиваль. Из-за неё не состоялась экскурсия по столице, хотя нам удалось найти квалифицированного и дешёвого экскурсовода. Особая благодарность нашим руководителям Галине Мучник и Светлане Нейман – их труд нашёл достойное выражение в выступлениях коллективов. Отдельная благодарность и тем, чьи сольные выступления украсили самодеятельность нашей общины: Валентину Гинзбургу, Надежде Даниловой, Геннадию Когану, Лее Миневич, Жанне Мироновой, Светлане Френкель. Я бы с удовольствием перечислил всех участников, но список будет очень длинным – ведь наша община (одна из самых маленьких) привезла в Берлин самую большую команду. Но вы, друзья, знаете всех участников нашего хора и танцевального коллектива. Добавлю только, что уместна будет благодарность и тем, кто оставался «за кадром». Во время концертов вспоминал Зою Меркулову, пошившую прекрасные жилеты для танцоров. Не могу не вспомнить Александра Хаета, который за рулём своей машины немало сделал для самодеятельности общины. Инну Белиловскую, Татьяну и Юрия Сторожевых, приложивших руки к созданию формы для танцоров. Наверное, я кого-то упустил – как же без этого? Но главное это то, что мы общими усилиями создали вполне достойную самодеятельность. Мы будем её совершенствовать и дальше. Улучшая, то, что есть, и создавая новое.
Ещё одно: многим нашим бросилось в глаза то, что в других коллективах были довольно внушительные вкрапления немецко-говорящих участников. У нас же, к сожалению, таких прецедентов пока нет. А хотелось бы. Это тоже один из путей нашего развития.

Какова будет судьба фестиваля, пока непонятно. Но главное это то, что он состоялся и то, что он должен жить. Мы были участниками самого первого, пусть и скромного, смотра искусства Союза прогрессивных евреев Германии, это делает нас гордыми. И пусть не было официального зачёта, вне него – мы произвели самое большое впечатление. Давайте употребим старое выражение в его старом, уже почти утратившем первозданный смысл: «Знай наших!» Теперь нас знают многие.

Теперь, как всегда, приложения. Сегодня у меня «художественное» настроение. Поэтому посмотрите новый (относительно) жанр творчества. Понимаю, что многие видели эту или подобные работы, да и мне её прислали давненько. Но мне кажется, что на такое можно смотреть бесконечно.

http://www.youtube.com/watch_popup?v=vOhf3OvRXKg


А теперь что-то еврейское. Инна Шамес прислала прекрасные виды Иерусалима. То есть виды всегда прекрасны, но вот техника их показа интересна. Получайте удовольствие. Те, кто бывал в Иерусалиме, и те, кто там ещё будет.

http://www.360tr.com/kudus/

Самое последнее: если мы говорим о нашей самодеятельности, то частично её можно будет посмотреть 29 июля с 19 до 24 часов. В ночь открытых дверей. Двери будут распахнуты для гостей, но и все наши тоже смогут посетить свою общину в её радостный час. Ведь это радость, когда в доме гости!
Но до этого дня, вернее, вечера, мы сможем ещё увидеться на Большом Шаббате. Об этом в следующий раз. Надеюсь, что мы все будем к тому времени здоровы.

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: