Mittwoch, 21. Juli 2010

ВАЭТХАНАН «Я молил»

Шалом, друзья!
Я сел к компьютеру, рядом тарахтит Андрей Малахов, рассуждая о московской жаре. Позади напряжённый рабочий день с некоторыми закупками материалов для нескончаемого ремонта в общине, впереди мысленное общение с вами, друзья.
Схема моих писем уже сложилась, остаётся только решить очерёдность трёх основных тем. Сегодня я начну с недельной главы. Мы на «Ликбезе» идём чуть-чуть впереди Традиции, но она нас догонит, а учитывая предстоящие каникулы, то и перегонит. Хотя нам надо бы прийти к финишу одновременно. Надеюсь, что получится. О Торе я рассказываю давно, но каждый год, согласно Традиции, после Симхат Торы начинал её, не окончив, сначала. Но в нашей общине я решил, не останавливаясь, идти до конца. Напоминаю, что мы отвлекались на многие разные текущие темы. Но не только текущие: полгода мы говорили о христианстве. И вот после пяти (!) лет, мы приближаемся к концу Книги, и новый виток, начинающийся осенью, мы откроем первой главой, «Берейшит». А пока мы в самом конце пятой книги, в которой Моисей повторяет еврейскому народу самое важное из предыдущих четырёх. Предстоящая же недельная глава, как уже сказано, чуть отстаёт от нас. И называется она

ВАЭТХАНАН

Означает это «Я молил» Точнее, «умолял». Моисей умолял Бога, чтобы тот разрешил ему войти в страну Израиля. Результат мы знаем: Моисея похоронили за пределами святой земли. А ведь он просил, чтобы хотя бы его останки были перенесены в Израиль, но и в этом ему было отказано. И когда Моисей (честно говоря, я более привык называть его Моше) обиделся, потому что кости Иосифа из Египта были перенесены в Израиль, то Бог ему объяснил, что Иосиф никогда не отказывался признавать своё еврейство.
Вы спросите, разве Моше когда-либо поступал не так? Да, когда дочери его будущего тестя привели Моше в дом и сказали, что их спас египтянин, то Моше не поправил их. И теперь Бог говорит ему, что тот, кто отрекается от еврейских корней, не будет похоронен в Израиле. Хорошее правило! Хотя, положа руку на сердце, мало кто из советских евреев мог бы найти по той же причине покой в земле Израиля. И объяснение этому, понятно, есть – мы боялись. Боялись быть белыми воронками. Но Моше тоже промолчал из страха – его могли вернуть в Египет, где он был приговорён к смерти. Но причины, говорит Тора, не важны, важно, что нельзя отказываться от еврейства. Конечно, наши «предательства и умолчание Моше почти невинны по сравнению с фактическим отказом от еврейства. Самая, с моей точки зрения, кощунственная форма пренебрежения еврейством – уход к миссионерам. Наша газета достаточно много строк отдаёт под борьбу с теми, кто пытается отрезать веточки с нашего и так негустого дерева. Прикрываясь при этом иудейской терминологией, и громогласным выражением любви к евреям. Можно говорить о любви, можно надевать кипу и талит, можно говорить древние благословения, но при этом уничтожать евреев – ведь уменьшение их числа и является тем же самым результатом.

Но я на эту болезненную тему могу говорить долго. Вернёмся к главе. Ещё один вывод, который напрашивается: великий деятель и праведник Моше подвергается критике со стороны Торы, то есть еврейских мудрецов. И это тоже урок нашей национальной демократии: нет непререкаемых авторитетов, и при всех огромнейших заслугах перед своим народом великий Моше тоже не защищён от критики и справедливой оценки.
Через несколько дней я буду рассказывать в одном из хосписов о еврейских правилах столкновения со смертью. Обязательно скажу о том, что в надгробных речах не рекомендуется непропорционально истине хвалить покойного. Надо отзываться справедливо, слегка преувеличивая его достоинства. Это никак не совместимо с русской поговоркой, в которой требуется говорить в подобных случаях либо хорошо, либо молча. Вспомнил анекдот: умирает начальник, его навещают подчинённые. Один из них говорит: «Дорогой Михаил Петрович! Мы хотим, чтобы вы знали, что мы очень ценим вас за ваш ум, доброту, хорошее видение ситуации, ваш бесценный опыт…» Умирающий открывает один глаз и говорит: «А бескомпромиссность?»

Я всё это к тому, что даже умирающим, даже вождям нужна правда, нужна справедливость.
Конечно, всё эти мысли вызваны только одним маленьким эпизодом из недельной главы, но поверьте, что таких эпизодов в главе много. Однако, я взял за правило отщипывать лишь по небольшому осколоку от глыбы, заложенной в каждой главе. Ограничимся на сегодня этим осколком. Перейдём к следующей теме – что произошло в общине за последнюю неделю?

Ничего особенного: был пятничный вечер «При свечах». Как я и предвидел, мы говорили о берлинском фестивале. Но не только – темы были интересны, мнения нестандартны. Мне всегда жаль, что наши беседы проходят мимо многих. Те, кто не слышит этих бесед, не может и сожалеть о своём отсутствии на них. Оставим это чувство мне.

В воскресенье неудачно прошёл киноклуб. Дело в том, что Инна Альперович представила фильмы, зрители выбрали (с небольшим перевесом) один из них, а именно: «О чём говорят мужчины», но фильм с диска не запустился. То ли он был записан в таком неудобном формате, то ли мне не хватило технических знаний (мои друзья рассказывают анекдоты о моих технических познаниях), но нам пришлось смотреть тот фильм, который сходу запускался (на диске было несколько фильмов). Им оказалась последняя картина покойного Ивана Дыховичного – большинство зрителей не выдержали до конца вывертов современной комедии. Что ж, мы посмотрим выбранный «невезучий» фильм в следующий раз. Милости просим («Милость», кстати, очень интересное слово, нет времени порассуждать на эту тему, загляните по-крайней мере в толковый словарь – думаю, что там ждёт интересное).

Переходим к тому, что планируется. Во-первых, в пятницу Встреча Субботы. С раввином Моше Навоном. Для тех, кто бывал на его службах, рекомендации не нужны – компетентность, внутренняя убеждённость, широкая эрудиция уже снискали ему уважение и любовь наших людей. Я смотрю, что некоторые из тех, кто приходил только на вторую часть наших вечеров (чего скрывать? – такое бывало), стали заглядывать на службу. Это хорошо!
Начало в 18 часов.

В субботу экскурсия с Еленой Банд отменяется – слишком жарко на улице, чтобы покидать на длительное время спасительную прохладу наших жилищ. Или парков. Или собачьих носов. Ничего, посмотрим ещё Верден в другой раз, а то «Прогулка в средние века» может стать неприятной.

А вот клуб «Spiegel» c Карин Хайм в 16 часов состоится. В помещении нашей общины зимой было тепло, а сейчас прохладно – знали банкиры, какие здания для себя выбирать! Напоминаю, что методика проведения заседаний клуба с июня изменилась: во-первых, возобновлён принцип «Ни слова по-русски!», во-вторых, мы стали больше говорить и меньше слушать. Начало в 16 часов.

В воскресенье в 16.30 (внимание! время в газете по недоразумению не указано!) начнётся «Литературный салон», посвящённый 30-летию со дня смерти Владимира Высоцкого. Приоткрою завесу – будут звучать его песни вживую, под гитару.

Кажется, всё. Хотя ещё два слова. Перепрыгну через неделю – в следующий четверг у нас, как и во всём Оберхаузене, ночь открытых дверей общин. Предполагается, что у нас будет много горожан - гостей. Естественно, что нас ждут много хлопот и не меньше работы. Как мы всё организуем, мы обсудим в понедельник в 16 часов 30 минут. Обращаюсь ко всем, кто хочет помочь в организации этого мероприятия: приходите на обсуждение – сможете помочь словом, а потом и делом. Мы не должны ударить в грязь нашими лицами еврейской национальности.

А теперь информация от Карин – что можно посмотреть по телевидению на близкие нам темы.

В пятницу после Шаббата по Arte предлагается передача «На пирсе Аполоновки» (это о Крыме). Начало полуторачасовой программы в 22.30.

В субботу по Vox'у "Suddeutsche Zeitung» раскроет тему «Русское бюро знакомств и его клиенты» Начало в 22.30. Продолжит «русскую» тему в половине первого ночи рассказ «Русские богачи». Он продлится до 5 утра. Так что Vox устраивает русскую ночь.

В воскресенье опять по Arte в 16.40 пройдёт 20-минутная передача о ялтинском море.
Те, кто придут на Высоцкого не смогут виртуально поплескаться в Чёрном море, а те, кто захочет вспомнить дни весёлые на пляже, не услышит песен Высоцкого, а напоминаю: круглая дата со дня его смерти.

А вот после «Салона» можно будет устроиться у телевизора - по тому же каналу в 21.45 будет показана документальная драма «Конец Эйхмана»


И позже, а именно в 22.25 можно будет познакомиться
с еврейскими рэперами и поющими раввинами в Нью.Йорке. Это произойдёт по ARD.

Мне осталось только предложить вам какие-то приложения. Друг из Молдавии (журналист Михаил Местер) прислал мне ссылку на сайт, который будет интересен всем, кто вырос в СССР. Вот она:

http://www.liveinternet.ru/users/2496320/post125239571/

Сохраните эту ссылку, полагаю, что к ней вы будете обращаться часто. Она о советском времени,

Вторая ссылка тоже о нём. Она очень полезна для тех, кто знает (и знал) цену советской власти, и тем, кто сегодня идеализирует её.
Это прислала мне из Израиля Броня Гринберг. Спасибо всем, кто присылает в нашу копилку интересные материалы!

Окончательно всё. Уже давно спит Малахов, температура за окном «села» на два градуса. Завтра, нет уже сегодня, снова рабочий день, я закончил разговаривать с вами. Я действительно, когда пишу, обращаюсь к вам, представляю себе лица многих из вас: и в Германии, и в Израиле, и в Москве, и повсюду... Я всегда, когда представляю себе вас, вспоминаю строку «Друзей моих прекрасные черты…» Не знаю, она отражает мои очень тёплые чувства к вам. Ко всем вам.

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: