Freitag, 30. Juli 2010

ЭКЕВ «В результате»

Никогда ещё, друзья, так поздно не уходили мои письма. Так поздно, что впору сказать: «Шаббат шалом!» - это я делаю с огромным удовольствием. Причина столь позднего обращения объясняется просто – последние дни мы были заняты подготовкой к Ночи открытых дверей. Вчера она прошла – первые гости появились уже без 10 семь, последние – без 10 двенадцать. Но об этом мероприятии чуть позже. Пока же давайте обратимся к актуальной главе из Торы. Называется она

ЭКЕВ

Означает это короткое слово «В результате». Это, так сказать, смысловой перевод, а дословный в Торе, которой я пользуюсь, звучит как «И будет». Давайте посмотрим, что же И будет В результате. Моше рассказывает народу, какие его в результате ждут блага за соблюдение заповедей и какие неуютности в противном случае. Среди перечисленных им в этой главе заповедей я хочу остановиться на одной – Биркат амазон. Это благословение после еды. «Благословите господа после того, как вы наелись и напились» . – это фраза из Торы. Абсолютное большинство из нас её не соблюдает. Куда там! – наспех поели и побежали дальше. В лучшем случае заметили, что ели. Или услышим дежурный вопрос официанта в ресторане: «Было вкусно?»
А ведь у иудаизма – особый ритуал, связанный с приёмом пищи, превращающий её из животного акта в духовный процесс.
Обязательное условие – еда должна приносить наслаждение. «Не спешить в еде», - говорили наши законодатели много тысяч лет назад, то есть знали то, что медицина подтвердит лишь в 20-м столетии – быстрый приём пищи – источник массы заболеваний, медленный – гарант долголетия. Медленному приёму пищи способствует, конечно, беседа – не беседовать за столом у евреев запрещено.
Когда я был в армии, а это было в Ленинграде, со мной служил один местный парень, с которым мы приятельствовали. Он был евреем с высшим образованием, в общем, мы с ним сошлись. Правда, в будущем он донесёт особому отделу суть моих высказываний, и у меня будут неприятности, связанные с тем, что я осуждал ввод советских войск в Чехословакию. К слову, я не отказался от своих слов и в особом отделе, что принесло мне неприятности ещё и в будущей гражданской жизни. Впрочем, неприятности были медалями в противостоянии советской системе. Но я, как вы помните, об еде. Однажды он пригласил меня к себе в гости, на обед. Мы пришли к нему в дом, он представил меня родителям и сказал: «Бери книгу». Я полагал, что он заботится о том, чтобы я несколько минут не скучал, пока подадут обед, а Виктор, так его звали, будет занят. Но всё оказалось по-другому. Когда мы вчетвером сели за стол, перед каждым обедающим лежала книга. Они уткнулись в свои книги и ели. Эту картину забыть невозможно, не знаю, правда, можно ли её себе представить? Никто ничего не говорил, каждый читал свою книгу. Передо мной лежала «моя» книга, но я не читал, я смотрел на остальных участников обеда – у них не было интереса не только ко мне, новому человеку, но и друг к другу. Даже к сыну – с ним они виделись, примерно, раз в месяц. Они жили не только не по Торе, но и не по самым элементарным приличиям, которые, кстати, выросли тоже из Торы.
Евреи всегда произносили благословение перед едой и после неё. Они понимали, что это чудо нашей жизни требует душевного, значит, словесного выражения. И если верующие имеют определённый адресат для выражения благодарности за возможность существовать благодаря пище, то атеисты тоже понимают, что еда наравне с водой, сексом, мыслительными способностями принадлежит к чудесам жизни на Земле. За них мы должны быть благодарны Богу, природе, провидению, да кого хотите поставьте на это место, но не оставляйте его пустым.
Наши мудрецы говорили, что с нас спросится на Высшем суде за каждое вкусное блюдо, от которого мы при жизни отказались. Тем самым акту питания придаётся невыразимо высокое значение.
Я не буду сейчас говорить о кошруте, этом нравственном кодексе иудаизма, да-да, именно нравственном, но он (кошрут) тоже связан с нашим отношением к тем же продуктам питания, которые находятся у нас ежедневно на столе.
В «Экклезиасте» говорится о том, что благословенен тот, кто работает и ест. То есть тот, кто не болеет и может трудиться, а также всё есть. К сожалению, многие из нас вынуждены питаться диетически, но при этом надо помнить, что невкусных вещей на свете не существует. Я себя ещё в отрочестве воспитал в этом убеждении, отчего, считаю, много в жизни выиграл. Самое главное – всё было, действительно, вкусным. На уже упомянутом суде с этой стороны ко мне никаких претензий не будет.

«Биркат амазон» надо произносить всегда, даже если мы съели что-то величиной с маслину – нет неценной пищи и неценного её количества. Бывало, что крошки спасали жизнь.
В этом благословении есть несколько смысловых пластов, но не будем углубляться, нам достаточно того, что его каждое слово надо произносить искренне и с благодарностью. Я хочу напомнить вам фразу из Книги Рут: «Боаз ел и пил, и сердце его радовалось». Здесь весь еврейский взгляд на процесс поддержания в нас жизни питанием. Вот я и призываю вас, друзья, всякий раз, когда мы сидим за столом, относиться к еде так, чтобы наше сердце радовалось.
Я не сказал, что у евреев существует много благословений, связанных с приёмом пищи. Например, надо обязательно произносить слова благодарности, когда мы едим первый плод сезона – по-моему, это резонно, помнить, что мы дожили до первого редиса, абрикоса, дыни и т. д. , и нам дано вновь насладиться их вкусом, что мы не делали уже почти год.
Есть у евреев благословения даже на вкусные запахи.

Надо, конечно, привести текст «Биркат амазон». Перед ним, как и перед едой, надо омыть руки (не могу удержаться, чтобы не напомнить, что даже в века благородные и просвещённые рыцари вытирали руки после еды о собственные брюки) и сказать: «Благословен ты, Господи, царь Вселенной, питающий всех!» Это в очень кратком изложении, только, чтобы понять суть. Давайте не забывать о главном чуде нашей жизни. И не абстрактно, а не забывать об этом всякий раз, когда мы встаём из-за стола, насытившись вкусной пищей. И хорошо бы помнить, как всё складно на нашей земле устроено: сколько чего растёт съедобного?! И как человечество научилось всё вкусно приготовлять! Чудеса! Спасибо за них!

Теперь вторая часть моего традиционного обращения – что у нас было за неделю. Собственно, вы знаете, что было запланировано, не знаете только, как прошло. Сейчас расскажу.

У нас была Встреча Субботы – Каббалат Шаббат. Приехал раввин Моше Навон с женой Мириам. Это означает, что служба велась на понятном языке и была чрезвычайно интересна. Все наши люди буквально влюблены в раввина, который интересно рассказывает об иудаизме, мягок в обращении и является при этом «своим человеком». Было полезно и интересно. Правда, нам пока неизвестна его дальнейшая судьба в Германии – мы, как и другие небольшие либеральные общины пока не можем платить ему зарплату, а город Бохум, в котором он живёт, требует от него «самофинансирования». Дело находится в суде, надо выиграть время, пока его (и наши) финансовые дела утрясутся. Пока же я от имени общины подписал петицию, которая содержит просьбу, дать ему возможность продлить пребывание в Германии. Будем надеяться! Как всегда, с большим успехом спел хор. Мы поздравили с днём рождения его участницу Полину Исааковну Плаксину, а по-настоящему она свой день рождения отметила по завершении ближайшей репетиции хора. Мы вспомнили все мероприятия, которые прошли за последний месяц. Об Анне Герман рассказала Елена Абрамовна Захарова. Мы посмотрели фрагмент из фильма «Дама с собачкой». В общем, Встречей Субботы все остались довольны. Надо только ещё сказать, что финансировал приезд раввина Центральный Совет евреев Германии – как видите, его сотрудничество с Союзом прогрессивных евреев продвигается в нужную сторону. Правда, не могу не отметить, что происходит это чересчур медленно и под большим давлением. И по поводу Субботы самое последнее – мы были рады видеть после операции Этель Исааковну резник – её нам несколько недель не хватало.

В субботу прошла встреча в «Spiegel'e». Я не понимаю, почему многие из вас не приходят в этот клуб – ведь он даёт прекрасную возможность продвинуться в немецком языке. У его участников хватает терпения слушать «любой» немецкий язык, а девиз «Ни слова по-русски!» заставляет говорить именно на языке Хайнриха Хайне. Да и темы наших встреч интересны. Карин готовит полезную информацию, все выступают на одну тему: в прошлый раз это был рассказ о Майнце, в следующий – о Трире.

В воскресенье Елена Банд провела встречу в «Литературном салоне», посвящённую 30-летию со дня смерти Владимира Высоцкого. Её рассказ был очень интересен и содержал информацию в большинстве своём слушателям незнакомую. Я сказал «слушателям», но это не очень точно, потому что мы были и зрителями. Елена Банд нашла интересные видеоматериалы о барде, чьё творчество стало культовым для моего поколения. И известно оно нескольким следующим поколениям. Песни Высоцкого на вечере исполнил также Михаил Шилин. Потом мы пили вино и говорили о человеке, который сделал так много для того, чтобы мы все чувствовали себя свободными.

В понедельник я выступал в хосписе, в котором умер Борис Стрижевский – организатор экскурсионного клуба в нашей общине. И хотя встреча эта была оговорена несколько месяцев назад, что там будет происходить, толком я не знал. Оказывается мне пришлось рассказывать об еврейском отношении к смерти и правилах, сопровождающих уход еврея из жизни. Хорошо, что мне доводилось читать лекции на эту печальную тему. Вообще-то, проблемами смерти я интересовался давно: могу напомнить, что вместе с Ехилем Белиловским мы сделали сайт, посвящённый жизни и смерти. Заниматься им серьёзно времени совершенно нет, но он существует таким, каким мы его сделали несколько лет назад, лишь слегка приходится заботиться о его жизнеспособности. Напоминаю его адрес www.nekropol.com
На этом сайте помимо виртуальных памятников есть раздел Книга Памяти и Календарь Катастрофы, которые связаны с Холокостом. Напоминаю, что эти разделы можно каждому из нас пополнить. Как, впрочем, создать уже упомянутый памятник своим близким.
Пишу я об этом не для того, чтобы прорекламировать сайт, а для того, чтобы напомнить, что там есть ещё раздел, помогающий преодолеть страх смерти. В нём есть наши собственные весёлые автоэпитафии, также собраны перлы юмора на тему смерти. Так что я оказался «хорошо подготовленным» к встрече в хосписе. Мне удалось сделать слушателей в вопросе методов борьбы со страхом смерти единомышленниками, и они охотно откликались на шутки и анекдоты на печальную тему, которыми я щедро иллюстрировал преподносимые сведения. Думаю, что в хосписе столько смеха никогда не звучало. По-крайней мере, мне удалось пробудить у слушателей, а это были, если можно так выразиться, члены клуба друзей этой полезной организации, интерес к нашей общине – они пообещали прийти на ночь открытых дверей и слово сдержали. Об этом следующая часть моего письма, скажу только напоследок, что место себе в этом заведении, надеюсь, я обеспечил. Правда, не уверен, что к тому времени смогу ещё рассказывать анекдоты. К слову, жаль, что нет еврейских хосписов, придётся отходить в католическом.

Теперь об упомянутой ночи. Которая произошла вчера. Скажу сразу, что всё прошло у нас отлично. Концепция, разработанная правлением, оказалась точной – мы очень достойно представили свою общину и еврейство в целом. Во-первых, пришло немало людей. Во-вторых, организация праздника нас не подвела. Я сразу хочу выразить благодарность всем, кто приложил руку и голову к этому мероприятию. И сделать это хочу по возможности персонально. Это были Михаил Шилин и Наталья Ракова, осуществившие все закупки и представляющие «свои праздники» - Рош-а-Шана и Песах. Леонид Константинович Мельник, представляющий в костюме Амана праздник Пурим. Янина Мейер, встречающая гостей и координирующая их поток. Елена Шкода, представляющая немецкую часть нашей библиотеки. Инна Белиловская, испекшая вкусные умынташи (пользуясь случаем, поздравляю её ещё раз с Днём рождения!). Елена Банд, осуществляющая хозяйственные функции. Людмила Лысенко, выполняющая «спецзадание». Юрий Вагнер, быстро и хлёстко написавший все необходимые тексты. Аркадий Хает, сделавший специально к празднику слайдофильм. Юлиана Ланг и Александр Хает прибывшие на подмогу в случае большого потока гостей и осуществляющие фотосъёмку. Светлана и Вячеслав Нейманы, проводящие с гостями занятия по израильским танцам. Галина Мучник, обучающая гостей еврейским песням. И конечно, наш хор «Рина», буквально очаровавший публику.
Гостям понравилась выставка работ нашей художественной студии (руководитель Ольга Генеразова). Особенно всех удивило, что наши художницы начали учиться живописи в солидном возрасте, а случилось это полтора года назад. Особенно много работ представлено было Зоей Меркуловой – выставка будет висеть ещё весь сентябрь – вы сможете её посмотреть. Упоминаю Бориса Штатланда, помогавшего оформлению выставки. Так что над «Ночью» поработало много людей. (Я не упоминаю Михаила Непомнящего и Валентину Плаксину, выполнивших большой объём работы, но это, вроде, их обязанность как членов правления).

Теперь несколько фраз из «Плаката отзывов» наших гостей

„Vielen Dank fur die Gastfreundlichkeit! Es war nettб Sie kennenzulernen"
„Vielen dank fur den Einblick in Ihre Gemeinde"- и «Шалом» ивритскими буквами.
„Тoda raba! Gottes Volk"
„Der Chor war super!"
"Vielen Dank und viele weitere offene Turen!"
„Es war interessant, danke."
„Ganz herzlichen Dank fur sehr interessante Informationen uber eine fur uns andere Welt!"
„Hat Spa? gemacht"
„Hat mir sehr gut gefallen. Danke"
„Herzlichen Dank fur den informativen Abend. Chor und Tanz haben uns sehr gut gefallen."
„Zugewandtheit und Freundlichkeit haben mich beeindruckt. Ich komme gerne wieder und wage meine Eindrucke weiter"
„Ich wunsche Ihnen alles Gute fur die Zukunft".
„Es war sehr interessant, aber um Vieles zu sehen, brauchte mehr Zeit."
„Es war sehr schon bei Ihnen, so viel Begeisterung, so viel Freundlichkeit. Alle gute Wunsche fur sie."
„Es war beeindruckend und schon bei Ihnen
„"Ich wunsche Ihnen weiter soviel Engagement, Kreativitat und Freude, so das wir in Oberhausen eine aktive liberale judische Gemeinde fur die Zukunft haben"
„Ein wunderbarer Abend"
„Danke fur den schonen Abend. Wunderbare Eindrucke fur mich. Dank"
„ Mir hat alles sehr gut gefallen, die Erklarungen, der tolle Chor, die Begeisterung, das Tanzen."
„Danke fur die Gastfreundschaft"
„Wir hatten ihnen noch stundenlang zuhoren."
„Es war schon, so freundlich aufgenommen zu werden."
„Mein allererster Besuch in Oberhausen fuhrte mich gleich zu Ihnen. Wunderbar und Danke."
„Vielen Dank fur die Gastfreundliche Fuhrung!"

Друзья, я обещал несколько высказываний написать, но не удержался и «выдал» все. Согласитесь, что только целиком они передают ту атмосферу, которая сложилась у нас в этот вечер. И это, повторяю, благодаря всем, кто приложил сердце (про руку и голову я уже писал). Ещё раз всем спасибо! Я полагаю, что мы сделали большое и полезное дело. Мы живём среди, как видите, дружелюбного и испытывающего в своём большинстве к нам неподдельный интерес народа. Поэтому мы должны быть открыты и едины. Мы им интересны, так давайте будем интересны сами себе!

Перехожу к третьей, самой лёгкой части, письма: что будет? Лёгкой, потому что ничего не будет. Мы уходим на отдых. То есть работа будет идти, социальная служба будет работать, но мероприятий не будет, этих писем не будет. А результаты того, что будет вы увидите в конце августа. Полагаю, что следующее моё письмо с информацией появится через четыре недели. Моя жена уже радуется, что я буду свободен для каких-то ею запланированных дел, её ждёт разочарование – работа будет продолжаться. Возможно, и не все вы будете отдыхать, но всё равно мы отдохнём друг от друга. Так что хорошего нам отдыха!

Ну и пару довесков. Во-первых, это фильм, ссылку на который мне прислала Кира Нагутова. Он не короткий – как раз на время нашего отдыха ложится.

http://urokiistorii.ru/history/people/2009/09/%C2%ABpodstrochnik%C2%BB-video

Во-вторых, ссылка на новый журнал под названием «Невероятные евреи». Обещает быть интересным.

(http://www.jewage.org/wiki/ru/Special:Journal/


Ну и гуляющая в нете

> Ода Перельману
>
> С виду мужичок обыкновенный
> в пиджачке, не бомж, не наркоман
> взял да вывел формулу Вселенной
> русский математик Перельман.
> Вывел скромно, мелкими шагами,
> чтоб понять, как сделан этот мир.
> Показал ее старушке-маме
> и пошел на кухню пить кефир.
>
> Формула далась ему не сразу
> он к ней шел, как ежик сквозь туман.
> Целых двадцать лет ее, заразу,
> вывести пытался Перельман!
> Грыз гранит, как роет экскаватор,
> подбирался к ней издалека,
> мучил верный микрокалькулятор
> марки "Электроника МК".
> В формуле частей и скобок много:
> синус, тангенс, дельта, интеграл.
> В формуле была ошибка Бога
> (Перельман чинить ее не стал).
> Формулу найти мечтал бы
> каждый математик мира. Но она
> снилась Менделееву однажды
> (только тот не понял ни хрена).
> За нее отдать хоть жизнь, хоть почки
> обещал Эйнштейн. И он был рад
> отгадать три буквы в нижней строчке
> те, что е = мс2.
>
> Формула же всех процессов в мире,
> чтоб представить мог любой плебей:
> это где-то пятьдесят четыре метра
> интегралов и дробей.
> Если там подставить в логарифмы
> имя, телефон, объем груди,
> и еще чего-нибудь для рифмы
> вынести за скобки позади,
> сверху GPS-координату,
> снизу подпись, и число, и год+
> то она покажет каждый атом!
> В смысле, что и где произойдет.
>
> Если ж сократить ее безмерно,
> указав у формулы внутри,
> что пространство, как у нас, трехмерно,
> и константа Пи примерно три,
> то для частной примитивной схемы
> в нашей галактической дыре
> формула рисует теоремы
> хоть Ферма, а хоть Паункаре.
> Этот-то пустяк по доброй воле
> Перельман и скинул в интернет,
> пререкаясь с анонимным троллем
> в чате "матанализ точка нет".
> И пошло+ Закопошилась пресса.
> Крики "Гений!", "Бред!", "Мое, отдай!"
> (оказался тролль большой профессор,
> как считает весь его Китай).
>
> И уже наутро Перельману
> раздались звонки его коллег:
> мол, какие творческие планы?
> Допиши-ка восемь человек
> в авторы статейки по секрету.
> Ты ж в науке, не в монастыре.
> Мы ж все вместе доказали эту+
> как там, говоришь? Пуанкаре?
>
> Отключив мобильник от эфира,
> телефону оборвав шнурок,
> Перельман собрался за кефиром.
> Хорошо, что посмотрел в глазок!
> У него за дверью прямо в метре
> журналисты, поп, какой-то мент,
> да еще какой-то Виктор Петрик
> с транспарантом "выкуплю патент!",
> да еще налоговый инспектор,
> и отец Кирилл, и дед Пихто,
> да студент Раскольников с конспектом
> и какой-то штукой под пальто,
> контактеры, репортеры, дуры,
> почтальоны с кучей барахла,
> и Каспаров с шахматной фигурой
> в виде двухголового орла.
>
> Все гудели и чего-то ждали.
> Перельман сказал: подите вон!
> И услышал: "Перельман, вам дали
> в институте Клэя миллион!
> Миллион! И в долларах! Его ведь
> не засунешь целиком в карман!
> Мы пришли помочь его освоить!
> Если вы не против, Перельман".
>
> "Нам крестьянам!", попросил Зюганов.
> "Нам ученым!", возразил студент.
> "Нам на нано, нам на нано, нано!",
> спели под гармошку поп и мент.
> И какой-то пьяный бомж в халате
> все хрипел и кашлял: "Гриша, бля!
> Мы ж с тобой учились на физмате!
> Дай на пиво два в шестой рубля?"
> А один, забравшись на ступеньки,
> громко объявил, как только мог:
> "ПЕРЕЛЬМАН СЕБЕ ОСТАВИТ ДЕНЬГИ!!!",
> и давай подмигивать в глазок.
>
> Перельман глазок заклеил скотчем.
> Тумбочкой подпер входную дверь.
> Сел за стол, решителен и точен,
> размышляя: как же быть теперь?
> Вынул карандаш обыкновенный,
> старый калькулятор вынул он
> и подставил в формулу Вселенной
> и себя, и этот миллион.
> Показала формула такое,
> что уже и верится с трудом:
> как он с мамой где-то под Москвою
> начал строить загородный дом.
> Газ, водопровод, скандалы, крики,
> взятки, просьбы, штрафы, местный суд.
> Как его дебильные таджики
> самосвалом две стены снесут.
> Как ему сидеть внутри машины,
> проклиная пробки по Москве.
> Как враги-коллеги режут шины
> в купленном для мамы БМВ.
> Как в ток-шоу "Есть ли Бог и Вера?"
> спорят с ним Малахов и Билан.
> Как он едет в лагерь Селигера
> пару лекций спеть под барабан.
> Как найдут внезапно кражу века
> и дадут ему условный срок:
> он же взял без кассового чека
> миллион, не уплатив налог.
> А Басманный суд накроет муза
> завести пятнадцать новых дел:
> что, читая лекции по ВУЗам,
> Перельман оттуда тырил мел.
> И примерно все в таком же роде
> посадили, отобрали дом,
> а затем по формуле выходит
> сердце, два инсульта и дурдом+
> Перельман воскликнул: "Сгиньте, гады!
> Премия мне ваша не нужна!
> Есть кефир, а больше мне не надо!
> Быстро все пошли отсюда на!"

Леонид Каганов.

Прилагаю несколько фотогроафий с Ночи открытых дверей.
http://files.mail.ru/QPJ6ZR
http://files.mail.ru/A094RL
http://files.mail.ru/R9LL0U
http://files.mail.ru/5GJ70A
http://files.mail.ru/CHONIW

До встречи в конце августа! Надеюсь все будут здоровы!

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: