Donnerstag, 11. November 2010

ВАЕЦЕ «и вышел»

Шалом, друзья!
После двухнедельного перерыва пишу опять несколько строк. То есть страниц.Чуть позже объясню, почему был перерыв, а пока отдадим налог традиции – послушаем «Хаву нагилу». Сегодня для нас её будет петь арт-группа Турецкого.
http://www.youtube.com/watch?v=LGJ8qQ96Ujo&feature=related

Зарядились? Хорошо! Переходим к делам нашим ...скорее радостным. В последний день октября Елена Банд рассказывала о Сергее Есенине. Прозвучали интересные факты из его жизни и, конечно, стихи. Они, безусловно, всем известны. Но Есенина можно слушать и читать бесконечно. И каждый раз поражаешься лёгкости его поэтического гения. В юные годы я знал почти всего Есенина на память.
Сочинитель бедный, это ты ли Сочиняешь песни при луне? Уж давно глаза мои остыли На любви, на картах и вине.
Ах, луна влезает через раму. Свет такой, хоть выколи глаза. Ставил я на пиковую даму, А сыграл бубнового туза.
Как раз для 18-летнего юноши такие строки полны очарования. Хотя самому Есенину было ненамного больше, когда он их написал.
В общем, Есенин с юности близок каждому из нас. Мой студенческий друг, от которого я впервые услышал имя поэта, читал и поэмы наизусть: «Село наше, знатся, Радово , домов, почитай два ста, тому, кто их оглядывал, приятствены наши места» . В прошлом году мы с ним встречались – забыл спросить, помнит ли он ещё всего Есенина? Я позабыл, так, отрывки и фрагменты в голове крутятся, когда кто-то читает, подхватываю, но очень многое забыл. Не верится, что наша (моя) память так несовершенна, хотя с другой стороны более сорока лет прошло с тех пор, когда мы учили его, давясь строками и захлёбываясь метафорами. Елена Банд тоже читала много стихов на память. Её помогали присутствующие, особенно Ирина Борисовна Глушкина - Есенину все возрасты покорны.
В ноябре мероприятий пока не было. Причина этому то, что газета «Делет» вышла не к первому числу, а с небольшим опозданием. Да и перекармливать мероприятиями, наверное, не гоже. Было, правда, выступление нашего хора в Унне на мероприятии, посвящённом годовщине Хрустальной ночи. Мы в этом городе выступаем уже в третий раз. Это благодаря председателю тамошней либеральной общины Александре Каряковой, да и самому хору «Рина», песни которого нравятся публике. Хочу об этом пару слов сказать. Наш хор выступает довольно часто. Я имею в виду не общинные мероприятия (это разумеется), а те, которые происходят не на русскоговорящей публике. И всегда проходят с большим успехом. Наш хор нравится публике. Я знаю, что есть критические голоса, мало, но есть. Я просто фиксирую для себя их существование, не более того. Ведь мнения бывают разные, очень разные. Мне доводилось организовывать фестивали, участвовать в работе жюри нескольких музыкальных конкурсов, и как правило, среди специалистов мнения тоже расходились. Например, мне довелось быть в жюри рядом с Робертом Амирханяном, Евгением Догой, Михаилом Пляцковским и другими, менее известными, но не менее влиятельными деятелями искусства. Так, в том же жюри находилась Нина Дубовицкая, музыкальный редактор «Маяка», которая вывела «в люди» много неизвестных имён. Вот в этом жюри тоже не было единого мнения об исполнителях. Я хочу сказать, что нет инструмента, измеряющего качество музыки, пения и пр. Если, конечно, оно не однозначно занимает место у одного из полюсов. Поэтому мы можем ориентироваться только на успех у публики, а немецкая публика, как правило, взыскательна. Моё мнение с её реакцией на выступления нашего хора совпадает: хор «Рина» звучит очень хорошо. Галине Мучник удалось создать хорошо звучащий коллектив, конечно, из непрофессионалов. Хотя некоторые голоса, например, Светланы Френкель, звучат очень даже профессионально. Почему я об этом заговорил? Потому что довелось услышать в Унне продолжительные аплодисменты и потому что давно хочу высказаться об этом перед моими оппонентами.
Уехав в Унну, мы не смогли провести мероприятие у себя. В прошлом году, если вы, друзья, помните, мы организовали Церемонию чтения имён погибших оберхаузеновских евреев. В этом году нам эта акция организационно оказалась не по силам. Возможно, мы проведём её в более «еврейский» день – в день Шоа. Поглядим...
А сейчас я хочу объяснить, почему мы две недели отдыхали друг от друга. Я уезжал в Берлин на ординацию трёх либеральных раввинов, выпущенных Гайгер-колледжем. Это уже второй выпуск. Он стал более известным благодаря тому, что среди этих трёх раввинов оказалась женщина, о чём сообщили все немецкие средства массовой информации. На мероприятии присутствовал президент Германии. Всё было очень торжественно и эмоционально. Я попробую описать это в следущем номере «Делета», сейчас же скажу, что ни секунды не жалел, что проделал длинную дорогу – я присутствовал при историческом, очень впечатдяющем своей организацией, событии. Вы представьте себе только, что в сердце Германии, в одной из самых красивых синагог три новых раввина вливаются в жизнь еврейских общин. Три новых раввина... В Германии, в которой им отрезали пейсы и стригли бороды. Конечно, прошло более шести десятилетий, страна стала другой, но контраст между прошлым и настоящим возникает невольно. Чего стоил только торжественный выход примерно трёх десятков либеральных раввинов, приехавших на церемонию со всего света! А какие звучали песенные молитвы и благословения! И как звучали?! Нет, это было вправду историческое событие, не говоря уже о том, что Алина Трейгер, приехавшая в Германию из Полтавы, стала женщиной – раввином через 75 лет после такого же события. Легко подсчитать, что последняя женщина – раввин стала им в 1935 году. Когда еврейская жизнь в Германии ещё не была до конца выкорчевана. Теперь древо иудаизма вновь посажено и ветки его распускаются. Приятно, что это происходит в рамках нашего, либерального мировоззрения.
Теперь о том, что нас ждёт в ближайшие дни. Хотя газета уже вышла и благополучно распространяется, нелишне всё-таки напоминать о том, что запланировано. Да иногда и коррекция нужна.
В пятницу, 12 ноября – встреча «При свечах». Ничего нового не скажу, обращаю только ваше внимание, что начинаться эти встречи будут уже в 17 часов 30 минут, то есть на полчаса раньше. Оно и понятно: мы перешли на зимнее время, день короче, свечи надо бы зажигать пораньше. Но совсем рано у нас не получается, для нас важнее их вообще зажечь, чем придерживаться точного времени. Так что, постарайтесь прийти к новому времени. Хотя я скажу короче: постарайтесь прийти.
В субботу 13 ноября Карин Хайм приглашает на свой «Spiegel». Кто хочет продвинуться в немецком и знании страны проживания, должен обязательно прийти. Ещё чай или кофе попьём. В тепле, уюте, хорошей компании, с немецким языком.
В воскресенье репетиция хора, немецкий язык с Ириной Соколовской, «Еврейский Ликбез» (со мной), а потом будет новинка. Мы начинаем новый формат мероприятий, который мы назвали «ВидеО!». Здесь планируется раз в месяц показывать, как правило, документальные видеофильмы. Надеюсь, что они будут интересными. Первым мы покажем фильм Александра Городницкого «В поисках идиш». Мы его уже однажды демонстрировали в рамках «Ликбеза» и встречи бывших узников гетто. Что сказать? Все остались в восторге, если это подходящее слово, для передачи состояния, в которое привёла зрителей талантливая лента Городницкого. Потом мы показали начало фильма на одном из Шаббатов – никто не хотел расходиться, только поздний вечер «разогнал» зрителей. Конечно, фильм можно, наверное, скачать в интернете, посмотреть его, сидя на диване и щёлкая семечки из русского или турецкого магазина, но впечатление от коллективного просмотра, по-моему, совсем другое. Когда рядом с тобой то же самое чувствуют другие люди, когда одновременно смахивается непонятно откуда взявшаяся слеза. В фильме много прекрасных песен и стихов Городницкого, а также мыслей, вызвавших их к жизни. Даже те, кто видел фильм, посмотрят ещё раз его с удовольствием. Его можно смотреть много раз и каждый сеанс будет открывать что-то новое. В общем, стульев у нас много, все поместимся. Наши праздники называются «Вместе!», я думаю, что демонстрация этого фильма должна тоже пройти под этим девизом. А для тех, кто живёт вдалеке от Оберхаузена и этот фильм не смотрел, найдите его в интернете, достаньте у друзей и посмотрите. Не пожалеете! Особенно, если вы жили в Белоруссии – именно там происходят поиски языка идиш, исчезнувшего, увы, навсегда. Хотя когда-то и иврит исчез навсегда, пока его не решил возродить Элиэзер Бен-Йехуда (настоящая фамилия этого тоже белорусского еврея была Перельман). Напомню вам, что он решил вырастить своего сына знающим только иврит. Поэтому он и его жена говорили с ним только на иврите, Перельман запрещал ему играть с другими детьми, и он добился своего. Жена однажды нарушила договорённость и запела колыбельную сыну на русском языке, Бен-Йехуда устроил ей скандал. Сын, шокированный скандалом, вдруг заговорил. На иврите. Ему было 4 года, до тех пор он молчал. Раз уж заговорили об этом, скажу, что Бен-Йехуда много слов сам придумал. Ну откуда в древнем иврите были слова мороженое, велосипед, кукла и пр. Ребёнок рос, приходилось придумыватьвсё новые слова, связанные с меняющимся бытом. Из этой семьи иврит распространился по всему Израилю. Хотя Израиля ещё не было – дело происходило в конце 19-го века. Так, сын Бен-Йехуды стал первым человеком в новой истории, для которого иврит был родным языком. Кажется, он работал впослдедствии журналистом, писавшем на иврите, конечно.
Но вернёмся к идиш. Фильм не только о «пропаже» языка, он рассказывает о Белоруссии, потерявшей своих евреев. Я понимаю, что мой рассказ не может передать всего обаяния и мудрости этого фильма, но тот, кто поверит мне, убедится, что я прав.
В понедельник начинаются курсы разговорного немецкого языка. Конечно, это условность – без грамматики нельзя говорить, но тем не менее акцент в этих группах (мы их запланировали две – по уровню знаний, то есть для продвинутых и не очень) будет сделан на разговоре. Вести эти группы будет наш новый сотрудник Хартмут Кер. Я сознательно написал его имя русскими буквами – Хартмут прекрасно говорит по-русски и хорошо вливается в наш коллектив. Так, он уже играет в готовящемся спектакле, играет, конечно, иностранца. Но дай Бог, чтобы мы говорили так по-немецки, как он по-русски. Общем у нас есть уникальная (для нас) возможность общаться на разные темы с коренным немцем. Используйте её. Группа, которая планируется послабее, начнёт заниматься в 10 часов, та, что будет посильнее – в 12. Милости просим!
Всё остальное вам известно из газеты: социальная служба работает каждый день с 10 до 17 часов (на всякий случай позвоните, потому что наши работники, бывает, сопровождают тех, кто нуждается в помощи, к врачам, в учреждения), библиотека с 12.30 до 14 (кстати, есть новые книги . спасибо Светлане Белиловской, передавшей часть своей библиотеки в «Перуш»), ну и репетиции театра, хора и пр. Я про репетиции ничего не пишу – кто хочет влиться в интересное времяпрепровождение, тот пусть приходит, а кто, ну, ладно... Вот ещё в понедельник у нас предусмотрены компьютерные консультации. Но поскольку спрос на них непредсказуем, то мы решили, что те, кто в них нуждается, должен договориться о термине. То есть позвоните по телефону 0208 – 89 36 99 и предупредите Ехиля Белиловского, что вы придёте – по понедельникам с 17 до 18 часов он встретится с вами. Кстати, этот же номер телефона указан в газете для записи на компьютерные курсы. К сожалению, в него вкралась ошибка – вместо цифры 6 там фигурирует 5. Курсы начнутся, как только соберётся группа. Ну ещё мы надеемся, что начнутся они в нашем помещении, ремонт которого скоро закончится.
Хочу обратить ваше внимание, раз мы говорим уже о нашем расписании, о двух коллективах, о которых мы мало информировали. Это балетная студия для детей, которую ведёт Елена Осман – выступления детей студии можно было увидеть в спеектакле «Снежная королева» и на детских утренниках в Русской школе, а также группу восточного танца, в просторечии – танца живота. У нас две группы – для детей и взрослых. Ведёт их Лея Миневич – профессиональная танцовщица. Мы уже писали, какую оздровительную пользу для женского организма приносят такие танцы, какими стройными вырастут ваши дочери и внучки, но, полагаю, многим надо просто преодолеть свои провинциальные комплексы. Кто-то стесняется своей фигуры, кто-то полагает, что здесь готовят будущих звёзд подиума, нет, хотя кто-то из детей, может быть, и станет звездой, но для абсолютного большинства это оздоровительные занятия, придающие стройность, грацию, подвижность. Я бы пришёл, будь я даже женщиной преклонных годов. Без унынья и лени. Потому что языком танца разговаривает Лея. По средам: дети в 17, взрослые на 45 минут позже.
Всё. Дальше в неделю не буду углубляться, а то так доберёмся до следующей встречи «При свечах». Так далеко не буду заглядывать, хотя один анонс выдам – 28 ноября (это не отражено в газете) у нас пройдёт огромное мероприятие для детей. В Оберхаузен съедется вся либеральная моодёжь нашей земли. Время и условия – потом. А пока перейдём к недельной главе.
Она называется
ВАЕЦЕ,
что означает «и вышел». «И вышел Яков из Бер-Шевы и пошёл в Харан». В конце концов Яков (это внук Авраама) достиг конечного пункта – он пришёл сюда, чтобы среди родни деда, Авраам был из этих мест, найти себе жену. Ей предстоит стать еврейкой, то есть проникнуться идеями, которые открыл Авраам и которые станут в будущем иудаизмом. Но первым евреем суждено стать именно Якову, а пока он ищет себе подругу, которая станет его единомышленницей. Он встречает Рахель – одну из будущих праматерей нашего народа. Встреча у колодца случайная? Религиозные люди считают, что Бог организовал эту встречу. Вообще, как происходят встречи будущих супругов? Сколько в них случайности, а сколько предопределённости? Предопределённости характером людей, например. Рассказывают, что одна женщина задала еврейскому мудрецу вопрос о том, чем занимается Бог полсе создания мира? Вроде, особых дел у него нет. Мудрец ответил, что Он занимается подбором супружеских пар. Женщина подивилась ответу, она сказала, что нет ничего проще такой работы. В качестве доказательства она заявила, что сама переженит своих слуг. Она и сделала это, назначив по собственному, как ей казалось, логичному и правильному выбору, мужчин и женщин друг другу. Но пары очень быстро распались. Эта история подтверждает, что создание семьи – чрезвычайно трудная задача. Впрочем, мы все это знаем.
Вот между Рахелью и Яковом пробежала искра, они полюбили друг друга с первого взгляда. Потом известно, что произошло: у Якова не было денег, и он взялся семь лет отработать у Лавана, отца Рахели, чтобы потом взять её в жёны. Но получил он её сестру – Лею. Тёмная, честно говоря, история, непонятно, как могла произойти подмена. У меня есть гипотеза, но делиться я ею я буду со слушателями Ликбеза. Потом Яков взял и Рахель, то есть у него стало две жены, любимая Рахель и не очень любимая Лея. Тем не менее, именно она родила Якову 4-х сыновей и дочку. А Рахель оказалась бесплодной. Поэтому Яков по обычаям того времени вошёл к её служанке (и одновременно сводной сестре), а потом, когда и Лея перестала беременеть, к другой служанке (и сестре). Но в конце концов и Рахель родила сына, его назвали Иосифом. В общем, браки заключаются на небесах. Даже если они полигамные. Впрочем, из сегодняшнего дня они нам кажутся неприемлемыми. Но всё относительно – посмотрите на брак Якова с 4-мя женщинами из более древнего времени, из первобытно-общинного строя. И он после постоянной смены партнёров в человеском стаде, сразу станет прогресивным. Так оно и было. И то, что сегодня на Востоке многожёнство продолжает существовать, говорит только о том, что Тора, то есть иудаизм, живое мировззрение, меняющее правила и законы в зависимости от требований времени. При этом сохраняя дух мировоззрения. «Да, - говорит иудаизм, - наши праотцы имели нескольких жён: Авраам, Яков, Давид, Соломон... но такие были времена, сегодня это неприемлемо». А вот ислам продолжает считать полигамию нормой. А у евреев идеал – найти жену, единственную и неповторимую, с которой будешь счастлив. Правда, у большинства это не получается. Надо признать, у большинства русских евреев. Но какие мы евреи?! Мы только намереваемся ими стать. И то не все. На этой ноте я закончу послание. Тем более, что на часах уже два часа ночи, а мне надо ещё подобрать материалы для прикрепления. А это не легче, чем выбрать жену. Дело в том, что хоть я как-то и рассортировал всё, что у меня было, каждый день я продолжаю получать такое количество материалов, которые я не успеваю не только систематизировать, но даже просмотреть. Поэтому я в затруднении: присланное быстро устаревает, а его становится всё больше. Надо будет кого-то привлекать в помощь. А пока выберу первое попавшееся.
Во-первых, давайте вспомним о солдатах Израиля – это надо делать беспрерывно. Мальчики и девочки противостоящие бешенному окружению. И имеющие, к великому сожалению, не всегда талантливое командование.
http://www.youtube.com/watch?v=1DoPrAR0dfA&feature=related

Давайте побываем в Харбине, куда нас приглашает Кира Нагутова.
http://files.mail.ru/6T53CD
А Полина Михайловна Крейндис прислала материал о Константине Райкине.
http://files.mail.ru/7I9FHR
Правда, в сетях интернета появляются и ложь, и фальшивки, и просто недобросовестные материалы. Об этом надо помнить, и всё из сети пропускать через сеть с мелкими ячейками. Это общее предупреждение, оно касается всех материалов из интернета.
Вот ещё одна ссылка. Здесь политолог Сергей Курганян размышляет о России и Израиле. В принципе, интересно.
http://www.russia.ru/video/diskurs_10596/

Пока всё. Будьте здоровы и до встреч в общине и в интернете.
Ваш Л. Ш.

Keine Kommentare: