Mittwoch, 17. November 2010

ВАИШЛАХ (и послал)

Поскольку в век интернета никогда не можешь знать, какое приветствие подходит ко времени чтения писем, то к «Доброму утру! дню! и вечеру!» придумали ещё пожелание «Доброго времени суток!» Коряво звучит - я буду пользоваться еврейским универсальным приветствием «шалом!» Шалом, друзья!
Как вы понимаете, я сразу перехожу к очередной «Хаве». Её на сей раз поёт Михаил Поплавский. Привожу две ссылки – песня одна и та же, но фон несколько другой. Один раз снято на концерте, другой – сделан клип. Я с удовольствием прослушал два раза. Чего и вам желаю.
http://www.youtube.com/watch?v=Y55noBBFkjU
http://www.dailymotion.com/video/x3uwer__music
А сейчас можно перейти к недельной главе. Она называется

ВАИШЛАХ
(и послал). Прочтя такое начало главы, любой из 160 миллионов людей, считающих русский родным языком, сразу был бы заинтригован: кто послал, кого, а куда послал – примерно известно. Но в Торе рассказывается о том, что Яков, извините за тавтологию – так стоит в том переводе Торы, которым я пользуюсь, послал посланцев к брату Эсаву. Скорее их можно назвать парламентёрами, потому что Яков предполагает, что брат настроен против него очень воинственно. Такое бывает между братьями, мы это помним ещё со времён Каина и Авеля. Но эти при встрече братья обнимаются и целуются, хотя впоследствии всё же становятся врагами. Так начинается восьмая глава Торы. Её центральное место – борьба Якова с ангелом. Ангел – это посланник (теперь уж точно посланник) Бога, он выполняет его поручение, и борясь с ним, Яков, получается, борется с самим Господом. Борьба шла всю ночь, ангел повредил своему сопернику тазобедренный сустав, и Яков остался хром до конца жизни (по другой версии его излечил от хромоты божественный свет). Но борьбу с ангелом он выиграл. И тот даёт ему новое имя (а мы помним, что новая жизнь, то есть её перемена, начинается обычно с нового имени и нового местожительства), и имя это Исраэль. Слово «Бог», «Эль», легко читается здесь, а полностью оно означает «богоборец». Ангел так и говорит: «Не Яков отныне имя тебе будет, а Исраэль, ибо ты боролся с небесными силами...» Посмотрите, какой парадокс: новое имя становится названием целого народа, ставшего прорабом в строительстве монотеизма. А имя это означает «богоборец». Другими словами, с одной стороны, верим в существование Всевышнего и его всесилие, с другой – боремся с ним. Как это по-еврейски: любить и ненавидеть одновременно, любить и бояться , любить и критиковать! Как это по-еврейски – стремиться к предмету любви и поклонения и избегать его. Уметь быть счастливым с ним и без него, быть несчастным когда он есть и когда его нет. Я подчеркнул несколько раз, что это по-еврейски, но я не совсем точен: эти чувства понятны любому человеку, только евреи благодаря своей судьбе, возможно, чуть острее их переживают.
И ещё один вывод из этой сцены: Яков – Исраэль был ранен, но не уничтожен: такая же судьба будет у народа, носящего его имя – еврейский народ может быть ранен, тяжело, но не смертельно. Он будет жить всегда, еврейский народ. По-крайней мере, предыдущие почти 6 тысяч лет позволяют уже это утверждать.
Но продолжим. Яков двигается в путь. Его любимая жена Рахель умирает в этом пути во время родов. Она родила тройню: мальчика и двух девочек. Похоронли её прямо у дороги, неподалёку от местечка Бейт Лехэм (Вифлеем). На могилу все сыновья Якова принесли камни, из них выложили стеллу.
Её сын, Иосиф, возражал, чтобы мать была похоронена у дороги, он хотел перенести её тело в пещеру Махпела. Но Яков сказал, что так поступить ему подсказал Бог, потому что в будущем, когда евреев будут угонять в вавилонский плен, они будут проходить мимо её могилы, и она будет просить за своих потомков у Бога, чтобы он помог им когда-нибудь возвратиться в Эрец Исраэль.
Почему я так подробно об этом говорю? Вы догадались: менее двух недель назад юНЕСКО (не хочу это слово писать с заглавной буквы) приняло антисемитское решение – переименовать могилу праматери Рахели в мечеть Билаля аль –Раббаха. Хорошо известно, что арабских стран в юНЕСКО более 20 (их руки в голосовании многочислены), что арабские шейхи взятками издавна решают все проблемы в этой организации, причём, основные взяткобратели – выходцы из стран социалистического блока. Ранее эта же организация признала мусульманской святыней пешеру Махпела в городе Хевроне. Мы удивляемся диким актам антисемитизма в древности, удивляемся их алогичности. А это переименование происходит СЕГОДНЯ, когда кажется, что мир стал более справедливым. К сожалению, это не относится к евреям. Любой абсурд становится логичным, когда он касается евреев. Как это может быть, что ислам, появившийся через 4300 лет после иудаизма, претендует (и успешно) на святыни последнего?! Говорят, что могилу Рахели, находящуюся в Вифлееме, арабы стали называть мечетью полтора десятка лет назад. До тех пор там была могила и росло дерево. Время разрушило стеллу, поставленную будущими главами 12-ти израильских колен. Это же время, надеюсь, поставит когда-нибудь всё на свои места. Для этого мы живём и трудимся. Чтобы внести маленькую лепту в безукоризненное здание мировоззрения нашего народа. Хотя бы тем, что мы от него не отказываемся. Как мы это делали на истекшей неделе?
Во-первых, была встреча «При свечах». Вроде они все у нас одинаковые, но всё-таки каждый раз они проходят по-новому. На этот раз была опять неповтоимая атмосфера. Мы говорили о мере заботы о животных, то есть о том, что забота о человеке важнее помощи животным. Крайние позиции в этом разговоре: человек может со своими деньгами делать всё, что хочет, даже покупать своему больному коту за счёт жизни другого кота донорскую почку, как это сообщалось в прессе, и – надо помогать людям, а не животным: речь шла о том, что в Германии люди собирали деньги на помощь бездомным собакам Каира. Конечно, это была не единственная тема – я не собираюсь передавать наши спонтанные разговоры, хочу только сказать, что они всегда интересны. А закуски всегда вкусны. А песни, которые мы разучиваем с Яковом Шварцманым, всегда создают настроение, поддерживаемое вином. И атмосферой прихода Шаббата.
В субботу был клуб «Spiegel», который ведёт Карин Хайм. В конце встречи я вручил ей скромные (но красивые) цветы и сказал что-то типа: «Wir danken herzlich Karin Cheim, die beste Frau in Mulheim!» Рифма совершенно бесхитростная, зато содержание правдивое. Мы очень благодарны Карин за её труд по поиску материалов об еврейской Германии, за интересные рассказы, за её вклад в пополнение нашей библиотеки, да и вообще за её помощь, в том числе и финансовую. Да, забыл сказать, что на «Spiegelе» было интересно.
В воскресенье репетиция хора была непродолжительна – коллектив отмечал день рождения хористки Лилии Певзнер и руководителя хора Галины Мучник. Надо ли говорить, сколько добрых слов было сказано виновницам торжества?! Тем не менее два дня рождения всегда распыление внимания, а тут ещё создатель и руководитель хора «Рина»! Галина Михайловна Мучник заслужила всяческие похвалы не только в день рождения. Коллектив, который она создала, достоин красивых эпитетов. И тостов. Извините, процитирую себя:

Лёг хор наш на судьбу Галине,
И это ценит вся община.
Я предлагаю нам отныне
Галину называть ГаРина.

Для «равновесия» напишу строчки, написанные другой именнинице:

Не меркнет Лилия в тени у Гали,
За Лилию всегда отдельно пили.
И назовём мы ритмы «хали-Гали»
В честь Лили Певзнер ритмы «хали-Лили»!

В общем, всё было весело, тостов было много. В застолье участвовал редкий гость. За него тоже был тост:
А Галя не одна промежду прочим,
Есть муж, соратник и попутчик,
Давайте выпьем за того, короче,
Кто Гале дал фамилью Мучник!
Михаил, тоже член нашей общины, осуществляет все видеосъёмки хора, делает для него фильмы.
В общем, тостов за именниц и за «Рину» было много, в том числе представители театра пришли поздравить хормейстера. И конечно, были песни. К сожалению, мне надо было перейти в соседний класс, где проходил «Еврейский Ликбез». Мы на нём опять движемся медленней всего еврейского народа, зато основательней. В воскресенье мы говорили о том, как Ной, который совершенно не был бытовым пьяницей, от радости напился, а сын Хам, чьё имя стало отрицательным-нарицательным, кастрировал отца. Говорили мы об этом подробно, потому что Тора даёт уроки по любой жизненной ситуации, даже такой, неординарной. Глава была интересной, но нам пришлось прервать разговор, а это был действительно разговор, а не монолог, потому что сразу за «Ликбезом» шла новая «рубрика» - «ВидеО!» Я полагаю, что большой палец, заменённый в написании большой О и восклицательным знаком, совершенно точно передаёт эмоции, вызванные фильмом Городницкого «В поисках идиша». Я в прошлом письме высказал уверенность, что фильм не только всем понравится, но вызовет ощущение, обязательности его просмотра и облегчения от исполнения этой необходимости. Жаль, что я не смог убедить многих прийти на просмотр фильма. Мне очень жаль их
Теперь о том, что будет на неделе. Ничего нового не сообщу, всё по схеме:
В пятницу «При свечах». Обращаю ваше внимание, что мы решили вновь перейти к началу в 18 часов, а не в 17.30. Оказалось, что не все могут успеть к новому времени, кроме того, выяснилось, что «переход на зимнее время» мало что нам даёт: на улице всё равно темно, а автобусы не поменяли расписания. Так что наши застолья - разговоры будут начинаться всё-таки по старому времени.
В субботу Елена Абрамовна Захарова будет рассказывать об Эдуарде Хиле – я имею в виду в рамках клуба «Кумиры прошлых лет». Как всегда, будет интересный рассказ, прозвучат песни в исполнении кумира 70-х годов. Начало в 16 часов.
А в воскресенье Инна Альперович приглашает в киноклуб. Я точно не знаю, какой второй фильм она выберет, но первый точно будет «Край». Надо ли его представлять? Да, надо. Режиссёр Алексей Учитель. Актёры: Владимир Машков, Сергей Гармаш, Александр Баширов, Алексей Горбунов... Фильм выдвинут на «Оскара»
Вот один из рекламных анонсов:.
В ускользающем от определений "Крае" Алексей Учитель красочно — с паровозами, медведями и женской баней — иллюстрирует популярный тезис о непознаваемости русской души.
Повторяю, какой фильм станет вторым, я не знаю, вернее, знаю всех кандидатов, но какой выберет Инна Альперович, мне неизвестно. Знаю только, что все фильмы будут интересные, и выбор у нас будет трудным. Начало в 16.30, вход свободный.
Вот и всё. В анонсе на более далёкое время, скажу только, что осталось не так уж много времени для записи детей в зимний лагерь. Кстати, 28 ноября у нас в общине будет проходить огромное молодёжное мероприятие, на которое съедутся вожатые и дети со всей нашей земли. Следите за рекламой.
Что ещё? Заканчивается запись на ханукальные ритуаьные предметы: подсвечники, свечи и пр. Каталог лежит у социальных работников – можно зайти и выбрать. А мы сами уже закажем и оплатим доставку.
Кстати, насчёт каталога – мы вывесили объявление и положили визитные карточки нового интернет-магазина еврейских товаров. Сам каталог находится тоже у социальных работников – там можно ознакомиться с ценами и товарами.
Мне осталось только «прицепить» какие-нибудь материалы, которые сделают нас чуть информированнее и немного добрее. У меня уже давно лежит рассказ Дины Рубиной. Так давно, что я уже не помню, посылал ли я его вам. На всякий случай делаю это: те, кому он уже известен, просто не читайте его. Или наоборот, перечитайте, он стоит того.
http://lib.aldebaran.ru/author/rubina_dina/rubina_dina_adam_i_miryam/rubina_dina_adam_i_miryam__1.html
Насчёт «свежести» моих материалов: это всё очень относительно, Кроме того, у меня нет времени проверять, что было уже выслано (вы помните, что попытку наведения порядка в имеющихся сотнях материалов я предпринял совсем недавно) – уже всё успело опять нерассортированным накопиться. Так что не обессудьте
В прицепе будет интересная песенка с Жириновским на её фоне.
http://files.mail.ru/65AXN7
А здесь материал об известных событиях в Копенгагене 43-го года.
http://www.youtube.com/watch?v=PLruN82_vVI&feature=related
И в заключение ещё одна очень популярная еврейская мелодия, которая тоже служит фоном, фоном блестящему танцу. Но эта мелодия не может служить только фоном даже такой танцевальой паре – она становится равноправным партнёром. На концерте Жанны Мироновой и Маши Шефер исполнялась эта песня с текстом «В Кептаунском порту с пробоиной в борту». Они прекрасно её исполнили. А я досадовал, что они не поют оригинальный текст этой всемирно известной песни: «Бай мир бситу ду шейн». Посмотрите и послушайте.
http://davidaidelman.livejournal.com/197199.html
Всё, друзья. Я прощаюсь с вами до следующей недели. Всем хорошего настроения – результата здоровья и благополучия!

Ваш Л. Ш.
P. S. В понедельник, 22 ноября члены нашей общины приглашены в евангелическую общину Nohlstr. 5 В 19 часов там будет показан фильм "Апокалипсис" и пройдёт встреча с его режиссёром Хербертом Фричем. Вход бесплатный. Фильм этот снимался в Оберхаузене, в нём можно увидеть много детей из нашего города - они читают текст "Апокалипсиса". Фильм документальный, он идёт, кажется, минут 20. Картина будет показана здесь во второй раз - премьера была летом - после успешного проката по многим городам Германии возвращается на родину. Присоединяйтесь!

Keine Kommentare: