Donnerstag, 16. Dezember 2010

ВАЕХИ (И жил)

Шалом, друзья!
Начинаем с «Хавы». Предлагаю вам две ссылки, где «Хава» представлена в одном и том же жанре. Первый фильм снят, очевидно, где-то в Токио, а второй – в Москве. Слушаем и смотрим.
http://www.youtube.com/watch?v=7sXQRwKnrTw&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=6a-lQCm6f_s&feature=related

Оба сюжета продолжались семь минут и сорок секунд. То есть 7.40, что символично. Есть несколько версий того, почему песня называется 7.40, и все они связаны с прибытием или отходом поезда. Так, говорят, что во времена черты оседлости евреям разрешалось бывать в крупных городах только до 20 часов. Поэтому они уезжали последним поездом в 7.40. Согласно другому рассказу в 7.40 в Киев прибывал поезд из главного еврейского города – Одессы. Но если вдуматься в текст песни, вернее, в один из самых известных текстов, то можно понять, что в нём говорится не об отходе, а о прибытии поезда. И речь идёт о самой Одессе. Кто-то высказал гипотезу, что речь идёт об одесском паровом трамвае, на котором в город в 7.40 утра приезжал еврейский рабочий люд. Но это всё не важно, важно, что эта песня более ста лет исполняется евреями и стала визитной карточкой ашкеназийских евреев.
Вот прямо от них перейдём к тому, что какая-то их часть будет читать, описывать, комментировать, изучать, рассказывать в предстоящую неделю, начиная прямо с её первых минут, наступающих в пятницу в 16.36. Итак, речь пойдёт о главе
ВАЕХИ
(И жил)
В этой главе умирает Яков. И Иосиф.Тема смерти – главная в нашей жизни. Пусть её отодвигают временно на задний план голод, любовь, дела, искусство – она всё равно всегда незримо или осязательно присутствует в нашей жизни. Мы боимся её. И удивляемся мужеству людей, пренебрегающих страхом перед смертью. Среди таких людей есть вершины духа и пропасти безнравственности. Как заглянуть в одну из таких пропастей, чтобы понять, почему не ценится жизнь? Я знаю случай на суде, на котором судили убийцу. Полный зал публики, трансляция судебного заседания через репродукторы на улицу, где собралось большое количество любопытных. Чтобы понять личность подсудимого, расскажу, что когда он что-то отрицал, судья сказал: «Но вот ведь здесь ваша одпись». «Где?» - спросил убийца. И когда секретарь подошла к нему с документом, он выхватил его у неё и ... съел на глазах у всех присутствующих. Так вот, когда судья произнёс приговор: «К высшей мере наказания – расстрелу», подсудимый громко сказал: «Хорош болтать, ведите в камеру – спать хочу!» Бравада на краю могилы?
А вот другой общеизвестный пример. Выдающийся французский поэт средневекоья Франсуа Вийон, приговорённый к повешению, в ночь перед казнью написал:
Я — Франсуа, чему не рад,
Увы, ждет смерть злодея,
И сколько весит этот зад,
Узнает завтра шея.
В тот день его не казнили, а заменили смерть изгнанием, но он этого знать не мог – он просто был человек – Эверест.
Ещё два слова о страхе смерти. Несколько лет назад мы с Ехилем Белиловским сделали сайт о жизни и смерти, расположенный по адресу www.nekropol.com Создавая его, мы решили попробовать бороться с этим страхом посредством юмора. Перед ним (юмором) бессильно всё в жизни, рассуждали мы. Он способен и этот страх победить. Так вот, там есть страница «Весёлый пантеон» - она многих, нге люблю этого затёртого слова, но в данной ситуации его заменить нечем, шокировала своей «бестактностью». И правда, как можно иронично говорить о собственной смерти? Однажды мне позвонили друзья из Израиля и стали осторожно выяснять, жив ли я ещё? Поскольку прочитали некролог на меня. Им в голову не могло прийти, что его можно написать на самого себя. Не знаю, поможет ли мне юмор в последнюю минуту моей сознательной жизни, но я на это очень рассчитываю.
Всё нет времени в том же Некрополе поместить статью о том, что в Америке распространяется мода на поминки при жизни. Это явление из того же ряда, что и автоэпитафии. Я – человек без предрассудков - раз есть люди, желающие устраивать себе поминки накануне покидания этого мира, то , значит, пусть этот обряд существует. Может, и себе его я устрою, хотя помирать нам рановато, есть у нас ещё в общине дела.
Я всё это рассказываю, чтобы напомнить, что в библейские времена наши праотцы относились к смерти намного спокойнее, чем мы. Смерть воспринималась ими, как естественное завершение жизненного пути. Собственно, и сегодня она так воспринимается, но почему-то есть трусливый надрыв, превращающего нас в ... чуть не написал в животных. Это была бы большая ошибка, потому что именно животные намного естественней вопринимают неизбежность ухода. Нам бы у них поучиться этой философии и этому мужеству. Вот праотцы наши были такими. Им, конечно, помогала вера в загробную жизнь, опять неправильно выразился, вера в то, что душа существует вечно, а земная жизнь – это одна из форм её существования. Причём, когда я говорю о праотцах, то выражаюсь неточно. Правильнее было бы сказать – предыдущие поколения. Ведь сколько наших предков жили с ясным осознанием смерти, и, возможно, именно это помогало им принимать смерть , но не изменять мировоззрению, которое они впитали с молоком матери. Сколько раз под таким прекрасным небом голубым, под которым так хотелось жить, шептались и выкрикивались вечные слова: «Шма Исраэль...» - «Слушай, Израиль...» На миру и смерть красна. Помните из школьного курса литературы?
Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась.
Но в конце хочу - других желаний нету –
встретить я хочу мой смертный час
так, как встретил смерть товарищ Нетте.
Советского дипкурьера Теодора Нетте просто пристрелили в купе поезда. Ворвались и пристрелили. Хотя он и его товаоищ (не помню имени) в ответ тоже стреляли. Не уверен, что Маяковский писал искренне. Я бы написал чуть по-другому:
Жизнь не вечна почему-то,
И в конце наступит тьма,
Но в последнюю минуту
Я хотел шепнуть бы: «Шма...»
Но хватит о смерти – иудаизм – религия и философия жизни (Торат Хаим). И надо сказать, что смерть считается неизбежным частью жизни, но она является злом по умолчанию. В отличие от других мировоззрений. Так, в христианстве смерть акцентируется как наказаение за первородный грех. Причём не нами совершённый. Впрочем, считается, что и искупление происходит через жертву Христа. В общем, мы ни при чём ни в грехе, ни в его искуплении. Это, конечно, вульгарное изложение, но всё-таки надо помнить, что всё равно в христианстве смерть воспринимается как освобождение от бренности земной жизни. То есть смерть прославляется. Избавляет ли это от страха перед ней? Не уверен.
И в Коране смерть – это радость. Тем не менее в исламе и иудаизме много общего в отношении к смерти. Что не удивительно, если вспомнить, что Мохамед, познакомившись с иудаизмом, был им восхищён, перенял его, правда, решив немного его усовершенстовать. Но несмотря на общее, есть у нас и принципиальные различия в вопросах смерти. Так, иудаизм считает, что душа каждого человека вне учёта религии и национальности только в зависимости от нравственности пройденного земного пути в разном количестве будет после смерти впитывать божественный свет. А в исламе души мусульман попадают на небеса, а души неверных в какой-то колодец. Причём, тела умерших способны чувствовать, хотя и находятся в могилах. Иначе было бы бесмысленно обещать мужчинам за пределом жизни чернооких девственниц, при этом у них сохраняются их земные жёны. Сразу вспоминается анекдот, в котором говорится о забастовке профсоюза шахидов, требующих организаторам терактов увеличить количество девственниц , получаемых ими в раю.
Но вернёмся к иудаизму. Как я уже сказал, евреи считают жизнь, а не смерть, высшей ценностью. Возможно, Тора не была бы Книгой Книг, если бы не считалась с реальным бытием человека. Который должен стремиться жить. При любых обстоятельствах. Поэтому нельзя приближать смерть другого человека. Я знаю немецкую семью, в которой мнение врачей о том, что член их семьи, попавший в кому, не выйдет из этого состояния,, сразу же было выдано согласие на остановку апаратов, поддерживающих жизнь больного. И мы все знаем, что Ариэль Шарон вот уже 5 лет находится в коме. И все эти годы врачи борются за, нет, не за жизнь – она стабильна, а за улучшение его состояния. Кто возьмёт на себя смелость отключения приборов, поддерживающих в нём жизнь? Ведь сознание человека, считает современная медицина, продолжает и в коме работать. Моя мама пролежала перед смертью неделю в коматозном состоянии. На мой вопрос сёстры, кормящие её через зонд, ответили однозначно: человек в коме многое чувствует. Я уже не говорю о том, что есть случаи, когда люди выходили из комы после многолетних нахождений в ней. Все помнят, что несколько лет назад поднялись из комы после чуть ли не 20 лет один американец и один поляк. А, кажется, китаянка вернулась к жизни после 30 лет отсутствия в ней. При этом во всех этих случаях близкие относились очень бережно к больным, говорили с ними ласково, посвящая во все мировые и семейные новости, не позволяя несчастным почувствовать себя ненужной обузой. И эта вера в чудо, это душевное тепло помогали. Я вспоминаю, как мой брат пел лежащей в коме маме «А идише мамэ», «Майн штейталы Бэлць»... Пару дней назад одна знакомая по поводу своего мужа, ведущего из-за болезни Альцгеймера совершенно растительную жизнь, сказала мне: «Ничего, самое главное, что я прихожу домой и знаю, что он там есть». Она – не еврейка. Я упоминаю об этом для того, чтобы ещё раз подчеркнуть, что иудаизм реалистичен во всех проявлениях. Его природа универсальна, но нам повезло, что у нас есть шанс знать его и не пренебрегать его знаниями.
Но по-моему, я очень разговорился. Это потому, что тема, как я упомянул, самая важная в нашей жизни. Чтобы закончить её, вернее, тему страха перед смертью, хочу поделиться лдним открытием. Я давно понял, что мы ничего не чувствовали до нашего рождения, ничего не будем чувствовать и потом. Единтсвенная разница – о нас останется недолгая по историческим меркам память, хотелось бы, чтобы хорошая. Есть такое высказывание, что человек сам формирует свою похоронную процессию. Правда, это не всегда зависит от человека. Так, кто-то сказал, что не стоит умирать во время отпусков – никого на похороны не соберёшь. Кстати, о юморе – на сайте Некрополь есть целый раздел анекдотов , шуток, афоризмов о смерти. Расскажу первый пришедший на память и имеющий отношение к тому, что иудаизм реалистичен анекдот.
Умирает муж. Жена ему говорит: «Фима, я уже не сплю три ночи, я так устала, что не могу больше выдержать. Я прилягу ненадолго вот тут в кресле, а ты, если будешь умирать, разбуди меня, пожалуйста».
Всё. Это нескончаемая тема, а я вас и так уже утомил. Перехожу к тому, чем была заполнена уходящая неделя.
В пятницу у нас было очень много человек на встрече «При свечах». Я сразу отметил, что общего разговора у нас не будет – слишком много персон оказалось за столом. Это было необычно, но всё имеет две стороны медали. Как сказал один человек, у которого умерла тёща, когда у него попросили деньги на похороны (не помню автора этой шутки). Хоть не было единой нити разговора, встреча порадовала новым содержанием: люди знакомились, беседовали и были интересны друг другу. Впервые у меня не хватило цветков на всех присутствующих женщин. Всё равно я был рад, что так много людей «забрели» на огоньки наших свечей. Впрочем, не только забрели, но и заехали – большая группа людей прибыла из Бохума. Вдвойне радостно!
В субботу был «Spiegel». Здесь тоже беседа текла по частично импровизированному руслу. Хотя берега её определяет Карин. Так, и на сей раз мы говорили об актуальных событиях, Карин рассказывала о Хамбурге (это не описка, считаю, что имена собственные не должны искажаться ло неузнаваемости в другом языке – менгяю потихоньку неуместное «г» на более близкое к немецкому «х»). Но темы не важны, важно то, чтона «Spiegelе». ВСЕ ГОВОРЯТ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ и поисходит это ЕСТЕСТВЕННО. Пусть коряво говорят, пусть медленно, подьирая слова и окончания, но ГОВОРЯТ, И это самое важное в работе этого клуба. Спасибо Карин за это! За то, что отдаёт своё личное время и силы души членам нашей общины! Что она даже, может быть, больше нас хочет, чтобы мы не чувствовали себя здесь чужаками. Для этого надо знать Германию и стараться говорить на её языке. Я уже упоминал как-то иммигрантский постулат, услышанный мною в Израиле: «Если хочешь, чтобы страна тебя полюбила, постарайся понять её!»
В воскресенье был концерт москвича и бохумца Израиля Берина. Получился очень приятный вечер. Честь и хвала этому человеку , да и его аккомпаниатору Александру Золотушкину за то, что сохраняют песни на идиш. Причём, некоторые песни были очень редкие, впервые слышанные. Голос у Берина прекрасного наполнения, манера игры у 86-летнего Золотушкина мягкая и ненавязчивая.
У меня появилась скверная привычка цитировать себя:
Сегодня идиш был царём в стенах общины.
Гости делают важное дело, уверен.
Талантливые и красивые мужчины:
Александр Золотушкин и Изя Берин
В общем, все, кто пришёл, остались, по-моему, довольны. Потом мы пили вино и беседовали. И эта, вторая часть вечера была не хуже первой. В плане задушевности. Жаль народу было не очень много, но как там говорится в детской считалке: кто не захо..тел прийти, я не виноват!»
Теперь перейдём к следующей неделе.
В пятницу, как вы «догадались» - «При свечах». Вы, наверное, догадались также, что пишу я об этом, чтобы пригласить вас. Я понимаю – ни с того, ни с сего прийти на эту встречу... «Никогда не приходил, а тут..., как-то глупо будет...» Уверяю вас, друзья, что всё будет уместно. Вам будут очень рады, и вы будете себя чувствовать комфортно. Рискните! Пусть вас не смущает организация застолья – женщины, конечно, бывают изобретательнее нас. Мы же прихватываем что-то готовое в магазине и даём себя баловать женщинам. Да и те особенно не изощряются – что-то приносят простенькое, но нам всё кажется вкусным. Не стесняйтесь – у нас всё по-простому. Мы все свои. Приходите! К 18 часам.
В воскресенье будет киноклуб. Зрителей ждёт маленький сюрприз. Дело в том, что на сей раз Инна Альперович решила нарушить правила традиционного отбора фильмов. Могу сказать только, что ленты на сей раз будут не новыми, но тем не менее привлекательными. Секрета в том, что будет показано, нет, но просто окончательный отбор ещё не произошёл. Поэтому потерпите чуточку, до воскресенья. Полагаю, что никто не пожалеет, что доверился вкусу организатора криновечеров. Начало в 17.00.
Вроде, всё.Остались традиционные мелочи. Вроде, программы телевидения, не забывающего, что нас интересуют еврейская и «русская» темы глазами западных мастеров культуры. Про которых классик сказал: «С кем вы..?» Наш опыт показывает, что большинство из них - с правдой. А это для нас очень важно. Напоминаю, что подборку из программы передач осуществила Карин Хайм и её, неизвеситная мне, подруга. Пользуясь случаем, публично приглашаю эту таинственную подругу на какой-нибудь наш вечер. С Карин – переводчицей.
Итак,
Пятница, 17 декабря, 17.30 – 17.45 3sat «Красный октябрь. Сердце Москвы из шоколада». (Хочу заметить, что эту передачу я рекомендую только тем, кто живёт в 15 минутах ходьбы либо езды от общины – иначе можно опоздать на встречу «При свечах».)
В 20.15 по тому же каналу пройдёт материал «Следы Иисуса на святой земле». Что тоже может оказаться интересным.
В воскресенье, 19 декабря (кто помнит, это день рождения незабвенного лично Леонида Ильича Брежнева) тот же канал в 21.30 покажет передачу "Alte Pracht und Neuer Glanz: der Newsky Prospekt». Полагаю, что это будет интересно всем: и тем, кто видел модерновый Петербург, и тем, кто помнит его по советским временам, и, конечно, тем, кто никогда не бывал в этом городе – красавце.
А в 22.15 там же можно посмотреть «Die Frau mit den Funf Elefanten. Swetlana Geier und die Ubersetzungen der funf Romane von Dostojewski» Карин написала, что она очень рекомендует посмотреть эту «женщину с пятью слонами». Предлагаю довериться опыту и вкусу Карин.
21 декабря, во вторник, (день рождения другого нашего маяка - Иосифа Виссарионовича Сталина) ARTE покажет фильм о подручном диктатора – «Molotow-der Mann hinter Stalin». Приятных и познавательных просмотров!
Теперь воззвание. Для ремонта нашего помещения требуется немного поролона. Толстого, не менее пяти сантиметров. Можно кусками. Скорее всего, у кого-то валяется старый матрас . А если нет матраса, то, может, есть матрац. В общем, нужно немного поролона – потом вам же будет мягче сидеть.
Кстати, насчёт наших воззваний. Помните, я просил доставить в общину любые ткани, портьеры, занавесы и прочие простыни. На шитьё костюмов для танцевального коллектива. Напоминаю, что создалось впечатление, что вы тоже хотите шить костюмы из этого ненужного материала. Иначе не объяснить, почему его было доставлено так мало. Призыв сохраняется – давайте экономить деньги на более важные вещи!

Поехали дальше! Получите несколько ссылок.
Во-первых, сейчас в инернете гуляют фотографии пожара в Израиле. Те, кто их не видел, могут посмотреть на этот ужас. Надо сказать, что и в данном случае воззвание оказать помощь Израилю тоже сохраняется.
Эту ссылку прислала из Бохума София Повлоцкая – я об этой совестливой женщине упоминал в связи с её пожертвоанием нашей общине к Хануке.
http://www.boston.com/bigpicture/2010/12/wildfire_in_israel.html

Броня Гринберг из Израиля прислала нижеследующую информацию

Выходящая в Иерусалиме на английском языке газета Jerusalem Post опубликовала полный список стран, помогавших Израилю в тушении пожара на горе Кармель, количество приехавших оттуда специалистов и доставленного с собой оборудования. Выражая признательность этим странам и конкретным людям, газета хочет, чтобы о них знала широкая общественность и никто не был забыт.
Итак, вот этот список:
• Азербайджан - 2 вертолета
• Болгария - 1 самолет и 92 пожарных
• Хорватия - 1 самолет, 8 пожарных и антипирены
• Кипр - самолет и вертолет
• Египет - антипирены
• Франция - 5 самолетов и антипирены
• Германия - 1 самолет, 7 экспертов по пожаротушению и средства для подавления огня
• Греция - 7 самолетов, 34 пожарных и антипирены
• Нидерланды - 5 экспертов по пожаротушению
• Италия - 1 самолет и антипирены
• Иордания - 3 грузовика с противопожарным оборудованием и материалами
• Палестинская автономия - 21 пожарный и 3 пожарных машины
• Россия - 3 самолета и 22 специалиста по пожаротушению
• Испания - 5 самолетов
• Швейцария - 1 самолет, 3 вертолета и команда из 14 пожарных
• Турция - 2 самолета
• Великобритания - 2 вертолета
• США - 5 самолетов, в том числе «супертанкер» Evergreen, 11 экспертов по пожаротушению и антипирены. Кроме того, восемь американских самолетов были уже на пути в Израиль, когда правительство сообщило в Вашингтон, что больше не нуждается в их помощи, поскольку огонь был взят под контроль. Также 60 пожарных уже готовы были вылететь из Айдахо, когда им сообщили, что пока не нуждаются в их помощи, но попросили находиться в режиме ожидания.

Ну, и в связи с тем, что нам небезразличны всякие публикации на интересующие нас темы, помещаем письмо, которое прислала та же Броня Гринберг.
Где ваш министр пропаганды?????
Получила на мейл письмо от своей австралийской подруги.
Моему возмущению просто нет предела. Читайте сами. Ни убавить...ни прибавить.
Инесс! Только что была передача по 1 общенациональному каналу австралийского телевидения называется "Иностранный корреспондент". Там рассказывалось об операции "Мави Мармара"- независимое
расследование, проведенное австралийским спецкором. Нам продемонстрировали кадры с камер безопасности на пароходе. Согласно этим кадрам-за сутки до штурма "активисты" заранее отпиливали железные прутья, меряли противогазы, которых у них было в избытке на случай, если израильтяне пустят газ.
Более того, там были бывшие военные, в том числе и американцы, нанятые за деньги для нанесения как можно большего урона израильскому десанту. Один из них проживает в настоящий момент в Лондоне. Показали интервью с ними-было ядро 40-50 человек-бывших военных и спецназовцев, тех самых, которым оплатили вояж на "Мармарисе" с известной целью.
Показывали кадры, как на солдат кидались с ножами-тоже запись с внутренних камер судна.
Более того, журналистка рассказала, что 2/3 медикаментов были просрочены, а часть составлял просто кокаин и показала кадры.
Там были вменяемые люди, которые пытались остановить побоище, но, как водится, их было мало и никто их не слушал. Показали запись с камер про одного турецкого врача, который своим телом закрывал избитого израильского солдата, сброшенного с верхней палубы. После этого взяли у него короткое интервью. Показывали кадры, как на солдат кидались с ножами.
Где, ваш .... министр пропаганды? Почему это показывает австралийское телевидение и только для Австралии, а не израильское на весь мир?
Вот ещё одна ссылка (Софья Повлоцкая). Попробуйте угадать, где сделаны эти фото. Ответ в конце просмотра.
<yudifsht@gmail.com>:
А теперь объявление. Либеральные еврейские организации начинают проводить акцию по подготовке будущих еврейских лидеров. Мероприятие рассчитано на девушек и юношей 15 – 16 лет. Проходить оно будет в том числе в Лондоне и в Иерусалиме. С условиями можно познакомиться. Но для этого надо сначала выразить желание и готовность участвовать в этой программе. Все, кому это интересно, обратитесь в нашу общину. А там поговорим.
И в заключение несколько русских песен, которые выросли из еврейской музыки. Эти ссылки прислал Григорий Львович Рубинштейн из Бохума. Спасибо всем, кто делится своими находками и подарками из интернета!
Еврейские песни на русский лад

"Ви из дус гэсалы?» - поют сёстры Берри.

http://www.youtube.com/watch?v=-eracUY-x-A&feature=related

А вот её русский вариант из фильма: "Юность Максима"

http://www.youtube.com/watch?v=hKD9IoDqPB0

»"Бай мир бист ду шейн»

http://www.youtube.com/watch?v=ZUVEq6NC7mM&feature=related

А вот русский вариант: "В Кейптаунском порту..."

http://www.youtube.com/watch?v=kXT835cyhng&feature=related

"А идише мэйдалы» Эту песню в 1922 году написал Шолом Секунда на стихи Аншеоя Схора. Поёт её Барбара Стрейзанд.


http://www.youtube.com/watch?v=u9sQwoalyKk

Русский вариант этой песни называется "Москва златоглавая", любимая
песня русской послереволюционной эмиграции.

http://www.youtube.com/watch?v=lMyHxVwYfhs&feature=related

Что ж, начали песнями и ими же заканчиваем. По-моему, это приятно. До новых встреч в интернете! Шаббат шалом! Удачной недели!

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: