Freitag, 14. Januar 2011

Бешалах (Когда отпустил)

После недолгого, но насыщенного всякими событиями перыва - шалом, друзья!
Пробуем входить в привычный режим. И как говорится плохими ведущими: «А поможет нам в этом «Фабрика звёзд» и ансамбль «Калинка».
http://www.youtube.com/watch?v=ST_hZu_zxaA&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=hO5--AKlaYE&feature=related

А теперь – к делу. Начнём с того, что происходило в отчётном периоде. Во-первых, напоминаю вам, был большой снег. Нашей эмиграцией на западе Германии ещё невиданный. Конечно, нам после 43-градусных морозов, паяльных ламп, разогревающих дизтопливо в баках машин и пронизывающего ветра, не совсем понятны сбои местного транспорта и слкжб, но вписываемся в предлагаемые обстоятельства. А назывались они на сей раз долгожданным «Белым Рождеством». У нас же в общине были свои радости. Успешно прошёл спектакль «Снежная королева». Представление началось несколько позже из-за того, что группа детей из Мёнхен-Гладбаха застряла на заснеженном вокзале Дуйсбурга. Но всё закончилось благополучно – спектакль зрителям безоговорочно понравился. Ивзрослым, и детям. Настолько понравился, что мы решили его ещё раз повторить – он пройдёт в общине 30 января. Напоминаю, что мест в общинном зале маловато, так что позаботьтесь о билетах заранее.
В первые дни Нового года по общепринятому летоисчислению вышел очередной номер газеты «Делет» - его можно взять в русских магазинах, у таких же врачей, в библиотеке Мюльхайма и, само собой, в общине.
9 января театральная студия показала спектакль «Самул Шпак и его тётушка» в еврейской общине Мёнхен-Гладбаха. Община, вернее, её атмосфера произвела на нас очень хорошее впечатление. Я там сказал, что будь дуйсбургская община такой же, то, возможно, не возникло бы нашей. Так или иначе, спектакль произвёл на зрителей прекрасное впечатление, которое довершил наш хор. Первый шаг к сближению наших общин сделан. Это значит, что общины определяются не религиозным статусом, а теми делами, которые наполняют их жизнь. Председатель правления хозяев Лея Фло в заключительном слове сказала, что у нас получилась любовь с первого взгляда. Могу только добавить, что искусство способствует возникновению этого чувства. В нчале марта их самодеятельность нанесёт ответный визит.
Что ещё надо добавить? Возвратившщись, мы пошли в общину и устроили маленькое, но очень тёплое застолье. Получается, что культура сближает не только артистов и зрителей, но и самих артистов. Меня очень радует творческая и человеческая дружба нашего театра и нашего же хора. В чём большая заслуга Галины Мучник и михаила Непомнящего.
Всё, на эту минуту больше меропрриятий не было. Теперь о том, что нас ждёт.
В пятницу, будет, конечно, «При свечах». В газете у нас частенько случаются разные недоразумения и опечатки. Вот и тих встреч неправильно указано время их начала. Уж не знаю, как вышло, что напечатано старое время. Не буду называть его, чтобы вас не запутать. Скажу только, что встречи будет проходить в 18 часов. До этого времени в пятницу! Будем всем рады!
Ещё один сбой терминов (ударение на втоором слоге) : в субботу не будет клуба «Spiegel». Произошла малеькая накладка с ними, терминами. Заседание переносится на следующую субботу, то есть на 22 января. В то же время, в 16 часов.
В воскресенье мы в рамках киноклуба мы покажем несостоявшийся фильм «На верхней Масловке» с Евгением Мироновым и Алисой Фрейндлих (тьфу на вас, если вы подумали, что фильм опять не включится!). Я уже писал об этом фильме, уверен, что те, кто его не смотрел обязательно должны это сделать, а те кто посмотрит вторично, об этом не пожалеют. Начало в 17 часов.
Как видите, «Ликбеза, как и было сообщено в газете, не будет. Напоминаю, что его не будет аж до марта. Ничего не поделаешь, программы настолько насыщена, что чем-то приходится жертвовать.
В среду, 19 января, мы хотим отметить Новый год деревьев. Двери общины будут открыты для всех, кто хочет согласно Традиции попить вина и поесть фруктов. Мы проводим Седер Ту би-Шват не в первый раз, его схема у нас отработана. Всегда этот праздник проходил весело. Присоединяйтесь к нам!
А теперь давайте заглянем в еврейский религиозный календарь и посмотрим, какой главе Торы будет посвящена предстоящая неделя. Называется она
Бешалах
(Когда отпустил)
В этой главе есть много чрезвычайно важных и не менее интересных моментов, но я хочу остановиться на одном – на разделении моря. По этому поводу могут быть лишь три мнения:
1. Всевышний рассёк море для еврейского народа 2. Всё это выдумки, ничего подобного не было и не могло быть и 3. Было разделение моря, но оно происходило в рамках законов природы. Давайте остановимся на последнем взгляде подробней. Его сторонники считают, что факт расступления моря говорит о том, что исход евреев из Египта на самом деле был. Потому что не было необходимости выдумывать переход по морю аки по суше, не будь его в действительности. И вправду – достоверности этот эпизод не придаёт. А ведь достоверности добивались и все тогдашние пропагандисты и агитаторы иудаизма. Нет, доузья, Исход, обязательно был и было расступление моря. Произошедшее, как и все еврейские чудеса, в рамках законов физики. «Хорошо, - возражают религиозные люди, - в природе такое явление возможно, но ведь и природа – это произведения Бога. Так что, называйте это Природой, но оно всё равно представляет собой действие Бога». Не будем вдаваться в теологический спор, давайте посмотрим, могло ли быть расступление моря в принципе.
Пытливый еврейский ум не хочет мириться с фактом небесного чуда, он ищет реальные объяснения. Я с детства слышал от отца, что всё дело было в приливах и отливах. И этого простейшего объяснения хватало, чтобы знать: был Исход, было на его пути море, было объяснимое явление, помогшее евреям выйти сухими из воды. Но тот же ум не хотел довольствоваться таким примитивным объяснением. Пришли другие времена. Но сначала о том, что где-то на одном из островов в Южной Корее проходит фестиваль музыки под названием «Разделение моря». Это оригинальное название связано с тем, что там существует уникальное природное явление: отлив обнажает дно океана. Получается «суша» длиною в километра два и шириной метров в 50.
Группа американских учёных, провела компьютерное моделирование описанной в Торе ситувции: разделение моря, описанное в Ветхом завете, имело место, но не на Красном море, а на озере Мензала в дельте Нила. Вот их логика. Они обратили внимание на текст Торы, в котором говорится, что разделению моря предшествовал сильный восточный ветер. Кроме того, на английском море называется Red Sea (Красное море). А созвучноеэтому Sea of Reeds означает море камышей. Вы спросите: «А при чём здесь английский язык?» Хорошо, давайте возьмём русский: в старых переводах Ветхого завета море названо Чермным. Что означает не только Красное море, но и ...море камышей. Но обратимся к исходному языку. На иврите море, которое перешли евреи, называется Ям Суф. Это означает – тростниковое озеро. Или море. Напомним, что в немецком слово See означает и море, и озеро. А в русском Каспйское море по сути является озером. Итак, в Торе речь определённо идёт о водном массиве, заросшем тростником. На Красном море это растение не растёт и никогда не росло. Зато его много в дельте Нила. Американцы пришли к выводу, что в Торе речь идёт об озере Мензала... Исследования, возможные сегодня благодаря спутникам и компьютерным технологиям, смоделировали ситуацию с восточным ветром и оказалось, что при скоросте ветра в 100 км в час вода озера после полусуток постоянного ветра раздвигается, обнажая дно. Четыре часа, а именно столько времени держится сухопутный проход в озере, полмиллиона человек могут перейти с одного берега на другой.
Надо сказать, что это не первая версия о том, будто море было расположено где-то в дельте Нила. Существует также гипотеза о том, что озеро, через которое прошли евреи, было впоследствии занесено песком.
Мидраш рассказывает, что один из евреев первым вошёл в воду и пошёл вперёд. А когда вода дошла до его горла, он не остановился, а продолжил идти дальше. Только тогда море начало расходиться. Я верю всем мидрашам. Я верю, что зерно истины есть в каждом из них. И обязательно существовал еврей, к сожалению, не помню его имени, хотя оно сохранено историей, который пошёл первым. И заметьте, это был не Моисей. Он не утонул. Не погиб и весь народ. Потому что чудеса случаются только с теми, кто дерзает.
Поиск реальных доказательств, подтверждающих самый древний письменный источник на земле, то есть Тору, происходил и продолжает происходить постоянно. Есть версии, гипотезы и доказательства реальности 10 египетских казней, неопалимой купины и других чудес. Наука постоянно продвигает нас в знании истории. Так, например,генетический анализ мумий доказал инцест у египетских фараонов. Тутанхамон, например, который правил в те времена, когда евреи жили в Египте, умер в 19 лет не насильственной смертью, а оттого, что его родители были братом и сестрой. Я это к тому, что раз сохранились еврейские описания египетских нравов, в которых кровесмешение было обычным делом, то почему в других вопросах должна была отсутствовать правда? И зачем записывать ложь, если можно сохранить правду. Это только герой давнего рассказа Арканова говорил, что с детства любил врать и ругавшей его матери за то, что испачкался, играя ы футбол, врал, что играл в хоккей. Еврейский народ с младенчества привык говорить правду. В общем, Тора - древнейший источник правдивой информации. Я полагаю, что впереди будет ещё много сенсационных открытий, подтвержадющих достоверность рассказанного в Торе. Помянете моё слово. На эту тенму можно ещё долго рассуждать и приводить подтверждающие примеры. Но я хочу ограничиться этой одной главой. Даже её одним эпизодом. Правда, центральным в становлении еврейской нации. Потому что те люди вышли другими, уже не такими, какими вошли в воду. Это признают все, и те, кто верит в божественное спасение, и те, кто предполагает , что было не чудо, а явление природы. И какая нам разница, верил ли тот первый еврей в чудо или знал, что не потонет?! Главное, что он вошёл в воду. Это был первый шаг на пути превращения нас в народ – легенду. Очень не хочется разрушать этот имидж!
А теперь давайте погляжу, чем поделиться с вами.
Владислав Григорьевич Белопольский отправляет нас к вечной теме – еврейским жёнам советской элиты. (Ратнер).
http://files.mail.ru/7MI9M2
Полина Михайловна Крейндис приглашает нас в Амстердамскую синагогу.
http://www.youtube.com/watch_popup?v=H4IF8OmLOMw

Следующиеуличные кадры прислала Кира Нагутова. Было это, правда, месяц назад, то есть сразу после Хануки, но предлагаемая жанровая сценка интересна в любое время.

http://www.youtube.com/watch?v=PDWlCM_BmQs

Что ж, на этом позвольте проститься. Но ненадолго, до встреч в общине и во всемирной сети.
Ваш Л. Ш.

Keine Kommentare: