Freitag, 18. März 2011

Пурим.

Шалом, друзья!
Давайте «заведёмся» «Хавой нагилой». Всё остальное позже. Сегодня поёт Рика Зарай, французская певица еврейского происхождения. Исполнение, по-моему, немного наивно, но не забывайте, что запись сделана в 1966 году. Тогда певице было 28 лет. Вообще, её судьба сложилась непросто. У этой еврейской девушки отец был родом из России, мать – из Польши. Во Францию она приехала в конце 50-х годов, когда ей было лет 19. Говорила она тогда только на иврите и ещё английском. Рика сумела покорить Францию – самые известные её песни это «Хава» и «Казачок». В 1969 году она попала в автокатастрофу, откуда выкарабкивалась три года. За время лечения стала специалистом по лечению травами и глиной. Издала на эту тему книги. Но вернёмся к песне. Полагаю, что пора нам с вами уже перевести её на русский. Вот текст «Хавы»:
Давайте-ка возрадуемся,
Давайте-ка возрадуемся да возвеселимся!
Давайте-ка споём!
Давайте-ка споём да возвеселимся!
Просыпайтесь, братья!
Просыпайтесь, братья, с радостью в сердце!
Как видите, текст прост. Как и всё гениальное. Но давайте послушаем Рику Зарай.
http://www.youtube.com/watch?v=m6RuURE9Y44&a=GxdCwVVULXd3EOjsKC_YlVSFFRleNuzw&list=ML&playnext=1
А теперь перейдём к событиям уходящей недели. Начало рассказа будет однообразным: рассказ о каждой неделе стартует со встречи «При свечах». Да и она проходит стандартно. По форме, конечно, что касается содержания, то оно, понятно, всякий раз новое. И всегда приятное. В этом легко убедиться, стоит лишь прийти.
В субботу прошёл концерт хора из еврейской общины Мёнхен-Гладбаха. Во-первых, я хочу поблагодарить всех, кто откликнулся и пришёл в общину. Зал был почти полон. Душа, можно сказать, радовалась, что не пришлось краснеть за нашу инертность. Я вспоминаю, как мы выглядывали в других общинах: собрался народ или нет? Очень неприятное чувство, когда зал пустой, и очень хорошо, что мы не подвели наших гостей. Я не скрываю, что часто мы избегаем приглашать выступающих, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно стоящие стулья, чтобы не жёг позор за мелкую группу зрителей, чтобы умирая от стыда мог сказать: «Вообще-то у нас люди ходят, но вот сегодня…» Но пора уже сказать «во-вторых». Во-вторых, концерт, как я могу судить по аплодисментам и последующим разговорам, людям понравился. Но дело даже не в этом – событие было знаковым, ведь мы впервые принимали гостей из другой общины. Я сказал при вручении цветов гостям, что неважно, какой у нас дом: либеральный или ортодоксальный, мы понимаем, что нашим люди в принципе далеки от различительных нюансов. Правда, тот, кто поучаствовал в либеральных мероприятиях (этого я не говорил), вряд ли захочет сменить их на другие, но дело не в этом. Я сказал, что всё равно, какой дом, главное, чтобы он был еврейским. И это действительно главное. Ведь если бы руководители дуйсбургской общины вели себя нормально по отношению к русскоговорящим евреям, то не было бы необходимости создавать другую общину – мы бы прекрасно могли работать в рамках ортодоксальной. Но раз так не случилось, то не могу не сказать, что в либеральной много правильней, а, значит, и нравственней. Поскольку не приходится быть неискренним, а попросту лгать. Но я отклонился от темы. Я говорил о том, что главное – это еврейская жизнь. В любой форме её существования. Поэтому я рад, что мы начинаем дружить с другими общинами нашими еврейскими домами. После концерта хор гостей, в котором, кстати, поёт председатель общины, с несколькими нашими хористами попили вина, попели вместе песен, и это было очень приятно. Полагаю, что и гостям у нас было уютно. Теперь мы поедем к ним – повезём спектакль «Моя кошерная леди». Не могу не сказать, что очень вкусные пирожки да пироги к столу испекла Людмила Миневич, которая поёт в нашем хоре, и чудесный торт приготовила Етель Исааковна Резник, которая не поёт в нашем хоре, но является очень совестливым человеком в нашей общине. Спасибо им обеим!
В воскресенье возобновились занятия в «Еврейском ликбезе». Говорили мы о празднике «Пурим». Ведь его история представляет огромный интерес. Жаль, что я не могу здесь пересказать эту историю – она была бы очень познавательна. Но мы сможем частично коснуться её на следующем «Ликбезе» - в воскресенье. Главным же в этот день станет чтение «Свитка Эстер», в котором и изложен сценарий пуримских событий. Напомню вам, друзья, что чтение Свитка – это одна из заповедей по празднованию Пурима. Мы каждый год исполняли её, выполним заповедь и на сей раз. Само собой, чтение будет происходить на том, языке, который мы с вами понимаем. Но я забежал вперёд. До 15 часов в воскресенье будет ещё праздник «Пурим» в нашем помещении. В очередной раз призываю вас записаться на вечер – ведь может оказаться, что зал не сможет вместить всех, кто придёт. На прошлом Песахе, напоминаю, негде было не то, что сесть, ногу поставить. Мы всем, само собой, рады, но если бы запись проходила заблаговременно, то на тот же Песах сняли бы другой зал. Может быть, я драматизирую, ведь всегда всё как-то обходилось, будем надеяться, что и в этот раз сложится. Тем не менее, призываю: записывайтесь! Билет стоит 6 евро, члены общины платят половину цены, а гости, которые придут в маскарадных костюмах, освобождены от оплаты. Более того, тому, кто придёт в костюме голого короля, мы ещё доплатим – ведь ему нужна материальная помощь для приобретения костюма. В прошлом году было много костюмированных гостей. Напоминаю, что костюмы можно «защищать» - лучшие будут поощрены. И ещё одно напоминание: мы не должны приносить мясные блюда. Я уже много раз объяснял нашу позицию по этому вопросу, сейчас же только напоминаю об этом правиле наших вечеров. Надеюсь, что праздник пройдёт интересно.
В воскресенье в 12 часов будет встреча в детском клубе. Ну, не совсем он и детский, хотя детский, конечно, тоже. Вести его будут вожатые Союза прогрессивных евреев из Дюссельдорфа и Кёльна. Они и объяснили мне, что просят прийти детей всех возрастов. В проведении таких мероприятий могут быть два подхода: разновозрастные группы хороши тем, что старшие опекают младших либо присутствующие делятся на несколько групп по возрасту. Оба подхода имеют преимущества, впрочем, как и неудобства. Но ребята своё дело знают, они разберутся. В последний раз они приезжали к нам на Хануку – тогда все были вместе и ВСЕМ понравилось. Не дайте вашим детям и внукам пропустить самый весёлый еврейский праздник! Не лишайте ваше будущее и будущее еврейской Германии корней, которых лишены были мы! Обязательно приведите детей на утренник! Или отпустите их, если они могут прийти уже самостоятельно! Поверьте мне, что контакты с ребятами из прогрессивного еврейства очень благотворно влияют на поведение детей. Могу это утверждать по многим причинам, но и по личным тоже: я знаю, как положительно повлияло общение с этими ребятами на моего внука. Вернее, на всех, но на одного особенно.
Теперь вместо недельной главы поговорим всё-таки о празднике
Пурим.
Как вам известно, это слово происходит от «пур» - жребий, который бросался (вытягивался), чтобы определить самый благоприятный день для уничтожения евреев. Праздник посвящён тому, что метатели жребия ошиблись. Да по-другому и быть не могло – все враги евреев всегда в конечном итоге терпят поражение. Всегда! НО особенно в Пурим. Мы в «Делет» печатали список событий пришедшихся на этот праздник, которые заканчивались крахом еврейских врагов. Помните шутку, в которой Гитлер интересуется, когда он погибнет? И его астролог (мы знаем, что всякие шаманы действовали не только у премьер-министра Амана, но и в канцелярии Гитлера, в Кремле) ответил, что это произойдёт в еврейский праздник. А на вопрос: «В какой», ответил, что день смерти Гитлера станет еврейским праздником.
Но у любого праздника есть свои традиции. Несколько слов о заповедях пурима. О Чтении «Свитка Эстер» я уже говорил. Поэтому буду краток. Чтение - это центральное событие праздника. Оно должно происходить публично. Есть правила, которые надо при чтении исполнять. Например, нельзя из текста пропустить ни одного слова. Перед чтением говорят благословения. По окончании - тоже. Читать может (и должен) каждый человек. Духовные авторитеты иудаизма утверждали, что после прихода Мессии будут отменены все книги пророков, писания и прочее. Только три книги будут существовать всегда: Письменная Тора, Устная и Мегилат Эстер (Свиток Эстер). Во время чтения дети, «вооруженные» шумовыми инструментами, при произнесении имени Амана бьют в колотушки, крутят трещотки, шумят, кричат. Правда, есть противники этого обычая, поскольку он мешает слушать текст. Но жажда веселья по случаю спасения жизни еврейского народа оказалась сильнее – обычай заглушать имя Амана пробил себе дорогу везде и давно.
Ещё одна заповедь Пурима – это посылать родственникам, друзьям, соседям шалхамунэс (так это называли в наших краях, возможны другие написания и произношения этого названия)– сладкие вкусности. Как правило, это умынташи (сумка Амана) – треугольные «пирожки» с начинкой, маком, вареньем или повидлом. Ещё, помнится из детства, были флудн – очень вкусные вафельные коржи с шоколадным кремом. Ну и всякая другая выпечка. Всё это посылается при помощи детей. А дети тех, кому послали, в свою очередь, приносят подарки от их родителей. Вот тут уж хозяйки старались, чтобы их умынташи были самыми вкусными. Этот обычай вытекает из текста Свитка, в котором Аман говорит про нас, что есть один народ, разбросанный и развеянный… Посылание подарков друг другу символизирует не нашу разобщённость, а наше братское единство.
Обязательно в этот день надо жертвовать бедным. Это правило всякого еврейского праздника, но в Пурим оно имеет особый смысл. Хочу вам напомнить, что сегодня в наших краях бедных нет – все примерно одинаковы «богаты». Самой бедной является наша община, поэтому можно (и нужно) выполнить заповедь путём выделения помощи вашей общине. Я сегодня получил сообщение о том, что один немец, симпатизирующий нашей общине собирается оказать нам крупную помощь. Примерно в 700 евро. Я не называю его имя, поскольку деньги ещё не поступили в кассу, но уверен, что они поступят. Так чего же нам избегать посильной помощи родной общине? Если чужие помогают.
Ну и последнее, что необходимо исполнить, это устроить пир с обязательным весельем. Вспоминаются первые строчки одной из песен нашего мюзикла «Моя кошерная леди»:
И в праздники, и в будни,
И в радость и в беду
Любили наши люди
Еврейскую еду…
Да, в Пурим надо вкусно и обильно есть. И так же пить. Это уже всем известно, что Пурим – единственный праздник, когда предписано напиться. Ну не в смысле таки напиться, а так, хорошо подвыпить. Я думаю, что мудр народ, введший такое правило. Которое устраняет эффект запретного плода. Которое запоминается, которое становится «фишкой» этого праздника. Вы меня правильно поняли: напиться нет заповеди, это – традиция, а всё остальное, что я перечислил – заповеди. Так что стремитесь к их исполнению. Ну и про традицию не забудьте. Хорошо, если мы это будем делать вместе – в субботу, ещё раз напоминаю, в 16 часов.
Всем, кто не придёт (не приедет, не прилетит), хочу уже сегодня поздравить с праздником! Главный его урок – евреям надо быть вместе. Это раз. Два – это то, что исполнители амановских идей найдутся всегда. Мы должны быть бдительны, осторожны и готовы к отпору.
Теперь две ссылки о наших соплеменниках, которыми можно гордиться. Ссылки прислала семья Айзенбергов (Леонид и Софья) из Бохума. Спасибо!
http://booknik.ru/context/?id=34911
http://www.berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer2/Pasika1.php

Теперь телепрограмма.

Суббота, 19.03.2011 Phoenix 18:00-20:00: «Russlands strengen Zensoren»; «Mord in Moskau»; «Chodorkowski-ein russischer Prozess»
WDR 0:00-2:20 «Geh und lebe» ( Fluchtlingsjunge kommt nach Israel)
Вторник; 22.03 Arte 19:30-20:15 «Kamtschatka»
Среда, 23.03 3 sat 13:15-14:00 «Der kaukasische Knoten: Nagorny Karabach»
NDR 20:15-21:00 «Der ferne Osten Russlands»
Arte 21:05-22:00 «Max Windmuller-der judische Widerstandskampfer aus Emden»

Спасибо, Карин!
Да и всем спасибо за внимание!
До встреч в общине!
Лев Шварцман

П. С. Забыл упомянуть, что вышел свежий номер газеты – её можно взять в общине.

Keine Kommentare: