Donnerstag, 24. März 2011

ШМЕНИ «восьмой»

Очередной шалом вам, друзья!
Кто-то (неважно, кто) сказал мне, что мои письма лишь просматривает (значит, не читает), поскольку они длинные. Что ж, буду стремиться к краткости. Хотя это бывает трудно. Итак, «Хава». Сегодня она не совсем для меня понятна. Я имею в виду видеоряд. Но всё рано…
http://www.youtube.com/watch?v=BD5nG2jEVgc&feature=related
Теперь оглянёмся. Встреча «При свечах» проходила в пятницу. Всё было, как всегда. Меняются у нас только темы бесед. На сей раз мы говорили о розыгрышах. Может быть, в преддверии 1-го апреля. Разговор был интересен – я впервые столкнулся с точкой зрения, которая негативно относится практически к любому розыгрышу. Я опешил, когда понял, что про даже самый остроумный розыгрыш, можно сказать: «Ну и что, дурачили человека.» То есть всё, что угодно, можно опорочить словом, а можно и возвысить. Моего оппонента я очень уважаю, тем интереснее вышел спор. Но спор спором, а рассказы о тех розыгрышах, которые прозвучали, были, по-моему, интересны. Я сам разыгрывал десятки раз, и подвергался розыгрышам неоднократно. 1-го апреля, разумеется. Я не стану их пересказывать, приходите, участвуйте в нашем общении. В его роскоши.
В субботу был Пурим - бал. Что сказать? Зал был полон, программа насыщена, танцы проходили до упаду… Многие пришли в маскарадных костюмах, это радует. Зал отдал первое место костюмам мексиканца и арабки. Ими были супруги Зинаида и Валентин Гинзбурги – они действительно выглядели импозантно. Но я бы отдал первый приз Александру Соломоновичу Михелевичу – он был не только самым старшим по возрасту участником, но и самым оригинальным (пират), и самым постоянным – участники прошлогоднего бала помнят его костюм клоуна. Честь и хвала таким весёлым людям! Надо сказать, что и его жена Софья Рувимовна пришла в костюме турчанки. Были и другие интересные и смешные маски и костюмы. Важно, что всё прошло весело , что взрослые люди могли быть непосредственными. Было много смеха, вызванного неузнаванием знакомых лиц. Так, например, я узнал Марию Носилову в светлом парике только тогда, когда она заговорила. Маскарадный бал был центральным элементом вечера, но были и не менее важные. Скажем, вынос умынташей – их приготовила Янина Майер. Это была нелёгкая работа. Но она доставила радость всем присутствующим, а также участникам утренника на следующий день. Но об этом чуть позже, а пока я хочу упомянуть ещё об одном событии вечера. Это хавдала – обряд прощания с субботой. Он проходил в нашей общине впервые. Передать его эмоциональность невозможно – скажу только, что все почувствовали себя членами одной семьи. Еврейской, конечно, хотя за руки держались и пели не только евреи. Скажу ещё, что процедура очень продумана, впрочем, как и всё, что изобрёл наш народ. Жаль только, что наша общинная жизнь складывается так, что мы не сможем часто проводить проводы субботы. Хотя теперь у нас есть для этого необходимые ритуальные предметы – мы их купили к этому дню. В общем, праздник сложился неплохо. Хотя я не могу не отметить технические накладки, вызванные отсутствием тех, кто может управляться со звуком, светом… Это просто, но сложно для меня и Михаила Непомнящего. Тем более, что мы заняты на вечерах другими вещами. Вот и получилось, что в ходе бала возникли паузы, что представление театра, поставленное по Свитку Эстер, могло быть более точно оформлено музыкально. Да, мелочи, но мелочей в представлении не бывает. Обидно, что я не вижу, как решить эту проблему в будущем. Надо чтобы кто-то пришёл и сказал: «Я готов помочь вам!» Пока же…
На следующий день состоялся утренник. Как я писал, проводить его приехали вожатые из Кёльна. Присутствовала и руководительница молодёжного движения Союза прогрессивных евреев Германии израильтянка Галит Шир. Жаль, детей было немного. Честно говорю: я не понимаю, наверное, что-то в этой жизни. Например, почему родители не заботятся об участии детей в подобных мероприятиях. Я не присутствовал на утреннике, так, заглядывал пару раз. Но я говорил практически со всеми детьми – все сказали, что было интересно. Да и в соседней комнате, рядом с которой мы сидели с родителями и пили вино, закусывая его умынташами, слышно было веселье детей. Дети тоже смогли оценить вкус праздничных умынташей, (а они другими и не бывают) и запивать их вкусными напитками. Хочу заметить, что у нас должен был состояться мини-лагерь детей нашей земли, но я от него отказался – мы ещё, видать, не доросли до понимания необходимости воспитания наших детей в еврейском духе. Поэтому уже сейчас могу сказать, что эта встреча перенесена в Унну, и пройдёт она с 20 по 22 мая. Дети с 8 до 17 лет смогут в ней участвовать. Гарантирую, что будет интересно. И будет безопасно. Программу я частично знаю – стоит поехать. Мы будем сопровождать детей. О подробностях спрашивайте по телефону 0208 – 93 75 229 и электронной почте.
В этот же день прошло чтение Свитка Эстер. Чтение – это исполнение заповеди. После него у нас возникла дискуссия. Мы были неоригинальны: о необходимости превентивного удара, о соразмерности обороны угрозе… Более двух тысяч лет евреев обвиняют в жестокости, проявленной во время пуримских событий. Но я не об этом, а о том, что наши критики объединяют нас во всех поколениях. Ведь не обвиняют сегодня, скажем, всех украинцев в жестокостях чинимых Богданом Хмельницким – его ребята вспарывали женщинам живот и засовывали туда кошку. Или русских в том, как расправились со сторонниками Пугачёва, когда рвание ноздрей было самым невинным наказанием. Или французов и немцев в крестовых походах. Нет, современные народы не несут ответственности за самые тёмные дела своих предков. Если они, конечно, не евреи – эти виноваты за действия всех еврейских поколений. Даже не виноваты, а просто несут моральную ответственность. Слава Аллаху, что наша история была достойна, а всё остальное – наветы. А умынташи с вином были вкусные…
И ещё об одной пуримской акции. Мы разнесли нескольким нашим членам гостинцы по домам. Тем, кто по нездоровью не смог посетить общину. Организовала это Валентина Плаксина. В целом, ничего особенного , так и должно быть. Я только хочу выразить благодарность Инне Белиловской, которая для этой цели напекла умынташей. Не исключаю, что по этой причине она не была на балу, потому что печь ей пришлось именно в этот день. Спасибо ей! Её труд доставил радость людям!
Вот и всё, что было… Теперь, что будет.
Во-первых, «При свечах». Надо сказать, что на сей раз у нас будут гости. Приедут представители земельного Объединения еврейских общин. Будет фрау Михельзон. Всех, кому интересно пообщаться с гостями, я приглашаю прийти. Это те люди, с которыми мы судились и которые переводят нам деньги – слёзы. Собственно и приезжают они для ведения дальнейших переговоров. Можете задать им вопросы по поводу финансирования, да и любые другие. Хотелось бы, чтобы нас было в этот вечер немало. Приходите, друзья, поместимся все. Хорошо было бы, если бы вы заранее сообщили мне о своём приходе – ведь мы слегка к этому вечеру готовимся. Начало в 18.00
В воскресенье Михаил Шилин даёт благотворительный концерт в пользу общины. Эта акция носит символический характер, так как стоимость входного билета - один евро. Но всё равно приятно, что Михаил думает о финансовом положении общины, и в самые трудные времена он оказывал помощь. Петь он будет бардовские песни разных лет. У него приятная манера исполнения, огромный репертуар, приходите – уверен, что вечер будет приятным. Начало в 16.30.
Вот и всё, что будет. Как хотите это назовите. А я перехожу к недельной главе. Она называется
ШМЕНИ
Что означает «восьмой». Имеется в виду день. Я уже в четвёртый раз пишу об этой главе, помню, что однажды обещал подробнее рассказать о кошерности, о которой говорится здесь. Ну о всей кошерности не получится, давайте об одном: почему свинья стала символом еврейства? Как известно, в еврейскую пищу разрешаются жвачные животные с раздвоенными копытами. Есть ещё одна примета, которая менее известна – это расположение волокон в мясе. Но не будем касаться этого специфического вопроса. Скажу только, что за три с лишним тысячи лет, то есть с тех пор, как были зафиксированы правила кошерности, в мире были открыты сотни новых, ранее не известных науке, животных, но среди них не было ни одного, которое бы не вписывалось в еврейскую классификацию животного мира. То есть ни одного, которое не обладало бы хотя бы одним из признаков кошерности. Религиозные люди считают, что, что это знание евреям дал Всевышний, нерелигиозные полагают, что они получены от инопланетян. И никто не хочет поверить, что они были выстраданы во глубине песчаных груд. Так вот, тех животных, которые обладают лишь одним признаком кошерности, в мире всего четыре –свинья, заяц, верблюд и даман (животное размером с кошку, но генетически близкое слону). У свиньи раздвоенные копыта, но она пренебрегает жвачкой. С точки зрения кошерности свинья ничем не хуже и не лучше других некошерных животных, но вот, так получилось с ней… И хоть её имя стало давно нарицательным, впрочем, как и многих других животных – (об этом чуть ниже), но, полагаю, что не из-за того, что она у евреев «на особом счету». Да, «хазир» звучит оскорбительно, но разве «ты - свинья» в русском произносится с большим пиететом? Или «швайн» в Германии? Нет, я думаю, что свинья стала символом еврейского подхода к миру благодаря окружающим евреев народам. Они не могли понять, как можно не есть такое вкусное мясо? По количеству поголовья свиней Европа впереди всей планеты, а самые главные производители сегодня, это Германия и Испания. Вот христиане и «помогли» евреям стать олицетворением отказа от свиного мяса. Когда кантонистов, еврейских детей, вылавливали их сверстники, то мазали им губы не зайчатиной или рыбой без плавников, а именно свиным салом. Но это происходило в России 19-го века, а ещё греко-сирийцы во главе со своим царём Епифаном Бешеным заставляли евреев есть свинину. Казалось бы, какое им дело до того, что ест еврей, нет, надо обязательно запихнуть ему в рот свинину!
Отношение к евреям, не едящим свинину, автоматически перешло на мусульман, скопировавших многое у нас. Вообще всю философию мусульманства Мохаммед взял у евреев. Это уже потом он её «улучшил», но я о свинине. Один мусульманин сказал мне, что они не едят свинину, потому что свинья – единственное животное, которое не может посмотреть на Аллаха, находящегося, как известно, на небе. Наверное, на восьмом.
Пару лет назад мелькнуло сообщение о том, что в Израиле трудятся над тем, чтобы создать кошерную свинину. То есть генетически модифицированную. Не знаю, была это газетная утка, но напрочь исключить такую возможность, наверное, не следует. Ведь доводилось мне пить чёрную водку и есть горячее мороженое, так почему бы не быть кошерной свинине? Удивляться в наше время нельзя ничему.
У меня есть рассказ о том, как забивают свинью. От боли – ей вонзили нож рядом с сердцем, и у неё текут слёзы. Сколько животных плачут из-за болезненного способы их умерщвления?! Свиньи у евреев не плачут. Они у них вообще не бывают. А вот на столе у нас частенько есть свиное мясо. Я воздерживаюсь от его употребления уже 18 лет. В память о тех мальчиках – кантонистах.
Я обещал вернуться к вопросу о переносе названий животных на людей. Уже не помню, что хотел сказать, но вот, вспомнил анекдот.
- От какого животного у человека самая большая польза?
- От коровы. Она даёт мясо, молоко, шкуру, рога и копыта, даже имя своё она даёт.
Теперь погляжу, что у меня есть в загашнике, постоянно пополняемого вами. Начнём с рассказа о трёх сёстрах Полгар. Их отец – венгерский еврей. Читайте и гордитесь.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1585669
В приложении - письмо из Латвии. Такое пишется всерьёз. А вы говорите, что надо подставлять вторую щёку. Да нет, не надо допускать, чтобы по первой ударяли.
http://files.mail.ru/O64EYE
В приложении ещё статья из январского «Огонька». Любопытно!
http://files.mail.ru/ALCVAZ
И завершить позвольте нееврейской темой. Хотя, как это нееврейской? Луна – общее достояние всего человечества. Но только евреи ассоциируют себя с луной: она светит светом, отражённым от солнца, и они светят светом, отражённым Торой – кладезем еврейских знаний о мире.

Все эти ссылки прислала семья Леонида Айзенберга а и Софьи Павлоцкой из Бохума. Спасибо им!
Сейчас ночь на четверг, от Карин не пришли телепередачи. Звонить спрашивать в это время невозможно, проведём эту неделю без немецкого телевидения, рассказывающего интересующие нас темы.
Радости вам, друзья!
Ваш Лев Шварцман
П. С. Как видите, особо коротко не получилось, но я буду стараться.
П. С. П. С. Не забудьте, что запись на мацу и другие пасхальные продукты подходит к концу.

Keine Kommentare: