Freitag, 29. April 2011

КЕДОШИМ «Будете святыми»

Шалом, друзья!
Хоть две недели не общались, всё равно времени мало. Не будем его терять, перейдём к «Хаве». Я не знаю, кто её здесь исполняет, да и сама она не совсем привычная, Но настроение требуемое к началу Субботы создаст. Прошу!
http://www.youtube.com/watch?v=jC7FrSCiYtE&feature=related
Давайте вспомним, чем мы жили последние две недели. Итак,
ЧТО БЫЛО.
А всё было, что мы обещали: пятничные встречи, Ликбез, детский пасхальный утренник, вечер на ту же тему для взрослых, спектакль «Моя кошерная леди». „Spiegel"… Единственное, что можно сказать сорвалось – это встреча тех, кого мы назвали молодыми. Александра Блюм и Наталья Леонтяк подготовили очень интересную программу, но людей собралось немного. Обидно! Что ж, повеселились те, кто пришёл или оказался «под рукой». Кстати, о руках – организаторы их решили не опускать – следующая встреча пройдёт, очевидно, осенью. Надеемся, что «народ разойдётся». Как это произошло на Седере. Как это происходило в зале на спектакле «Кошерной леди». В общем, отчёт о том, что было, становится у меня всё короче, вопреки количеству мероприятий. Может быть, потому, что подробней стал писать о том,
ЧТО БУДЕТ.
Эта рубрика плавно переходит на следующей неделе в ту, которая рассказывает, что было. Давайте посмотрим, что будет и что станет «Было». Запланировано не очень много. Во-первых, потому, что выходные приходятся на стык двух месяцев, когда должна выйти газета, во-вторых, воскресенье - праздничный день, в-третьих, у нас на этот день запланирована акция, о которой писать сейчас не буду, потому как не знаю, состоится ли она. Значит, определённо будет «При свечах». И определённо состоится «Литературный Салон». Всё остальное, включая Ликбез, откладывается. Всё из-за предполагаемой акции.
Пару слов о «Литературном Салоне». Ирина Борисовна Глушкина посвятит его теме любви в русской поэзии. Благодатная, но нескончаемая тема! Поэтому трудная даже для удивительной памяти Ирины Борисовны. Но она знает много стихов, поэтому на пару часов совместного чаепития её хватит. Приходите, убедитесь, насколько велико её знание русской поэзии! Приходите и позавидуйте ей – в её возрасте забывают, какие надо принимать лекарства, а она помнит километры стихов! А стихи Ирина Борисовна будет читать самые любимые, значит, те, которые нравятся нам. Полагаю, что все любители поэзии получат удовольствие. Начало в 16.00. Это – последнее мероприятие апреля. О майских наших делах вы узнаете уже из газеты и из моего следующего письма. Не радуйтесь, я ешё не прощаюсь. Впереди будет рассказ о том,
ЧТО БУДЕТ ВСЕГДА.
Я о главе из Торы. Религиозные люди, считают, что Тора и была всегда. Что она - план мира, по которому Господь Бог собственно и создавал наше с вами общежитие под названием Вселенная. Светские люди знают, что Тора создавалась еврейским народом в течение 500 лет, и закончено было её написание примерно две с половиной тысячи лет назад. С тех пор в ней не изменено ни одной буковки. Да что буковки – точки, неточности, линеечки – всё совпадает с «оригиналом». Но вот то, что Тора будет существовать столько, сколько будет жить само человечество, у меня не вызывает сомнения. Кстати, иудаизм считает, что человечество будет жить вечно, значит и Торе уготована такая судьба. Так о чём же недельная глава? Ну и как она называется? Называется просто –
КЕДОШИМ
Что означает «Будете святыми». Глава удивительна тем, что она даёт евреям правила поведения по многим вопросам. Я сейчас перечислю несколько законов, и вы сможете убедиться в том, что иудаизм - первое мировоззрение в мире, которое заставило людей жить по нравственным законам. То, что первым, легко убедиться, сравнивая еврейские законы, принятые на заре нашей цивилизации, с теми, которые действовали тогда у других народов. Вернее, сравнивая наши законы с их отсутствием у других. Давайте вспомним бесстыдство более поздних греков, разврат римлян, «беспредел» в отношении к чужакам, презрение к другой личности, унижение женщины... Я уже не говорю об отношении к живой природе, да и к неживой тоже. Вот несколько законов, вписанных в Тору ещё Моисеем:
- нельзя убирать на своём поле края поля, оставляя часть урожая для бедняков;
- нельзя в торговле употреблять неточные гири;
- нельзя татуировать тело;
- нельзя обращаться к колдунам;
- нельзя предаваться излишествам в еде;
- нельзя злоупотреблять спиртными напитками;
- нельзя окружать себя роскошью.
Эта глава наполнена многочисленными законами, которые надо выполнять евреям. Я выбрал несколько разноплановых, чтобы продемонстрировать то, что евреи занимались всеми аспектами жизни. Которая по еврейским понятиям должна была быть справедливой. Этой-то цели и служили заповеди Торы. То есть все тексты, данные в форме повелительного наклонения. Они были рассчитаны на всех евреев. Если предыдущие законы Моисей растолковывал Аарону, старейшинам или всем мужчинам, то в этой главе он обращается ко всему израильскому народу, включая женщин и детей. Потому что законы нравственности – самые важные для человеческого общежития и их надо всем тсполнять.. Именно в этой главе Торы задолго до Иисуса Христа и даже рабби Акивы, сказано: «Люби своего ближнего, как самого себя». Кстати, упомянутый рабби Акива сказал совсем не так, он заметил, что любить ближнего возможно, попробуйте полюбить дальнего.
Говоря про эту главу, я не могу остановиться – каждому еврейскому закону можно поражаться, То есть не тому, что они есть, а тому, что они были приняты на заре человечества. Много здесь говорится о запрещении воровства, может быть потому, что это - самый распространённый человеческий порок. И самый несправедливый. Говорится и о том, что другого человека надо всегда судить с хорошей стороны, предполагая в нём презумпцию доброты.
Эта глава запрещает разносить сплетни, не пытаться спасать другого человека, если он в опасности. В общем, чем не нравственный кодекс современного общества?! Можно ли о нём рассказать в коротком письме? Или даже в одной лекции? Поэтому на «Ликбезе» мы посвятим законам морали минимум пару часов. И при этом не будем переставать удивляться контрасту тогдашней еврейской мысли и окружающего жестокого мира. А мы удивляемся, почему много евреев Лауреатов Нобелевской премии? Да потому, что за почти четыре тысячи лет наш народ смог придумать, ввести в жизнь и сохранить удивительную систему взглядов, которая помогает правильно жить и добиваться успехав. Нравственная часть этой системы взята на вооружение всем человечеством. Нравственность и монотеизм. И это немало. Всё остальное сохранено нашим народом. Давайте попробуем это духовное богатство не растерять.
Желаю вам, друзья, насыщенной недели! Пусть её украсят кое-какие материалы, которые мне присылают. Честно скажу, их так много, что я не знаю, когда смогу включить все в рассылку. Если все материалы систематизировать, это будет энциклопедия современной еврейской жизни. Которая интересуется и прошлым. В общем, наконец-то до некоторых из них дошла очередь.
Инна Шамис прислала картины великолепного художника Беллера.
http://e.mail.ru/cgi-bin/getattach?file=Ilex_Beller%2dSchteitale%2dPart_2.pps&id=13003138190000000623;0;1&mode=attachment&channel=&notype
А вот попурри еврейских песен хора Турецкого. Эту ссылку прислал Григорий Рубинштейн из Бохума.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=0a723c&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D5h1cPdbdZfw%26feature%3Drelated
Познакомьтесь с коллекцией старинных еврейских открыток. Она у меня есть благодаря Марии Носиловой из Бохума.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=ca8118&url=http%3A%2F%2Fshaman-michael.livejournal.com%2F419227.html
И опять Григорий Львович Рубинштейн. С песенкой о еврейском скрипаче. Для тех, кто не знает, скажу, что фидалы – это скрипочка.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=e19f9a&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DWugcDT0VEK0
Пока всё. Спасибо за внимание! Всего хорошего!
Ваш Л. Ш.

Keine Kommentare: