Donnerstag, 8. Dezember 2011

Ваишлах

Шалом, друзья! Сегодня «Хаву нагилу» поёт для нас Алекс Родригес. Я ничего не знаю об этом певце. И на экране мы его лица не увидим. Скажу только, что это молодой красивый мужчина с подкупающим голосом. Впрочем, в последнем вы сами убедитесь. На первой ссылке мы увидим в клипе Израиль, на двух следующих под пение Родригеса – две танцевальные группы. И если первая танцует больше руками, то второй танец мощен и интересен. Приятного просмотра!
http://www.youtube.com/watch?v=TuNGzOpS-44&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=yEuNuxGrfXM&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=OMi1a3ocmKY&feature=related
А теперь – за работу, друзья! Я надеюсь, что она не очень утомит вас, по крайней мере, я буду стараться быть кратким и понятным.
ЧТО БЫЛО
У вас, надеюсь, всё хорошо, в общине сравнительно тоже. У нас на текущее время было запланировано немного мероприятий: как чувствовали, что газета наша выйдет неполным тиражом. До сих пор, а уже почти середина декабря, мы не получили краску для печатания газеты, заказанную ещё 23 октября (!). Эти письма читают и за пределами Германии, пусть знают, что и здесь бывают недобросовестные фирмы. Внятных объяснений неполучения давно оплаченной краски мы не добились, как, впрочем, и самого товара. Мы с Борисом Штатландом заказали уже в другой фирме краску и уже отпечатанный тираж всего в 200 экземпляров постараемся хоть немного увеличить, но трамвай уже всё-таки ушёл. Так что у нас было на этой неделе?
В пятницу - встреча «При свечах. Мне на ней по личным причинам побывать не довелось. О чём сожалею.
В воскресенье была воскресная школа «Ами». С детьми занимался только Аркадий, но, судя по звукам, доносившимся из зала, в котором были дети, там было комфортно и весело. Одна «новенькая» мама, приведшая сына к нам впервые, сказала: «В ту общину я не могу его затащить, а из этой он уйти не хочет!» Приятно слышать, по крайней мере вторую половину фразы. Я упомянул об этом, чтобы подчеркнуть ещё раз, что детям у нас нравится, а это значит, что вы, друзья, должны приводить к нам детей и внуков. Чем больше их будет, тем интенсивней будет развиваться школа, а, значит, это опять будет служить на пользу детям. Мы будем школу по мере сил (их много) и средств (их гораздо меньше) развивать.
Потом был «Еврейский Ликбез». Что о нём сказать? – всё было, как всегда. Мы рассуждали на темы, предложенные очередной главой Торы. Причём, в очередной раз смогли убедиться, что она связана с нашей сегодняшней жизнью, вернее, с нашим опытом. Что ж, для этого и читаем её, чтобы стать опытней.
В тот же день состоялся концерт хора «Рина» в «рождественском лесу», то есть на традиционном базаре этого времени года. Мы подготовили интернациональную программу, благо она есть в нашем репертуаре. Принимали нас неплохо, насколько можно принимать выступление хора на открытом воздухе в окружении разных палаток, торгующих спиртным и рождественскими вкусностями. Вечер хотя и был прохладным, но сухим. Наши женщины (и два мужчины) не ударили лицом в грязь на фоне «германских морозов». Они пели так страстно (а Наталья Лукашева ещё и подтанцовывала), что было тепло на них смотреть. Хотя я понимаю, что петь час на открытом воздухе многим из наших певцов нелегко. Но желание петь и чувство долга превысило у многих участников нашего хора дискомфорт выступления. Результат? Наше выступление скрасило горожанам досуг, организаторы этого досуга выразили благодарность и высказали уверенность, что нас будут приглашать и в дальнейшем. А также угостили нас после концерта традиционным пуншем. В общем, мы получили заряд для того, чтобы получше организовать то,
ЧТО БУДЕТ
В пятницу наш хор опять выступает. На сей раз в помещении городского Совета Оберхаузена. Там будет мероприятие, посвящённое Дню прав человека. Что ж, будем наглядно демонстрировать наше право петь. Кому интересно это мероприятие и наше выступление, могут прийти к 14 часам, кажется, в это время в ратхаусе начнётся мероприятие. Я этого точно не знаю, но «Рина» должна выступать в 15 часов.
Вечером той же пятницы – «При свечах». В 18 часов.
В субботу, об этом не было информации в газете, наш театр «Рэй» даёт «Кошерную леди» в Дюссельдорфе. Это ответственно, но, уверен, что справимся. Для тех, кто захочет приехать или сообщить о спектакле своим родственникам и знакомым, проживающим в Дюссельдорфе и округе, сообщаю адрес помещения, которое будет в этот вечер сотрясаться от аплодисментов:
Dusseldorf Burgerhaus Reisholz Kappeler Stra?e 231
Начало спектакля в 18 часов.
Скажу ещё только, что наше выступление организовано по приглашению театра «Кулисы». Спасибо им!
В воскресенье - для детей школа «Ами». Начало в 11 часов. Занимаются дети примерно пару часов, обычно в 13 они садятся за стол обедать. Наши женщины стараются разнообразить для них застолье, хотя их традиционные пристрастия учитываются.
В 15 часов – ликбез.
В 16.30 – киноклуб. Фильмы мы стараемся подбирать интересные, но важнее то, что просмотр коллективный, а последующее чаепитие и обсуждение сближает нас. Делает эмиграцию более терпимой. Хотя, для кого как. Пару дней назад, разговаривая с одной женщиной, выразил сожаление, что её не видно в стенах нашей общины, а в ответ услышал фразу о том, что она старается избегать общества бывших и, очевидно, к сожалению, нынешних, соотечественников. Я не спросил о причинах, они не важны, но мне такая позиция не по душе. Потому что к людям она подходит не как к личностям, а как к однородной массе, то есть с предубеждением. Как будто нет среди «наших» людей умных и порядочных, и будто среди коренных жителей – дураков и негодяев.
Сейчас чуть о другом. Я употребил слово «эмиграция». И в очередной раз споткнулся - как правильно: эмиграция или иммиграция? Последнее время второе слово всё чаще заменяет в прессе первое. В чём разница? Я просмотрел кучу словарей и не нашёл её (разницу). Эмиграция – это переселение в другую страну и место пребывания после такого переселения. А иммиграция – въезд в другую страну. Вы что-то поняли? Я – нет. Расхожее объяснение, что эмигрант выезжает, а иммигрант въезжает, некорректно, непонятно и противоречит не только всем известным словарям, но и здравому смыслу. Как известно, язык – вещь живая и поддающаяся влиянию. Но до определённого момента – иногда он выходит из-под контроля «специалистов» и развивается по одному ему известным законам. Я не знаю, кто победит в конечном итоге в борьбе «эми» с «имми», но я, в зависимости от ситуации, буду пока пользоваться обоими значениями, отдавая предпочтение традиционному: цветы эмиграции не только для меня останутся.
Кстати, сегодня эмиграция украшена цветами интересных телепередач немецкого и отечественного телевидения. Программа присылается нам еврейским музеем из Дорстена. На предстоящей неделе мы можем включить:
Sonntag,11. Dezember, 9.05-14.00, WDR 2. Mit Buchtipp und Paternoster- Interview.
Sonntag, 11. Dezember, 9.05-9.20, WDR 5: Stichtag heute: Juden werden zum Kolner Rat
zugelassen. Wiederholung: WDR 3, 17.45 – 18.00 Uhr
Montag, 12. Dezember, 23:30-0.15, ARD: Babi Jar – das vergessene Massaker. Die gro?te Massenerschie?ung des Zweiten Weltkriegs.
Dienstag, 13. Dezember, 22.25-23.10, 3sat: Die judische Lobby. Spurensuche in Amerika.
Mittwoch, 14. Dezember, 9:30-10.10, HR-Fernsehen: Die Vermittler. Das judische Museum Berlin - Ghetto des
Gedenkens
Mittwoch, 14. Dezember, 17.55-19.00, arte: Heimkehr in die Fremde. Israel 2011
Donnerstag, 15. Dezember, 23.05 – 00.00, WDR 3: Wortlaut. Egoshooter in Holocaustkulisse.
Freitag, 16. Dezember, 16.50-17.00, WDR Fernsehen: WDR 5: Gedanken zum Schabbat. Rabbiner Ernst Steinю
Пора перейти к вечному, к тому, что

БУДЕТ ВСЕГДА
Недельная глава называется
Ваишлах
(И послал)
Вот её краткое содержание.
После двадцатилетнего отсутствия Яков возвращается домой. Его брат, Эсав, настроен воинственно. Яков готовится к битве и одновременно посылает Эсаву богатый дар, надеясь задобрить его.
В ту ночь Яков переправляет свою семью через реку Ябок, сам же остается на другом берегу, где у него ночью происходит видение: он всю ночь борется с ангелом - посланником Бога. Яков получает от ангела по поручению Бога новое имя – Исразль, и надо сказать, что оно означает «Борющийся с Богом» (удивительное имя для народа – первопроходца монотеизма).
Встреча Якова и Эсава сопровождается объятиями и поцелуями, но вслед за тем их пути расходятся. Яков приобретает участок земли около Шхема. Принц этого города захватывает и насилует дочь Якова Дину. Ее братья Шимон и Леви мстят за это оскорбление и уничтожают всех мужчин города.
Яков продолжает свой путь. В дороге его любимая жена, Рахель, рожает своего второго сына, Биньямина, и умирает при родах. Яков хоронит ее недалеко от Бетлехема. Рувен теряет свое право первородства из-за грубого вмешательства в семейную жизнь отца. Наконец Яков прибывает в Хеврон к своему отцу Ицхаку, который позднее умирает в возрасте 180 лет.
Я остановлюсь на самой спорной части этой главы. Спорной, в том смысле, что у евреев и критиков еврейского образа жизни происходит давний спор о нравственности одного поступка.
Когда Яков с семьёй (слово «род» лучше определит группу людей, живущих вместе с Яковом, одних мужчин там было 112, правда, в этом числе было и несколько слуг Ицхака) остановились в Шхеме, случилась беда: Дина вышла в одиночестве во время местного языческого праздника на улицу. Тем самым она спровоцировала своё похищение местным принцем. Она была красива, его кровь вскипела, и он приказал схватить девушку. Он её изнасиловал. А когда пришло отрезвление, он очень пожалел о произошедшем – связываться с могущественным Яковом ему вовсе не хотелось. Он решил жениться на Дине. и упросил отца пойти к Якову и уговорить его отдать Дину в жёны. Тот предложил Якову породниться родами (простите за тавтологию), что означало возможность брать в жёны женщин друг друга. Я ков поставил условие: отказаться от идолопоклонства и пройти обряд обрезания. Местные согласились, мужчины обрезали крайнюю плоть, а на третий день, когда они были ещё очень слабы, сыновья Якова Шимон и Леви (очевидно, вместе со своими слугами) перебили всех мужчин этого города.
Наши критики на основании этого эпизода стали обвинять евреев в коварстве, обмане и прочих грехах. Я хочу заметить то, что известно всем: грехи двух евреев перенесены на весь еврейский народ. Но это другая тема, мы же должны посмотреть, что же там произошло на самом деле?
Понятно, что история не выглядит привлекательной, комментаторы иудаизма так её поясняют: жители Шхема не выполнили условия договора- обрезание было проведено, а отказа от идолов не произошло. То есть это был заведомый обман, они и не собирались принимать иудаизм и его принципы, они выполнили приказ своего руководства. Причём, при этом было большое число недовольных – они просто подчинились ненавистному приказу. Были среди них и такие, которые пошли на этот шаг из меркантильных соображений – принц обещал им слияние с богатыми стадами Якова. Были и такие, которые вошли с принцем в прямое противостояние: они отказались проводить эту кровавую операцию, бежали и стали готовить восстание против своих руководителей. Они не могли понять, зачем надо принимать чужую религию только для того, чтобы была возможность жениться на еврейках. Как будто своих женщин мало! Надо ли говорить, что и местные женщины с ненавистью отнеслись к возможному появлению еврейских соперниц? Было много женщин Шхема, которые спрятали своих сыновей во время проведения обрезания. И не забудьте, что речь шла о мести, такой понятной в те времена, когда женщины были собственностью рода, и покушение на их честь чужими мужчинами воспринималось как объявление войны. Всё так, и всё же, всё же, всё же…
Я думаю, что только евреи имеет право экстраполировать на свой народ дела отдельных его представителей. Для этого и существует Тора, чтобы делать выводы из описанных в ней ситуаций. В нашем случае вывод следует один: даже если юридические и нравственные понятия того времени позволяли применить такую месть, то есть военную хитрость, связанную с обманом, то всё равно наши мудрецы осудили братьев, совершивших это действие. Во-первых, они могли спровоцировать ответную месть местных народов. Так оно и случилось, просто, эморейцы, пришедшие отомстить, решили в последний момент не связываться с еврейским богом. Испугались, попросту говоря. Во-вторых, этот эпизод нашей истории, которую, как видите, Тора не скрывает, хотя легко могла это сделать, вызвал и вызывает шквал критики наших недругов. А о том, как отзовутся наши поступки на нашем народе, мы должны помнить всегда. Даже сегодня, тем более, что ещё живы многие предубеждения против нас. И последнее: хотя поступок Шимона и Леви можно понять и объяснить, оправдать его всё-таки трудно. И дело не в адекватности наказания преступлению – те времена имели совершенно другие правила игры, а в том дело, что евреи придумали совершенно другие правила человеческого общежития. И хотели жить по ним. И передать их другим народам. В описываемом эпизоде произошёл срыв. Но вопрос всё же остаётся актуальным и сегодня: по каким правилам надо играть с теми, чьи моральные законы расходятся с нашими? По нашим, «хорошим» правилам или по их - «плохим»? Это не праздный вопрос: это один из коренных вопросов современной демократии. Вот один только пример: уничтожение террористов точечными ударами это справедливо? Да? Но вы помните, что это происходит без суда и следствия? Или классический пример из жизни Германии, всколыхнувший в своё время всё общество: нравственно ли арестованному насильнику, похитившему ребёнка, угрожать пытками, чтобы узнать место нахождения этого ребёнка и спасти его? Вы помните, что следователь был уволен с работы? В общем, непростые вопросы. Но Тора не боится их ставить, а отвечать на них – нам с вами. Потому что, хотя и нет ничего нового под луной, всё равно наши жизненные ситуации для нас уникальны. Но при этом хорошо, что есть Тора, что есть, куда оглядываться.
А сейчас я оглянусь на ваши последние присылки. А их совсем нет. Вспоминаю, как ещё недавно я писал о том, что не справляюсь с таким объёмом информации, приходилось перегружать письма ссылками, и вот - пусто. Напоминаю, что тексты мы пока не прикладываем – только ссылки. Ладно, давайте посмотрим на то, что есть. Ссылку на Ивана Реброва прислала Инна Белиловская (Оберхаузен). Представлять этого певца не надо – его знают все. Напомню только, что его настоящее имя – Ханс Рипперт. Он просто перевёл свою фамилию на русский (для тех, кто, Хорст Риппе, сбил во время войны самолёт Экзюпери). Прошло уже несколько лет с тех пор, как не стало певца, но ещё помнится история о том, что урна с его прахом, который должны были развеять над Эгейским морем, была украдена и не найдена до сих пор.
Давайте послушаем уникальный голос певца, который легко «справлялся» с четырьмя октавами. Здесь запись еврейских песен, которые были близки Реброву ещё со времён его выступлений в мюзикле «Скрипач на крыше», где он исполнял роль Тевье – молочника. Слушаем и наслаждаемся!
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=5ad1f0&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D6oZbEMn9WCY%26feature%3Dyoutube_gdata_player&msgid=13231707990000000657
Ещё одна присылка Инны Белиловской. Это фильм, снятый Роланом Быковым по заказу ЮНЕСКО (вы помните, что уже более года я пишу название этой организации с маленькой буквы, а после последних событий вообще надо писать это название по-арабски). Фильм снят в 1990 г. и называется «Я сюда больше никогда не вернусь» Посмотрите этот шедевр. Он имеет право быть в нашей рассылке «специализирующейся» на еврейской тематике, поскольку Быков был не только сыном красного командира, но и еврейской красавицы.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=190562&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DVt4zgy8DSJQ%26featurelayer_embedded&msgid=13233195500000000469

Вот и всё. Прощаюсь с вами, друзья, на неделю. Всего!
Ваш Л. Ш.

Keine Kommentare: