Donnerstag, 15. Dezember 2011

Ваешев

Шалом, друзья!
Ещё одна неделя просвистела над ухом. И опять мы обращаемся к «Хаве». Её ещё у меня есть «море». Хочется, чтобы мы знакомились не только с профессионалами. Мне хочется продемонстрировать, что она повсюду. Поэтому сегодня я предлагаю вашему вниманию три танца под музыку «Хавы»: хасидов, простых израильтян и танцевального коллектива. И пусть в первых двух случаях танец неуклюжий, зато музыка «списывает» всё.
http://www.youtube.com/watch?v=ewFLSBJ8NkA&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=-6UWTvBVCKQ&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=0Ij5OQ1-RLI&feature=endscreen&NR=1
А теперь к нашим делам, и, как всегда,
ЧТО БЫЛО

Опять был концерт хора. На сей раз он был посвящён Дню прав человека. Достойный повод! И наше выступление тоже было достойным. Галина Мучник подготовила небольшую интернациональную программу. Она представляла собой новогоднее путешествие по разным странам, в том числе и мусульманским – ведь теперь в репертуаре хора турецкая и арабская песни. Я сопроводил песенные изыски интересными фактами из новогодних обычаев стран, о которых вёлся песенный рассказ. Выступление понравилось зрителям – об этом можно судить по аплодисментам и по отзывам. Что ж, приятно!
В пятницу была встреча «При свечах». Её запоминающейся особенностью стала беседа. И конечно, ужин. Полина Михайловна Крейндис угостила хумусом, который она привезла из Израиля. Наши женщины побаловали вкусным картофелем с не менее вкусной сельдью. Были ещё угощения. Я об этом, собственно, никогда не писал, но еда – совсем немаловажная часть наших встреч. Вкусным должно быть всё. Так оно у нас и бывает.
В субботу наш театр показал в Дюссельдорфе «Кошерную леди». Мы выступили по приглашению театра «Кулисы», за что мы благодарны его руководителям Нелли Куниной и Вячеславу Лисину. Впрочем, добрые отношения у нас складываются со всеми участниками «Кулис» - это подтвердило и застолье после спектакля. Но до него надо было ещё дотянуться. Надо сказать, что у нас возникли определённые трудности в подготовке этого спектакля – творческие и человеческие. Но они были успешно преодолены и, в целом, спектакль прошёл очень хорошо. Если судить по овации, устроенной нам залом. И высказанным предложением выступить в других- городах. Что ж, уже давно стало ясно, что «Моя кошерная леди» - спектакль, который нравится всем. Работа над ним продолжается, он будет становиться всё лучше.
На следующий день была воскресная школа. Что о ней сказать? Детям в ней хорошо и уютно. Мамам – тоже, ведь с ними постоянно проходят какие-либо занятия. И в это воскресенье было то же самое. А дети рисовали, делали ханукальный плакат, играли… Аркадий ведёт группу умело, совмещая полезность с увлекательностью. На занятиях присутствовала Мария Носилова – в ближайшем номере «Делета» выйдет её репортаж о школе.
Потом был «Ликбез» (здесь всё было привычно) и киноклуб. На нём было мало зрителей. Одно из объяснений – недостаточный тираж последнего номера газеты. Вы помните, что Борисом Штатландом было отпечатано всего 200 экземпляров, поскольку заказанная краска не прибыла вовремя. Её нет до сих пор – мы заказали в другом месте, надеюсь, что она прибудет очень скоро. Но поезд уже уехал.. Перед тем, как я вернусь к киноклубу, хочу вас попросить сообщить о нашем празднике Ханука, который состоится 26 декабря, как можно большему количеству друзей и знакомых. А то газета не вышла – многие, наверное, не знают о празднике. Его начало будет в 15 часов. Мы специально решили начать пораньше, чтобы все могли в это ранотемнеющее время года побыть вместе подольше.
Но вернёмся к киноклубу. Я хотел сказать только, что был выбран фильм Родриго Кортеса (Испания) «Заживо погребенный». Я напомню вам несколько картин из мирового кино. В конце 50-х годов был фильм «!2 разгневанных мужчин», который сказал новое слово в кинематографе – там всё действие проходило в одной комнате». (Михалков сделал фильм по такому же сюжету на отечественном фоне и, не мудрствуя, назвал его «12». Рязанов применил этот же приём в ленте «Гараж»). Потом в начале 60-х Хичкок снял фильм «Верёвка» - там была только одна точка съёмки, то есть камера практически не переставлялась и не выключалась. Потом появился фильм (не знаю автора) «Телефонная будка», где всё действие ограничено пространством, указанном в названии. Возможно, вы помните этот фильм, когда есть только террорист и телефон, а зритель держится в большом напряжении. Что ещё на этом пути можно придумать? Кинематографисты ставят перед собой невыполнимые задачи и пытаются их выполнить. Вот и в этой картине всё действие происходит … в гробу. Иракские террористы закапывают живьём водителя – американца, оставив ему в гробу зажигалку и мобильный телефон. По нему они требуют выкуп в 5 миллионов долларов. Погребённый связывается со спецслужбами, родными, друзьями… А аккумулятор телефона «садится». Фильм держит зрителя в большом напряжении. Авторы, по моему разумению, с неразрешимой задачей справились. Что придумают дальше? Снимут фильм, ограниченный пространством коробки по мотивам «Головы профессора Доуэля»? Поживём, увидим. Но как решена задача в «Заживо погребённым» посмотреть стоило.
Что нас ждёт впереди?
ЧТО БУДЕТ?
Особых мероприятий не предвидется. В пятницу «При свечах». В воскресенье – «Ликбез». В воскресной школе объявлены каникулы – следующее занятие состоится 8-го января.
А сейчас о том, что будет на немецких волнах еврейской тематики.
Donnerstag, 15. Dezember, 23.05 – 00.00, WDR 3: Wortlaut. Egoshooter in Holocaustkulisse.
Freitag, 16. Dezember, 16.50-17.00, WDR 5: Gedanken zum Schabbat. Rabbiner Ernst Stein, Berlin /
Kantor Leo Roth, Gesang. Wiederholung um 22.50 Uhr
Montag, 19. Dezember, 20.40-20.50, ZDF Kultur: Erinnerung 2.0 – Wiederholung am 20. Dezember um 9.10 Uhr
Dienstag, 20. Dezember, 14.45-15.00 Uhr, WDR 3: Judisches Leben. Zum judischen Chanukkafest
Теперь перейдём к вечному, к тому, что
БУДЕТ ВСЕГДА
Недельная глава Торы называется
Ваешев (И поселился).
Начнём с краткого пересказа.
И поселился Яков вместе с двенадцатью сыновьями в Хевроне. Его любимцем становится Иосиф, которому старшие братья завидуют, из-за предпочтения, оказываемое ему отцом. Иосиф рассказывает братьям два увиденных им сна, в которых предсказывается, что в будущем он воцарится над ними. Это еще больше распаляет их ненависть к нему.
Шимон и Леви (те, которые истребили обидчиков сестры) замышляют убить Иосифа, но самый старший брат, Реувен, советует бросить его в яму, намереваясь позже вернуться и спасти его. Пока Иосиф сидит в яме, Йеуда предлагает братьям вместо того, чтобы убить, продать его проходящим мимо арабам. Испачкав рубашку Иосифа в крови козленка, братья показывают ее Якову, чтобы тот поверил, что его любимого сына сожрал дикий зверь.
Йеуда женится, и у него рождаются три сына. Старший, Эр, умирает молодым и бездетным, его жена Тамар сочетается браком с его братом Онаном. Онан грешит, впустую изливая семя, и тоже умирает. Йеуда не хочет, чтобы его младший сын женился на Тамар, и под благовидным предлогом отсылает ее. Однако, Тамар, желая, чтобы ее дети во что бы то ни стало были потомками Йеуды, переодевается блудницей и отдает себя Йеуде. Когда тот узнает, что его невестка беременна, он распоряжается, чтобы ее казнили, так как она согрешила прелюбодеянием. Но когда Тамар предъявляет вещи, оставленные им у нее, он осознает, что она беременна от него, и публично это признает. Тамар рождает двух сыновей.
Иосифа приводят в Египет и продают Потифару, царедворцу фараона. Вскоре он благодаря своим организаторским талантам становится управляющим в доме. Жена Потифара влюбляется в прекрасного юношу, но когда Иосиф отвергает ее домогательства, она говорит мужу, что «раб-еврей» пытался ее изнасиловать, и добивается того, что Иосифа бросают в тюрьму. Там он опять своими талантами заслуживает доверия со стороны главного тюремщика, который делает Иосифа управляющим в тюрьме.
В заточении Иосиф встречает двух царедворцев фараона, брошенных в темницу: главного виночерпия и главного пекаря. Оба обеспокоены приснившимися им снами, которые \Иосиф истолковывает так: через три дня виночерпий будет освобожден, а пекарь повешен. Иосиф просит виночерпия замолвить за него слово перед фараоном. Истолкование снов сбывается, но виночерпий забывает про Иосифа.

Я хочу обратить ваше внимание, друзья, на одно обстоятельство, связанное с продажей Иосифа в рабство. Мы уже как-то говорили о том, что Иосиф спровоцировал братьев на это действие. Конечно, оно было неадекватно его проступку, но проступок был. Он выражался в высокомерии Иосифа, его хвастовстве и предательстве. Именно предательством можно назвать то, что мы в детстве определяли как ябедничество. В этом случае братья считали его доносы отцу явной клеветой. В общем, братья его ненавидели. Возможно ли такое чувство по отношению к брату? Конечно. Даже несмотря на то, что этому брату было всего 17 лет. Можете себе представить, как вёл себя Иосиф, если старшие братья его возненавидели?! И решили убить. Хорошо, братоубийством это не закончилось, но продажа в рабство была равносильна смерти – для них он исчезал навсегда. Так о чём я? Ах, да, о том, что после продажи Иосифа ненависть братьев к нему исчезла. Религиозные люди скажут, что таково было предначертание Бога – ненависть братьев нужна была только для того, чтобы отправить Иосифа в Египет, потом она за ненадобностью исчезла. Но мы с вами знаем, что нормальный человек, как правило, так устроен: ему всегда надо то, чего у него сейчас нет. А когда это приобретается, оно становится ненужным. А когда теряется, опять…Это правило сопровождает человечество постоянно. Да, братья ненавидели Иосифа. Когда он был с ними. А когда они продали его за 20 серебряных монет – это было немного ниже цены нормального мужчины от 5 до 20 лет - то он стал им нужен – их ненависть испарилась. Кто из нас не испытывал подобных чувств? Собственно говоря, они частично выражены русской поговоркой «Что имеем не храним, потерявши плачем». (Эта поговорка была сначала названием водевиля середины 19-го века, потом выражением Козьмы Пруткова). Полагаю, что в каждом языке есть нечто подобное, вот, в немецком нашёл: „Eher schatzet man das Gute, nicht, als bis man es verlor". Это чувство знакомо каждому человеку и имеется в опыте каждого народа. Но первыми письменно это зафиксировали опять же таки евреи. В Устной Торе. Когда братья по своей вине потеряли Иосифа. Универсальность человеческих чувств, отражённых в Торе, поражает точностью и пониманием того, что нам до наших праотцов рукой подать. Это только кажется, что три с половиной тысячи лет много. На самом деле это всего один миллион триста тысяч дней. Пустяки! И мы за это время не очень изменились. Мы – всё те же. Правда, у нас появился интернет и мы можем теперь получать информации намного больше, чем раньше. Переходим к ней.
Начнём с лекции Авигдора Эскина, которую прислал Леонид Айзенберг из Бохума. Напомню вам, что Эскин был в советское время диссидентом, за что подвергался преследованиям. В Израиле он тоже числится в экстремистах, сидел даже в тюрьме. Он автор множества острых публицистических статей. Его лекцию в МГИМО я полностью не смог из-за лимита времени прослушать. Но интересные сведения даже при беглом прослушивании мне попадались.
www.youtube.com/watch?v=KL1ol8TddJ4&feature=youtu.be
Тот же адресат прислал материал «Кружевницы». Он стоит вашего взгляда.
http://36ohk6dgmcd1n-c.c.yom.mail.yahoo.net/om/api/1.0/openmail.app.invoke/36ohk6dgmcd1n/9/1.0.35/de/de-Dhttp://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=DizONC_CP5AE/view.html#
Из того же источника (спасибо!) прибыл фильм о Шагале. Очень приятный!
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=DizONC_CP5A
Эти кадры прислала Сарра Любина. Они об израильском чуде, 6-летнем Йоаве Леваноне. Играет он с трёх лет. Недавно выступал в Карнеги Холл. Он – победитель международного конкурса. Добавлю ещё, что его учительницу музыки зовут Дарья Монастырская. Послушайте и поверьте своим глазам и ушам.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=3cc2df&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DjLBGIUKpyl0%26feature%3Dautoshare&msgid=13236003510000000933;0,0,1
На этом закончим. Желаю вам хорошей недели! Шавуа тов!

Лев Шварцман

Keine Kommentare: