Donnerstag, 22. März 2012

Ваикра 5772

Шалом, друзья!
Вот и астрономическая весна наступила. Не знаю, но эти еженедельные письма всё время наводят на мысли о быстротечности времени. Конечно, этому способствуют традиционные действия, а письмо стало уже ритуалом. Что же говорить о четырёхтысячелетней традиции отмечать каждую неделю определённым образом. Помогает задумываться о времени. Но об этом ритуале чуть позже, пока же послушаем «Хаву». Сегодня она в бесхитростном очень любительском исполнении. Но важна, бывает, ещё и искренность.
http://www.metacafe.com/watch/467888/hava_nagila/
Переходим к тому,
ЧТО БЫЛО.
Я уже объяснял, почему мы перешли на режим сокращения числа мероприятий. Так что, воспоминания будут короче. В прошлый раз я не упомянул о том, что мы провели раздачу пуримских гостинцев тем членам общины, которые по разным причинам (старость, болезни) не могли побывать на праздничном вечере. Не упомянул потому, что акция не была завершена – по разным причинам не всем удалось своевременно доставить гостинцы. Но в конце концов, умынташи и другие сладости (плюс вино) попало по назначению.. Рады доставлять радость. В пятницу была встреча «При свечах». Уж не знаю, что рассказать о ней: свечи, вино, песни – всё это известные ритуалы. Но главное – беседа. Она бывает всегда интересна. Такой была и в эту пятницу. Впрочем, она всегда такая.
В воскресенье была школа «Ами» - дети лепили, потом мастерили еврейский календарь. Хорошо получалось. Затем обедали. Всем было интересно.
Прошёл «Ликбез» - на сей раз мы оторвались от Торы и говорили о кошерности. Надеюсь, было кошерно.
Конечно, в воскресенье планировалось мероприятие (пока не скажу, какое), но оно сорвалось. Надеюсь, что мы сможем его организовать позже, но в любом случае это воскресенье оказалось свободным.
Давайте поглядим,

ЧТО БУДЕТ
Тоже будет кратко. «При свечах». Русская школа «Кенгу.РУ». «Ликбез» проведём опять в 12 часов. Дело в том, что в 16.30 начнётся вечер, посвящённый 5-летию нашего театра «Рэй» и приуроченный к Международному Дню театра. Приглашаем всех на это мероприятие. Полагаю, что оно будет интересным. «Полагаю» - потому что в этот раз я не только не принимал участие в его подготовке (не было времени), но даже не вник пока в то, что будет происходить на сцене. Подготовкой занимается Михаил Непомнящий, значит, должно получиться хорошо. Я смогу, очевидно, лишь в четверг присутствовать на генеральной репетиции. Хотя подумываю, раз так получилось, не лучше ли остаться просто зрителем? Чтобы вместе с вами быть в этот раз воспринимать всё непосредственно. Приятно ведь бывает быть простым зрителем. Ладно, поглядим. Вместе поглядим. Приходите! Театру и его зрителям есть, что вспомнить. Четыре спектакля за пять лет, миниатюры… Вспоминая вместе с коллективом то, что было, опять коснёмся мысленно быстротечности жизни.
И ещё об одном мероприятии должен упомянуть. Во вторник, 27 марта в 10 часов в общине начнётся встреча, которую мы назвали «Жить в возрасте». Она предназначено для пожилых людей. Дело в том, что у нас будут в гостях пожилые люди евангелических общин. Они хотят познакомиться с нашей общиной, с нашими людьми. В рамках этой встречи выступит сотрудник полиции, который расскажет об опасностях,таящихся в дорожном движении именно для пожилых людей. Конечно, всё будет проходить на государственном языке, но все наши в какой-то мере владеют немецким. Общаться смогут. В крайнем случае поможем лёгким переводом. Пожалуйста, прийти может каждый – пообщаемся с коренными сверстниками, попьём чай. Приходите!
Теперь две строчки о телевизионных передачах, связанных с нашим народом.
Freitag, 23. Marz , WDR-Fernsehen: 23.15 - 23.58, WDR-Fernsehen: Plotzlich war ich Judin - Das unglaubliche Leben der Inge Deutschkron.
Samstag, 24. Marz, 0.00-0.44, WDR-Fernsehen: Eine Herzenssache – Marga Spiegel und ihre Retter.
Приятного времени! А мы здесь переходим к вечному, к тому,
ЧТО БУДЕТ ВСЕГДА
Недельный раздел называется
Ваикра (И воззвал)
Напомню, что основная тема этой главы – жертвоприношения. Мне уже доводилось несколько раз говорить о том, что либеральные евреи против восстановления Храма. Чтобы не - восстанавливались жертвоприношения животных. Сегодня – это совершенно неприемлемые ритуалы. Но почему они были приемлемы тогда? Как понять, что иудаизм с одной стороны запрещал брать яйца из гнезда, если наседка видит это, потому что для неё яйцо – ребёнок, она - мать и переживает, с другой – резать для Бога (?) быков, овец… где логика? Тут что-то не так. Но мы не можем подходить к тогдашним обстоятельствам с сегодняшней меркой. И дело даже не в том, что жертвоприношение животных было прогрессивным явлением на фоне человеческих жертв, свойственных правилам окружающих народов. Иудаизм прекрасно понимал ценность не только человеческой жизни, но и жизни животного. Но он всегда понимал и пропасть между этими двумя жизнями.
Во-первых, еврейский Бог не нуждался по убеждению мудрецов в жертвах, как это считали поклонники языческих богов. Бог являлся по еврейским представлениям сгустком высшего разума, а следовательно, не мог питаться мясом и пить кровь. Значит, жертвоприношения были предназначены для людей. На них был рассчитан воспитательный эффект. Жившие тогда евреи понимали, что за грехи должны были быть наказаны смертью они, а животное является им заменой. Предлагаю представить себе человека, которого мировоззрение его народа учит любить животных, и который наблюдает, как животное закалывают и разделывают. А на месте животного должен быть он, укравший, солгавший, не уважающий, изменивший, завидующий….
Во-вторых, через насильственную смерть животного человек приходил к мыслям о смерти вообще, о ценности жизни о незримой грани между ней и смертью. Такие переживания бесценны. Жестоки, конечно, но бесценны. Однажды я наблюдал из окна третьего этажа, как две молодые собаки играют друг с другом. Они якобы дрались, но всё было не больно, шутя, играясь. За их молодостью и беззаботностью было приятно наблюдать. Они бегали друг за другом, молодая кровь играла в их жилах. Убегая от своей подруги (или друга) одна из них выбежала на проезжую часть улицы, проезжающая машина сбила её, раздавив голову. Но задние ноги продолжали двигаться, они конвульсировали. Вегетативная нервная система продолжала работать. Вторая собака не поняла, что произошло. Для неё игра продолжалась. Она прихватывала зубами эти дёргающиеся ноги, приседала, издавала весёлые звуки, она совершала разные движения, но всё было бесполезно – друг (или подруга) не вставал. Вскоре конвульсии погибшей собаки прекратились, и вторая собака пошла по своим собачьим делам. Жизнь продолжалась. Для неё. Не знаю, понимают ли животные в её возрасте, что такое смерть? Я же запомнил этот эпизод, как видите, на всю жизнь. Так человек, присутствующий при умерщвлении животного, казнённого вместо него, запоминает эту смерть тоже навсегда. Он понимает, что его жизнь так же легко может оборваться, как и жизнь животного. Потому что мы одинаковы. И жизнь с нашей смертью не остановится – наши друзья пойдут дальше по своим человеческим делам.
И конечно, присутствие при жертвоприношении приводило к желаниям отказаться от греховной жизни. конечно же, не всегда это получалось, но правильная дорога всегда хороша. Даже если мы её не одолеваем.
Я нарисовал, возможно, сложную картину, но психологически она верна. А иудаизм прекрасно знал природу человека, его психологию. Такая система была действенна. Ведь что может быть эффективней эмоционального шока. А шок был – представьте себе, как человек кладёт руки на животное, а это был обязательный ритуал, чувствует его жизнь, и через несколько минут видит, как его убивают и выпускают из него кровь. Это и сегодня действенный метод, только человечество стало другим. В том числе благодаря иудаизму. Оно пришло к пониманию ценности любой жизни на земле. Кому не доводилось читать в новостях, как гибнет человек, пытаясь спасти собаку, скажем, попавшую в воду или огонь? Иудаизм – самовершенствующаяся система. Он развивается. Вот и появился либеральный иудаизм, который не приемлет жертвоприношений. Даже ради совершенствования человека. Он понимает, что мы вышли на новый уровень отношения к себе и к миру.
Переходим к тому,
ЧТО ЕСТЬ.
Что вы прислали на истекшей неделе. Начнём с почты Леонида Айзенберга из Бохума, приславшего песню Эмиля Крупника. Вдвойне приятно, потому что с Эмилемм я знаком: очень приятный человек, хороший автор и приятный исполнитель. Кто не знает, поищите в интернете – получите удовольствие. Особенно это касается его земляков – черновчан.
http://idishe.narod.ru/s/ek01.html
Продолжим путешествие по Израилю с Игорем Губерманом и благодаря Наталье Шнайдман (Дуйсбург).
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=18f6c1&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3FNR%3D1%26v%3DFHofO538HyM&msgid=13254476720000000099;0,1
Уже традиционный «Мерцающий еврей», присланный Кирой Нагутовой (Оберхаузен)
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=6df19b&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DSc2p_JyCYc4%26feature%3Drelated&msgid=13270340460000000194;0,1

Ну вот, кажется, всё на эту неделю. Ссылок немного, но это не значит, чт их было мало прислано. Просто на сей раз так останется.
Самое последнее: в общине на доске объявлений висит информация для одесситов. В ней говорится, как можно получить интересную книгу об Одессе. Приходите и интересуйтесь!

Жму ваши руки
Лев Шварцман

Keine Kommentare: