Donnerstag, 12. April 2012

Шмини 5772

Ну вот, опять шалом всем!
Извините, засовываю руку в мешок и достаю очередную «Хаву». Вот, попалась она в исполнении дуэта на сантуре и гитаре. Помимо экзотического 100-струнного инструмента, сделанного из орехового дерева, примечательно ещё, что играет на нём иранец Камаль Мацлуми, а на гитаре немец Герхард Клингенштайн. Они живут в соседнем Гельзенкирхене, много выступают, представляя неожиданное сочетание инструментов. Очень приятно, что в их репертуаре есть и наша «Хава».
http://video.google.com/videoplay?docid=7579991308933537566#
Теперь к тому,

ЧТО БЫЛО.
Был и есть ПЕСАХ. В первый пасхальный вечер мы, те, кто обычно собирается по пятницам, провели, как и полагается, Седер. Он был не очень подробным, но самые основные его элементы состоялись. Заповедь была исполнена. А на следующий день прошёл уже большой праздничный вечер. Он состоял из двух частей: непосредственно Седера и того, что называется вечером отдыха. Вроде людям понравилось – отзывы были положительными. И телефонные слова Полины Михайловны Крейндис о том, что вечер у нас получился тёплым – высшая похвала. Ведь мы хотим, чтобы члены общины и её гости чувствовали себя у нас уютно, одной тёплой семьёй. А иначе зачем мы нужны? На вечере я представил вновь прибывшую семью Лившиц. Они приехали из Сибири, выбрав нашу общину целенаправленно. Что, конечно, приятно и что накладывает на нас определённую ответственность. Молодая семья доверилась нам, и мы должны помочь им. Что мы и делаем. Такая помощь – в радость, тем более, что еврейские эмигранты сейчас – большая редкость. Наши социальные работники сопровождают Лившицев в их первых шагах в Германии. Мы сделаем всё, чтобы они не разочаровались в общине да и в Германии. Приятно, что многие наши люди взялись помогать вновь прибывшим и опекать их. Сегодня, кстати, им нужен утюг. Если у кого есть лишний, просьба выделить им. Дело житейское, но нужное. Позвоните в общину или мне. А лучше сразу занесите. Приобретут они, конечно, всё, что им нужно, но в самом начале, проживая в контейнере, вряд ли следует идти на какие-то, даже небольшие, траты. Пусть начнут получать деньги, осмотрятся… В общем, давайте помогать.
На вечере я заметил, что община – это живой организм: кто-то приходит, кто-то уходит. И сказал траурные слова пот поводу смерти Владимира Шнайдмана, ушедшего из этого мира накануне и скоропостижно. Он не был членом нашей общины, но часто бывал на вечерах, собирался прийти и на этот. Но… Многие помнят его, некоторым надо напомнить, что он пару раз на праздничных вечерах аккомпанировал чудесному пению своей дочери Натальи. Людям запомнился его весёлый нрав, коммуникабельность, умение прийти на помощь… Светлая ему память!
… Мероприятий, кроме упомянутых, в общине не было. Отходили немного от праздников. И готовились к новым задачам. Одна из них – спектакль. Но я уже одной ногой в том,
ЧТО БУДЕТ
Я начал говорить о спектакле, который пройдёт в четверг в Дортмунде. Речь идёт о «Кошерной леди». Как вы знаете, нас пригласила не община – мы на свой страх и риск сняли помещение, провели рекламную кампанию и покажем спектакль. Сегодня, то есть в среду, мы получили известие, что все билеты проданы. Конечно, это не стадион, но всё-таки… «Леди» становится всё известней. Приятно…
В пятницу, как обычно, «При свечах». В 18 часов. В воскресенье «Еврейский Ликбез» будет в 15 часов. Никакие другие мероприятия не запланированы, так как в это воскресенье мы должны были выступать со спектаклем в Оснабрюке. Показ перенесён на май. Так что программа на эти выходные будет облегчённая.
Можно подольше посидеть у телевизора. Вот программа на ближайшую неделю.
Freitag, 13. April, 22.30, zdf. kultur: Die Welt von Vica (1/10). „Nazidorf Jamel und „Schwarze Schar" .
Samstag, 14. April, 20.15-22.05, arte: Biblische Detektivgeschichten
Dienstag, 17. April, 23.30, arte: Uberleben im Versteck. Judische Kinder und ihre Retter. Dokumentation.
2.25 – 4.25 Uhr, :Mr. Klein. Spielfim (Frankreich 1976 )
Mittwoch, 18. April, 3.45, PHOENIX: Shylocks Erben. Venedigs Kinder der Shoa. Film 2005
Поговорим теперь о том,
ЧТО БУДЕТ ВСЕГДА
Есть разные традиции определения порядка чтения глав Торы. Не будем сейчас вдаваться в эти скучные подробности, скажу только, что у либералов предстоящая неделя пройдёт под знаком главы
Шмини
Вы помните, конечно, что у нас в газете долго была рубрика, рассказывающая о связях еврейских языков с русским и немецким. Вы не забыли, конечно, что масса слов блатного жаргона обоих языков произошла от еврейских корней. И возможно, вы сохранили в памяти, что слово «шмон» произошло от ивритского числительного «восемь». Обыск в тюрьме проводился, будто, в 20 часов, и евреи заключённые сообщали об этом друг другу. А остальные заключённые связали обыск со словом «шмонэ», и оба эти понятия объединились в сленговый шмон. К чему я напоминаю об этом известном и уже не раз рассказанном мною факте? К тому, что в названии главы вы легко увидите тот же корень, и переводится её название как «Восьмой». И вот её краткое содержание.
На восьмой день после "семи дней посвящения" Аарон и его сыновья начинают службу в качестве священников (коаним). Божественное Присутствие наполнило Святилище.
Два старших сына Аарона, Надав и Авиу, приносят на алтарь "чуждый огонь перед Богом, который Он приносить не велел", и гибнут. Потрясенный трагедией, Аарон безмолвствует.
Всевышний дает законы кошерной еды, определяя виды животных разрешенные и запрещенные для употребления в пищу. Из наземных разрешенными являются только жвачные животные с раздвоенными копытами. Для рыб обязательным является наличие чешуи и плавников. Перечисляются виды некошерных птиц и виды кошерных насекомых (четыре вида саранчи).
В завершение главы даются некоторые законы ритуальной чистоты, включая закон об очищающей силе миквы (водоем, отвечающий определенным критериям).Народу Израиля предписывается "отличать нечистое от чистого".
Говоря об этой главе в прошлые годы, мы коснулись многих её аспектов. Конечно, их можно расширять и углублять. Но я хочу коснуться одного, на первый взгляд, несущественного эпизода. Моисей сделал замечание Аарону. Нам сейчас не важно, о чём у них шла речь. Тем не менее скажу, что дело касалось правил употребления священниками в пищу мяса жертв. Нам с вами сейчас абсолютно всё равно, надо ли есть бедро или грудинку животного? И вообще, их надо употреблять в пищу, или полагается целиком сжечь? Всё это не важно, а существенно то, что Моисей оказался неправ. Мало того, что он был неправ, Моше стал кричать, гневаться, спорить, требовать... Кстати, при этом разговоре присутствовали два, оставшихся в живых, сына Аарона (вы, возможно, помните, как незадолго до этого погибли два других). Они видели, что дядя не прав, что верно толкует закон их отец, но они не вмешались в разговор, считая, что нетактично молодым в присутствии отца и дяди – законоучителя высказывать своё мнение. Хороший пример для современных нравов, которые стали нормой для выскочек всех возрастов! Но вернёмся к Моисею. Он вдруг вспомнил, что его брат прав, что сам он допускает элементарную, и поэтому тем более непростительную, ошибку. Он понял, что память ему отказала именно потому, что он стал гневаться. Наши мудрецы связывают эти два состояния в одном человеке – гнев вызывает отказ в работе памяти. Что стало бы делать на месте Моше большинство людей? Упорствовали бы в своей ошибке. Помню много лет назад я стал спорить с одним жителем Оберхаузена по поводу… Впрочем, существо спора не имеет значения. Важно, что спорили мы очень долго, я всё не мог доказать моему визави его ошибки. Все мои доводы не доходили до него. И когда я наконец-то нашёл убедительный довод, то упрямец вдруг перевёл разговор на совершенно другую тему, так и не признав своей неправоты. Повторяю, спор шёл достаточно долго. Поэтому я оторопел, когда он «прошёл мимо» решающего довода, сведя весь спор к теме проходящей. Как будто не было спора. Конечно, мне и ранее, как и вам, друзья, приходилось встречаться с такими «спорщиками». Которые ни за что не признают своей неправоты или ошибки. Просто мне тот разговор запомнился своей продолжительностью, накалом страстей и неожиданной сменой темы. Моисей мог бы тоже так поступить, как балбес, о котором я только что рассказал. Но он этого не сделал: он моментально ВСЛУХ признал свою неправоту. И извинился. И за гнев, и за ошибку. И хотя его мотивы были чисты – он не хотел допустить нарушения законов - наши мудрецы осуждают его за то, что он вышел из себя. Нет такой причины, считают они, которая могла бы вызвать гнев. Человек должен соблюдать терпение и скромность. Особенно если этот человек облечён властью. Я же вижу в рассказанном эпизоде не столько необходимости в сдержанности, сколько мне импонирует способность Моисея в признании собственных ошибок. Остановлюсь на этой ноте. Перехожу к ссылкам. Мы назвали этот раздел
ТО, ЧТО ЕСТЬ
Не могу сказать, что их этого на прошедшей неделе было меньше, чем обычно. Просто, как я уже много раз говорил, у нас есть возможность рассылать только ссылки, прямые же материалы всё ещё недоступны. Поэтому ссылок будет совсем мало. Вот они:
Материал Новодворской – он не очень свежий, но повторение – матрица учения.
http://e.mail.ru/cgi-bin/getattach?id=13339583230000000400%3B0%3B1&file=%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BE+%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8+%D0%B8+%D0%98%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D0%B5.doc&mode=attachment&channel=

Ещё один фильм из цикла «Мерцающий еврей», присланный Кирой Нагутовой. Сегодня будет рассказ о фильме «Восточный коридор». К сожалению, мне не довелось ничего слышать о нём. Надо будет посмотреть. Где только взять время на это? Посмотрите вы, потом расскажете.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=ae0015&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DPzNZ-3uoxB0%26feature%3Drelated&msgid=13270340460000000194;0,1
Из длинных и интересных материалов, которые остались за пределами этого письма, я выбрал только один стих. Он, конечно, известный, но что мы там говорили про учение и его мать?
ЖИЛ ЧЕЛОВЕК ХОРОШИЙ
# =======================
# Собаки лаят где-то,
# Гремит пальба иль гром.
# Сосед мне по секрету
# Шепнул: "будет погром".
# Совет небрежно брошен,
# Чтоб прятался скорей:
# "Ты человек хороший,
# Но все-таки еврей".
# Жил человек хороший
# Да, вот беда - еврей,
# Клейменный словно лошадь
# На родине своей.
# Он верил идеалам,
# И думал все равны.
# Наивный этот малый
# Не знал своей страны.
# Мой прадед при погроме
# Погиб в расцвете лет.
# Семьей не похоронен
# Пропавший в гетто дед..
# На фронте стал калекой
# Отец в сорок втором,
# Но минуло полвека,
# Я снова жду погром.
# Жил человек хороший
# Да, вот беда - еврей,
# Клейменный словно лошадь
# На родине своей.
# Он верил идеалам,
# И думал все равны..
# Наивный этот малый
# Не знал своей страны.
# Был Родиной отринут,
# И долго горевал.
# Наверное чужбину
# Я Родиной считал.
# Теперь все это в прошлом
# Грусти или жалей.
# Жил человек хороший,
# "Но все-таки еврей".

Шаббат шалом и сразу же шавуа тов!

Ваш Л. Ш.

Keine Kommentare: