Donnerstag, 19. April 2012

Тазриа-Мецола 5772

Шалом, друзья!
Чего загрустили? Музыка способна поднять любое настроение. Тем более такая. То исполнение, которое я сегодня включил, ничем особенным не выделяется. А второе вообще очень частное. Но они демонстрируют, как на «Хаву» реагируют слушатели, да и сами исполнители. Эта музыка, даже в плохом исполнении, не может не поднимать настроение.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=894279
http://rutube.ru/tracks/1088787.html?v=9823736d1f1c967429ad908f20463edc
Переходим к тому,
ЧТО БЫЛО
да сплыло. Сплыл спектакль «Моя кошерная леди» в Дортмунде. Хотя глубокий след он оставил в сердцах и зрителей, и артистов. Артисты говорили потом, что такого благожелательного и отзывчивого зрителя они ещё не встречала. А зрители выражали своё мнение аплодисментами и заключительной овацией. И словами благодарности при выходе из зала. Я смотрел «Леди» в 9-й раз, но в Дортмунде действительно только смотрел. Слышать мне ничего не довелось. Потому что управление занавесом происходило в глухой комнате за пределами зала. Юрий Сторожев по рации, которую мы почти случайно купили в этот день, давал мне знать, когда сцена готова, я звонил по телефону Янине Маер, которая управляла звуком, она его включала, а я, не слыша музыки, наобум раздвигал занавес. Хорошо, что я знал после каких сцен и в каких местах его нужно закрывать. Вот с такими техническими проблемами мы столкнулись. Не стану упоминать о прочих случившихся в этот раз бедах. Главное, что всё прошло хорошо. Правда, у нас опять расходы вплотную приблизились к доходам, но что поделаешь? За удовольствие надо платить: зрители платили по 5 евро, наша плата - удовольствие без прибыли. Но и без убытков. Уже хорошо!
В пятницу была встреча «При свечах». Я к её началу опоздал (возвращался из другого города), но к главному успел. Да-да, я имею в виду ужин. И конечно же, сопровождающую его беседу.
В воскресенье был «Еврейский Ликбез». О чём мы говорили? Ах, да, о восстании в Варшавском гетто. Оно произошло ровно 69 лет назад. Удивительно, что один из его руководителей, Марек Эдельман, умер всего два с половиной года тому назад. В Варшаве, кстати, умер. Которую он ни за что не хотел покидать. Говорил, что должен смотреть за могилами погибших евреев. Не уехал даже тогда, когда всех евреев почти выгнали из Польши. Даже когда жена с детьми уехали в Израиль, он оставался. Ему было 87 лет, когда он ушёл из жизни. Он сменил руководителя восстания Мордехая Анилевича, когда тот вместе со своей невестой покончил жизнь самоубийством, чтобы не попасть живым в лапы нацистов. Я это к тому, что мне всегда казалось, что в истории Варшавского гетто много белых пятен. А оказывается один из руководителей был жив и даже написал о восстании книгу. Нелюбопытны мы, к сожалению.
На этой ноте я прервусь, чтобы чуть далее эту тему же продолжить, но уже в другом разделе письма, которое традиционно носит название
ЧТО БУДЕТ
Во-первых, «При свечах». Это уж само собой. Шаббат – святое дело. Даже для таких неправедных людей, как мы. И вправду: суетимся, многих субботних правил не соблюдаем – всегда находится что-то важнее этих правил. Но вот уже много лет действует для нас закон: в пятницу вечером остановиться. Насладиться покоем. Женщины зажгут свечи. Выпьем вина. Ощутим главный вкус во рту – вкус хлеба. И будем беседовать. Уж точно сюда подходит расхожее выражение: чувствуем мы себя лучше всех, но мало кто нам завидует. А напрасно! Ведь не то что равноценной, захудалой замены нашей Субботе у тех, кто манкирует наше общество, нет. В общине, кстати, собираются не только евреи. Чтобы насладиться тем, что я перечислил. Мы ни перед кем двери не закрываем. Просто многие евреи не суются в наши распахнутые двери. Жаль!
В воскресенье мы будем отмечать годовщину восстания в Варшавском гетто. Как вы знаете, эта дата приобрела форму памяти Катастрофы и героизма еврейского народа. В этот день к нам приезжает театр из Мёнхенгладбаха. Они привезут спектакль на тему «Евреи и нацизм». Называется он «Адресат неизвестен». Не стану пересказывать его содержание, чтобы вам было интересно. Вы спросите, откуда я его знаю? Михаил Непомнящий рассказал – он ездил на премьеру. И решил, что этот спектакль будет уместен у нас в День Катастрофы и героизма. Придём, чтобы убедиться в этом. Ну и проявим уважение к гостям, которые рады высказаться перед зрителями на эту тему. Для этого они преодолеют 63 километра и 600 метров за 46 минут – расстояние по карте, время по интернету. После спектакля мы пойдём домой, а им ещё обратно ехать. 63 километра и 600 метров за 23 минуты. Я ничего не напутал – обратно они будут лететь на крыльях. Воодушевлённые успехом и хорошим приёмом у нашего зрителя. Постараемся порадовать гостей!
Теперь о телепрограмме.
Donnerstag, 19. April, 23.05 – 00.00, WDR 3: Geheime Geschichten aus 1001 Nacht. Der Israeli Ron Leshem erzahlt von der Teheraner Subkultur. Von
Freitag, 20. April, 14.45-16.45, arte: Sechs Tage Krieg. Dokumentarfilm
Freitag, 20. April, 16.50 – 17.00, WDR 5: Gedanken zum Schabbat. Rabbiner Walter Rothschild, / Kantor Leo Roth. Wiederholung: 22.50
Freitag, 20. April, 20.15-23.05, arte: Gelobtes Land. Fernsehserie (Folgen 1 und 2)
Dienstag, 24. April, 10.30-11.25, arte: Uberleben im Versteck: Judische Kinder und ihre Retter.
Mittwoch, 25. April, 21.45 – 23.20, EinsFestival: Auf der Suche nach dem Gedachtnis – Eric Kandel
Обращаю ваше внимание на передачу 20 апреля по WDR 5. Субботними размышлениями будет делиться раввин Ротшильд. Он – либеральный раввин. Является членом правления Союза прогрессивных евреев. Умный, неординарный и весёлый человек. Не знаю, сможет ли он продемонстрировать эти качества по телевидению, но на ежегодных встречах в Берлине он это с успехом делал. Да и нашу общину он посещал, правда, на заре её возникновения, произведя такое же положительное впечатление.
Раз заговорили о раввинах, самое время вспомнить о вечном, о том.

ЧТО БУДЕТ ВСЕГДА
Недельные главы на сей раз сдвоенные и называются
Тазриа (Зачнёт / Будет оплодотворена) и Мецора (Прокажённый)
В ортодоксальной иудаизме они будут читаться через неделю, а в либеральном уже на этой. Вот краткое содержание глав.
"Тазриа" продолжает обсуждение законов ритуальной чистоты и нечистоты. Женщина после родов должна пройти процесс очищения, который включает окунание в микву (ритуальный водоем) и принесение жертвы в Храм. Каждый младенец мужского пола должен быть обрезан на восьмой день жизни. Если на коже человека появляется белая или красноватая язва цараат (проказа), или если на одежде появляется язва темно-красного или зеленого цвета, то должен быть вызван коэн. В силу различных признаков, таких, как увеличение размера пораженного участка после семидневного карантина, коэн выносит вердикт о нечистоте или чистоте. Человек, пораженный цараат, должен жить в одиночестве за пределами лагеря (или города). Из одежды пораженный цараат участок должен быть удален, а в случае дальнейшего распространения или повторного возникновения язвы - все одеяние должно быть сожжено
В «Мецоре» рассказывается о процедуре очищения прокаженного, совершаемой коэном. Он же в процессе 19-дневной проверки определял, может ли дом,и поражённый цаарат, быть очищен или же он подлежит разрушению. Ритуальная нечистота может также явиться следствием выделения семени или слизи у мужчины, а также менструального или иного кровевыделения у женщины. В этом случае необходимо очищение с окунанием в микву.


Мы очень подробно касались в разные годы тем, отразившихся в этих главах. Сегодня я хочу коснуться двух миров, о которых говорят все религии. Их (религий) квинтэссенция сводится к тому, что существует загробная жизнь, которая является вечной, и которая становится наградой или наказанием для каждого человека. В зависимости от того, как он жил на земле. «В христианстве и исламе разработаны учения о рае для праведников и аде для грешников». Это цитата из философского словаря. И далее: «В иудаизме представления о рае и аде весьма туманны…» Это правда. Конечно, иудаизм имеет понятие о вечном блаженстве, а точнее, о конечной справедливости, но оно связано с приходом мессии. Заметьте, приходом на землю. И говорится ещё о воскрешении всех мёртвых. Опять обратите внимание на то, что наградой является возвращение к земной жизни. И тут мы подходим к главному постулату иудаизма: в сопоставлении «того и этого света» последний имеет явное предпочтение. Иудаизм считает, что души умерших людей находятся в высшем пределе, где они впитывают божественный свет. И это приносит душам наслаждение. Причём, чем праведнее жил человек НА ЗЕМЛЕ, тем больше его душа впитает этого света. Какое отношение это имеет к нашим главам? Самое прямое – глава «Зачнёт» или забеременеет начинается словами: «Если женщина зачнёт и родит мальчика…» То для него начнётся самое главное – жизненный путь на земле. Как появляется человек? Когда Бог хочет, чтобы родился новый человек, он поручает одному из ангелов, тому, который отвечает за зачатие, достать из-за предела душу. Но душа, как мы с вами уже знаем, наслаждается божественным светом и не хочет покидать райское место. Она спрашивает Бога, почему она должна вместо покоя идти на огромный труд (Заболоцкий писал, что «душа обязана трудиться»). И Бог, рассказывает мидраш, отвечает, что мир, в которой ей предстоит жить прекраснее того, где она обитает сейчас. И что главное предназначение всего сущего считать, что в центре Вселенной находится земной человек. Любая душа, которая считает, что её поселение в человеке «опускает» её, на самом деле возвышает. И может возвысить даже выше верхнего предела. Потому что только на Земле и только человеку доступны знания. Только человек может испытывать истинную радость – ангелам этого не дано. И только человек стоит перед моральным выбором, как ему жить? И только человек может самосовершенствоваться. С кем можно сравнить человека? Только с ангелом. И разница между ними такая же, как между шарманкой и скрипкой, на которой Басков не может играть. Разжигание божественной искры возможно только в человеке, и именно оно даёт высшую радость. Здесь, на Земле. Что касается техники появления души, то Всевышний смешивает душу человека с семенем его отца, и рождается человек уже с душой. А душа соответственно – с человеком. И начинается их совместный путь по Земле, когда нельзя отделить одно от другого и когда одно ответственно за другое. После смерти, говорит иудаизм, ничего уже изменить нельзя, можно только пожинать плоды земной жизни. Мне кажется, что именно в этом – сила иудаизма, его неразрывная связь с реальностью. Как соблазнительно было бы для наших мудрецов признать главенство загробной жизни, так, как это сделали другие религии, выросшие из иудаизма. Ведь так видеть мир намного легче, и жить, очевидно, легче. Но иудаизм не искал лёгких путей – он реальность предпочитал сладким снам. Именно поэтому он существует уже почти 4000 лет.
Теперь перейдём к вашим материалам, которые вместятся в раздел
ТО, ЧТО ЕСТЬ.
Что в переводе «на мягкую пахоту», как говаривал один из моих друзей, сибирский еврей Товий Нахимович Куцелев, означает, «чем богаты, тем и рады».
А радуемся мы сегодня вот чему.
Кира Нагутова прислала интересный роман. Его одного достаточно читать всю неделю. Однако, я посмотрю, что ещё есть.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=545350&url=http%3A%2F%2Flib.rus.ec%2Fb%2F364252%2Fread&msgid=13342586970000000672;0,1
Киру потянуло на большие форматы. Она же прислала ссылку на фильм «Её зовут Сарра». У меня пока не было времени посмотреть его, Но рецензии говорят о том, что это обязательно нужно сделать. Кроме того, я доверяю выбору Киры Нагутовой.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=e1e09f&url=http%3A%2F%2Ffilms-online.su%2Fnews%2Fejo_zovut_sara_elle_s_appelait_sarah_sarah_s_key_2010%2F2012-03-09-13208&msgid=13343443190000000941;0,1
И ещё одна её ссылка. О семье Геринга. Что-то на эту тему у нас уже когда-то было, но в этот раз более подробно. Спасибо Кире!
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=e00bbe&url=http%3A%2F%2Fburninghearts.clan.su%2Fforum%2F23-611-1&msgid=13344115890000000420;0,1
Уж не знаю кто, прислал ссылку «Мир меняется». Пока вы будете смотреть фильм, в Европе родится… Впрочем, считайте сами.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=c6f5ef&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DLct8j7-bzBk&msgid=13342152420000000907;0,1
Здесь материал о Владимире Познере.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=557833&url=http%3A%2F%2Fwww.itogi.ru%2Fspetzproekt%2F2012%2F15%2F176569.html&msgid=13346623000000000765
Здесь канадский певец и автор песен Леонард Коэн (сразу по фамилии определяется национальная принадлежность) исполняет песню «Конец любви». Она производит очень мощное впечатление. Может быть, не сама мелодия, несущая в себе цыганский рисунок, но вместе с гениальным клипом она заставит вас максимум заплакать, а минимум взгрустнуть. Ведь это и грустно и трагично – конец любви.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=c137bc&url=http%3A%2F%2Fwww.playcast.ru%2Fview%2F1609319%2F5fd6ec54eaf1b072ed61dfe65254957190936292pl&msgid=13346679870000000674;0,1
Сейчас два материала, не имеющих отношения к еврейской тематике. Хотя, нет, имеют – в публике я заметил пару евреев.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=64db66&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D4SOku34e6Hg%26feature%3Dchannel&msgid=13345264030000000897

http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=c8303c&url=http%3A%2F%2Fwww.flixxy.com%2Fworlds-fastest-magician.htm&msgid=13347360360000000625;0,1

Григорий Львович Рубинштейн из Бохума прислал материал об израильском художнике. Спасибо!
http://e.mail.ru/cgi-bin/getattach?id=13347839950000000030%3B0%3B1&file=dubrov.pps&mode=attachment&channel=
В заключение присылаю не совсем еврейский материал. Вернее, совсем не еврейский. Но весёлый.
http://e.mail.ru/cgi-bin/getattach?id=13343308750000000513%3B0%3B1&file=%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B9+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%83.pps&mode=attachment&channel=
А закончим всё равно песней. Тем более, что она создаст рамку с началом письма. Я имею в виду «Хаву».
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=5fc1cf&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DzRzO5Rn6kmU%26feature%3Drelated&msgid=13344359950000000242;0,1
Что ж, сегодня ссылок больше, чем нужно. Как говорится, раз на зараз не приходится.
Шаббат шалом! И сразу же желаю хорошей недели!

Ваш, ваш и ваш тоже -
Л. Ш.

Keine Kommentare: