Freitag, 27. April 2012

Ахарей Кедошими 5772

Шалом, друзья!
Вам «Хава» ещё не надоела? По-моему, риторический вопрос: она не может надоесть - ни в прослушивании, ни в репертуаре. Она может звучать бесконечно, в разных исполнениях. Это подтверждает маленький репортаж, который я вам предлагаю. Ничего, что он на английском – основной смысл будет понятен. Вы увидите фрагменты из «Хав», которые нас с вами уже радовали. Прошу!
http://vimeo.com/11936188
Но без полноценного исполнения мы всё равно не останемся, поэтому послушаем классический инструмент – скрипку.
http://rutube.ru/tracks/2790183.html?v=998e0220b79e47783d3edbf95787b409
А теперь к совсем недавнему прошлому, к пролетевшей неделе, к тому,

ЧТО БЫЛО
Было не очень уютно. Да, прошла встреча «При свечах». Отрадно отметить, что на ней присутствовала вновь прибывшая семья Лившиц. Мы рады тем, кто хочет жить еврейской жизнью. Хотя бы в том минимуме, который диктуется современными ритмами и представлениями. Беседа текла спонтанно. Я припомнил, как принимал участие в подготовке цикла мероприятий, посвящённых 90-летию Кишинёвского погрома. Было это 18 (мама миа!) лет назад, но многое осталось в памяти. Тем более, что это было одно из лучших моих мероприятий. Потом мы пели субботние песни, жаль, что в последнее время это происходит без музыкального сопровождения.
В субботу (к сожалению, в другое время пока не получается) возобновились репетиции в группе израильского танца. Полагаю, что Светлана Нейман была приятно удивлена, увидев, какое количество мужчин и особенно женщин пришло отдаться танцу! Группа получает второе дыхание, надеюсь, что оно будет ровным и долгим. Что удастся восстановить уровень, которого коллектив достиг в недавнем прошлом.
Это были приятные события, теперь последуют противоположные. В воскресенье не состоялся спектакль театральной группы из Мёнхенгладбаха. Официальная причина – болезнь одного из актёров. Но судя по тому, что какие-то туманные намёки на то, что представление не состоится, поступили ранее, не исключаю, что у нас оказался просто несерьёзный партнёр. Тем более удивительно, что с этой общиной нас связывают добрые отношения, и до сих пор её представители бывали точны и последовательны. Вы помните выступление у нас хора их общины, в котором поёт и председатель правления? Теперь произошёл сбой. Плохо ещё и потому, что мы планировали не только просмотр спектакля, но и хотели отметить День жертв и героев Катастрофы. Что ж, от таких накладок никто не застрахован. Не исключаю, что кто-то из артистов и вправду заболел. Такое может и у нас случиться. И случилось.
Во вторник тяжёлая болезнь свалила Инессу Резникову, нашу певунью и одну из лучших актрис. Она находится в реанимационном отделении больницы, и мы все молимся о её выздоровлении. Мы надеемся, что она сможет быть и дальше с нами, украшать собой наше общество. Накануне её удара прошла первая репетиция дублирующего состава «Кошерной леди». Мы об этом говорили давно, но вот приступили к реализации этих необходимых действий – ведь болезнь, другие неприятные обстоятельства могут в любой, самый неподходящий момент, вывести из игры кого-либо из участников спектакля. Была подобрана замена и Инессе, хотя сама Инесса прекрасно играла роль антисемитки. Теперь её болезнь заставляет форсировать введение замен. Мы надеемся, что объявленные спектакли в Дюйсбурге и Оснабрюке состоятся. И надеемся, что Инесса ещё выйдет на сцену в этой и других ролях.
Не состоялся у нас и «Ликбез», поскольку предполагалось, что ему помешает спектакль. Но давайте смотреть вперёд. На то,
ЧТО БУДЕТ
Схема известна: в пятницу будет в 18 часов «При свечах». Я не устану приглашать посетить в этот вечер общину. Чтобы каждый мог почувствовать единение со своим народом. Конечно, можно и дома зажечь субботние огоньки и выпить вина за ужином. Но на миру не только смерть красна, Суббота тоже. Особенно в наших условиях, когда большинство не исполняет даже самых простых ритуалов.
В субботу – русская школа «Кенгу.Ру». Она выходит, как принято говорить, на финишную прямую – занятий осталось два месяца, но это не значит, что к ним нельзя присоединиться на этом этапе.
Только что говорил об израильских танцах, напоминаю: репетиция начнётся в субботу в 14.15. На неё могут прийти все, кто хочет и любит двигаться. В ритме танца. Израильского. Кто обладает хоть немного чувством … Даже не знаю, как оно называется. И не знаю, откуда оно берётся. Хотя у меня – знаю. Дело в том, что я заметил, что умею танцевать только под воздействием горячительных напитков. Отчего некоторые мои партнёры по этому занятию бывали в недоумении: иногда я умел танцевать, иногда – нет. Получается, что ведя, в основном, здоровый образ жизни танцевать я не умею. Я бы пошёл, конечно, на израильские танцы, но где взять силы для допинга?. Кто же раскрепощён без него, не забудьте захватить удобную, не стесняющую движений, одежду и соответствующую ситуации обувь. И будьте здоровы!
В воскресенье в 15 часов будет «Еврейский Ликбез», как обычно, в 15 часов. Сразу за ним начнётся презентация книги переводов Раисы Шилимат. Напомню, что книга называется «Мотивы любви и смерти», что Раиса Шилимат - победитель разных, в том числе и международных, литературных конкурсов. Некоторые произведения переведены ею впервые на русский язык. Вечер украсит вернисаж графика Анны Мертенс. Скажу по секрету, что Аня – дочь автора книги. Я видел кое-какие её работы – они стоят того, чтобы их посмотреть. Приглашаем всех подряд на этот семейный подряд!
Во вторник, 1-го мая, как вы знаете, мы показываем «Кошерную леди» в Дюсбурге. В еврейской общине. Это первый практический шаг в реализации наших стремлений не воевать, а сотрудничать. Мы надеемся, что «Леди» пройдёт с бОльшим успехом, чем на прежних- девяти спектаклях. По простой причине – она всё больше и больше обкатывается. Она достигает стадии лёгкости игры. Помните анекдот, когда один зритель сообщает другому, что он уже 18-й раз смотрит этот фильм? На удивлённый вопрос: «Зачем?», он поясняет: «В той сцене, когда женщины начинают раздеваться, чтобы пойти в озеро купаться, как раз проезжает поезд и перекрывает их. Я убеждён, что когда-нибудь этот поезд опоздает». Так вот, в спектакле поезд всегда опаздывает, всегда актёры играют по-разному. Это - банальный факт, упоминаю я о нём, чтобы сказать, что в «Леди» актёры играют всё лучше и лучше. И как я уже писал, музыкальная картина спектакля изменилась к лучшему. По всему поэтому хотелось бы, чтобы, как можно больше людей посмотрело «Леди». Меня спросили «А можно, чтобы на спектакль пришли русские немцы?» Ридурический вопрос – конечно, можно! Даже нужно! Во-первых, спектакль доставит всем удовольствие. Во-вторых, чем больше людей познакомится с ценностями нашего народа, тем меньше антисемитизма будет в мире. И в-третьих, кто будет на входе проверять национальную принадлежность зрителя? Купил билет - входи! Кайфуй на здоровье! Всего за пять евро! Если, конечно, придёшь заранее и не останешься без билета. Приходите, друзья! И убеждайте своих друзей, что посмотреть спектакль стоит. Впрочем, вы и сами это знаете.
От театра перейдём к телевидению и радио. В оставшиеся апрельские дни они нам предлагают:
Freitag, 27. April, 20.15-21.40, arte: Gelobtes Land. Fernsehserie (Folgen 3 und 4)
Samstag, 28. April, 18.05-19.00, DeutschlandRadio Kultur: Der Fall Kasztner. Ein Lebensretter vor Gericht
Теперь о том,
ЧТО БУДЕТ ВСЕГДА
Это главы Торы
Ахорей мот (После смерти) и Кедошим
Вот их краткое содержание.
Ахарей мот. После смерти сыновей Аарона Бог дает предостережение о том, чтобы не входить в Святилище без разрешения. Лишь один человек - Коэн-Гадол - первосвященник мог - лишь раз в году, в Йом-Кипур - входить в Святая Святых, чтобы принести священные воскурения. Другой церемонией Дня Искупления было бросание жребия, чтобы определить какой из двух одинаковых козлов должен быть принесен в жертву, а какой должен быть отослан в пустыню. Здесь также содержитcy запрет совершать жертвоприношения где-либо, кроме как в Храме, запрет употреблять в пищу кровь и воспрещение кровосмешения и других извращенных половых связей.
Кедошим. В главе перечисляются запрещающие и побуждающие заповеди: почитание родителей, Шаббат, запрет идолопоклонства, запрет кражи и лжесвидетельства, заповеди отношений с окружающими ("Возлюби ближнего как самого себя", "Пришельца не притесняй"), , шрамирования, татуировок. Тора запрещает поклоняться Молоху (божество, которому приносились человеческие жертвы), гадать, заниматься некромантией (вызывание духов мёртвых людей). Раскрывает законы семейной чистоты, в частности - запрет прелюбодеяния, наказания за эти нарушения.
Этих разделов Торы мы касались и в прошлые годы. Если вы помните, в основном, в них говорится о нравственной чистоте и о предупреждении моральной нечистоплотности. Хочу коснуться одного аспекта.
Как мы знаем, еврею запрещено находиться в одной комнате с посторонней женщиной. Как это дикое, с сегодняшней точки зрения, правило сочетается со здравым смыслом? По-моему, сочетается. Конечно, оно сегодня абсурдно и бессмысленно, хотя ультраортодоксы придерживаются его и поныне. Рациональное зерно в нём присутствует. Ведь природа человека за прошедшие тысячелетия не изменилась. А иудаизм её очень хорошо понимал и учитывал. Он изучил наши инстинкты, наши побуждения и мотивы. И не стеснялся говорить правду. Пытаясь защищать человека от безнравственности, заставить его противостоять соблазнам. Спустя века Фрейд определил сексуальные позывы как самые важные в поведении человека. А мудрецы его народа этим руководствовались при создании правил и законов за три тысячи лет до фрейдовской эры.. Один из запретов звучал так: не умножай разговоров с женщиной. Беседа сближает, она даёт возможность флиртовать, острить… А остроумие – это оружие мужчины в завоевании женщины. Именно по этой причине писатели – юмористы в основном представлены мужской половиной человечества. Лучше, считал иудаизм, не провоцировать людей. Это как запрет продавать, скажем, наркотики или оружие. Чтобы не провоцировать их употребление. К этому ряду относится разделение женщин и мужчин в молитвенных залах. Я уже рассказывал, что в берлинской либеральной синагоге в середине прошлого века женщины молились отдельно, а раввином была женщина. Этот нонсенс был вызван именно желанием оградить нравственность от соблазнов. Скажу более, мудрецы предлагали разделять женщин от мужчин даже во время траура. Потому что и в этой ситуации греховные мысли не исключены. Некрофилия это подтверждает.
Отголоски этих опасений существуют и сегодня, причём, не только в еврейском мире. Скорее в еврейском мире менее всего. Речь идёт о раздельном обучении мальчиков и девочек. Помнится, у нас в клубе «Бекицер» была дискуссия на эту тему. Ведь раздельное обучение вызвано только одним фактором – удержать детей от будущего (или настоящего) разврата. Понятно, что противники раздельного обучения говорят о том, что именно оно провоцирует разврат. Согласно эффекту запретного плода. И в этом есть резон. Как он присутствует и в противоположном мнении: доступная близость провоцирует нечистоту. Однозначного решения этой проблемы нет. Хотя мир склонился к совместному обучению. Несколько лет назад я разговаривал с ученицей женской школы. Она утверждала, что такой путь обучения лучше, и что она никогда не перейдёт в смешанную школу. Значит, что-то в этом есть, и этого «что-то» достаточно много. И первое, чему возразить трудно – общая характеристика нашего времени – массовая развращённость, массовый адюльтер.
Иудаизм всегда ставил в пример сильных людей, таких, которые победили свою природу. Причём, это у нх не самоцель, не спортивный азарт, это были, считает иудаизм, нравственные вершины. Напомню о некоторых. Самый известный пример – Иосиф, не поддавшийся соблазнению женой Потифара. Может наш современник себе представить, что молодого человека изо дня в день соблазняет красавица, а он делает всё, чтобы избежать её внимания и ласок?! А условия для «прыжка в сторону» (Seitensprung) у него были. Нет, устоял парень. Ради чего? Во-первых, он не мог и не хотел таким образом отблагодарить своего хозяина, который поднял его над всеми своими рабами. Во-вторых, Иосиф выполнял установку иудаизма – связь с замужней женщиной запрещена.
Ещё один пример. Царь Шауль отдал свою дочь, которая была замужем за Давидом, другому человеку в жёны. Нам сейчас не важны мотивы этого поступка, не помню, к сожалению, а искать времени нет– уже половина первого ночи, имени этого аскета. Дело в том, что он, будучи несогласным со своим тестем, считал Михаль всё-таки женой Давида и не вступил с ней в интимные отношения. Подвиг он, ребята, совершил!
Есть в еврейской истории ещё одна, простите за стиль, история. В ней, помнится, муж и жена, зарегистрированные в браке не по еврейскому закону, то есть без ктубы (брачный договор), прожили друг с другом, но без друг друга. Воздерживались, так сказать. Что по этому поводу сказал бы дядя Фрейд? Куда ему с его психоанализом до Торы, которая запрещает даже преступные мысли?! И это – единственный метод, способный воспитать нравственного человека. И из таких людей создать святой народ.
Вы спросите моё мнение о вышесказанном? Я действительно за то, чтобы женщин отделять от мужчин? За то, чтобы наше остроумие иссякало без муз? Нет! Категорически нет! Я думаю, что Жан-Жак Руссо был близок к истине, когда говорил, что женщины без мужского общества дурнеют, а мужчины без женского - глупеют. Так что, ещё раз нет! Да и сам иудаизм тоже против. Он развивается и видоизменяется в связи с требованием времени. Да, есть в нём люди, которые пытаются содержать себя в правилах, пусть и учитывающих человеческую природу, но невыполнимых сегодня. Но евреи живут в современном мире, они тесно соприкасаются с другими народами и жить по невозможным законам всё равно не получится. Думающий иудаизм должен создать правила, которые позволят еврею оставаться нравственным человеком в современном мире. Иудаизм это умеет. Как в Средние века в Европе он позволил полную раскованность еврейской женщины в постели, потому что не хотел, чтобы еврейский мужчина ходил, как его христианское окружение, к продажным женщинам. Для этого он научил своих женщин уметь то, что умели проститутки. Может сегодня иудаизм игнорировать то, что происходит вокруг него? Вот факт из сегодняшней газеты: в сексуальных фантазиях мужчины более всего хотели бы видеть свою женщину, занимающуюся сексом с другим мужчиной. А женщины представляют чаще всего себя в постели с известной звездой. Это выяснили американские исследователи. Евреи живут среди этих мужчин и женщин. Отгородиться от них сегодня невозможно. Я видел однажды раввина, разглядывающего порнографический журнал. Причём, раввин не видел, что я его вижу. Судя по его реакции, он делал это впервые в жизни. Если бы у меня был фотоаппарат, то снимок завоевал бы много премий. Вот я и спрашиваю: может сегодня иудаизм путём запретов бороться, с влиянием общества, в котором живут евреи? Во времена язычества у него это получилось. Сегодня не получится. Как ему реагировать, скажем, на гражданский брак, в который вступает всё больше евреев? Бороться до конца путём запретов? Эту борьбу он проиграет. Поэтому нужно иметь смелость пересмотреть традиционный еврейский подход к этому и многим другим вопросам. И сделать новые отношения между мужчиной и женщиной цивилизованными. А значит, еврейскими. Закончу на этом щепетильную тему и перейду к тому,

ЧТО ЕСТЬ.
Есть, конечно, кое-какие материалы, присланные вами. Начнём с серии фильма «Мерцающий еврей», присланного Кирой Нагутовой.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=f2471b&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DuK7THKvUDKM%26feature%3Drelated&msgid=13270340460000000194;0,1
Ссылка от Аркадия Драха: «Я – Израиль!» Сделано с умом и чувством.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=2a1a9e&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DGHCfhMOrnaM&msgid=13349251720000000317;0,1
И последнее: Леонид Айзенберг из Бохума прислал ссылку на фильм Эфраима Севеллы «Колыбельная». Не помню, где и когда я его уже видел – снят-то он в 1986 году. Но посмотрел его ещё раз с удовольствием. Я писал, что приготовил фильм – замену несостоявшемуся спектаклю. Я имел в запасе несколько фильмов – «Колыбельная» был один из них. Поскольку получилось, что мы никак не отметили День Катастрофы, давайте посмотрим хотя бы этот фильм. И вспомним жертв и героев самого страшного для евреев времени.
http://www.youtube.com/watch?v=4hwf4isCFmE
Шаббат шалом! И сразу Шавуа тов! Здрасте и прощай в одной упаковке. А что делать? Загружать вас двумя письмами? Мне и так кажется иногда, что я вас утомляю. Но делаю это, любя. Потому что я
Всегда ваш
Лев Шварцман

Keine Kommentare: