Freitag, 18. Mai 2012

Бехукотай

Шаббат шалом, друзья!
Возьмём разгон, то есть не прыгаем сразу в воду, а опускаем в неё сначала пальцы ног. Начинаем с «Хавы» - бр-р-рр-р! – тепло! Хотя и лёд. Я в этом жанре не очень много понимаю, но полагаю, что постановка грандиозная.
http://www.youtube.com/watch?feature=endscreen&v=yPmd0cL0IA4&NR=1
Стало жарко? Не очень? Ну ничего, давайте займёмся прошлым. Совсем недавним.
ЧТО БЫЛО
В прошлую пятницу - как вы догадались? – была встреча «При свечах». Нас было немало. Беседа была интересной. Опять не стану пересказывать её тем, но поверьте, что они стоят нашего (и вашего) присутствия.
В воскресенье наш театр показывал в очередной (одиннадцатый) раз «Кошерную леди». Как вы помните, в Оснабрюке. И опять вы догадались, что спектакль прошёл с успехом. На «Кошерную леди» работает статья в «Еврейской газете», «вы всё, конечно, помните», написал журналист Григорий Пруслин. Пока люди её ещё помнят и на наши спектакли приходят. В Оснабрюке мы собрали рекордное количество для этого зала зрителей. А если учесть, что вход стоил 5 евро, то мы должны попасть в Книгу рекордов местной еврейской общины. Кстати, она произвела очень приятное впечатление: удобное и красивое здание, хорошее оформление, люди в общину ходят… И организация нашего выступления оказалась неплохой. Теперь у нас в гастрольной деятельности перерыв. Хотя работа по подготовке к следующим сезонам будет продолжаться. Насколько она будет успешной, покажет время.
Валентина Плаксина и Михаил Шилин участвовали в работе семинара по организации «Бикур Холим» - важного вида деятельности общин. Пока подробно не могу об этом написать, поскольку обсуждения ещё не было. Мы встретимся в пятницу и тогда обсудим, как можно будет применить в нашей общине полученные знания. До тех пор любая информация была бы простым сотрясением… кстати, какова формула воздуха? Кто помнит ещё школьный курс химии?
Мы уже готовы к тому, чтобы обсудить то,
ЧТО БУДЕТ
Здесь тоже особых сюрпризов не предвидится. В пятницу «При свечах» в 18 часов. В воскресенье в общине мероприятий не будет – мы что-то увлеклись гастролями. Но это неплохо – творческие коллективы без зрителя умирают. Просто так сложилось, что в мае – июне хор и театр заняты немного больше обычного. Вот и в это воскресенье хор будет выступать в еврейской общине Дюссельдорфа. Это ответственный концерт, как вы понимаете. Тем более на фоне выступления дюссельдорфского хора в нашей общине. Прекрасного хора. Поэтому надо много работать. Что наш хор и делал.
Напомню, что с пятницы 25-го по воскресенье 27-го мая в Унне пройдёт мини-лагерь. Объявление о нём было в «Делете», откликнулись на него, конечно, не все дети. Но те, кто это сделал, полагаю, интересно проведут следующие выходные. Запись в лагерь уже закончилась, но если кто-то ещё надумает, то можно будет, очевидно, об этом говорить.
А теперь переходим к ближайшим телепередачам.
Samstag, 19. Mai 2012, 23.15-0.50 Uhr, RBB-Fernsehen: Jakob der Lugner. Spielfilm (CSSR, DDR 1974)
Sonntag, 20. Mai 2012, 10.25 - 10.55 Uhr, Einsfestival: Koscher, Kuche und Kebab. Israel - Chefkoche fur den Frieden (2008)
Montag, 21. Mai 2012, 23.15 – 0.15 Uhr, WDR-Fernsehen: Erich Zeisl. Ein unvollendetes Leben.
Donnerstag, 24. Mai 2012, 20.30 Uhr, NDR Info: „Tel Aviv ist nicht Teheran". Wie judische Frauen in Israel um ihre Rechte kampfen.
И делаем шаг к вечному, к тому, что
БУДЕТ ВСЕГДА
Будет глава
Бехукотай (По установлениям)
Вот её краткое содержание:
Всевышний устанавливает договор (завет) с еврейским народом. Если последний будет соблюдать его условия, то Всевышний гарантирует как сельскохозяйственные блага ("дам дожди вам вовремя, и земля даст урожай свой, и деревья полевые дадут плод свой. И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сходиться будет с посевом"), так и охрану государства Израиль ("И водворю мир в стране, и когда ляжете, то не будет тревожащего; и изведу лютых зверей из страны, и меч не пройдет по стране вашей."). В случае же нарушения договора со стороны евреев Всевышний так же перестаёт его выполнять. В этом случае людям грозят всевозможные болезни, неурожай, война. При дальнейшем нарушении договора кара ужесточается: "И опустошу Я землю вашу, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней. А вас рассею между народами и обнажу вслед вам меч, и будет земля ваша пуста, и города ваши будут руинами." Лишь в случае раскаяния возможно возобновление договора (завета)
Мы обсуждали некоторые аспекты этой главы в прошлом году. Сегодня я хотел поговорить о названии этой главы. Но вот, увидел абсолютно точные слова на эту тему. Так что, отсылаю вас, друзья, к сайту subscribe.ru, на котором я нашёл этот материал. Лучше не расскажешь.
БУКВЫ, ВЫБИТЫЕ В КАМНЕ
Название этой главы, «Бэхукотай», означает: «по установлениям Моим». Слово «установление» обычно относится к законам Бга, но здесь оно имеет несколько другое значение. Глава начинается словами: «Если по установлениям Моим будете вы поступать и заповеди Мои соблюдать…» Комментатор Раши приводит толкование мудрецов, что слово «установление» в данном случае не следует понимать как синоним слова «заповедь», ведь о заповедях тут же отдельно сказано: «…и заповеди мои соблюдать…» Что же означают слова: «…по установлениям Моим будете вы поступать…»? «Будете трудиться, изучая Тору».
Тот факт, что изучение Торы именуется здесь «установлениями», требует объяснения. Может показаться, что между этими двумя понятиями, изучением Торы и установлениями Бга, большая разница. Словом хуким («установления») обозначаются заповеди иррациональные. Это слово означает приказ, то, что надо не обдумывать, а делать. Слово это, на первый взгляд, совсем не соответствует изучению Торы, смысл которого – не беспрекословное подчинение, а разумное постижение и логическое понимание. Как же выражение «по установлениям поступать» может означать «трудиться, изучая Тору»?
Рабби Шнеур-Залман из Ляд замечает, что слово хок («установление») имеет общее происхождение с однокоренным ему словом хакика («выбивание в камне»). Таким образом Тора намекает на то, что человек должен трудиться над изучением Торы таким образом, чтобы его связь с Торой была такой же, как между буквами, выбитыми в камне, и самим камнем.
Буквы, написанные на бумаге, казалось бы, накрепко соединены с бумагой. Но всё же письмо состоит из двух вещей – чернил и бумаги. Буквы же, выбитые на камне, составляют единое целое с камнем, их невозможно разделить. Они, собственно, и являются частью камня, не представляя собой чего-либо отдельного.
При изучении чего-либо изучаемый материал может оставаться чем-то чуждым человеку, малоинтересным и ни к чему не обязывающим. Может быть и иначе: приобретаемое знание соединяется с разумом человека и даже воздействует на его поведение. Но при изучении Торы даже этого уровня недостаточно. Он подобен начертанию букв на пергаменте: при том, что изучаемый предмет и разум человека соединяются, они остаются двумя отдельными сущностями. От еврея же требуется, чтобы знание Торы стало его естеством, как бы неотделимой от него частью его самого. Этому уровню соответствуют буквы, выбитые в камне.
Примером такого единения с Торой является рабби Шимон бар Йохай (Рашби), день кончины которого отмечается как праздник ЛагБаомер незадолго до субботы главы «Бэхукотай» или вскоре после неё. В Талмуде приводится его высказывание: «Видел я высоких людей (праведников), мало их… Если их двое, то это я и мой сын, если один, то это я». Как мог столь праведный и скромный человек так себя восхвалять?
Но на самом деле именно Рашби и мог сказать это о себе, поскольку его погружённость в Тору и Бжественность была настолько абсолютной, что он не рассматривал себя в качестве чегото самостоятельного, а ощущал себя лишь инструментом в руках Творца. Поэтому он и мог сказать так, просто констатируя факт.
Из всего этого понятно, почему изучение Торы именуется «установлениями». Да, для её изучения необходимо интеллектуальное погружение, но, главное – это полная самоустранённость перед Бжественной мудростью. Мы должны стараться понять Тору, потому что Бг хочет, чтобы мы её поняли, а не просто для того, чтобы больше знать, не из собственного интереса. И именно таким образом мы соединяемся с Торой, как выбитые в камне буквы.

Переходим к тому,
ЧТО ЕСТЬ.
В смысле, имеется в наличии.
Леонид Айзенберг из Бохума – наш постоянный корреспондент – прислал материал о памяти Холокоста.
http://www.liveinternet.ru/users/3244445/post207602898/
Кира Нагутова прислала фильм Севелы «Господи, кто я?» Это фильм 1995-го года и последняя киноработа режиссёра. Интересно смотреть его теперь. Последняя фраза автора о том, что он надеется дожить до цветения вишнёвого сада в России, наивна – он умер два года назад, а сад ещё даже не посажен.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=99d0fb&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3Dj0JN_sY8MyE%26feature%3Drelmfu&msgid=13368027260000000815;0,1
Полина Крейндис прислала материал об еврейских буквах. И хотя он был уже в нашей рассылке, я решил повторить его – мы легко забываем то, что хочется помнить.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=387429&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DSackTyuwmrw%26feature%3Drelated&msgid=13368509060000000496;0,1
Григорий Львович Рубинштейн из Бохума прислал фрагменты спектакля о Корчаке. Хорошо сделано!
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=9c53cd&url=http%3A%2F%2Fradionode.net%2Ftvnode%2Fshowvideo%2F1973%2F&msgid=13372431560000000209;0,1
на сегодня, пожалуй, достаточно. Ещё раз мирной Субботы и хорошей недели!
Ваш
Л. Ш.

Keine Kommentare: