Freitag, 4. Mai 2012

Эмор

Друзья, шалом! Я бы даже сказал – Шаббат шалом! Потому что впредь вы будете эти письма получать по пятницам. И настроение легче поднимать, чем ближе Шаббат. Поэтому требований к нашей «Хаве» должно быть чуть меньше. А она по умолчанию соответствует своему предназначению: создавать настроение, объединять людей одинаковыми чувствами. Какой она будет сегодня? А вот, давно дожидается «Хава на свадьбе». Даже не на еврейских свадьбах она, если помните, обязательно звучала. Не говоря уже о том, что «Хаву» играли практически во всех ресторанах СССР. Хотя нигде в обязательном и утверждённом репертуарном плане её не было. Но кто смотрел в него? Мы однажды поехали на фестиваль вокально - инструментальных ансамблей (тогда это так называлось) в Литву. Фестиваль назывался «Янтарная труба» и проходил в Каунасе. Наш репертуар был утверждён Отделом культуры. Сам его заведующий был с нами. Но когда мы услышали первое выступление, то поняли, что с нашей песней о Григории Ивановиче Котовском нас подвергнут обструкции. Позже мы увидели, как выступал ансамбль из Украины примерно с таким же репертуаром. Публика поднялась и без шума и гама спокойно покинула зал. Украинцам пришлось выступать в пустом зале. Был 1972 застойный год. Конечно, мы сходу поменяли репертуар, и сам завотделом культуры требовал, чтобы мы включили в концерт английские (тогда запрещённые) песни.
Я выше сказал, что на всякой свадьбе в наших краях звучала «Хава». Вспомнил, как однажды она не звучала. Это было лет 20 назад. Мы собрались на свадьбе в ресторане, в котором часто гуляли прежде. Свадьба была еврейско-молдавская. С большим преобладанием представителей коренной национальности. К тому времени почти все наши родственники, друзья разъехались по заграницам. В ресторане, который наша компания заполняла ещё совсем недавно полностью, теперь мы сидели человек восемь за одним столиком. Еврейский островок грусти в море не нашего веселья. Ощущение было далеко не торжественным. Наши друзья жили уже по Израилям, Канадам и Америкам, мы же сидели небольшой кучкой и слушали в принципе близкую, но сегодня чужую музыку. Играл её музыкант этого ресторана Арон. Я упомянул грусть, нет, скорее это было уныние - это слово может передать наше настроение. Свадьба пела, пила и плясала. Ничто не напоминало о том, что совсем недавно нас было много больше. А теперь ничто об уехавших не напоминало, мы же, оставшиеся из национального меньшинства превращались в национальное ничто. Я взял микрофон и сказал об этом, то есть о том, что чувствовали сейчас я и мои родственники. Я не жаловался на еврейскую судьбу, совсем не для этого я привлёк к себе внимание. Я сказал, что совсем недавно нас было больше, нас осталось совсем мало, но мы есть. Я закончил просто: «Янкэлы, Арончик, сыграйте в память о тех, кто совсем недавно гулял здесь!» Я передал брату микрофон, Арон, виртуозный музыкант, дал первые аккорды и грянула «Хава»! Наш народ всегда играл непропорционально большую роль. Вот и сейчас, все с особой страстью ринулись танцевать под музыку национального ничто. Настроение в зале сразу поменялось – общая сдержанность и наше уныние исчезли. Все плясали «Хаву». Её темп нарастал, он стал сумасшедшим. «…Уру, уру ахим, уру ахим бэлев самэах…» Песня привела незримо в зал всех моих друзей, всех моих предков. Тех, кто родил эту великую песню, тех, кто способствовал тому, чтобы мой маленький народ играл непропорционально большую роль в этом мире. И в традиции этого народа – «Хава» должна звучать на свадьбе. В этих четырёх ссылках просто свадьба, просто «Хава», просто хорошее настроение.
http://www.youtube.com/watch?v=JXm60kbE7TU&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=or4VioT1mP8&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=7ZmpVRALHXg&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=w5sUxq-kGxY&feature=related
Друзья, сейчас станем привратником Янусом, который получил кличку «Двуликий», и обратим взор назад. Кстати, двуликий, значит, имеющий два лица. Но двуличный тоже имеющий два лица. Лица при этом получаются разные. Оглядываясь, попробуем быть беспристрастными. В пятницу было «При свечах». Нас было немного: кто-то уехал, кто-то не смог прийти. Но от этого вечер не пострадал – тем, кто пришёл, было о чём поговорить. Присутствовал Ефим Моисеевич Шафит – после разлуки вдвойне приятно было с ним поговорить. Не стану пересказывать наши разговоры, важно, что мы роскошествовали.

В воскресенье Раиса Никитична Шилимат представляла свою книгу переводов «Мотивы любви и смерти». Она читала переводы стихов, несколько своих рассказов. Признаюсь честно – я слушал вполуха. Потому что в таких случаях я стараюсь написать пару рифмованных строчек о ходе вечера. Поверьте, что это нелегко. Нет, бывает, что это занимает пару минут, а потом можно отдаться волне вечера, но на сей раз 6 строчек никак не получались. Отказаться от такой экстремальной «гимнастики ума» я не могу себе позволить. В конце концов, строчки сложились, но многое я прослушал. Так что моей рецензии не будет, но свидетельствую, что люди хлопали. Анна Мертенс, дочь автора, представила свои графические работы. Их я успел рассмотреть. Они заслуживают внимания. И не только потому, что «я так не могу», они объективно любопытны. Анна увлеклась графикой, по-моему, не очень давно, сейчас учится этому делу, оно её захватило. Возможно, что придёт время, когда её работы будут бесповоротно захватывать зрителя.
Во вторник, 1-го мая состоялись два важных мероприятия. Во-первых, мы с Валентиной Плаксиной с утра поехали в Кёльн – там происходило историческое событие – учреждение Объединения либеральных еврейских общин (Landesverband). Кёльнская либеральная община выбрала местом для встречи уютную старую синагогу, точнее синагогочку – настолько она мелка и уютна. Что было очень символично. Именно здесь либералы нового времени Кёльна проводили первые религиозные службы. Кстати, сохранилось это здание при нацистах только потому, что владелец соседнего дома устроил в синагоге свинарник – поэтому не сожгли. Хозяева встречи рассказывали, что сделал он это сознательно, чтобы сохранить здание. Так или иначе, три либеральные общины нашей Земли . Кёльн, Унна и мы – учредили наше Объединение. В надежде на то, что впредь мы не будем зависеть от ортодоксальных объединений, которые до сих пор не очень спешат радоваться появлению либеральных общин. А надо было бы – хотя бы из уважения к еврейскому прошлому Германии, которое в абсолютном большинстве было либеральным. Нацизм, как известно, уничтожил либеральное еврейство, на его месте приезжие евреи возродили ортодоксию. Теперь происходит второе рождение либерального мировоззрения, и учреждение Объединения – огромный шаг в этом направлении. Я буду рассказывать вам, как будут развиваться события дальше. Уверен, что в нужном для нас и для здравого смысла направлении.
В тот же день прошло ещё одно знаменательное событие – мы показали «Кошерную леди» в дуйсбургской общине. Получается, что мы сделали большой шаг к нашей независимости и одновременно шаг в сторону взаимопонимания с ортодоксами. Никакого противоречия в этом нет: существующим еврейским организациям не надо распылять силы, а наоборот консолидировать их в объединении евреев. Оставаясь при этом независимыми. И спектакль стал первой ступенью в этом подъёме. Вернее, ступенькой. Дело в том, что зрителей в зале оказалось мало. Хотя кто-то утверждал, что необычно много. Нам же после аншлагов в Ханновере, Дортмунде, да и в нашем зале, трудно было выступать в зале, который заполнен на четверть. Но те, кто пришёл, не виноваты в том, что другие оказались инертны и не появились в зале общины, поэтому спектакль прошёл неплохо. Скажу честно, без обычного подъёма, куража, но неплохо и ровно. Зрителям, как всегда, понравилось, и это главное.
На этой неделе вышел свежий номер газеты. Для этого пришлось потрудиться большому количеству людей. Вы знаете, что «Делет» верстается в Молдавии - там три человека вышли в выходной день на работу, чтобы выи были своевременно предупреждены о готовящихся мероприятиях. Им спасибо! Борис Штатланд в праздничный день отпечатал газету. Ему спасибо! Газету можно и нужно взять в общине (кстати, прибыл свежий номер газеты «Цукунфт») , либо в традиционных местах её распространения: некоторые русские магазины (в Оберхаузене и Ноймюле) у некоторых русских врачей (Оберхаузен: Гликин, Краскова, Препелицкая; Мюльхайм: Шумахер), библиотека Мюльхайма… Все кто приложил руку к выпуску, печатанию и распространению газеты старались для того, чтобы все, кто хочет, могли побывать на вечере 6-го мая. Но об этом чуть позже. А чего там позже, в самый раз перейти к тому,

ЧТО БУДЕТ
6 мая, в воскресенье, мы будем отмечать День победы над нацизмом. Не 8-го и не 9-го мая, как полагалось бы, а 6-го. Потому что это – воскресенье. Праздник будет проходить по отработанной в нашей общине годами схеме: концерт, «фронтовые» сто граммов, танцы… Правда, будут и новшества. Расскажу об одном: тех, кто придёт, ожидает концерт Марины Калмыковой и Игоря Хохловкина. Я понимаю, что многим эти имена ни о чём не говорят. Но мы их пригласили по рекомендации, а тем, кто рекомендовал, их концерты очень понравились. Марина и Игорь – супруги из Дюссельдорфа, а прежде из Риги. Марина Калмыкова певица, музыкант, композитор и актриса, причём играет и на немецкой сцене. Игорь Хохловкин – актёр, режиссёр, чтец. Я не стану передавать вам всю известную мне информацию об этом дуэте, потому что нет времени. Потому что в этот день мы должны быть вместе, а гости украсят наш праздник. Как все эти годы делал хор «Рина». В этом году мы решили дать ему отдохнуть. В первую очередь в связи с предстоящим концертом в дюссельдорфской общине – мы должны выступить достойно, а подготовка к Дню победы отнимала у него массу времени. Итак, начало праздника в 15 часов. Мы специально назначили встречу пораньше, чтобы можно было побыть вместе подольше. Рады будем всем, кто захочет отметить этот всеобщий праздник с нами в нашей общине.
До этого дня будет ещё Шаббат, то есть пятничный вечер с его (нашими) традициями. Приходите, выпьем, как говорил один мой знакомый покойный Давид Исаакович Кижнер, «стакан вино». Пожалуй, всё. Всё, что будет в общине. Нет, конечно, будет ещё многое: будут репетиции театра, дети будут заниматься в балетной студии «под управлением» Елены Осман, детский кукольный, а также «драматический» театры проведут репетиции, будут курсы немецкого языка, которые умело (и бескорыстно) ведёт Ирина Соколовская, будет работать русская школа «Кенгу.Ру». Да мало ли что будет происходить в общине?! Ну вот, группу израильского танца забыл. Библиотека, которую много лет тоже на общественных началах ведёт Елена Шкода, поменяла время работы. Всю информацию о том, что будет в общине на предстоящей неделе, вы найдёте в свежем номере газеты. Сохраните её. На сей раз это надо делать дольше обычного – в связи с летними каникулами газета рассказывает о мероприятиях, включая июль. Вернее, его начало. Наши каникулы совпадут со школьными – с 9 июля и до второй половины августа будет работать только социальная служба. И то в облегчённом режиме, о котором вы сможете справиться в общине и о котором я расскажу, когда до этого дойдёт дело. А дойдёт скоро, не успеем оглянуться. До тех пор мероприятий пройдёт немало. Но мы о наступающей неделе. Её смогут украсить радио- и телепередачи, на еврейские темы. Вот они:

Jeden Freitag, 15.50 Uhr, Deutschlandfunk: Schalom. Judisches Leben heute
18.07 - 18.30 Uhr, DeutschlandRadio Kultur: „Aus der judischen Welt" und „Shabbat"
Sonntag, 6. Mai 2012, 2.30 Uhr, ZDFneo: Auf den Spuren des Weihrauchs. In Jordanien und Israel.
19.25 Uhr, 3sat: Tel Aviv – Leben zwischen Himmel und Holle
Montag, 7. Mai 2012, 14.55-16.45 Uhr, arte: Nicht alle waren Morder. Wiederholung am 12. Mai um 15.20 Uhr
Dienstag, 8. Mai 2012, 19.15-20.00 Uhr, Deutschlandfunk: Ins Ghetto gehen wir nicht. Deutsch-judische Schicksale in Litauen.
19.00-19.45 Uhr, 3sat: Der Mann, der Adolf Eichmanns Asche ins Meer streute. Die unglaubliche Geschichte.
19.45-20.15 Uhr, 3sat: Der Eichmann-Faktor. Dokumentation von Gerhard Jelinek
20.15-21.00 Uhr, 3sat: Eichmanns Ender. Spielfilm von Raymond Ley (Deutschland 2010)
21:45-23.10 Uhr, 3sat: Die Wannseekonferenz. Spielfilm.
23.10-1.10 Uhr, 3sat: Ein Spezialist. Die Banalitat des Bosen am Beispiel Adolf Eichmann.
Mittwoch, 9. Mai 2012, 10.05, SWR 2: Das Schweigen brechen. Israelische Soldaten sprechen uber die Besatzung.
23.10-0.40 Uhr, arte: Du sollst nicht lieben. Spielfim von Haim Tabakmann (Israel/ Deutschland/ Frankreich 2009)
0.45 Uhr, ZDFinfo: Der Fall Eichmann. Doku, Deutschland 2012
Donnerstag, 10. Mai, 1.30 Uhr, ZDFinfo: Zerrissene Herzen – Juden zwischen Israel und Deutschland. Dokumentation. Deutschland 2012
0.45, ZDF: „Davon haben wir nichts gewusst" - Die Deutschen und der Holocaust. Doku, Deutschland 2011
Freitag, 11. Mai, 9.05-9.10 Uhr, Deutschlandfunk: Vor 25 Jahren – In Lyon beginnt der Prozess gegen Klaus Barbie, den ehemaligen Gestapochef der Stadt
Теперь переходим к вечному, к тому,

ЧТО БУДЕТ ВСЕГДА.
В эту субботу в либеральных общинах читают главу
Эмор (Скажи, говори…)
Вот её краткий пересказ.
Излагаются законы, касающиеся коэнов (священников), Первосвященника и храмовой службы. Коэн должен избегать контакта с мертвым телом, за исключением случая кончины кого-то из ближайших родственников. Коэн не может жениться на разведенной или на женщине с нечистым прошлым; Первосвященник (Коэн-Гадоль) может жениться только на девственнице. Коэн с физическим изъяном не может служить в Храме. Увечное животное не может быть принесено в жертву. Новорожденный теленок, ягненок или козленок должен оставаться с матерью как минимум семь дней, прежде чем его можно приносить в жертву. Запрещено приносить в жертву животное и его детёныша в один и тот же день. Перечисляются праздники еврейского календаря: еженедельный Шаббат, Песах, и начинающийся с этого отсчет 49-ти дней, завершающийся на 50-й день праздником Шавуот; день "памяти трубления" в шофар 1-го Тишрея; день поста 10-го Тишрея; семидневный праздник Суккот, в течение которого предписывается жить в "шалашах" и каждый день брать вместе "четыре вида растений", праздник Шмини-Ацерет. В заключение главы рассказывается об инциденте с наказанием человека за богохульство, а также о законах наказания за убийство, причинение увечья и нанесения ущерба имуществу.
О некоторых аспектах этой главы мы говорили в прошлые годы. В этот раз хочу пояснить, что такое коэны. В какой-то мере это – каста. И если бы это был не иудаизм с его практичностью, то возможно слово «каста» и передало бы суть понятия. Потому что стать коэном можно лишь по рождению. Но тем не менее, это не замкнутая группа людей. Я бы назвал это сословием. Коэны – это потомки Аарона, которые являются священнослужителями. Но чтобы быть коэном надо не только быть из рода Аарона, но и соблюдать ряд условий. Обращаю ваше внимание, что этот статус передавался по отцовской линии, то есть ещё раз подчёркиваю, что выдвижение на первый план материнских истоков - это более позднее изобретение иудаизма. Даже не изобретение, а необходимость того, подчёркиваю, того, времени (примерно 2000 лет назад), но я сейчас о другом.
О том, насколько справедливо передавать священнослужение, а первосвященником мог стать только коэн, по наследству? Мне кажется, что справедливо. Когда человек с самого детства готовится к необычной и нелёгкой судьбе. Вы понимаете, что принц воспитывается по-другому, чем обыкновенный человек. Чувство ответственности он впитывает в себя с детским питанием из молочной кухни. Поэтому я - за династии. С возможностью, конечно, употребления исключений из правил. Именно поэтому коэну и ставились условия.
И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя [прикосновением] к умершему из народа своего; только к ближнему родственнику своему <...> можно ему [прикасаться], не оскверняя себя; <...> Они должны быть святы Богу своему и не должны бесчестить имени Бога своего, ибо они приносят жертвы Господу <...> Они не должны брать за себя блудницу и опороченную, не должны брать и жену, отверженную мужем своим, ибо они святы Богу своему. Святи его, ибо он приносит хлеб Богу твоему: да будет он у тебя свят…

Давайте посмотрим, каким требованиям должен был соответствовать первосвященник. Он должен был быть мудрым. У него не должно было быть определённых физических недостатков. Он должен был быть красив и физически крепок. Он не мог быть бедным человеком, точнее, он должен был быть богатым. Ну и желательно, чтобы по возрасту он не был юным, скорее, пожилым, то есть уже пожившим и поэтому опытным.
За более, чем 400 лет cуществования Второго Храма сменилось больше трехсот первосвященников. Они были недостойны своего избрания, поэтому многие из них умерли в первый ot год cвоей деятельности на этом посту. А в Первом Храме за такой же срок сменилось всего 18 первосвященников. Уж не знаю, как назвать этот отбор Богом: естественным или искусственным.
Коэн не имел права жениться на разведённой женщине, в противном случае он терял свой статус. А первосвященник не мог взять в жёны даже вдову, его женой могла стать только девственница. Кстати, лишение статуса – это не означает, что коэн потерял происхождение, нет, просто он лишался права служить службу, приносить жертвы.
Что же сегодня с этими людьми и их статусом? Само собой, что проследить происхождение на протяжении трёх с половиной тысяч лет невозможно. Но только не у евреев – они определяют предков Аарона по …фамилиям. Люди, носящие фамилию Кац, Кохен, Кахана, Каган, Коган, Коген, Кан, Кон, Кун и их различные модификации — Каганер, Каганович, Каганский, Кагановский, Каценельсон и другие являются потомками коэнов. Легко угадать, что эти фамилии происходят от слова «коэн». Но народная память сохранила и фамилии другого происхождения, которые носили когда-то коэны. Например, Шапиро, Рапопорт, Каплан… Или возьмём фамилию Блок – она тоже коэнская, и означает Бен Лэйб Коэн (сын Лэйба коэна). Или известная, благодаря возлюбленной Маяковского Лиле, фамилия Брик – Бен реб Иосеф коэн (сын раввина Иосифа коэна). Это же относится к фамилии Зак, Закс – зарэ коаним (семя коэнов).
Функция коэнов утеряна после падения Храма, а в наше время практически не играет никакой роли в религиозном ритуале. Тем более у либеральных евреев. Правда, мне доводилось бывать в ортодоксальных общинах, где спрашивают, нет ли присутствующих коэнов. Чтобы по давней традиции вызвать их первыми к Торе. Оставим им эту прерогативу. Как память о древних правилах нашего народа.
Пора переходить к тому,

ЧТО ЕСТЬ
в наших запасниках. Хотя никаких амбаров нет, всё вы прислали на этой неделе. Смотрим…
Начнём с клипа, который прислал наш постоянный корреспондент Леонид Айзенберг из Бохума. Клип не имеет отношения к темам, которыми мы занимаемся, то есть совершенно не еврейский. Мы понимаем, что нельзя объять необъятное. Но некоторые исключения будем делать. Эта песня и эта судьба относятся к ним.
http://rezumeru.org/index.php?option=com_content&view=article&id=6736:potriasaushe-krasiviii-golos-i-ispolnenie-videomnenie&catid=85:2011-02-28-22-00-29&Itemid=91
Это, присланный тем же Леонидом Айзенбергом ссылка на еврейское телевидение. Здесь можно найти массу интересного.
http://www.worldjewishtv.com/
Ниже завершающая серия «Мерцающего еврея», присланного когда-то Кирой Нагутовой из Оберхаузена. 10 серий доставили нам 10 удовольствий.
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=d6ddfe&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DG-bZy5QE_bg%26feature%3Drelated&msgid=13270340460000000194;0,1
Этот материал прислал Марк Певзнер из Дюйсбурга. Он содержит известную информацию, но её надо время от времени освежать в памяти.
http://e.mail.ru/cgi-bin/getattach?id=13356870520000000737%3B0%3B1&file=%D0%A1%D0%A2%D0%A0%D0%A3%D0%9C%D0%90.pps&mode=attachment&channel=
Аркадий Драх прислал чудо - картины Елены Флёровой. Спасибо!
http://e.mail.ru/cgi-bin/getattach?id=13358592550000000383%3B0%3B1&file=10_Elena_Flerova_Jewish_Paintings_part_1.pps&mode=attachment&channel=
В заключение ссылка, адресованная Владиславом Белопольским (Дюйсбург). Здесь кладезь юмора. Всё, над чем мы хохотали в прежнее время, что продолжает оставаться смешным. Спасибо!
http://e.mail.ru/cgi-bin/getattach?id=13357710850000000538%3B0%3B1&file=Ijumor+v+sajtax.doc&mode=attachment&channel=
Что ж, друзья, на сегодня хватит. Присылайте в будущем новые материалы – этот круг передачи всего интересного и нужного в интернете уникален, мы должны его использовать максимально Приглашаю вас ещё раз в общину «Перуш» на все мероприятия, надеюсь, что вы не пропустите самых важных, что в воскресенье мы будем «Вместе!»
Ваш
Лев Шварцман

Keine Kommentare: