Freitag, 29. Juni 2012

Хукат 5772

Шалом, друзья!
Сегодня буду краток, как последний звук в слове из трёх букв, заплывать за которое в море запрещено. Итак, «Хава». Её исполняет блестящий пианист с прекрасной скрипачкой - можно наслаждаться удивительными импровизациями. Прошу!
http://www.dailymotion.com/video/x531xm_hava-nagila-geoffrey-vittet-stephan_music
А теперь к недельной главе, то есть к тому, что

БУДЕТ ВСЕГДА
Хукат (Вот законы)
Вот о чём там идёт речь:
Глава начинается с одного из законов очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове.Далее рассказывается о странствовании евреев в последний, сороковой год их пребывания в пустыне. Умирают Мирьям и Аарон.У евреев начались проблемы с водой- Моше, разгневанный строптивостью народа, ударяет посохом по скале. из камня бьет вода. Всевышний говорит Моше, что он не войдёт в Землю Обетованную. На пути евреи вступают в населенные области, и им приходится либо обходить их стороной, либо воевать с теми, кто их не пропускает,.
Эта глава предлагает много тем для размышления. Я выбираю несколько жёсткую. В этой главе умирает Аарон. Именно тема смерти жестка. Я недавно разговаривал с одним человеком, который тяжело болен и предполагает, что эта болезнь для него неизличима. Он мне сказал, что многие знакомые, даже родные, узнав о страшном диагнозе, перестали общаться с ним. Я предположил, это происходит потому, что очень трудно говорить с тем, кто наверняка вскоре уходит из жизни. На любые темы трудно говорить. На отвлечённые – выглядит наивно и неискренне. На болезненную – где найти подходящие слова и правильный тон? Нас этому не учили, а такта у самоучек порой не хватает. Хотя вы понимаете, насколько трудна задача – не дать понять обречённому собеседнику, что ты думаешь о его скором уходе. Тем более, когда он эту тему поднимает. Но давайте заглянем в Тору.
В один непрекрасный день Бог сказал Моисею, что Аарон должен завтра умереть. Для тех, кто не верит в возможность такого разговора, скажем, что для нас это сейчас неважно, пусть Моисею об этом сказал лечащий врач Аарона. Или Моше сам понял, что брату пришёл конец. Я о другом. Бог поручает Моше сообщить брату, что его час пришёл. Хорошее задание, да? Тут не знаешь, какие найти слова, чтобы сделать человеку замечание, скажем, на тему манер за столом, чтобы чай, например, не прихлёбывал, а здесь нужно сообщить самую страшную по сути весть. Страшную даже для немолодого человека. Я помню еврейскую байку о старухе, которая лежала парализованная и мучилась, прося каждый день у Бога смерти. И вот к ней прилетел ангел, отвечающий за это дело, и сообщил, что ей жить осталось ещё пять лет, но сегодня должна умереть молодая женщина во время родов, не хочет ли старуха отдать ей эти пять лет, чтобы та хоть ребёнка чуть на ноги поставила? Всё равно же мучается, смерть просит. Но старуха сказала: «Нет, я ещё пять лет как-нибудь помучаюсь, но то, что мне положено, не отдам». Так что Аарон тоже очень хотел жить. И когда Моисей просит Бога, чтобы кто-то другой сообщил Аарону о его смерти, Бог возражает, что самое лучшее – это получить такое известие от близкого человека. Он учит Моисея, что в этом сообщении надо сделать акцент на том, что Аарон прожил счастливую и полезную жизнь, что он оставляет двоих сыновей, один из которых продолжит его дело.
На следующий день Моше на шествии отвёл Аарону центральное место. От проведения службы он его отстранил. На все недоуменные вопросы Аарона Моше отвечал, что пояснит потом. А когда они остались наедине, Моисей сказал брату, что надо вернуть Богу, то, что получено от него. Аарон перечисляет священные сосуды, прочую утварь, наконец доходит до миноры, до священного огня. Моисей подталкивает его к правильному ответу, и тот наконец понимает, что приходится гасить божественный свет, зажженный в его душе.
Моисей сообщает Аарону, что надо передать одежду первосвященника преемнику. Аарон раздевается. Я забыл сказать, что разговор происходит на горе. Они находятся в пещере, там стоит кровать. Моисей предлагает Аарону лечь, закрыть глаза и вытянуть ноги. (Надо будет этот совет запомнить). Моисей оставляет Аарона одного, и мы не знаем, когда отлетела его душа: ещё при Моше или когда он вышел.
Траур по Аарону продолжался месяц. Его любили люди, но это уже другая тема, мы же - о смерти. Как научиться проще относиться к ней? К чужой смерти это не очень сложно. Я, например, понимал, что моя мама не бессмертна и исподволь готовил её к конкретному, а не абстрактному пониманию этой мысли. Она, бедняжка, очень боялась смерти. Мне было жаль её и именно поэтому я заставлял себя говорить с ней на эту тему. Это продолжалось очень долго. До тех пор, пока она однажды мне не сказала, что перестала бояться смерти и поблагодарила меня за это. Уверен, что можно подготовить и себя к этому. Не только можно, но и нужно. У того, человека, с которого я начал этот рассказ, я тоже этому учусь. Потому что он о своём уходе говорит очень спокойно, просто и прямо. Может быть, так и надо? Лет 10 назад я прочитал статью о том, что в США появляется всё больше желающих провести собственные поминки ещё при жизни. Конечно, их организовывают только безнадёжно больные люди. Незадолго до смерти. Приглашают родственников, друзей, сослуживцев… Выслушивают то, что обычно виновникам этого события не удаётся услышать на традиционных поминках. Шутят, вспоминают, прощаются… Относятся к этому просто. И говорят об этом просто. Не лучше ли и честнее так, чем, как мы привыкли – скрывать от обречённого диагноз? Вселять тем самым необоснованные надежды на излечение. Может быть, это - самое важное в жизни человека время, а он не имеет возможности полноценно его прожить, потому становится объектом обмана. Может быть, из-за этого он не сможет понять самое важное, разгадать смысл, постичь тайну бытия… Я понимаю, что есть слабые люди, для которых ноша правды слишком тяжела. Но я представляю себе, что мы живём в обществе, в котором такая правда является нормой, и знаю, что в этом случае все бы воспринимали бы свой уход из жизни просто и достойно.
Несколько лет тому назад мы с Ехилем Белиловским создали сайт, главной темой которого являются вопросы жизни и смерти. Выбор, в принципе, был почти случайным, но тема оказалась очень интересной. Мы решили собрать на этом сайте как можно больше смешной информации о смерти – нам показалось, что так легче победить страх смерти, которая является таким же обязательным элементом жизни, как и рождение. Мы не очень переживали по поводу нашего отсутствия на земле до нашего рождения, не будем переживать и после. Так давайте проще относиться к смерти. Тора тоже учит этому – таков один из многочисленных уроков главы «Хукат».
Обещал быть кратким, а тут разболтался. Скажу только ещё, что раз я столько говорил о победе смеха над страхом смерти, то расскажу один анекдот, взятый с этого сайта. Взятый наугад.
В больницу приходит мужик проведать приятеля. Жена больного предупреждает: тот очень плох, надежд мало, печальная физиономия визитёра может усугубить его состояние.
- Ну что, - весело сказал приятель, входя в палату, - умираем?
Посмотрите сами этот сайт и его раздел «Весёлый пантеон». Наберите этот адрес: www. nekropol.com
А мы переходим опять к объективно краткому разделу
ЧТО БЫЛО
Конечно, «При свечах». Вы всё о характере этих наших встреч знаете. Опускаю комментарии. Только вздыхаю.
Был утренник, завершающий учебный год в русской школе «Кенгу.РУ». Прошёл он очень неплохо. Вернее, прошли они. Так как утренников было два – для малышей и для тех, кто постарше. Дети демонстрировали родителям, чему научились за год. Надо сказать, многому. Школа существует уже 8 лет, накоплен немалый опыт. Сложился неплохой коллектив преподавателей, душой и мотором которого является Ирина Антоновна Рябченко. На утренниках были и премьеры: дети показали кукольный спектакль (руководитель Г. Нуримарданова) и «настоящий» спектакль «Теремок» (руководитель Т. Сторожева). Хорошо танцевали девочки, которых самоотверженно учит Е. Осман. В общем, если есть у вас детки, приводите. Если нет, заводите. Или хотя бы внуков.
В воскресенье прошла экскурсия в Дюссельдорф, которую провела Елена Банд. Надо ли говорить о том, что дождь не позволил прийти тем, кто его боится. Но те, кто пришёл, остались довольны.
Опять же в воскресенье был «Еврейский Ликбез». Дождь добрался и сюда. Но те, кто пришёл, хочу верить, не пожалели. Потому что в комментариях к Торе неинтересно не бывает. Мы говорили на сей раз о жертвоприношениях. Казалось бы скучная и неактуальная тема, но поверьте, что её копать и копать – алмазы попадаются постоянно.
Перехожу к тому,
ЧТО БУДЕТ
Концерт хора в Гельзенкирхене на одном из городских праздников. Хор будет выступать с программой русских и украинских песен по адресу: Josef-Nuschner-Platz – это район Horst. Начало в 15 часов.
«При свечах». Это пятница, 18 часов.
«Еврейский Ликбез». А это уже воскресенье. 15 часов.
А сейчас я хочу использовать выражение «Что будет?» в несколько другом смысле. Для этого, правда, я должен упомянуть о том, что было. А была крайне неприятная вещь: кёльнский земельный суд вынес решение о том, что обряд обрезания является нанесением увечья. Практически запретил его. Я не знаю, что послужило основанием для рассмотрения этого вопроса вообще, знаю только, что речь шла о мусульманском мальчике. Подробности станут, конечно, известны. Тем более, что это решение суда подняло на ноги и мусульманские общины во всём мире и еврейские. Организация, в которую мы входим, направила протестное письмо, я приложу ниже его текст. Что тут скажешь? 3800 лет евреи проводят обрезание, а тут «специалист» из Кёльна решил, что оно вредно. В Африке практически все правительства проводят пропагандистские кампании о пользе обрезания в деле профилактике СПИДа, а в Кёльне какой-то балбес решил сделать важное открытие. Уж очень должен быть скудоумным тот человек, который вёл процесс в Кёльне. И очень жаль, что такие люди не могут постичь собственной глупости. Полагаю, что будет всё нормально с обрезанием и дальше. Не знаю вечно ли, но последующие 3800 лет евреи будут проводить его. И мусульмане. И вообще все непредвзято мыслящие люди. А судье – новатору обрежут возможность выносить дурацкие решения.
Вот текст письма в моём переводе:
Всемирный Союз прогрессивного иудаизма, представляющий 1,8 млн. евреев 45-ти стран и 1200-т общин на шести континентах, выражает разочарование и возмущение по поводу недавнего решения немецкого суда, который запретил практику проведения обрезания из религиозных соображений. Со времён правления ассирийско-греческого царя Антиоха Эпифана в 166 г. д. н. э. многие правительства пытались истребить либо дискредитировать обряд обрезания еврейской религиозной практики. Тот факт, что Германия через 70 лет после Холокоста включает себя в этот альянс, является однозначно ужасным. Представление о том, что родители не имеют права вводить своих детей в мир соответствующих религий, является нонсенсом по отношению к понятию человеческой свободы. Тем более, когда давно доказано, что религиозная практика приносит детям в области здоровья только преимущества. Состояние здоровье, которое доставляло радость многим миллионам обрезанных еврее, делает абсурдным судебный аргумент, согласно которому обрезание наносит непоправимый вред здоровью. Медицина совершенно ясно доказала, что обрезание приносит здоровью человека значительные преимущества: низкий уровень заболеваемости СПИДОм, маловероятная возможность инфекционных заболеваний мочевого тракта, редкие случаи рака половых органов, а также низкий процент заболевания раком матки у тех женщин, чьи сексуальные партнёры были обрезаны.
На протяжении 4000 лет обрезание мужчин является важной составной частью нашего союза с Богом. Мы просим суды и правительство Германии вмешаться, с тем, чтобы срочно отменить это решение и тем самым устранить фундаментальную угрозу, которая угрожает нашим фундаментальным религиозным убеждениям.
Раввин Штефан Левис Фукс, президент
Михаэль Грабинер, председатель президиума
Лесли Бергман, президент европейского Союза прогрессивного иудаизма,
Доктор Филипп Блисс, руководитель юридического комитета
Соня Гюнтнер, председатель Союза прогрессивных евреев Германии.

Вот так: что есть, то есть. Кстати, а
ЧТО ЕСТЬ?
Начну с интересного материала, присланного человеком, который постоянно радует нас своими находками. Это Леонид Айзенберг из Бохума. Причём, честно говоря, я не знаю, кто ищет, а кто присылает: он или его жена София Павлоцкая? Впрочем, какая разница? Главное, чтобы они были здоровы и с их адреса ещё много лет приходили интересные материалы. Сегодня – один их них.
http://berkovich-zametki.com/Forum2/viewtopic.php?f=37&t=1646
Оттуда же пришли рассказы Дины Рубиной. Пожалуйста.
http://artofwar.ru/r/rubina_d_i/text_0010.shtml
http://www.youtube.com/watch?v=eAR0706IVdA
Завершим сегодняшнее «есть» ссылкой упомянутого мною Ехиля Белиловского - он прислал чудный фильм об Израиле. Спасибо!
http://www.youtube.com/embed/fwBzd2U8NVc?rel=0

Что ж, прощаемся. Шаббат шалом!
Ваш Лев Шварцман
П. С. Я обещал подробности по поводу концерта Игоря Эпштейна 8 июля в нашей общине. Подробность одна – концерт, убеждён, будет прекрасным. Приготовьте 3 евро, как было объявлено в газете. Это для членов общины и членов клуба друзей. Остальные умножьте цифру вдвое. Тоже немного получается, но ведь члены платят взносы. А некоторые ещё в две общины. Так что всё справедливо. Начало концерта будет в половине пятого. Или в 16.30.
П.С. П.С. Я обещал заканчивать анекдотом. Почему-то ничего не вспоминается. А зачем вспоминать . вот ещё один с сайта nekropol.com
- Милый, - говорит жена больному мужу, - назови твоё последнее желание.
- Как это последнее? Я действительно болен, но не настолько...
- Молчи! Доктор, наверное, лучше знает...

Keine Kommentare: