Freitag, 28. September 2012

Суккот 5773

Шалом, друзья!
Половина осенних праздников миновала, но об этом потом, сначала «Хава». Давайте вот эту. Полагаю, что так её показывать могут только в Израиле. И ещё: в связи с первыми кадрами этого клипа напоминаю, что в «Хаве» есть такие слова: Вставайте, братья, просыпайтесь…»
http://www.youtube.com/watch?v=ZPp3YnJrOac
Теперь о том,

ЧТО БЫЛО
В пятницу прошли наши обычные посиделки «При свечах». В воскресенье хор отмечал юбилей Елены Захаровой. Было весело, интересно и …вкусно. Звучали добрые пожелания - для Елены Абрамовны их было особенно приятно произносить и слышать. В воскресенье же возобновились занятия в «Еврейском Ликбезе». Говорили мы о наступавшем празднике Йом Кипур. Каждое событие еврейского календаря насыщено такой философией, что её постижение превращается в праздник духа и интеллекта. Во вторник мы праздновали канун Йом Кипура. Сначала был ужин, который очень вкусно приготовили Татьяна Сторожева и Янина Маер, потом кантор Диди Поджус провёл службу. Она началась с молитвы Кол Нидрей, давшей название всему вечеру. Я немного рассказал об истории создания этой молитвы, её смысле, о том, как она воспринималась в окружающем мире и почему она не исчезла из еврейской литургии, хотя были авторитеты, которые желали этого. Потом была Авину Малкейну, песня бередящая еврейскую душу, да и любую другую, которая оценивает красоту этой мелодии. Мне кажется, что вечер у нас получился удачным. Меня порадовало относительно большое количество людей, решивших провести этот вечер в нашей общине. А ведь это был вечер рабочего дня и никаких развлекательных элементов в мероприятии не ожидалось. Приятно! Надеюсь, что на следующем празднике народу будет тоже немало. Но о нём позже, ведь он будет через неделю. А пока о том,

ЧТО БУДЕТ
на этой. Во-первых, новшество: «Spiegel» переносится с воскресенья на пятницу. Не только на этой неделе, а вообще. По предложению Карин Хайм мы будем теперь встречаться по пятницам в 16.30. Карин начала рассказывать о немецкой Германии – еврейскую мы с ней уже прошли. Напоминаю, что мы на этих встречах убиваем двух кроликов: знакомимся со страной, которую выбрали для жизни, и подтягиваем немецкий язык. Тем, что слушаем его, пытаемся говорить, можем задать любой вопрос, получаем интересную языковую информацию. Отныне будет ещё одно достоинство у этих встреч – мы сможем непосредственно переходить к встрече Субботы. В общем, начинаться будет при дневном освещении, а заканчиваться «При свечах» Кто же захочет прийти непосредственно ко второй части, милости просим к 18 часам!
В субботу, как всегда, русская школа, но заговорил я о ней потому, что там открывается группа английского языка для наших детишек. Записаться можно у Ирины Антоновны Рябченко ( с 10 часов и до 16).
Ещё в субботу, как вы помните, спектакль дюссельдорфского театра «Кулисы» «Странная миссис Сэвидж». Я писал подробно об этом спектакле в прошлый раз, сейчас могу только сказать, что готов подписаться под тем, что уже было произнесено. Спектакль очень хорошо воспримет каждый, кто не пожалеет немного денег на получение большого количества удовольствия. Пьеса эта о сумасшедшем мире, в котором мы живём. Но начинаешь понимать это, когда побываешь в настоящем сумасшедшем доме. Не хочу ничего сообщать из сюжета пьесы, хотя она, написанная Джоном Патриком лет 60 назад, и достаточно известна была в СССР. Напомню вам, что миссис Сэвидж играла Фаина Раневская, Любовь Орлова, Вера Васильева, Вера Марецкая. Причём, по спектаклю с Марецкой был сделан фильм, получивший широкую известность. Да и за последние лет 7 – 8 эта пьеса была поставлена в России и в Украине в добром десятке театров. Что говорит о непреходящем интересе зрителей к этому драматическом материалу.
В «Кулисах» главную роль исполняет Нелли Кунина. Я её знаю много лет и всё удивляюсь палитре её творческих интересов. Она пишет прекрасные стихи, музыку к ним, а какая она актриса, вы сможете убедиться уже в эту субботу. Наши актёры, увидев её только в этой роли, поразились её игре. А ведь она сыграла в этом театре, который носит частицу её фамилии, много ролей. Впрочем, что говорить о том, что держится на зыбких чувствах и воспоминаниях? Придёте, сами убедитесь, что Нелли актриса незаурядная. А вот уровень другой её творческой ипостаси я могу подтвердить прямо сейчас. Приведя её стихотворение. Я его не выбирал – у неё все стихи равноценно хорошие, просто я взял один из самых коротких. И не потому, что она – мастер афоризма, а потому что места здесь мало.

Две ласточки на станцию метро
Влетели неожиданно снаружи,
И кружит заострённое перо
У края станционной грязной лужи.
Толпа несётся к длинным поездам,
Выдавливает ленту эскалатор,
А сверху раздаётся птичий гам,
И падает в людской кипящий кратер.
Наверно, птицам кажется смешным,
Что люди суетятся в подземелье,
По лестницам бегут, глотают дым,
Не ведая свободы, ни веселья.
Нелепое созданье – человек,
Зачем так глубоко копает гнёзда?
У птиц он вызывает только смех,
Глядит под ноги и не видит звёзды.
Повеселились птицы, крыльев взмах
Легко их перенёс опять на волю.
А мы с тобой отправились впотьмах
Доигрывать назначенные роли.
Свои стихи она поёт. Пригласим её как-нибудь к нам с концертом. Про Вячеслава Лисина, режиссёра спектакля и по совместительству мужа Нелли, я тоже много говорить не буду. И хотя у него тоже много разных творческих интересов, главный – это режиссура. Приходите и убедитесь, что режиссёр он славный. Начало спектакля в 18 часов. Он будет проходить в здании неподалёку от общины. Что значит «неподалёку»? – рядом с общиной: рукой поддать тому, кто не найдёт здание колледжа. Ну а кто боится заблудиться в трёх соснах: полиция, суд, еврейская община, пусть подходит прямо к третьей сосенке – с 17.30 до 17.50 кто-то из наших будет встречать зрителей и направлять их к колледжу, в котором будет проходить спектакль.
В воскресенье наш хор выступает на межрелигиозном празднике, который будет проходить на территории комплекса «Altenberg». Для тех, кто не знает, сообщаю, что находится он с тыльной стороны вокзала, там, где индустриальный музей. В глубине двора, есть зрительный зал. Вот там мы быстро споём три песни. Почему быстро? Потому что мне и Наталье Лукашевой надо будет сразу уехать в Унну, где наш театр показывает «Мою кошерную леди». Показывает в рамках интернациональной декады. Получается, что мы представляем два народа: русский и еврейский. Постараемся, чтобы оба выглядели в нашем лице достойно.
Ещё один анонс. Я написал об этом в прошлый раз, но этот пункт как-то не сохранился. Речь идёт о двух вещах, имеющих отношение к молодёжи. Во-первых, пришла информация о зимнем лагере – он будет располагаться в Германии, в прекрасном месте. Я об этом напишу в следующий раз подробней, пока же хочу сказать, что те, кто уже уверен, что их дети поедут в лагерь, должны уже обращаться к нам. Я имею в виду тех, кто зависит от государственной помощи. Дело в том, что за финансовой поддержкой необходимо обращаться пораньше. Чтобы успеть получить деньги до лагеря. Напоминаю, что в Мюльхайме помогает Югендамт, в Оберхаузене надо обращаться в фонд поддержки, в Дюйсбурге предстоит ещё выяснять, какие существуют возможности.
Второе: в ближайшее время начинается обучение на мадрихов (вожатых). Обучение, конечно, заочное – ребята будут на протяжении длительного времени встречаться в выходные дни на различных обучающих семинарах. Принимаются юноши и девушки, начиная с 15 лет. Прошу всех вас «прошерстить» ряды знакомых, друзей, родственников, и дать им (и нам) знать о том, что есть такие ребята. Упустить эту учёбу было бы неразумно. Во-первых, там очень интересно, во-вторых очень полезно. У нас есть пример одного из моих внуков, Аркадия. Он, побывав первый раз в лагере, увлёкся этим движением и записался на такой семинар. Ему было тогда 16 лет. Сегодня ему 21, и можно сказать, что эта учёба изменила его жизнь. В лучшую сторону, разумеется. Он познакомился с интересными и умными людьми, он узнал много нового, укрепил свои лидерские качества, получил профессию вожатого, в конце концов. Он, напоминаю, представлял впоследствии еврейскую молодёжь Германии на съезде в Сан–Франциско, побывал неоднократно на разных семинарах в Лондоне, Париже, Барселоне и др. Почти год прожил в Израиле, прошагав его пешком с севера на юг и получив там хорошую жизненную и нравственную школу. Я не могу перечислить всё, что ему дала еврейская жизнь, которая началась с учёбы на вожатого. Повторяю: эту возможность упустить нельзя! Осмотритесь и помогите своим знакомым, имеющим детей подходящего возраста.
Теперь о том, что

БУДЕТ ВСЕГДА.
В Тору опять не заглядываем, я хочу поговорить о празднике, в который мы вступаем, о Суккоте. И даже не о нём, а о той книге, которую читают во всех еврейских синагогах мира в дни Суккота. Мы её тоже не раз читали в нашей общине, и всегда я жалел, что не очень многие слышат её текст. И не просто текст, а с комментариями лучших еврейских умов. Эту книгу написал царь Соломон (Шломо), она выделяется из всех библейских книг. Именно поэтому она оказала самое большое, по сравнению с другими книгами, воздействие на еврейские умы. Надо сказать, что современному читателю непонятно, как вообще её включили в состав Библии, ведь многими еврейскими умами она воспринималась как еретическая книга (не путать с эротической).
Итак, мир в представлении Соломона (Эклезиаста) является не совсем таким, как он виделся другим еврейским мудрецам, даже совсем не таким. Если большинство авторитетов говорят о смысле жизни как о служении единому Богу и привнесении в мир Божественных идей, то Эклезиаст много раз повторяет свою главную фразу: «Всё суета сует и погоня за ветром». Не могу не привести самого начала книги, потому что автор сходу берёт тему «за рога»:
Суета сует, – сказал Коэлет; суета сует, все суета. Какая выгода человеку от всех трудов его, что он трудится под солнцем? Поколение уходит, и поколение приходит, а земля пребывает вовеки. И восходит солнце, и заходит солнце, и устремляется к месту своему, где оно восходит. Идет к югу и поворачивает к северу; кружится, кружится, движется ветер, и на круги свои возвращается ветер. Все реки текут в море, но море не переполняется; к месту, куда реки текут, туда вновь приходят они. Все вещи утомляют, и никто всего не может пересказать, – не насытятся очи тем, что видят, не переполнятся уши тем, что слышат. Что было, то и будет, и что творилось, то и будет твориться, и ничего нет нового под солнцем. Бывает, скажут о чем-то: "Гляди, это новое!" – а уже было оно в веках, что прошли до нас. Нет памяти о прежних поколениях, и о последующих, которые будут, не останется памяти у тех, что будут ещё позже.
Бессмысленно комментировать вечные слова, лучше дать их побольше. Буду выбирать бессистемно.
Собрал я себе и серебра, и золота, и сокровищ царей и государств; завел я себе певцов и певиц, и услады сынов человеческих, роскошные колесницы. И возвысился я более всех, кто был до меня в Иерушалаиме, и мудрость моя помогала мне. И ни в чем, что очи мои просили, я не отказывал им, ни от какой радости не удерживал я сердца своего… Но оглянулся я на все дела свои, что сделали руки мои, и на труды, что я свершил, и вот все суета и погоня за ветром, и нет в том пользы под солнцем. И обернулся я, чтобы взглянуть на мудрость, на безумие и глупость, ибо что может сделать тот, кто придет после царя? Лишь то, что уже делали! И увидел я, что есть преимущество у мудрости пред глупостью –оно такое же, как преимущество света перед тьмою.
..Поставлена глупость на высокие посты, а достойные внизу пребывают...
..Видел я рабов на конях и князей, шагавших пешком как рабы...
..Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда...
И обратился я, и видел, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их. Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них.
Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем.
Кто любит деньги, тот не насытится деньгами, а кто любит богатство, тому нет прибытка. И это – суета. Чем больше добра, тем больше поедающих его, а владельцу его – какая выгода? Разве что посмотреть своими глазами. Сладок сон труженика, мало ли, много ли съел он, но богатому пресыщение не дает спать. Тяжкий недуг видел я под солнцем, – богатство, хранимое на беду своему владельцу! И гибнет то богатство при несчастных обстоятельствах; родил он сына, а в руках у него ничего нет. Как вышел нагим из утробы матери своей, так и уйдет – таким же, каким пришел; и за труд свой ничего не унесет он в руке своей. И это тяжкий недуг: каким пришел, таким и отходит; и что пользы ему, что трудился на ветер? И все дни свои ест он во тьме, и много гневается, и болезни у него, и огорчения.
Хватит цитировать, я хотел только пробудить ваш интерес к этой книге. Её чтение мы постараемся и в этом году провести - напишу о времени в следующий раз. Эту книгу читают неслучайно в Суккот, когда человек, собравший урожай, самодоволен и счастлив «от трудов своих». Традиция нас учит, что всё в жизни можно потерять в одну минуту. Поэтому и сидим в суке, где нас продувает ветром и мочит дождём. Чтобы помнили, что богатство, счастье - всё временно. А коль так, значит, больше надо ценить всё, что имеем.
О других аспектах праздника поговорим на нём. А сейчас к тому, чем богаты. То есть к тому,

ЧТО ЕСТЬ.
Я всё ещё навёрстываю каникулярные пропуски, всё ещё отстаю от сегодняшнего дня на много недель. А ваши ссылки всё идут. Но когда-нибудь мы догоним время. А пока:
Наш «вечный» корреспондент Леонид Айзенберг из Бохума, который подбирает материалы совместно с женой, Софией Павлоцкой, прислал много материалов, просто некоторые из них не подходят по формату, то есть представляют собой не ссылки. Жаль, что мы пока не наладили их отправку вам! Но вот один, и я не удержался, а просто скопировал его, благо он не велик. Посмотрите, как в конструкцию звезды Давида накладываются все буквы еврейского алфавита. Кстати, если вы думаете, что он универсален, как гороскоп, то ошибаетесь: кириллица и латиница, не говоря уже об иероглифах и арабской вязи сюда не вписываются.


Вот ещё один материал от этой же супружеской пары из Бохума. Это о чудесах Торы. На эту тему я слушал лекцию из первых рук в Иерусалиме ещё в 1991-м году. Но с тех пор она не стала очень известной, хотя лет 10 назад о ней газета «Бильд» напечатала серию статей. Да и в русскоязычной прессе публиковались материалы об этом феномене. Почитайте, по крайней мере, это любопытно.
http://x-files.org.ua/articles.php?article_id=2717
Из почтового ящика Леонида И Софьи пришёл также рассказ об евреях – космонавтах. А было их на эту минуту не так уж мало: два раза по семь.
http://shaon.livejournal.com/151723.html
А это, присланный ими же, художественный фильм «Из ада в ад». Это лента Астрахана, мы её показывали в общине на большом экране. Кто не видел, посмотрите. Она об евреях, ставших жертвами двух ненавистей: немецкой и польской. События, о которых рассказывается в фильме, известны, здесь они изложены средствами художественного кинематографа.
http://video.google.com/googleplayer.swf?docid=8682095905071991402

Вот рассказ Хазанова о нашей национальности. Всегда полезно послушать. Спасибо опять же Леониду и Софии.
http://www.youtube.com/watch?v=34npU4i5KMo&feature=related
А теперь немного веселья из Бохума и …Москвы.
http://video.mail.ru/mail/vasilevase/_myvideo/38.html?liked=1
Вот рассказ Андрея Битова о евреях, встречающихся в его жизни. Посмотрите. Ссылку прислал Ехиль Белиловский (Оберхаузен).
http://docmorgulis.livejournal.com/42657.html
От великого до смешного одна строчка. Насколько смешно будет смотреть на «Новых еврейских бабок», трудно сказать – надо вслушиваться в песни. Прислал тоже Ехиль Белиловский.
http://www.youtube.com/watch?v=vY4RvxmkH0Q&feature=g-vrec
Вот ещё один весёлый клип – кто прислал проследить не смог.
http://www.youtube.com/watch?v=-x0BjUS9ApQ&feature=youtube_gdata_player
Делаю ещё одно исключение – публикую в поле письма очень важный материал – его прислали сразу несколько корреспондентов. Речь эта очень умная. Кто не читал, сделайте это.
А я прощаюсь с вами, надеюсь, что до следующей недели. Шаббат шалом!
Ваш Л. Ш.
Посол Израиля в ООН - о мифах и реальности Ближнего Востока

"В пустынях Ближнего Востока хорошо растут только мифы, а факты остаются
погребены в песке".
Из речи посла

Выступая на очередном обсуждении ситуации на Ближнем Востоке в Совете
Безопасности ООН, посол Израиля Рон Просор, в частности, сказал:

"Уинстон Черчилль отметил, что "пока правда надевает штаны, ложь
успевает обежать полмира". В пустынях Ближнего Востока хорошо растут
только мифы, а факты остаются погребены в песке. Мифы, рожденные в нашем
регионе, путешествуют по миру, и часто попадают в этот зал. Я хотел бы
воспользоваться этой возможностью, чтобы перечислить несколько таких
мифов, ставших постоянным препятствием на пути к плодотворной дискуссии по
Ближнему Востоку в Организации Объединенных Наций".

"МИФ НОМЕР ОДИН: Палестино-израильский конфликт является центральной
проблемой региона. Решив его, мы решим все остальные конфликты Ближнего
Востока".

Для Израиля и палестинцев важно найти, наконец, решение, которое
позволит завершить наш многолетний раздор. Однако правда состоит в том,
что конфликты в Сирии, Йемене, Египте, Бахрейне и других странах региона
не имеют к Израилю никакого отношения.

Даже мир между евреями и арабами не остановит преследование меньшинств в
регионе, не покончит с дискриминацией женщин, не излечит этническую вражду
и сектантскую рознь. Антиизраильский психоз не помешал президенту Асаду
раздавить танками целые кварталы - наоборот, он лишь отвлек внимание от
преступлений сирийского диктатора. Уделяя подавляющее большинство времени
этих дебатов день за днем и месяц за месяцем тематике
палестино-израильского конфликта, вы не остановили обогатительные
центрифуги в Иране. Сегодня иранская погоня за ядерным оружием стала
главной угрозой безопасности Ближнего Востока и всего мира.

Иранская ядерная программа несется на всех парах вперед, как скорый
поезд, а вот усилия международного сообщества остановить Тегеран движутся
не спеша, как трамвай, с регулярными остановками, на которых некоторые
страны могут подняться в вагон, а некоторые - сойти с него. Опасность
бездействия ясна всем - мы не можем допустить, чтобы дипломатические
переговоры дали иранскому режиму еще один шанс потянуть время, продвигаясь
одновременно по пути к атомной бомбе.

"МИФ НОМЕР ДВА: В секторе Газы бушует гуманитарный кризис"

Многие международные организации, и в том числе заместитель главы
представительства Красного Креста, четко разъяснили - никакого
гуманитарного кризиса в Газе нет. ВНП этого анклава вырос в реальных
цифрах более чем на 25 процентов за первые три квартала минувшего года.
Экспорт из Газы растет. Международные гуманитарные проекты реализуются
максимально быстрыми темпами. Нет ни одного товара гражданского
назначения, ввоз которого в Газу запрещен Израилем.

Однако пока в Газу идет помощь, оттуда летят ракеты. Таков подлинный
"кризис Газы". Такова подлинная причина, тормозящая развитие этого
региона.

Уравнение решения этого кризиса простое. Если в Израиле будет тихо -
тихо будет и в Газе. До тех пор, пока террористы пользуются жителями
анклава как живым щитом, обстреливая ракетами наши города - население Газы
будет страдать. Каждая ракета, выпускаемая с территории сектора, несет на
себе потенциал политического землетрясения, последствия которого могут
выплеснуться далеко за пределы Израиля. Одной ракеты, которая упадет "не
вовремя" и "не туда", хватит, чтобы коренным образом изменить ситуацию и
вынудить израильское руководство принять ответные меры совершенно иного
характера, чем до сих пор.

Пришло время, чтобы Совет осознал всю опасность такого положения дел. До
сих пор Совет Безопасности ООН не осудил ни одной ракетной атаки из
сектора Газы. Уроки истории очевидны - сегодняшнее молчание обернется
завтра трагедией.

МИФ НОМЕР ТРИ: Главным препятствием к миру являются еврейские поселения

Сколько раз в этом зале нам приходилось слышать этот заезженный
аргумент? Меньше месяца назад, Совет ООН по правам человека предложил
направить в Израиль очередную "миссию по выяснению фактов", которая -
сюрприз! - будет расследовать израильские поселения.

Позвольте мне сегодня попытаться сэкономить Совету по правам человека и
всему международному сообществу немного времени и сил. Ничего не надо
расследовать. Факты уже давно ясны и доступны всем.

Факты таковы: с 1948 по 1967 год, т.н. "Западный Берег" был частью
Иордании, а Газа - частью Египта. За этот период арабский мир и пальцем не
шевельнул, чтобы создать палестинское государство. Арабский мир стремился
уничтожить Израиль, когда на Западном Берегу и в Газе не было ни одного
поселения.

Факты таковы: в 2005 году мы ликвидировали все поселения в секторе Газы
- и получили взамен только ракетные удары по нашим городам.

Факты таковы: нынешнее израильское правительство ввело беспрецедентный
десятимесячный мораторий на строительство в поселениях. Палестинское
руководство воспользовалось этим, чтобы начать с нами и с международным
сообществом гонку в никуда. В течение девяти месяцев оно отвергало
мораторий как "недостаточный" - а затем потребовало его продления. Как
отметил бывший специальный представитель США в регионе Джордж Митчелл,
"то, что было для палестинцев еще вчера менее чем никчемным, сегодня вдруг
стало обязательным условием переговоров".

Не поселения являются главным препятствием на пути к миру, но так
называемое "право на возвращение" - и палестинский отказ признать право
Израиля на существование как еврейского государства.

Вы никогда не услышите от палестинских лидеров формулировки "два
государства для двух народов" - просто потому, что они требуют независимой
Палестины для себя, настаивая при этом на праве на "возвращение" своих
соплеменников - в еврейское государство! Речь идет об уничтожении Израиля.

Некоторые из вас ответят мне: "Ну, посол, что вы? Палестинцы знают, что
им придется отказаться от этого требования, они уже шепчут об этом за
столом переговоров". Так вот - никогда еще палестинские руководители не
заявляли публично, что они откажутся от "права на возвращение". Они не
говорили этого ни нам, ни своему народу, ни арабскому миру, ни
международному сообществу - никому. И поскольку они отказываются сказать
палестинскому народу правду, эту работу должно сделать за них мировое
сообщество. Вы должны четко провозгласить - "право на возвращение" и мир
несовместимы.

Однако, вместо того чтобы сказать палестинцам правду, большая часть
международного сообщества предпочитает молчать, пока арабский мир отрицает
и опровергает историческую связь еврейского народа с Землей Израиля. По
всему арабскому миру, и даже за этим столом, мы слышим обвинения Израиля в
"иудаизации Иерусалима". Эти обвинения запоздали на три тысячи лет. Это так
же глупо, как обвинять NBA в "американизации" баскетбола.

Как и многие другие народы, представленные за этим столом, еврейский
народ хранит гордое наследие своих царей и цариц древнего прошлого. Вот
только наше наследие чуть более древнее. С тех пор, как в десятом веке до
нашей эры царь Давид заложил первый камень в фундамент своего дворца,
Иерусалим был центром и сердцем нашей веры.

Раз за разом здесь, в зале Совета Безопасности, раздаются утверждения,
будто Израиль осуществляет "этническую чистку" Иерусалима. Это при том,
что с 1967 года доля арабского населения города выросла с 26 до 35
процентов!

Святые места Иерусалима, вечной столицы еврейского народа, были закрыты
для евреев - и только для них! - с 1948 по 1967 год. Свобода
вероисповедания для всех - но только не для нас. И ни одного слова по
этому поводу не прозвучало тогда от мирового сообщества!

С тех пор, как Израиль объединил Иерусалим, город процветает в атмосфере
терпимости и свободы. Впервые за века, святые места, которые раньше были
закрыты для представителей разных конфессий, открыты для постоянного
богослужения - всем. Таков принцип, закрепленный в наших ценностях, в
наших законах, в наших поступках.

Есть еще одна великая истина, которую эта организация умудрилась
проигнорировать вот уже 64 года. В тысячах страниц отчетов ООН по всем
аспектам палестино-израильского конфликта, в "работе" всех следственных
комиссий, в сотнях часов дебатов по Ближнему Востоку, есть одна
нерассказанная история. Точнее - более 850 тысяч таких историй.

Более 850 тысяч евреев были изгнаны из арабских стран за последние 64
года. Они принадлежали к динамичным общинам с тысячелетней историей. На
берегах Тигра и Евфрата евреи Вавилона создали целый ряд святых книг
иудаизма и процветали в течение двадцати веков. В великолепных синагогах и
библиотеках Каира евреи Египта хранили интеллектуальные и научные сокровища
древности. От Алеппо до Адена и Александрии, евреи вносили свой вклад в
развитие арабского мира как ученые, музыканты, предприниматели, писатели...

Все эти общины были уничтожены. Собственность, веками принадлежавшая
евреям, была украдена. Еврейские кварталы - разрушены. Погромщики
разграбили синагоги, осквернили кладбища, убили и искалечили тысячи
евреев. Докладами ООН о положении палестинских беженцев можно набить
стадионы, но ни капли чернил не пролилось о судьбе беженцев-евреев.

В 1088 резолюциях ООН по Ближнему Востоку нет ни слова, ни слога об
изгнании евреев из арабских стран. 172 резолюции посвящены исключительно
"проблеме палестинских беженцев", проблеме еврейских беженцев - ни одной.
Назвать такое положение "двойным стандартом" - значит не сказать ничего.

Кое-кому в этом зале такая ситуация весьма удобна, но она несправедлива.
Пришло время, чтобы ООН перестала быть замешана в попытках стереть из
истории судьбы 850 тысяч человек. Пришло время открыто заговорить в этом
зале о той роли, которую сыграл арабский мир в сохранении палестинцев на
положении беженцев в течение шести десятков лет.

Евреи арабских стран, попав в Израиль, тоже очутились в лагерях
беженцев. Сегодня на их месте - цветущие города и поселки. Лагеря беженцев
в арабских странах стали местом размножения новых беженцев. Израиль
приветствовал своих собратьев-беженцев, вручил им гражданство и
воспользовался их огромным человеческим потенциалом. Поднявшись на высоты
израильского общества, они подняли и весь Израиль на новую высоту.

Представьте себе, что было бы, если бы арабские страны поступили так же
с палестинскими беженцами. Вместо этого арабские режимы цинично, поколение
за поколением, увековечили бедственное положение палестинцев. Почти во всех
арабских странах палестинцы и сегодня лишены гражданства, прав и
возможностей реализовать свой потенциал.

Все это - факты. Их нельзя забыть, их нельзя проигнорировать, если мы
действительно хотим продвигаться вперед по пути к миру.

Я приберег к завершению своего выступления самый очевидный миф - миф о
том, что можно достичь мира между Израилем и палестинцами в обход прямых
переговоров между сторонами. История учит, что мир и переговоры о нем
разделить нельзя.

Прямые переговоры - это единственный инструмент и единственный путь к
двум государствам для двух народов. В январе в Аммане израильская сторона
сделала палестинцам конкретное предложение о возобновлении прямых
переговоров. Мы представили палестинской стороне наши позиции по всем
пунктам разногласий.

Это предложение, это израильское видение мира между нами, было
проигнорировано, а палестинское руководство продолжает выдумывать все
новые предварительные условия для того, чтобы сесть с нами за стол
переговоров. Палестинских представителей можно встретить где угодно -
только не на переговорах! Пришло время, чтобы они, наконец, отказались от
своих односторонних попыток придать нашему конфликту международный
характер, и вернулись на единственно реальный путь к миру.

За короткую историю возрожденного Израиля мы потеряли более 22 тысяч
граждан в войнах и от рук террористов. Несмотря на постоянную угрозу и
малые размеры, за 64 года со дня провозглашения независимости Израиль не
только выжил - он процветает.

Я прохожу по залам ООН, полный гордости за мой необыкновенный народ - за
семь миллионов человек, из которых вышли десять Нобелевских лауреатов; за
страну, которая отправляет спутники в космос и электромобили на наши шоссе;
за страну, чья технология живет в мобильных телефонах, солнечных батареях и
медицинских инструментах.

В Израиле принято отмечать День Независимости сразу после Дня Памяти
павших, и в этом есть глубокий смысл. И в день нашего торжества мы не
снимаем с себя тяжкое бремя наших страданий и наших жертв.

Урок нашей памяти прост и понятен. Мы не имеем права игнорировать
опасность, угрожающую нам. Мы не можем делать вид, будто нас окружают
стабильные просвещенные демократии.

И в то же время мы никогда не откажемся от надежды на подлинный мир.
Слишком уж высока цена конфликта. Слишком уж велико зло войны. Осознание
этой базисной истины движет нашими лидерами.

В этот момент опасной нестабильности бурлящего Ближнего Востока именно
на Совете Безопасности ООН лежит как никогда высокая ответственность -
отделить миф от правды, и факты от вымысла. Никогда прямота и честность не
были в такой высокой цене. Никогда еще не была так ясна необходимость в
откровенном диалоге. Пришло время, чтобы этот Совет вырвался из паутины
старых иллюзий и посадил первые зерна по-настоящему "открытой" дискуссии о
судьбе Ближнего Востока. Меньшей ценой стоящие перед нами задачи не решить.

Keine Kommentare: