Dienstag, 2. Oktober 2012

Суккот 1 - 5773

Друзья, шалом! Это письмо вы получите в начале недели, этому есть причина, о ней позже. А пока – «Хава». Её спокойно танцуют на израильских улицах.
http://www.youtube.com/watch?v=FqN10hZ4FSw&feature=related
Впрочем, на улицах, кажется, Гаваны тоже.
http://www.youtube.com/watch?v=sss1BTQFPYY&feature=related
А теперь перейдём быстренько к тому,
что было.
В пятницу прошёл «Spiegel». Те, кто были на нём впервые, отметили, что он полезен и интересен. «Spiegel», как и планировалось, мягко перешёл во встречу «При свечах». На ней было многолюдно. Что сопряжено с «растеканием» разговоров по группам. Поэтому не могу описать, о чём говорилось. О чём пелось, могу – обычные субботние песни. Что елось, тоже могу – Елена Банд, как всегда, приготовила вкусную картошечку – на неё хорошо «легли» селёдочка и принесённые гостями закусочки. Расцеловал бы женщин, которые так вкусно готовят, но иногда готовят и мужчины, в связи с чем не хочется заводить такую традицию. Уж лучше дамам вручить по цветочку.
В субботу мы принимали спектакль театра «Кулисы» из Дюссельдорфа. К великому сожалению, зрителей на «Странной миссис Сэвидж» было немного – всё-таки цена отпугнула. А жаль! Те, кто пришёл, устроили актёрам и режиссёру овацию в конце спектакля. Это говорит о многом, если не обо всём. Актёры нашего театра, которые смотрели спектакль гостей из Дюссельдорфа во второй раз, отнеслись к нему, конечно, строже обычных зрителей, но не явились-то обычные зрители. А те, которые пришли… Одна женщина до начала всё спрашивала, нельзя ли купить билет подешевле? Мы объясняли, что цену назначали не мы, что она не пожалеет 10 евро… А после спектакля она подошла, извинилась и сказала, что была не права – спектакль стоит дороже 10 евро. В общем, не буду вас утомлять отзывами отдельных зрителей, повторю лишь тезис о коллективных аплодисментах. А кто хорошо дома заховался и не пришёл, я не виноват.
В воскресенье хор «Рина» выступал на межрелигиозном празднике. Хорошо выступал. Всё было мило, только я внёс, кажется, диссонансную нотку в благообразный праздник под названием «Спасибо, что мы вместе!». Напомнил о том, что кёльнский судья принял антисемитское и антимусульманское решение о запрете обрезания мальчиков. О том, что вся Германия обсуждает сейчас книгу «Neukoln ist uberall», в которой говорится, что в этом «иностранном» районе Берлина нормальному человеку невозможно без неприятных приключений пройти. О том, что всегда было ясно, что умилительная политика под идиотским названием «мульти-культи» является тупиком, поскольку у большинства приезжих иностранцев вместо «культи» духовная культя. Поэтому немецкому обществу нужно научиться говорить правду, а также вводить такие законы, которые не позволят плевать на полицейских, лить колу на голову водителя автобуса и задирать всякого человека, встретившегося взглядом с представителем «мульти-культи» из, скажем, арабского квартала.
Реакции на моё выступление я не дождался (может, к лучшему), так как пришлось сразу уехать в Унну – там в этот день наш театр давал «Кошерную леди». Хотя билеты были значительно дешевле, чем на «Миссис Сэвидж» (цену опять же определяли не мы), зал тоже был далеко не полон. На этом сходство не закончилось – нам тоже устроили овацию. Спектакль прошёл совсем неплохо, хотя работа над ошибками предстоит. Они зрителю не видны, но в зале были люди, которые смотрели «Кошерную леди» минимум два раза. По их свидетельству, сегодняшний спектакль разительным образом отличается от первоначального варианта. В лучшую сторону, разумеется. Это результат многочисленных работ над ошибками. Теперь, когда мы включены в профессиональную программу и полагаем, что в 2013 году будет много поездок со спектаклем, надо серьёзно подойти к исправлению многих вопросов. Конечно, это внутреннее дело театра, и делюсь я с вами этим только для того, чтобы сказать: мы стали лучше, это раз, и заинтриговать вас – возможно, вы придёте на «Кошерную леди» ещё разок, чтобы убедиться, что она стала неузнаваемо лучше. Это два. Вот, приглашаю вас, а когда мы её покажем на родной сцене, даже не знаю. Но покажем, обещаю.
Теперь о том,

ЧТО БУДЕТ
В среду в нашей общине выступает хор дюйсбургской общины под руководством Любови Меджибовской. Собственно, это и есть причина, по которой вы читаете это письмо раньше обычного. Дело в том, что не так часто у нас происходят мероприятия посреди недели. Вот и на сей раз в среду, а это праздничный день, у нас концерт. Хочется вам напомнить об этом. Дело не только в том, что неприятен пустой зал, а и в том, что те, кто хочет увидеть и услышать это выступление, должны иметь такую возможность. Чтобы потом они не говорили: «Что же вы нам не напомнили? Мы так хотели посмотреть хор из Дюйсбурга!». Честно говоря, я сам его видел единственный раз лет 12 назад. Тогда был праздник Хануки, меня пригласили в русском Центре Мюльхайма рассказать о нём, и там пел этот хор. Конечно, мне интересно, как он за это время изменился? Безусловно, у большинства из вас, друзья, не такой длительный перерыв в общении с этим хором, но полагаю, что он всё-таки есть. Поэтому и напоминаю: в среду, в 15 часов у нас в гостях хор «Ахава» из дюйсбургской общины. Это интересно ещё и тем, что там поют несколько участниц нашего хора. Поболеем за них? Нет, давайте болеть за возрождение еврейской культуры. Вне зависимости от того, где она прорастает.
В пятницу - «При свечах» В 18 часов. А в воскресенье праздник Суккот. Как всегда, на свежем воздухе. В нашей импровизированной суке. С кантором Диди Поджусом. С вином и «четырьмя видами». С хорошим настроением. С соплеменниками и друзьями. Милости просим! Добро пожаловать! Приходите, черти! Не пожалеете. В 16 часов начало. Конец не установлен – когда надоест.
В связи с праздником «Ликбеза» не будет. Но читку «Эклезиаста» мы планировали провести. Попробуем сделать в пятницу в 17.30.
Возобновляем внесение информации о теле- радиопрограммах предстоящей недели. Тех, что на близкие нам темы. Естественно, на немецком языке.

По пятницам: 15.50, Deutschlandfunk: Schalom. Judisches Leben heute
18.07-18.30 , DeutschlandRadio Kultur: „Aus der judischen Welt" und „Shabbat"
Cреда, 3.10, 7.00 – 8.00, arte: Morgenland und Abendland (3/7). Die arabische Eroberung. Doku
Четверг, 4. 10, 6.55 – 7.55, arte: Morgenland und Abendland (4/7). Das goldene Zeitalter des Islam
Пятница, 5.10, 5.45, ZDF info: Hitlers Machterschleichung. Dokumentarfilm 1999
Теперь давайте о том, что
БУДЕТ ВСЕГДА
В прошлый раз мы цитировали книгу Соломона «Эклезиаст». Я не рассчитывал, что это письмо будет раньше обычного, поэтому вернусь к празднику Суккот. Хочу коснуться лишь одного его аспекта. Как известно, Суккот - это повод радоваться единству еврейского народа, как во всех его поколениях, так и в поколении ныне живущих. Ещё это праздник единства евреев и остального мира. Но знает ли об этом остальной мир? К сожалению, он не прислушивался к еврейским праздничным маршам, хотя именно такая мелодия в них прослушивается. Эта тема появилась в еврейском мировоззрении тысячи лет назад. И пронесена через столетия преследований окружающего мира. Погромы, кровавые наветы, походы крестоносцев, нюрнбергские законы, Холокост – и через всё это пронесено понимание 9и празднование) того, что все люди - братья по планете Земля. Пронесено желание жить в мире и дружбе вопреки нашим разным взглядам. У евреев это выражалось в том числе в принесении особых 70 жертв. По числу народов, которые стали родоначальниками остальных народов мира. Выражалось также в том, что еврейский пророк выдохнул самые главные слова человеческого общежития: «И не поднимет народ меча на народ, и не будут учиться воевать». Представляете, почти три тысячи лет назад были сказаны эти слова, а и сегодня до их реализации осталась бездна времени и бездна расстояния, которое людям надо преодолеть друг к другу. Это еврейское понимание выражалось ещё в том, что иудаизм никогда никого не заставлял примкнуть к иудаизму – наоборот, делал это трудноватым. Упомянутый царь Соломон говорил, о том, что чужому человеку надо сделать по просьбе его. При этом им упоминалось, что своим, то есть евреям, надо делать по справедливости. Полагаю, что комментарии не нужны. Законы гостеприимства, кстати, придуманы тоже евреями – это один из столпов их отношения к миру.
Вот несколько цитат на эту тему:
Запрещено чинить какое-либо препятствие нееврею». Талмуд (Авода Зара 6а)
Необходимо посещать неевреев, когда они больны, необходимо давать подаяние беднякам-неевреям. Талмуд (Гитин 61а)
Необходимо почитать пожилого нееврея. Талмуд (Кидушин 33а):
Запрещено красть у нееврея. Рамбам (Гзела 1: 2)
Тому, кто убьёт нееврея, полагается смертная казнь. Мехильта (Мишпатим 4):

Примеры можно множить. Вот ещё один: в Талмуде (Хулин 92 б). сказано «Запрещено лгать нееврею». Но это не всё. На одном из последних вечеров я включил в викторину такой вопрос: „В Талмуде сказано, что обманывать гоя хуже, чем еврея. Почему?». Ответ прост: потому что любая ложь есть нарушение правил морали, а во втором случае ложь ещё позорит Израиль.

К великому сожалению, другие народы не приняли еврейских правил. И выразилось это, в первую очередь, в их отношении к самим евреям. Сегодня еврейский подход к миру в этом вопросе овладел умами лучших людей, среди них масса религиозных, в первую очередь, христиан. Именно большинство таких присутствовало на том празднике, о котором я упоминал в начале. И хотя к Израилю в Германии неприязненно относится 69% населения (вчерашний номер «Еврейской газеты»), тем не менее друзей у нас здесь всё-таки немало. Это мы видим на тех же концертах «Рины». Их количество зависит и от нашего с вами отношения к миру. От того будем ли мы «позорить Израиль».

Теперь о том,

ЧТО ЕСТЬ

Начинаем опять с почты Леонида Айзенберга и Софии Павлоцкой. Первый материал о весёлом человеке. Читайте и поражайтесь!
http://echo.msk.ru/blog/b_akunin/931837-echo/
Ими же прислан исторический материал, на который можно выйти по этой ссылке:
http://berkovich-zametki.com/2012/Zametki/Nomer5/Kremer1.php
А этот фильм снят в одном месте. Только с перерывом в 70 лет. Кстати, несколько дней назад была очередная годовщина Бабьего Яра.
http://www.youtube.com/watch?v=zB7S5l-y-Qg&feature=related
Ещё пару недель назад я был «завален» присланными материалами. Всё – зпасники опустошены. Завершаю рассказом прямо в поле письма. Его прислала Кира Нагутова (Дюссельдорф). Это хороший знак, значит, дело у неё идёт на поправку. Спасибо и здоровья!
Теперь насчёт здоровья. Поступила информация от руководства известной дюйсбургской фирма «Sana-Vita», занимающейся уходом за больными и пожилыми людьми, ищет сотрудни(цу)ка, имеющего специальность (пишу по-немецки, чтобы не было путаницы) Krankenschwester, Alten- oder Krankenpflegerin (Helferin). Разумеется, специальность должна быть получена либо подтверждена в Германии.
Полагаю, что мы ещё не раз будем говорить о деятельности этой фирмы, пока же была оперативная, то есть срочная информация. Кто ею воспользуется, тому повезёт. Потому что (экспромт по этому поводу):
Все знают: лишь элита Трудится в «Сана-Вита»!

Всё, прощаюсь. Хорошего вам времяпрепровождения! Ему будет способствовать присутствие на дюйсбургском хоре и нашем празднике в суке. До встреч!

Л. Ш.

Есть такая эзотерическая поговорка: «Тот, кто идет, того ведут. Тот, кто упирается, того тащат». И проявляется это рано или поздно в жизни каждогочеловека. Только не все умеют понимать намеки и читать знаки, посылаемые Небом.
Историю, которая легла в основу этого рассказа, я недавно услышала от знакомой. Меня она настолько потрясла, что я ходила переполненная ею несколько дней, пока не поняла наконец, что должна о ней написать. Ведь мы так часто, читая закрученные сюжеты в художественной литературе, морщимся и ворчим, что тут уж автор чересчур загнул, притянул за уши, что в жизни такое бывает. И зачастую не отдаем себе отчета в том, что ситуации реальной жизни оказываются иногда значительно более «нереальными», чем любые писательские выдумки. Ведь Тот, Кто «пишет» истории наших жизней, просто ведет нас туда, куда сами мы еще долго не додумались бы повернуть. И иногда мы понимаем только очень уже толстые намеки.======================================
«Странноватый он какой-то», — краем сознания отметила про себя Таня, пока довольно молодой еще человек усаживался в стоявшее перед ее столом кресло. И продолжила уже вслух:
– Добрый день! Можно вашу карточку?
– Добрый день, — ответил он дружелюбно и полез во внутренний карман черного пиджака.
Пока посетитель доставал из портмоне голубую карточку больничной кассы,
Таня смотрела на него, пытаясь понять, что показалось ей необычным в этом стандартно одетом религиозном еврее. Обыкновенный черный костюм, разве что необычайно хорошо сидящий и отглаженный, обычная черная шляпа, нити цицит, как положено, свисают по бокам. Что ж тут необычного? В Иерусалиме едва ли не каждый третий мужчина так выглядит. А то, что его раскатистое «р» немедленно выдает в нем американца, так и это здесь не такая уж редкость.
– Пожалуйста, — посетитель протянул карточку, и она взяла ее из протянутой руки, причем пальцы их на какую-то долю мгновения соприкоснулись.
«А вот это уж действительно странно», — подумала Таня, привыкшая к тому, что религиозный еврей никогда не передаст ничего женщине из рук в руки — всегда положит документ или карточку перед ней на стол.
Пока она выстукивала номер его удостоверения личности, чтобы открыть нужную страничку, он смотрел на нее, ожидая, пока можно будет сказать, что ему нужно.
И этот прямой, дружелюбный взгляд тоже вызвал ее удивление: харедим (так называют здесь религиозных ортодоксов, одевающихся в традиционную черную одежду) никогда не смотрят так прямо на женщину, всегда разговаривают либо опустив глаза, либо глядя куда-то в сторону. Уж Таня знает: их тут у нее десятки бывают каждый день. И чувствуют себя, как правило, неуютно, сидя перед ней, женщиной молодой и красивой (это она тоже знает). Смотрят в сторону, а пока она печатает для них всякие необходимые медицинские бумажки, бросают на нее косые взгляды, которые она, конечно, замечает. А этот смотрит прямо. Но дело не только в этом. Что-то есть в его взгляде такое, словно смотрит он на нее, а видит что-то другое, ему одному видимое…
Ему нужно было платежное обязательство для жены для посещения больничного врача, и на его оформление потребовалось несколько минут. Отвечая на Танины вопросы на вполне сносном иврите, он иногда смущенно улыбался, когда привыкший к английскому язык с трудом выговаривал редкие длинные слова. Улыбался ЕЙ, посторонней женщине!
– Вы давно в Израиле? — не выдержав, задала она не относящийся к делувопрос.
– Несколько лет.
– А религиозным всегда были? Вы из религиозной семьи? — это был именно тот вопрос, который на самом деле крутился у нее на языке уже несколько минут.
– О, нет. Я из совершенно светской среды. Меня чудо к религии привело.
– Чудо? Какое же чудо? — Таня с неподдельным интересом распахнула своизеленые глаза. Вот не зря же ей интуиция подсказывала с первой минуты, чточто-то в нем необычное!
— Расскажите! — попросила она, бросив взгляд на рядпустых стульев и с неожиданной радостью убедившись, что после него никогонет.
– Я вообще-то бизнесмен, у меня ювелирный бизнес, производство ювелирных изделий, — с готовностью начал странный посетитель, — жил в Нью-Йорке, преуспевал, летал по делам своего бизнеса по всему свету, в том числе, конечно, и
в Израиль. О религии и не помышлял. Знаете, когда у нас все благополучно, мы, как правило, считаем, что сами всего достигли…
Таня согласно кивнула: эта мысль и ей самой уже не раз приходила в голову. Когда живешь в Иерусалиме, если шкура не очень задубела, ближе чувствуешь Небо, и даже если ты совсем не религиозный, и даже если вовсе не еврей, как-то начинаешь ощущать, что живешь не только на земле.
– Очередной раз прилетел в Израиль в 2001 году, в середине лета, —продолжил человек после едва заметной паузы. — Мотался тут по разным делам, встреч было запланировано много. Девятого августа с утра была у меня встреча с клиентом в Тель-Авиве, а днем, в два часа, я должен был встретиться на пару минут со своим израильским адвокатом, у которого офис был на улице Кинг Джордж. Нужно было подписать ему доверенность на ведение моих дел. Приехал из Тель-Авива в начале второго, на нормальный ланч времени уже не оставалось, и я решил заскочить в пиццерию на углу Кинг Джордж и Яффо. Помните, была там раньше большая пиццерия «Сбарро»?
Помнит ли она?! Еще не зная продолжения, она почувствовала озноб, и руки ее похолодели. Она вспомнила тот страшный взрыв, от которого в здании на расстоянии двух кварталов от того угла задрожали стекла. Почти сразу завыли сирены полиции и амбулансов. Таня не помнила потом, как оказалась на улице.
Она бежала туда, где раздался взрыв, не думая, зачем она это делает, а на встречу
ей бежали люди с искаженными от ужаса лицами. Ей казалось, что кто-то там
зовет на помощь, и она сможет кому-то помочь. Мысль о том, что она даже не медик, а всего только медицинский регистратор, как-то не приходила в тот момент в голову.
«Стоп! Дальше нельзя!» —девушка-полицейский, тянувшая красную оградительную ленту, схватила ее заруку.
Но Таня остановилась не поэтому. Она остановилась, потому что ее внимание привлек какой-то предмет на капоте белой машины с выбитыми стеклами. Она всматривалась, пытаясь понять, что ей напоминает этот странный предмет, как он называется. И уже падая, она вдруг вспомнила: рука, это рука…
Маленькая детская ладошка, беспомощно раскрытая и ни к чемуне присоединенная, лежала на капоте машины.
Кто-то поднял Таню, кто-то дал воды, спросил, не ранена ли она. Нет, она небыла ранена. Она только навсегда запомнила ту детскую ладошку, ставшую никому не нужной. Она и до сих пор иногда просыпается ночью в холодном поту, увидев ту оставшуюся бес хозной ручку
– Что с вами? Вам нехорошо? — удивленно и несколько встревожено спросилчеловек.
– Нет-нет, все в порядке. Продолжайте, пожалуйста. Что же было дальше? Выбыли ТАМ?
– Да, стоял в очереди. Очередь была огромная. Середина дня, самый центр города, летние каникулы — полно подростков, семей с детьми. За мной стоял немолодой человек в вязаной кипе, который заметил, что я то и дело посматриваю на часы. «Торопишься?» — спросил он. «Да, встреча у меня тут совсем рядом, — ответил я, — и всего на несколько минут. И очередь пропускать жалко, и на встречу опаздывать неудобно, а тут еще стоять добрых двадцать минут». — «А ты иди, — сказал мне этот человек. — Беги скорей, а потом вернешься, и я скажу, что ты передо мной стоял».
– Вы не успели вернуться?
–Да, когда раздался взрыв, я еще не успел добежать до дверей адвокатской конторы. Бросился обратно, сам не зная, зачем. Потом уже понял: хотел знать, жив ли он. То, что там творилось, я вам описывать не буду…
– Не надо, я знаю, — пробормотала Таня.
– Вы там были?!
– Да. Он погиб?– Представьте себе, выжил. Я видел, как его забирали в амбуланс, но неуспел спросить, в какую больницу его повезут. Искал весь день по всем больницам, даже не понятно, как нашел. Я ведь и имени его не знал. Он был ранен тяжело. Когда я его нашел, его уже успели вывезти из операционной, но наркоз еще не отошел. С ним сидели его сыновья. Тут я узнал, что имя его Йоси, рассказал им, что их отец спас мне жизнь, сказал, что я ему теперь до гроба должник. Дал им свою визитку, попросил сообщить, если будет нужна любая помощь, если будут в Нью-Йорке, и вообще… Посидел с ними немного и ушел. Улетел на следующий день домой: здесь все дела были закончены. Летел обратно и думал о том, как люди здесь могут жить в таком ужасе, когда их взрывают вот так, средь бела дня… Взрывают только потому, что они — евреи. Потрясение было страшное, и месяц еще я был, как во сне. Но когда живешь впостоянном деловом напряжении, любые самые сильные впечатления стираются под наплывом новых.
Он замолк, словно вспоминая, что же было дальше.
– Мой нью-йоркский офис был на 98-м этаже одной из Башен-близнецов. Северной. Вид оттуда открывался, как из самолета. И главное — небо вокруг. Я любил приходить на работу пораньше, до всех дорожных пробок, сидеть несколько минут, глядя в окно, и набираться этой красоты на весь остальнойдень. Вот и 11 сентября я прибежал к себе в офис и сел у окна. Не успел расслабиться, как зазвонил телефон. Кто бы вы думали? Сын того самого Йоси. Оказалось, что его привезли в Нью-Йорк для какой-то сложной операции, которую в Израиле почему-то не брались делать.
«Он тебя помнит. Хочешь приехать?» — спросил сын Йоси. Еще бы! Я глянул на часы, тут же наговорил сообщение секретарше, которая еще не пришла, сказал, что вернусь через пару часов, и выскочил на улицу. Поймал такси и через полчаса был уже у Йоси вбольнице. Как раз когда по телевизору начали показывать, как в мой офис влетел самолет.– Вот тогда я и понял, что не в Йоси дело. То есть не только в Йоси. Спас-то меня, конечно, он, но не совсем по своей инициативе — он был ПОСЛАН меня спасти.
Ведь у каждого на роду написано, когда ему уходить из этого мира и каким путем. И каждому отпущено время для выполнения того, зачем родился.
Если еще не выполнил свое предназначение, то нельзя тебе уходить.
После этого я решил, что пора мне стать настоящим евреем и начать учитьТору.
И жить на своем месте, где нас убивают за то, что мы евреи, но где мытолько и можем жить.
Элеонора ШИФРИН

Keine Kommentare: