Freitag, 18. Januar 2013

Бо 5773

Шалом, друзья и подруги! Шалом!
Помните, у нас в газете был рассказ Якова Шварцмана о том, как на свадьбе к музыкантам подошёл подвыпивший гость и упрекнул их, мол, здесь свадьба, а вы похоронные вещи играете. И удивлённым музыкантам пояснил, что нельзя на свадьбе играть про могилу Хавы. Но нам с вами можно её слушать. Тем более, что со свадьбой нас связывают (не)приятные воспоминания и еврей Мендельсон. Сейчас «Хаву» будет петь , по-моему, китайский хор. Там, правда, присутствует фамилия Гольдман, но где нет евреев? Звучат они выше всяких похвал. Я имею в виду китайцев, а не евреев.
http://www.youtube.com/watch?v=1G63q_zSJy4&feature=related
А теперь вспомним, что
Б Ы Л О
из мероприятий. Встреча Субботы. Один из присутствующих сказал мне, что так «вкусно» была описана предыдущая встреча, что он решил эту не пропустить. Не знаю, насколько он остался доволен, но мы на сей раз не пели по глупо-технической причине: кто-то залил водой электрическое пианино. Не варварство, конечно, а недомыслие. Кроме того, мы так увлеклись разговорами, что нарушение нашей традиции воспринялось с пониманием. Темы беседы постоянно менялись, интересно было, кажется, всем.
В воскресенье работала школа «Ами» - помимо привычных занятий впервые были уроки английского языка. Множественное число оттого, что работало две группы: для совсем маленьких и тех, кто уже может говорить по-английски, но пока не понимает, что он сказал. Детям очень понравился обед, приготовленный Татьяной Сторожевой, хотя понравился он и родителям, включая одну бабушку.
Потом был «Ликбез». Надо сказать, что в этой недельной главе мы продвинулись всего на пару строк. Мы спотыкались почти на каждом предложении, чтобы не сказать, слове. Что за глава такая попалась? Чтобы было понятней, приведу первое место, на котором мы споткнулись. Бог говорит, он являясь праотцам, «именем Моим «Превечный» не открылся им». Вы что-то поняли? Мы тоже нет. А известные мне комментарии дела не проясняют – даже верующие не всё берут на веру. В общем, «наспотыкались» мы всего на полстранички. Я думаю, что это – нормальный процесс: всё подвергать сомнению и пытаться находить логику и смысл. Там, где они есть, конечно. А уж в Торе их много. Вот и ищем.
Пора посмотреть, что
Б У Д Е Т
18-го, в пятницу, как обычно, «При свечах». В 18 часов. Помните эту шутку: между словами «кормить рыбок» и «кормить рыб» находится огромная разница. Также и у нас: сидеть при свечах это не сидеть при свечках. Так вот, мы сидим при свечах - у нас торжественно. Приходите!
В воскресенье еврейская детская школа «Ами», от которой могут профитировать и нееврейские дети. Кое-кто это понимает.
В 15 часов «Ликбез».
А в 16.30 Мария Носилова приглашает на вечер, посвящённый Николаю Гумилёву. Мы пригласили её в наш «Литературный Салон», поскольку слышали о том, что она – интересный рассказчик, что рассказ об этом поэте серебряного века уже вызывал положительные отзывы у других слушателей, перед которыми Мария уже выступала. Конечно, такие мероприятия вызывают не у всех интерес, но у нас-то с вами вызывают. Для тех, кто ещё не читал свежую газету, приведу строки из рекламного объявления этого мероприятия:
Сериал, Киркоров, Ургант – ах, как это клёво! Но не пропустите, люди, вечер Гумилёва!
Повторяю этот призыв.
В понедельник у нас в гостях будут школьники одной из начальных школ. Вас, друзья, я на эту встречу не приглашаю, а сообщаю о ней, чтобы вы знали, что жизнь бывает в общине и за пределами наших мероприятий. Надеюсь, что мы сможем сделать для немецких детей рассказ об еврействе интересным.
Ну и предварительная реклама. Для того, чтобы вы ничего другого не планировали на это время. Вот на какое: 26-го в 16 часов начнётся праздник, посвящённый Ту би-Швату – Новому году деревьев. До сих пор нам удавалось проводить этот вечер интересно.
А 27-го (это воскресенье) тоже в 16 часов начнётся ежегодный концерт хора «Рина». Как всегда мы приглашаем на него и немецкую публику. На сей раз мы попытаемся осуществить мою давнюю задумку – познакомить немецкого зрителя с советской военной песней. Мы уже много раз успешно пели эти песни, но для «нашего» зрителя. Полагаю, что ему, «нашему», и в этот раз будет интересно. Но надеюсь, что немцам тоже. Тем более, что мы готовим небольшое, как бы это назвать? . шоу, что ли. Не шоу, конечно, а скорее, представление. Что в принципе одно и тоже. Но разница в этих словах слышится оглушительная.
Переходим к вечному, к тому, что
БУ Д Е Т В С Е Г Д А
Глава получила имя «Бо», что означает «иди».
Последние три казни обрушиваются на Египет: полчища саранчи сжирают весь урожай и всю зелень; кромешная, аж осязаемая, тьма окутывает всю страну; погибают все первенцы Египта.
Всевышний даёт закон – это первая заповедь из данных еврейскому народу: установить календарь, отсчитывая месяцы по рождению новой луны. Евреи также получают повеление принести ягнёнка в качестве пасхальной жертвы, его кровью должны быть отмечены косяки и притолоки дверей всех еврейских домов, чтобы казнь миновала ("пасах" на иврите) эти дома. Запеченное на огне мясо жертвы в ту же ночь должно быть съедено вместе с мацой (опресноками) и горькой зеленью.
Гибель первенцев наконец разбивает сопротивление фараона и он буквально выпроваживает cынов Израиля из своей страны. Столь поспешно покидают евреи Египет, что приготовленное тесто не успевает взойти, и в дорогу с собой они берут опресноки. Египтяне с готовностью отдают им золото, серебро и драгоценные одеяния.
Они получают законы о посвящении всех первенцев и о том, чтобы праздновать годовщину Исхода каждый год, очищая свои владения от всего квасного, кушая мацу, и рассказывая детям повествование об освобождении из рабства. Они также получают заповедь о возложении тфилин в знак памяти об Исходе.
В прошлые годы мы касались самых важных тем этой главы. Давайте сейчас поговорим о заповеди вести календарь. У евреев он лунно-солнечный. И его изобретение относится именно к этому периоду. До тех пор счёт годам вёлся несколько хаотично. Были ли более древние календари? Конечно. Один из них по крайней мере на полторы тысячи лет старше еврейского. Хотя большинство календарей много моложе, например, римскому нет и трёх тысяч лет. Большинство древних календарей были несовершенны и не вели сквозного счисления лет. Даже египетский считал «началом света» восхождение очередной династии фараонов. Еврейский календарь на фоне этой «самодеятельности» был революционным. Он был универсален и точен. Забегая вперёд, скажу, что записан он был лишь тогда, когда евреям угрожало беспамятство диаспоры. Так вот, в 60-е годы расчёты календаря проверили в Израиле на компьютере – ошибок не установили. А ведь он, как это ни покажется странным, существовал по решениям Верховного Суда. А суд, как известно, устанавливает истину по показаниям свидетелей. Так было и в этом случае. В Иерусалим съежались люди со всей страны и свидетельствовали, что новая луна появилась, что распустились почки, что высохли тропинки, и суд постановлял: «1-е Нисана наступило».
Кстати, как известно, в еврейском календаре четыре Новых года, и один из них ведёт отсчёт от Исхода евреев из Египта. То есть Нисан – тоже первый месяц года, как и Тишри. Так что, большевики не были изобретателями идеи надписи на советских отрывных календарях (помните?): «27 ноября 1976 года» и выше: «49-й год Великой октябрьской социалистической революции». В Торе названия месяцев «нисановского» Нового года не указываются, просто первый месяц, второй и т. д. Впрочем, как и дни недели не имеют в иврите названий. Кроме Шаббата, конечно.
Но вернёмся к календарю. Свидетелей, как и в остальных делах, должно было бы быть минимум два. Нам трудно понять логику такого определения начала месяца и, соответственно, года. Но не забывайте, что это лунный календарь. Солнце практически всегда одинаково, хотя на нём бывают бури и вспышки. (Помню, зашёл как-то *давно это было) к сапожнику отдать обувь в починку, а он весь вспотевший и какой-то всклокоченный. На мой вопрос, как дела, он ответил: «Что вы спрашиваете? Сегодня был бурный день!» «А что случилось?» - спросил я. «Как что случилось? - он почти возмутился. – Бури магнитные сегодня были! Вы что, газеты не читаете?») Но вообще-то солнышко всегда одинаково, в отличии от лунушки. Такое определение календаря было более приближено к природе. Пусть вас не смущают возможные «прыжки» дат – мы же всё равно не понимаем, почему еврейский календарь плавающий: в этом году Рош-ха-Шана в сентябре, а в прошлом был в октябре. Насколько верным был такой календарь, говорит такой мидраш: Бог, объясняя Моше и Аарону, как определять новую луну, сказал, что он тоже будет подчиняться решению Верховного суда, и если суд назначит Рош-ха-Шана на такой-то день, то в этот день и будет произведён суд над людьми.
Кстати, вот ещё пример искусственности еврейского календаря. Йом Кипур, решили мудрецы, никогда не должен попадать на субботу. Что вполне понятно – традиции этого дня и Шаббата несовместимы. Поэтому в еврейском календаре так и происходит. А это влечёт за собой определение дня Рош-ха-Шана, который предваряет Йом Кипур на 10 дней. Поэтому Новый год всегда попадает на понедельник, вторник, четверг или субботу. Я не буду сейчас вникать в механизм функционирования такого календаря, да я и не большой специалист в этом деле. Нам важно сейчас то, что календарь был и есть жизнеспособен, хотя и шокирует непосвящённого свидетелями.
Кстати, свидетелям, которые прибывали в Иерусалим, выставлялась вкусная и богатая еда. Это был стимул для участия в таком свидетельстве. Опрашивались, как и полагается, свидетели отдельно друг от друга – решение суда было объективным. Свидетелем поначалу мог выступить любой человек, но потом одной группировке евреев понадобилось дать ложные показания – они хотели, чтобы суббота выпала на какой-то праздник. Тогда в свидетели стали брать только правоверных и честных людей.
Интересен способ передачи решения суда. С интернетом не было бы никаких проблем, а тогда… Но и здесь евреи придумали оригинальный способ: в Иерусалиме на горе зажигался костёр, следующая гора была в Цфате, там, увидев костёр, зажигали на самом высоком месте свой и так далее. Аж до самой Испании доходила таким образом информация, что наступил, например, Песах. Отсюда, кстати, удвоение праздников в диаспоре: чтобы не произошло ошибки из-за, скажем, тумана или, как сегодня говорят, из-за человеческого фактора (костёрщик напился), в диаспоре решено было отмечать два дня подряд. Поэтому мы сегодня в выигрыше – в два раза дольше празднуем. Если празднуем вообще. Но я перехожу к тому, что
Е С Т Ь
Как всегда, я начинаю смотреть почту семьи Айзенберга - Павлоцкой из Бохума. Вот интересный материал об израильской шпионке. Героине, надо сказать.
http://avrom-caucasus.livejournal.com/236146.html
Владислав Белопольский (Дюйсбург) прислал этот веселейший клип. Обязательно посмотрите! Даже если раньше видели.
http://art-of-arts.livejournal.com/457213.html
Павел и Светлана Хардер (Оберхаузен) прислали это мини-чудо.
http://www.liveinternet.ru/users/3601283/post135119347/
Инна Белиловская (Оберхаузен), как вы знаете, не только рассылает это письмо вам, но и присылает прекрасные материалы. Сегодняшний её материал уже был у нас однажды. Но время от времени полезно вспоминать, в каком мире нам приходится жить. Хотя это, конечно же, лучший из миров, но насколько он был бы прекрасней, если бы не дураки, подлецы и антисемиты.
http://art-of-arts.livejournal.com/457213.html
Она же прислала беседу о положении арабских террористов в израильских тюрьмах
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=ikATffcxaCI#!
Завершим ссылкой Григория Рубинщтейна из Бохума. Это - адажио в исполнении Давида де Ора. Он в представлении не нуждается. Его голос будет долго звучать в ваших ушах после прослушивания.
http://www.youtube.com/watch?v=Wkxf2e-Vqtc 
Шаббат шалом!
Ваш Л. Ш.

Keine Kommentare: