Freitag, 11. Januar 2013

Ваэра

Шалом, друзья! Мне кажется, что не секунды, а недели свистят, как пули у виска. Хотя, как свистят пули у виска, не знаю. Однажды мне приснилось, что в меня стреляют, но пуля попала в живот. Свиста я не слышал, а боль испытал почти настоящую. Неприятно было. А сейчас будет приятно – нас ждёт «Хава».
http://www.youtube.com/watch?v=n1144Ezd8tI&NR=1
Коротко? Давайте ещё одну.
http://www.youtube.com/watch?v=cgk09iB9EG0
А сейчас вспомним, что
БЫЛО
В пятницу мы собрались встретить Субботу. Всё было, как всегда. Правда, мы не пели песен, так как не было «музыки». Но зато уютно беседовали. Недельная глава подсказала тему – мы говорили о смешанных браках. Почему недельная глава? Потому что в ней рассказывалось о женитьбе Моисея на мидианке Ципоре. Вопрос не такой простой, как может показаться с первого взгляда, поэтому мнения высказывались разные. Традиционный же подход иудаизма такой: он ни в коем случае не запрещает браки с неевреями, но на одном условии – нееврейский партнёр должен принять иудаизм. Мы говорили, почему именно так должно быть, полагаю, что разговор был у нас интересным.
В воскресенье были занятия в школе «Ами». Детей было меньше обычного – это объясняется тем, что на воскресенье выпал предпоследний день школьных каникул. Но те, кто пришёл, не пожалели. Со следующего воскресенья включим в программу английский язык – посмотрим, что из этого получится. Не будет ли много два языка: иврит и английский? А вообще дети начинают готовиться к празднику Ту би-Шват. И община тоже.
Давайте посмотрим, что
БУДЕТ
В ближайшие дни выйдет газета. Полагаю, что с воскресенья «Делет» можно будет взять в общине. В связи с праздниками произошла задержка. Но мы о наступающей неделе. Значит, в пятницу в 18 часов «При свечах». В воскресенье в 11 часов – школа «Ами! В 15 часов – «Еврейский Ликбез». Переделывая известные строки, можно спеть: «Вот и всё, что будет». Хотя все понимают, что будут репетиции хора, театра, детской балетно-танцевальной студии, взрослого танцевального коллектива, занятия русской школы и групп немецкого языка, будет работать библиотека, социальная служба… Мы же сейчас поговорим о вечном, о том, что
БУДЕТ ВСЕГДА.
«Ваэра» (Открывался…) называется очередная глава. О чём она?
Всевышний обещает Моше вывести евреев из Египта и cделать их избранным народом- A также привести их в Страну, которую Он обещал праотцам во владение вечное.
Моше и Аарон несколько раз являются к фараону, передавая ему слова Бoга: "Отпусти народ Мой, чтобы он послужил мне в пустыне!" Фараон всякий раз отвечает отказом. Вслед за этим Всевышний насылает казни на Египет.
Воды Нила превращаются в кровь. Полчища жаб заполоняют землю. Вши заводятся у людей и животных. Стаи диких зверей вторгаются в города. Домашние животные гибнут от мора. Нарывы покрывают египтян. Град с огнём обрушивается с небес. И тем не менее - "ужесточилось сердце фараона и не отпустил он Сынов Израилевых".
Бог представляется Моисею как Единый, Всесильный… А зачем представляться? Разве Моисей не знал, с кем разговаривает? Знал, конечно, но построение разговора Бога даёт нам пример того, что новому человеку всегда надо представляться. А вежливый собеседник должен отреагировать словами о добром слухе о представляющемся известным ему. Моше этого не говорит, но он знает «собеседника» и знает его непроизносимое имя.
Это слово, состоящее из четырёх букв: Йуд, hей, Вав и cнова hей (YHWH)
В иврите аббревиатуры очень распространены, в том числе и в именах. Эти же четыре буквы представляют собой глагол. Вернее, понятие, в котором есть и глагол. Происходит это слово, которое мы не можем произнести не только из-за Традиции, но и потому что не знаем, какие гласные звуки в нём отсутствуют, от глагола «быть, существовать». Это утерянная глагольная форма, объединяющая все временные формы. Есть же в немецком два прошедших времни и два будущих. И мы этому не удивляемся. Не будем удивляться и тому, что в пра-иврите была всеобъемлющая временная форма. Применимая, наверное, только для Бога. Перевести значение которой можно как «Тот, кто всегда был, есть, и всегда будет». Может быть, точнее было бы употребить слово «пребудет всегда» или «Сущий», вы видите, что и в русском языке не хватает слов, чтобы передать это понятие. Но смысл его мы с вами понимаем. А вот многие пытались прочитать это слово. Подставьте после первой буквы гласную «е», после второй – «о», а последней «а» и вы получите что-то вроде Йехова. В одном из вариантов передачи ивритских звуков это будет звучать как Иегова. Так возникли иеговисты. Другое прочтение звучит как «Яхве». Как видите, это побеги одного кустарника, имя которому «Нарушение еврейской Традиции».
Рамбам разложил эту аббревиатуру по-другому. Я не стану приводить ивритский текст, тем более, что ни я, ни вы его не понимаете, но перевод на русский может звучать так: «Основа основ и столп всякой мудрости». По-крайней мере это толкование было сделано в рамках еврейского учения и нового религиозного направления к жизни не вызвало.
Как мы уже говорили, при чтении Торы традиционно произносится вместо тетраграмматона само слово «имя» - ха-Шем. У Бога есть и другие имена в Торе. Одно из них Элохим – отсюда, кстати, и Аллах. Элохим ассоциируется со справедливостью, в то время, как Шем – с милосердием. Это две ипостаси не только Бога, но и всякого человека, являющегося подобием Всевышнего.
Есть ещё Адонай - то есть (мой) Господь, от господин. Есть Саваоф (на иврите Цеваот) - Бог воинств, Эль-Шаддай (Всемогущий), Эль – Эльйон (Всевышний). У евреев имеется ещё добрый десяток наименований и имён Бога. Не стану перечислять, хотя их конструкция и смысл интересны. Напомню ещё, что слово «эль» (Бог) присутствует в именах людей. А четырёхбуквенное имя просматривается (или прослушивается) даже в имени Иван. Которое произошло от Иоханан, что очень близко к Яхве и Иегове.
Имя Бога, как известно, произносилось лишь раз в год, в Йом Кипур, первосвященником в Святая Святых Храма. При этом произносил он его в состоянии транса – имя само слетало с его губ. Вот такое трепетное и священное отношение у евреев к Богу. Можно сравнить с римскими и древнегреческими богами, которые не только имели имена, но, в отличие от положений иудаизма, были подобием людей. Ну, это язычники, но возьмём христианство – пару дней назад смотрел по телевизору православное Рождество и слышал: «…Господа нашего Иисуса Христа…» То есть и здесь Господь имеет имя. Конечно, еврейское. Если Христос означает по-гречески помазанник, поскольку у евреев был обычай мазать маслом на царство, то этимология имени интересна: Иешуа (Иисус) состоит из двух частей: половина от Иехова, то есть имени Бога, и половина от слова «спасение». Это имя было распространено у евреев в память ученика Моисея Иисуса Навина, но он только в русском языке Иисус, в немецком, например, он Йешуа, а Христос Езус. К слову говоря, имя Иисус до реформы патриарха Никона писалось с одной буквой «и», он же предложил писать так, чтобы приблизиться к греческому произношению.
Я не собирался так долго говорить на тему «имя». а хотел остановиться на казнях. Но раз заговорил, то скажу ещё пару слов. Среди моих адресатов большинство атеистов. Понимаю, что часть из них может подумать: «Зачем нам нужны эти сведения о несуществующем явлении? Не всё ли равно, как зовут того, которого нет?» По-моему, не всё равно. За этими подробностями находится мировоззрение народа, который больше всех на земле посвятил время для постижения этого мира. Логика этого народа, его опыт могут помочь и тем, кто не верит в единое управление миром. Причём, мне кажется, что многие из этих людей являются ещё более верующими, чем самые религиозные фанатики. Судите сами. Атеисты утверждают, что Бог был изобретён элитой еврейского народа, и управляющего им, с одной целью: чтобы был устрашающий стимул для исполнения заповедей Торы, то есть в первую очередь, законов морали. Получается, что верующие люди из страха перед наказанием стараются жить по «правильным» законам. А те, кто тоже пытается жить по ним, но при этом предполагает, что никакого возмездия от высшего авторитета не будет, разве они не большие верующие? Верят, только без страха. Какие у них основания верить в конечную справедливость и победу добра над злом? Верующие утверждают, что Бог заботится обо всём этом. А атеисты какие имеют основания верить в это? Получается, что и те, и другие верят в одно и то же, только одни трепетно относятся к имени Сущего, создавшего этот мир, а у других авторитет не только безымянен, но и не существует.
Уж не знаю, почему меня завела в эти дебри безобидная для евреев, особенно на фоне египетских казней, недельная глава. О казнях мы ещё поговорим, тем более, что пару лет назад уже подробно это делали. Тогда, кстати, тоже, кажется, удалось примирить два мировоззрения: с одной стороны вера в то, что казни произвёл Адонай, с другой уверенность, что все они имели место, но ничего сверхъестественного в них не было. Это утверждает современная наука. Что ж, слава Богу, что Тора не врёт. В противном случае мы бы говорили о какой-нибудь другой книге. Хотя у какого ещё народа есть Книга? И какой ещё народ называют народом Книги? Давайте закончим на весёлой ноте. Вот четверостишие Губермана:
Я снял с себя российские вериги,
в еврейской я теперь сижу парилке,
но даже возвратясь к народу Книги,
по-прежнему люблю народ Бутылки
Переходим к вашим отправлениям, то есть к тому, что
ЕСТЬ
Слово Бохуму! Как всегда, Леонид Айзенберг и София Павлоцкая радуют своими находками в интернете. Их много, но сегодня это будут, например, разные известные, и не очень, стихи на еврейские темы. Сопровождают их тоже известные художественные работы. Получите удовольствие.
http://www.liveinternet.ru/users/3244445/post253989820/
Из того же источника чудесные витражи Марка Шагала. Такого колорита давно не видел. Так и хочется сказать: «Шагал – это марка!»
 http://all-israel.livejournal.com/360439.html
Вот интересный опрос общественного мнения в отношении Израиля и её злобного соседа, которого называет себя латинским словом «Палестина». Посмотрите…
https://e.mail.ru/cgi-bin/getattach?id=13576388700000000359%3B0%3B1&bs=2787&bl=133634&ct=application%2Fmsword&cn=%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%20%D0%98%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D1%8C-%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0.doc&notype=1&file=%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%20%D0%98%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D1%8C-%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0.doc&mode=attachment&channel
А сейчас фотографии, присланные Татьяной Работниковой (Бельцы). Такой оперативности мы ещё не знали. Фотографии сделаны сегодня в Иерусалиме. В заснеженном городе мира. Спасибо, Татьяна! (примечание, сделано в пятницу ,одна из этих фотографий опубликована на первой странице газеты " Bild " - 12.01.2013. Мы оперативнее).
В последнем материале нет ничего еврейского. Не считая того, что к изобретению компьютеров приложили руку и евреи. Но на фоне предлагаемых фокусов немцем Симоном Пиерро (35) все компьютеры блекнут. Пиерро является первооткрывателем дигитальных фокусов, которые принесли ему мировую славу.
https://e.mail.ru/cgi-bin/getattach?id=13576374610000000017%3B0%3B1&bs=2154&bl=171&ct=application%2Foctet-stream&cn=%D0%9D%D0%B0%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%88%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%84%D0%BE%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%8B.url&notype=1&file=%D0%9D%D0%B0%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%88%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%84%D0%BE%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%8B.url&mode=attachment&channel
Давайте на этом попрощаемся. Шаббат шалом! Хорошей недели!
Ваш Лев Шварцман
П. С. В одном из присланных материалов встретился афоризм, льющий воду на «мою мельницу». Я всегда кричу, что мы, евреи, должны быть объединены в сегодняшней радости и на случай завтрашней возможной беды. Но вот афоризм, который намного эффективней моих рассуждений говорит о том же самом:
Еврей - помни что ты еврей. Когда тебе об этом напомнят, поздно будет.
Как говорится, кто не помнит, я не виноват!

Keine Kommentare: