Freitag, 4. Januar 2013

Шмот

Шалом, друзья! После маленького перерыва всё пойдёт по заведённому порядку. А он предполагает для начала «Хаву нагилушку». Сейчас посмотрю, что там осталось?
Потерял много времени. Взял идущую по очереди ссылку, просмотрел её, включил в письмо, уже собрался написать, что хоть и простенькая, но всё же в простоте её ценность. Но потом что-то меня смутило, хотя не то слово, просто шестое чувство заставило проверить исполнителя. И точно - это была «Хава», исполняемая мессианскими евреями. (Про них будет материал в ближайшем номере «Делет»). Надо сказать, что я не щепетилен – у нас пели «Хаву» и японские христиане, и буддисты, и мусульмане… Казалось бы, чего, пусть и эти, так называемые евреи, споют. Конечно, но зачем? Мы и так знаем, что они «работают» с еврейской символикой, еврейскими праздниками, песнями… Пытаясь сочетать это с Иисусом – мессией. Только, кажется, это неинтересно. Тем более, что как я сказал, исполнение было простенькое. В общем, стёр ссылку. Потом наткнулся на японцев, которые, кажется, у нас уже были. Времени проверять нет, поэтому двинулся дальше. Следующей была ссылка с очень оригинальной аранжировкой «Хавы». Понимаю, что есть противники таких интерпретаций, они считают, что классическое прочтение музыки вечно. Я так не думаю, поэтому предлагаю послушать такую вот «Хаву». А в качестве компенсации тем, кто не любит новшеств, даю вторую ссылку. Она хороша тем, что люди очень достоверно дурачатся под эту вечную мелодию. Достоверно, значит искренне. Нам бы так!
http://www.youtube.com/watch?v=J8KBwD9CCXE&NR=1
http://www.youtube.com/watch?NR=1&v=CrkudlGK2A0&feature=endscreen
Перехожу к тому, что
БЫЛО.
Ничего не было – еврейская община отдыхала в рождественские каникулы и в Новый год. Мы – реалисты, мы помним вечное ленинское насчёт того, что жить в обществе и быть от него свободным нельзя. Более того, я завидую общепринятому Новому году. Куда нам с нашим? И что с того, что он на 3760 лет старше? И что он не привязан ко дню рождения человека, как, впрочем, и все остальные календари? И даёт это что-то, если наш Новый год точен – он ведёт отсчёт цивилизации от шестого дня самой первой недели, сохранившейся в памяти человечества? А общепринятый вообще непонятно, почему ведёт отсчёт в начале зимы? Хотя раввин, которого стали осле смерти называть Христос, родился осенью. И если даже считать, что он появился на свет зимой и отсчёт ведётся от его рождения, то почему календарь на неделю то ли опаздывает, то ли спешит? В общем, «проколов» много, но всё равно нам далеко до общепринятого Нового года.. Не пойму я человечество. Как не пойму крещёного еврея Осипа Мандельштама, который написал (не поленюсь, найти) следующее:
«Крепкий румяный русский год катился по календарю с крашеными яйцами, ёлками, стальными финляндскими коньками, декабрём и дачей. А тут же путался призрак – новый год в сентябре и невесёлые странные праздники, терзавшие слух дикими именами: Рош Хашана и Йом Кипур».
Тот же Мандельштам написал, что «…теперь каждый культурный человек – христианин». В общем, завидую тому, что этот Новый год отмечается широко, а наш, в лучшем случае, как-то отмечается. Причём, эта тенденция просматривается и в Израиле. Почему бы и нет? – там что, не живут русские евреи? Конечно, ритуалы и традиции встречи общепринятого Нового года тщательно продуманы: шампанское, выступление президента, который красиво говорит, но некрасиво поступает, весёлые компании, ночь дурачества, ёлки, подарки, Дедушка Мороз и симпатичная Снегурочка… Наш Новый год – совсем другое. Он и задуман по-другому и для другого. Мы привыкли поминать пустословно старое и желать доброе новое. У евреев же и старое, и доброе новое надо выстрадать. Легче пускать в небо фейерверки, чем искренне просить прощения, например, за допущенную, например, вспыльчивость. В общем, завидую. Но всё равно желаю вам, друзья, счастья в Новом году! Но не могу не напомнить – такой характер, - что оно само по себе не свалится на нас. Поэтому будем над ним трудиться. И тогда будем уверены, что оно будет. Кстати, а что
БУДЕТ
Тоже ничего особенного. Во-первых, надо раскачаться. Во-вторых, газета наша ещё не вышла. Поэтому, живя без неё, напоминаю, что в пятницу у нас будет встреча «При свечах», как обычно, в 18 часов. А в воскресенье начинает после школьных каникул работать школа «Ами», что означает «Мой народ». Она для детей до 12 (девочки)– 13 (мальчики) лет. В ней работают квалифицированные педагоги. Напоминаю, что помимо иврита в январе начинаются занятия английским языком. И другими полезными вещами наши дети будет заниматься.
И ещё будет «Делет». Следите за ней, за газетой.
Пришла пора говорить о том, что
БУДЕТ ВСЕГДА.
Недельный раздел называется Шмот (Имена). Это слово легко запомнить, если помнить (простите тавтологию), что музей в Иерусалиме называется Яд ва-Шем. То есть рука (яд) и имя (Шем). Множественное число от «шем» шмот. Кстати, вы знаете, конечно, что когда в Торе встречается Тетраграмматон с непроизносимым именем Бога, то вместо него Традиция предписывает произносить просто слово «имя», то есть ха-Шем. Но перейдём к главе, вернее, к её краткому пересказу:
Евреи быстро размножились в Египте. Напуганный этим обстоятельством, фараон делает их рабами. По его приказу всех еврейских мальчиков дожны умерщвлять при их появлении на свет.
У Йохевед и ее мужа Амрама рождается сын. Его помещают в осмоленную корзину и оставляют в камышах у берега Нила. Дочь фараона, обнаруживает мальчика, усыновляет его и нарекает ему имя Моше. 
Выросший молодой Моше, выйдя из дворца, видит мучения своих собратьев. он убивает египтянина, избивающего еврея.  Cпасаясь от возмездия фараона, Моше вынужден бежать в Мидьян. Там он выручает дочерей Итро, женится на одной из них, Ципорe, и поселяется там, пася стада своего тестя.
У горы Синай Бoг являетcя Моше в пламени горящего терновника и велит ему явиться к фараону и потребовать, чтобы он отпустил еврейский народ. В связи с косноязычием Моше, его брату, Аарону, предписывается быть вместо него оратором..
В Египте Моше и Аарон собирают старейшин народа Израиля, чтобы возвестить им, что время их освобождения пришло. Народ верит Моше, но фараон отказывается отпустить евреев и ужесточает их тяготы.Всевышний обещает Моше , что освобождение уже близко

В прошлые годы я писал о том, что лишь очень немногие евреи сохранили в Египте еврейство, выражающееся в том, что они не манкировали еврейские имена, обряд обрезания, язык, короче, всё то, что мы утеряли во времена советских фараонов. Мы говорили, что Моше был величайшим деятелем в истории не только еврейской, но и мировой, если судить по результатам его деятельности. Но наши мудрецы сделали всё, чтобы не происходило его обожествление, так ни место захоронения, ни дата рождения широким еврейским массам неизвестны. Хотя обратных примеров в истории немало, начиная от родоначальников всех календарей и кончая дедушкой Лениным, лежащем в Храме, у входа в который сменялся почётный караул (от выкрика «Караул!», что ли?) Мы рассуждали о том, что у евреев со временем исчезло искушение поклоняться языческим истуканам, а ведь оно было. Как есть и у части наших соплеменников и сегодня такое искушение, хотя его объекты поклонения называются чуть по-другому. Ещё мы с вами подсчитывали число евреев, вышедших из Египта, и убеждались, что за 210 лет 70 человек могли спокойно доразмножаться до нескольких миллионов. Хотя к слову «размножаться» наречие «спокойно» не подходит.
О чём говорить сегодня? Вот, есть тема, давайте поговорим о подлости. Чтобы убедиться, что она беспредельна. Впрочем, как и благородство. Но сейчас мы не о нём. Моше было лет 20, когда он в очередной раз вышел прогуляться «в люди». На сей раз любознательность привела его опять в трудовые лагеря, в которых находились евреи. Опять – потому что он мог спокойно жить во Дворце, но его, очевидно, жгла мысль о происхождении – тянуло к соплеменникам. Что тянуло: любопытство, совесть, тайна? Наверное, всё вместе. И вот Моше видит, как египетский надсмотрщик избивает еврея. В принципе ничего необычного в этой картине нет. Если у тебя не обострённая совесть и чувство вины, так как это происходит не с тобой. Ведь не тебя бьют. И не ты бьёшь. И не появляется успокоительная мысль, что, наверное, за дело получает иудей. Надо сказать, что Датан, имя избиваемого сохранила еврейская память, получал не за дело. Египтянин увидел как-то жену Датана, красавицу Шломит, и возжелал её. И удовлетворил это желание – хозяину жизни изнасиловать еврейскую женщину особой проблемы не составляло. Вот, читаем в газетах, что в Индии изнасилования происходят на каждом шагу. Это сегодня, чего уж сомневаться, что тогда, в стране, где боготворили крокодилов, а не женщин, это было тоже просто. Тем более с рабыней. Даже если её муж не простой раб, как Датан, а что-то вроде бригадира. Скорее всего, он всё-таки как-то смог постоять за свою честь и честь жены. По этой причине египтянин оговорил его и отправил в лагерь. А чтобы он лучше «службу понял» жестоко избивал его. Моше этого всего не знал, но его душевный порыв заставил заступиться за соплеменника. Слово за слово, спор с надсмотрщиком перешёл в драку, во время которой Моше убил его. Остановимся на минуту и спросим себя, как Моше мог без суда и следствия убить человека? Ответим: это произошло в драке как превышение меры необходимой обороны. Хотя наши, евейские, взгляды всё равно не оправдывают национального героя. И это говорит только о том, что самые выдающиеся люди являются только людьми, что нет у нас авторитетов вне критики, как нет и лакировки действительности, её причёсывания. Но вернёмся к убийству. Свидетелей - египтян рядом не оказалось, а несколько евреев, которые видели всё, что произошло, будут молчать.
На следующий день Моше увидел, как Датан вступает в драку с братом Шломит. Потому что он хотел бросить её «обесчещенную, а брат за неё вступился. И когда Моше попытался утихомирить драчуна, то услышал в свой адрес оскорбления и угрозы. Которые стали реальностью – Датан донёс, что Моше убил египтянина. Ну, где предел неблагодарности и подлости? Наши мудрецы определили количество ступеней безнравственности, по которым человек может опуститься, в 50. Традиционно считается, что евреи в Египте не опускались ниже 49-й ступени. То есть что последнюю черту не переступали. Но мне кажется, что Датан её переступил. Выскажу банальность: колодец безнравственности бездонен. Но и бесконечен бывает взлёт вверх. Хвала и честь иудаизму, который видит дно, но смотрит в небо!
Перехожу к вашим ссылкам. То есть к тому, что
ЕСТЬ
Сразу скажу, что материалов пришло очень много. Но вы знаете, что наши возможности ограничены. Поэтому спасибо всем! Но посмотреть получится лишь часть.
Татьяна Работникова из Бельц прислала несколько материалов, среди которых есть Авишай Коэн. Как она пишет, его «Мореника» завораживает. После второго прослушивания начинаю с этим соглашаться. До сих пор я не знал имени этого израильского музыканта, проживающего, кажется, в США. Теперь будем его знать. Как и услышим еврейский язык ладино. На котором говорят сегодня примерно 100 тысяч человек. А некоторые даже поют.
http://www.youtube.com/watch?v=dFt1J4pXR54&list=PL7fhwY3qHJCuAw0obnUz6LTK5HbUrO4y-&index=3
Семья Айзенберг – Павлоцкая из Бохума, как всегда, прислала много материалов. Вот статья Радзиховского «Человеческий песок». Полезная и умная статья.
http://mnenia.zahav.ru/Articles/2029/chelovechesky_pesok#ixzz2CSt8Ws4O
Вот ещё одна (по)ссылка. Она уже была у нас, решил повторить, потому что Высоцкий неподражаем, а видеоряд говорит, что и универсален.
http://www.youtube.com/watch?v=geMcwpQQdfg
Не могу не поблагодарить их же за статью Юлии Латыниной «Сила и насилие». Мне кажется, что она отвечает чувствам и мыслям всех нормальных людей.
http://www.ej.ru/?a=note&id=12125
Не проследил, кто прислал следующую ссылку. Эта песня была уже в нашей рассылке, но написана, исполнена и сопровождена видеорядом вполне профессионально. Да, поскольку встречаются слабые работы, а также эксплуатация темы, то приходится говорить о профессионализме даже в таком случае, как Холокост.
https://e.mail.ru/cgi-bin/getattach?id=13562076210000000474%3B0%3B1&bs=2093&bl=86&ct=application%2Foctet-stream&cn=%D0%A1%D0%93%D0%9E%D0%A0%D0%95%D0%92%D0%A8%D0%90%D0%AF%20%D0%97%D0%92%D0%95%D0%97%D0%94%D0%90.url&notype=1&file=%D0%A1%D0%93%D0%9E%D0%A0%D0%95%D0%92%D0%A8%D0%90%D0%AF%20%D0%97%D0%92%D0%95%D0%97%D0%94%D0%90.url&mode=attachment&channel

Инна Белиловская (Оберхаузен) поделилась совершенно другой ссылкой. Вы, безусловно, заметили, что я не располагаю ссылки как-то тематически, они вносятся в письмо примерно в том порядке, в котором приходят. И делаю я это сознательно, не потому что невозможен другой подход, нет, можно по жанрам и по темам раскладывать. Например, сначала Холокост, а весёлая песня в конце. Но я считаю, что у нас одна тема – еврейская. Где всё связано в пространстве и во времени. Поэтому после страшных фотографий мы можем увидеть красивых девушек на пляже Израиля. Потому что они танцуют в своей стране благодаря тем, кто сгорел в огне Всесожжения – именно так переводится слово «Шоа» = Холокост = Катастрофа.
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=w8r90B2bX2M#!
Та же Инна Белиловская прислала заметку, написанную нашим соотечественником в соседнем городе, Эссене. И хотя она не совсем свежая и у нас уже, помнится, была, я решил включить её в это письмо. Читать приятно.
http://ricardo-plaja.livejournal.com/103323.html
Вы помните, что в ткань письма я включаю тексты очень редко – для этого они должны быть великолепными. Как нижеследующие стихи Городницкого.

ПОЧЕМУ НА МОГИЛЫ ЕВРЕИ ПРИНОСЯТ КАМНИ ...
                                                

Много раз объясняли мне это, и все же неясно пока мне,-
Почему не цветы на могилы евреи приносят, а камни?
Потому ли, что в жарких песках Аравийской пустыни,
Где в пути они гибли, цветов этих нет и в помине?
Потому ли, что там, где дороги души бесконечны,
Увядают цветы, а вот камни практически вечны?
Или в том здесь причина, что люди стремятся нередко,
Снявши камень с души, передать его умершим предкам?
Потому ли, что Бог, о идущих к нему вспоминая,
Эти камни горячие сыпал со склона Синая,
Где над желтой рудой, в голубой белизне пегматита
Прорастали слюдой непонятные буквы иврита?
Может быть, эти камни - осколки погибшего храма,
Что немало веков сберегают потомки упрямо?
К ним приходят потом, как к стене неизбывного плача,
Вспоминая о том, кто уже невозвратно утрачен.
А скорее, и в этом, возможно, основа идеи,
Эти камушки - часть каменистой земли Иудеи,
Чтобы всюду усопшие, где бы они ни лежали,
Вспоминали Отчизну, откуда их предки бежали.
Много раз объясняли мне это, и все же понять я не в силах,
Почему только камни лежат на еврейских могилах?
Я не знаю причины, но, верный традициям этим,
И холодной зимой, и неласковым питерским летом
На Казанское кладбище, к старой раскидистой ели,
На могилу родителей камни несу я в портфеле.
Никаких не скажу над могилой родительской слов я, -
Принесенные камни у их положу изголовья,
Постою над плитой, над водою невидимой Стикса,
Подчиняясь крутой позабывшейся воле инстинкта.
И когда под плиту эту лягу я с предками рядом,
Под осенним дождем, под весенним прерывистым градом,
Принесите мне камушки тоже - неважно какие,
Но желательно все же, чтобы был среди них рапакиви.
Потому что порвать не могу я связующей нити
С этим городом вечным, стоящим на финском граните,
Где родился когда-то и вновь, вероятно, усну я,
Чужеродную землю наивно приняв за родную.
  

На этом попрощаемся. Надеюсь, всего на неделю. Пусть она пройдёт для вас благополучно! Шаббат шалом!
Ваш Лев Шварцман.

Keine Kommentare: