Freitag, 14. Juni 2013

Хукот 5773

Шалом, друзья! Начну с того, чем я надоел уже всем – с характера рассылки. Все метания наших «новшеств» вызваны одним обстоятельством – моей компьютерной малограмотностью. И отсутствием времени, для того, чтобы заняться этим всерьёз. Но вот нашлось время, мы сели с Борисом Штатландом и… всё получилось. Конечно, проблемы оказались пустячными, но всё оказывается пустяком после решения. Даже самый сложный фокус после раскрытия его секрета сильно разочаровывает своей простотой. Надеюсь, что и впредь вы будете получать письма так, как привыкли. И конечно с тем форматированием, которое скрашивает их длинноты, делает более удобным чтение и выбор того, что читать. Надеюсь, что впредь будут видны и фотографии. Ещё раз приношу извинения за то, что возился с простейшим фокусом. А теперь достаю «Хаву». Её поёт Игорь Алюшев. К сожалению, я мало что могу сказать об этом украинском исполнителе, но вот настроение в клипе не нуждается в комментариях.

http://www.youtube.com/watch?NR=1&v=NXDlaSHOVzg&feature=endscreen

И сразу к тому, что

Б Ы Л О

«При свечах», аэробика, школа «Ами» - всё было по плану. Подробности об аэробике не могу рассказать, поскольку не заглядывал в зал заполненный красивыми женщинами, которые хотят стать ещё стройнее, и об обеде в школе «Ами» мне ничего неизвестно, потому что пришлось уехать с нашим хором в Дортмунд. Об этом чуть подробней. Это был ответный визит. Конечно, наши участницы волновались, но всё прошло очень неплохо. Правда, зал и сцена совершенно для концертов не приспособлены. Правда, акустика сквернейшая. Правда, часть зрителей мне показалась несколько инертной. А всё остальное было хорошо. Как говорится, усталые, но довольные и даже накормленные и напоенные возвращались мы домой.

А вот что ещё было, но до нас. И на предстоящей неделе. То есть наш календарь.

14 июня

В этот день в 1514 году начался приём марокканским городом Аземмур еврейских беженцев из Португалии. Сегодня в Аземуре проживает чуть более 40 тысяч арабов. Евреев же во всей стране осталось примерно 5000. А в 1948 году их (нас) было 265 тысяч. Но всё равно – спасибо, что тогда приняли!

Спустя 18 лет в этот же день, то есть в 1532 году, Папа Римский опубликовал буллу, об учреждении инквизиции. В Португалии начали арестовывать тех евреев, которые остались в этой стране на условиях принятия христианства. Не повезло людям…

15 июня

В Кёльне в 1266 г. прошёл еврейский погром. Были убиты 12 человек, в том числе раввин Исаак Бен Симсон.

В 1970 г. в Ленинграде арестованы одиннадцать еврейских активистов по подозрению в попытке захвата самолета. Вслед за тем в Риге, Ленинграде, Кишиневе и других городах были арестованы десятки „сионистов"

 

16 июня

 

1221несмотря на то, что архиепископ Кентерберийский запретил убийство евреев, отряд английскийх крестоносцев устроил погром в еврейском квартале немецкого города Эрфурта. Погибли 26 человек, сгорели две синагоги

 

1940 - в Бордо началась акция, которую историк этих событий Иегуда Бауер назвал самой крупной в спасении евреев в период Холокоста, проведенной одним человеком. Португальский консул Аристидес Мендес начал выдавать визы евреям. Члены семьи Мендеса также были привлечены к работе. Мендес выдавал визы больше недели, до тех пор, пока немцы 30 июня не заняли Бордо. 4 июля португальские власти открыли дисциплинарное дело против Мендеса, осенью он был отправлен в отставку. В память о Мендесе в Израиле в пустыне Негев его именем назван лес, а в Тель-Авиве - площадь. В январе 1961 г. в Яд Вашеме в честь Мендеса было посажено дерево в аллее "Праведников мира". В 1966 г. Яд Вашем выпустил медаль: "Аристидесу Соуза Мендесу - благодарный еврейский народ".

 

Метки:

17 июня

 

1242 — В Париже публично сожжены 24 подводы бесценных еврейских рукописей и книг

 Метки:

?

19 июня

 В этот день еврей Пьер Мендес – Франс стал премьер – министром Франции. А заодно и министром иностранных дел. Произошло это в 1954 году. Недавно мы вспоминали первого французского главу правительства, еврея, Леона Блюма, и вот, пожалуйста, второй. Не сидится им…

В 1967 году впервые после долгих лет оккупации евреям разрешено молиться у Западной Стены Храма. Под охраной к Стене прошли 200 тысяч человек.

А вот что

Б У Д Е Т

В пятницу в 18 часов встреча Субботы.

В воскресенье в 11 начинается аэробика и в это же время детская школа «Ами». Учебный год вскоре завершается, тем не менее, если кто-то решит присоединиться, милости просим!

С «Еврейским Ликбезом» наступает перерыв, который вызван насыщенностью мероприятий по воскресеньям. Что ж, его заменит пока недельный комментарий в наших письмах. Конечно, он не может быть таким подробным, но всё же… Кроме того, мы планируем некоторые изменения в работе «Ликбеза». Обо всём будет сообщено в письмах и газете.

Вот ещё одно мероприятие. „Geschichtswerkstatt" (не знаю, как это название перевести на русский – всё получается коряво, может быть дословно: историческая мастерская) проводит 17 июня в Оберхаузене лекцию под названием «Нижнерейнский антисемитизм на границе между 19-м и 20-м веками». Выступать будет, естественно, на немецком, Гюнтре Земмлер. Знате ли вы, что здесь тоже были случаи обвинения евреев в ритуальных убийствах? Нам это особенно интересно, потому что как раз сейчас мы публикуем в газете именно об этом периоде времени в жизни оберхаузеновских евреев. А это было в Клеве. Под суд отдали еврея – мясника, Адольфа Бушхольца, которго обвинили в убийстве христианского юноши. Его оправдали, но волны антисемитизма были запущены.

Проходить лекция будет в кинотеатре на территории комплекса Altenberg (Hansastras?e 20). Начало в 19 часов.

Теперь о вечном, о том, что

Б У Д Е Т В С Е Г Д А

Глава называется «Хукот» (Законы)

Начинается она с одного из законов очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове. Далее рассказывается о странствовании евреев в последний, сороковой год их пребывания в пустыне. Умирают Мирьям и Аарон.У евреев начались проблемы с водой - Моше, разгневанный строптивостью народа, ударяет посохом по скале. из камня бьет вода. Всевышний говорит Моше, что он не войдёт в Землю Обетованную. На пути евреи вступают в населенные области, и им приходится либо обходить их стороной, либо воевать с теми, кто их не пропускает.

Тем эта глава предлагает немало, но по степени важности они отличаются друг от друга. Я посчитал важным напомнить, о каких законах идёт речь. А поскольку я уже писал об этом, повторю фрагмент письма трёхлетней давности. Подправленный, естественно – ведь тогда, как, впрочем, и теперь, приходилось писать по ночам, поэтому ошибки и небрежности было не избежать. Как и благоглупостей. Получается – это единственная возможность подправить прошлые тексты. Что ж, тоже мотив. Итак, хукат – это множественное число от слова хок – закон.

Но не просто закон, а такой, которому на нашем, обычном, уровне понимания нельзя дать объяснение. По-крайней мере, рационального. Например, почему еврею нельзя есть свинину? Нет объяснения, тем более, что мудрецы считали, будто разделение на кошерных и некошерных животных условно, даже случайно, и когда-нибудь они поменяются местами и функциями. И это будет опять хок – необъяснимая человеческим разумом инструкция. И наверное, потому ему и необъясняемая. Конечно, люди пытаются найти смысл хока, его объяснения, порой остроумные, порой наивные. Я говорил как-то с одним мусульманином, который сказал, что они не едят свинину, потому что свинья – единственное животное на земле, которое не может поднять голову и посмотреть на Бога. Это их объяснение хока. У евреев же есть объяснение, связанное с заболеванием трихинозом, которое провоцируется в жарком климате свиным мясом. Есть и другие версии. Но большинство считает запрет на свинину, как и другие ограничения, необъяснимым законом, который просто надо исполнять. Не вникая в его смысл. Я тоже не ем свинину, вот уже 20 лет, и взвалил я на себя этот хок в память о мальчиках – кантонистах, которых насильно хотели перевести в христианство и поэтому, издеваясь, другие мальчики силой мазали губы свиным салом. У меня это был добровольный выбор, а для тех мальчиков – кантонистов хок – запрет. Который они получили в своём доме и который с такими муками пронесли через всю жизнь. (Я читал воспоминания одного бывшего кантониста о том, что их закрывали в парной и поддавали жару, а выпускали только тех, которые соглашались перейти в христианство. Это антисемиты сделали свинину символом еврейства, а для верующего еврея, что свинина, что зайчатина, что ракообразные – всё было под равным запретом.

Повторяю, что о свинье я заговорил просто для примера, а в главе же речь идёт совсем не о ней, а о рыжей корове. Я не хочу здесь говорить о том, какой должна была быть корова, пепел от сжигания которой очищал от осквернения – подробный рассказ об этом бывал на «Ликбезе». Скажу только, что она должна была быть не моложе трёх лет, ни один волосок не мог быть другого, кроме рыжего, цвета. Корова эта не должна была никогда работать. Таких коров за всю историю евреев было сожжено всего девять. Первая была сожжена ещё при Моще - 2-го нисана 2449-го года. Представляете себе какой «учёт» в иудаизме?!

Иудаизм вообще обладает уникальной исторической памятью. Он помнит, что Моше назвал (в этой же главе) евреев глупцами. Надо сказать, что за дело назвал. А помнит иудаизм об этом, потому что нельзя так обращаться с народом – Моисей был наказан за этот проступок смертью. Потому что нельзя гневаться на свой народ. И это не единственный пример: его преемник Иешуа Навин сказал про евреев, что у них нечисты уста, и тоже погиб в наказание. В общем, Тора приводит много примеров того, как Бог наказывает того еврея, который обвиняет общину Израиля. На этой ноте я и закончу моё письмо. Мне эта нота нравится. Тем, что ставит перед нами очень трудную задачу – ведь так хочется констатировать дурное в наших соплеменниках. А нельзя! И этот запрет в отличие от других хукот нам очень понятен. У еврейского бессарабского писателя Ехила Шрайбмана в одной из миниатюр (передаю очень приблизительно) есть что-то вроде такого пассажа: писатель хотел ущипнуть свой народ. Он наклонился, чтобы сделать это, но при этом вгляделся в лицо народа – на нём было отражено столько страданий и одновременно оно было так прекрасно, что он… поцеловал его. Давайте учиться этому- не раздражаться, не выходить из себя, прощать, уважать и любить.

Насчёт любви – несколько слов «не по теме». Упомянутый Ехил Шрайбман встретился на теплоходе с девушкой, которая ему понравилась. Ему было 56 лет, ей – 28. Он был из Кишинёва, она, кажется, с Урала. Звали её Марина Панькова. . Когда-то в юности она прочитала роман Натана Рыбака и сказала маме, что сына назовёт Натаном. На что мать ответила: «Ты, что, дура? Он же еврей!». Весёлый Шрайбман ей тоже понравился. Когда они прощались, он спросил, знает ли она кто он по национальности. Она высказала предположение, что он – молдован. Когда он ответил, что она нет, она стала гадать: «Грузин? Узбек? Армянин? Нет? Ну не еврей же?» Шрайбман ответил: «Вынужден тебя огорчить, я действительно еврей». Её бросило в жар и одновременно в холод. Они расстались. Потом написали друг другу 500 писем. Он решил жениться на ней. Все близкие в Кишинёве говорили ему: «Зачем тебе эта шикса?» Но они женились – Панькова стала Шрайбман. Прожили они долгую счастливую жизнь. Он стал её учителем, воспитателем, отцом. Она стала заботиться о нём. Но не только. Полюбив еврея, она полюбила и его народ. Она выучила идиш, изучила еврейскую кухню, стала его помощником во многих вопросах, а в быту выступала ему матерью. После его смерти (2005) она стала работать с его архивом, готовя к изданию многие произведения и переводя их на русский язык. Она преподаёт идиш в еврейском лицее, ведёт в Кишинёве кружок на идиш. На этом языке пишет статьи и воспоминания. Эта история многих покорила и много писателей и журналистов её описали. Я же сделал её пересказ по статье Натальи Зориной. Вы спросите, какое отношение она имеет к хукот? А любовь и порядочность имеют ко всему отношение.

Давайте перейдём к разделу

Е С Т Ь

Нахман Левит из Торонто прислал грандиозное полотно. К еврейству оно имеет отношение, поскольку к нему, что поделаешь? – всё имеет отношение. Вот инструкция по пользованию ссылкой

Когда появится картина, можно приблизить курсор к лицу  и появится имя этого человека. Если нажать курсором непосредственно на  лицo, появится статья об этом человеке. Статья на английском языке, но слева  на этой странице"Википедия" можно найти и нажать на "русский" язык. Статья будет на русском.
Картина широкая. Можно двигать справа налево и  наоборот

http://cliptank.com/PeopleofInfluencePainting.htm

Ещё один материал от того же Левита. Он о… а вот этого я не имею права говорить. Читайте сами.

Лp://www.liveinternet.ru/users/jostr/post132085496/

Наш постоянный корреспондент Леонид Айзенберг (Бохум) прислал «Портрет юдофоба» Аркадия Красильникова. Советую…

http://a.kras.cc/2013/06/blog-post_8510.html

Тот же Леонид Айзенберг (разумеется, с Софией Павлоцкой) прислал интересную статью. В первую очередь она интересна своим авторством. Смелый человек её написал.

http://www.freie-juedische-meinung.de/de/component/content/article/7764-2013-06-08-09-18-43

Оттуда же, из Бохума, ещё одна ссылка. Которую мои компьютерные знания могут передать только в таком виде. Но и в таком виде у меня всё открывается. Попробуйте и вы. Эта история была уже у нас, но, помнится, не в таком полном виде.

 

 

Времени «гулять» в интернете у меня, как правило, нет: что присылают, то и читаю. Но вот по необходимости заглянул и случайно обнаружил информацию о происхождении председателя правительства России. Слухи об этом доходили до меня и раньше, но вот убедился впервые. Решил включить – вдруг есть ещё люди, которые эту информацию «прозевали.

http://www.youtube.com/watch?NR=1&v=0sJgmJkdRn4&feature=endscreen

 

На этом прощаюсь с вами, друзья. Шаббат шалом!
Ваш

Лев Шварцман

П. С. Как в последнее время делалось, посылаю в Приложении материалы, которые пришли не ссылками. Посмотрите, если есть желание и время, там есть вещи полезные и любопытные.

 

 

Keine Kommentare: