Freitag, 21. Juni 2013

Балак 5773

Шалом, друзья! Хотел познакомить вас с моей дальней родственницей, Краткостью, но она куда-то отошла. Начнём без неё и, конечно, с «Хавы». Давайте возьмём этот, простенький клип, но демонстрирующий безудержное желание танцевать.

http://www.youtube.com/watch?v=LTWKlwGHLgE&feature=related

А теперь то, что

Б Ы Л О

В пятницу «При свечах» разговор почему-то опять вышел на Россию, вернее, на личность Путина. И опять у него нашлись почитатели и защитники. Что ж, раз существует такое мнение, значит, споры будут продолжаться. Но не это было главным – свои новые стихи читал Ефим Моисеевич Шафит, и это было приятно. Он, как всегда в них, остроумен и парадоксален, а это, по-моему, одно из самых важных достоинств поэта. Впервые за все годы мне не хватило цветов для присутствующих женщин: это, конечно, огорчило, но и обрадовало – нас становится больше.

В воскресенье прошли занятия в школе «Ами», к сожалению, я не мог присутствовать, но доложили: всё прошло хорошо. А был я в это время с нашим хором в гостях у хора «Hobby-Singers», который в этот день отмечал своё 15-летие. Это женский хор, хотя представляя его, ведущая сказала, что он смешанный – половина умеет петь, вторая – нет. Хор в два раза старше нашего, и поёт он прекрасно. Вообще в этот день мы услышали много очень хороших хоров и даже прек4расный духовой оркестр. Всё было очень мило: первое в этом году солнышко пригревало, мы пили и ели, наслаждались бездельем и учились у немецких друзей раскрепощённости и умению отдыхать.

Ну и сразу к тому, что

Б У Д Е Т

Во-первых, встреча Субботы. Как всегда, в пятницу в 18.00. Во-вторых, обращаю ваше внимание на заключительный утренник русской школы «Кенгу.Ру». Дети покажут то, чему они научились за год. Собственно, утренников будет два: в 11 часов для малышей (речь идёт о субботе), и для более старших – в 13 часов.

В воскресенье аэробика в 11 часов. В это же время начнётся работа школы «Ами». Собственно – это одно из последних занятий перед каникулами. В этот же день хор «Рина» будет выступать дважды: во-первых, в 11 часов начнётся благотворительный концерт в пользу тех, кого постигло наводнение (он пройдёт в «Ebertbad» - оберхаузеновцы знают это традиционное место концертов в здании напротив театра, кстати, там же будут выступать разные коллективы, в том числе оркестр аккордеонистов; вход 10 евро), во-вторых, на празднике разных культур, который будет проходить в помещении алевитской общины (Rommerstr. 17). Здесь вход будет свободным, более того, кажется, гостей будут ожидать разные сюрпризы – гостеприимство алевитов в рекламе не нуждается. Проспект этого мероприятия висит у нас в общине, для детей там тоже будет много интересного. Помимо хора будет выступать и наш танцевальный коллектив «Руах». Приходите поболеть и … насладиться. Наше выступление начнётся в три часа, но праздник начинается уже в 12.

Честно говоря, нашу новую рубрику с условным названием «Календарь» я не знаю куда поместить: то ли в Было, то ли в Будет. С одной стороны, вроде, это уже было, с другой на следующей неделе будет отмечаться. Ладно, разместимся здесь.

21 июня

1475 — казнь восьми евреев города Тренто (Тироль), на которых возвели кровавый навет. Шестерых сожгли на костре, двоих, принявших перед смертью христианство, удавили. Перед этим их три месяца пытали, некоторые не выдержали пыток и признались в ритуальном убийстве

2003в Нью-Йорке умер писатель Л. Юрис, автор "Эксодуса" - библии еврейских диссидентов СССР.

Он вернул тысячам советских евреев гордость за своё происхождение. Первый перевод романа на русский язык был сделан в одном из лагерей заключённым А. Шифриным. Когда Шифрин побывал впоследствии в Нью-Йорке и рассказал о своём труде и о значении книги для советских евреев самому Юрису, тот попросил его: "Позвоните моему папе и расскажите об этом, а то он никак не верит". Внимание! Книга имеется в библиотеке общины на русском языке!

Метки:

? 22 июня

1906 – в еврейской семье родился Билли Уайлдер (Billi Wilder) – американский режиссёр, сценарист и продюсер, снявший более шестидесяти фильмов и удостоенный семи наград американской киноакадемии, в том числе 6-ти «Оскаров». Он родился в Австрии (теперь Польша), успел эмигрировать в США, семья же погибла в Освенциме. В основном снимал комедии, самый известный его фильм «В джазе только девушки». Умер в 2002-м году.

23 июня

1967в мечети Аль-Акса, как обычно, прошла пятничная молитва для израильских и иорданских арабов. Это стало возможным после того, как между израильскими властями Иерусалима и мусульманским духовенством была достигнута договорённость о сохранении за мусульманами контроля за мечетью Храмовой горы. Евреям при этом доступ на Гору был открыт с условием, что они будут снимать обувь при входе в мечеть и не молиться в ней.

 

24 июня

 

1901газета "Новости дня" сообщила: император Вильгельм в разговоре с директором пароходства Баллином намекнул на свою готовность назначить его министром. Баллин сослался на свое еврейство. Император возразил: "Можно переменить веру". Баллин ответил: " Нет, я предан религии отцов".

 

1968после запрета на репатриацию в связи с Шестидневной войной возобновлён выезд евреев СССР в Израиль.

 

25 июня

 

1298массовое убийство евреев города Ifhaub (Австрия) бандой рыцаря Риндфляйша.

 

1982во время всеобщей забастовки в Италии колонна бастующих в Риме остановилась перед синагогой и скандировала антиизраильские и антисемитские лозунги.

 

2006теракт. Арабы проникли на территорию Израиля около КПП Суфа на границе с сектором Газа. Лейтенант Ханан Барак и старший сержант Павел Слуцкер были застрелены террористами в упор, а ефрейтор Гилад Шалит похищен.

 

Метки:

?

26 июня

Метки:

?

1171в Блуа сожгли на костре отказавшихся креститься евреев, обвинённых в убийстве на кресте христианского мальчика, чтобы из его крови сделать мацу.

 

Б У Д Е Т В С Е Г Д А

 

Глава называется Балак. Это моавитский царь. В главе говорится:

Когда вышедшие из пустыни сыны Израиля приблизились к стране Моав, ее царь Балак обратился за помощью к известному магу Биламу (Валааму), чтобы тот проклял еврейский народ. После некоторых колебаний Билам всё же отправился к Балаку.

По дороге Билам не понимает манёвров ослицы и бьет ее за «упрямство». И тогда «отверз Б-г уста ослицы».

«Валаамова ослица» укоряет Билама за непонимание и жестокость. В тот же момент Билам видит ангела, который сообщает ему, что можно и чего нельзя говорить о евреях.

Наконец, Билам прибывает к Балаку, и царь Моава проводит тщательную подготовку к ритуалу проклятия в надежде, что гость словами уничтожит ненавистных евреев. Но результат получается обратный: трижды Билам пытался изречь проклятия в состоянии провидческого транса, и все три раза его уста произносили только благословения.

Разочарованный Балак отсылает Билама домой. Тем временем, евреи начинают распутничать с моавитянками и поклоняться их идолам. Лидер колена Шимона на глазах у всех евреев вводит в свой шатер мидьянскую принцессу, и внук Аарона коэн Пинхас пронзает обоих копьем. От повальной эпидемии умерли 24 тысячи человек.

 

В прошлые годы мы касались очень важных и, не покривлю душой, интересных событий, описанных в этой главе: проклятия, превратившиеся в благословения, массовое распутство с язычницами. Эти темы настолько важны для нас, сегодняшних, что повторить их было бы в самый раз. Но я не стану этого делать. По одной, не совсем простой, причине: в этой главе есть эпизод, который для современного комментатора представляет сложнейшую вещь. Тем не менее, попробуем поговорить о нём. Для этого напомню сюжет: Балак пригласил известного мага, чародея и колдуна Билама для осуществления проклятия еврейскому народу. И вот Билам едет к Балаку, а в пути с ним происходит чудо: его ослица заговаривает с ним человеческим языком. Именно об этом неординарном событии я и хочу поговорить.

Как известно, все события в Торе, которые можно определить как чудеса, происходят в рамках законов физики. Все, да не все: говорящее животное никак не может быть объяснено. Вернее, существует у религиозных людей одно лишь объяснение: Бог совершил чудо и заставил ослицу заговорить. Причём, это чудо было задумано Всевышним ещё во время шести дней Творения. Видать, ранее не было повода осуществить задумку. Понятно, что далеко не все верят в это чудо. Тогда что же это было?

 

С моей точки зрения здесь применён интересный литературный приём. Нас не удивляют, например, говорящие животные в басне. И в Торе в этом эпизоде применён именно такой метод. Что же стоит за ним? Начнём с того, что только что упомянутая давняя задумка помочь животному заговорить, была извечной мечтой человечества. Во-первых, мы не понимаем, почему на Земле существуют животные? Ладно, как нас учили в атеистической философии, природа создала человека, чтобы постигнуть саму себя. А животные зачем созданы? И если это даже был осознанный Божественный акт Творения, то в чём его смысл? Человек произошёл от обезьяны, утверждает дарвинизм, он является вершиной Творения, её последней ступенью. Значит, представляется единственно верным то, что существовала некая цепь живых существ, которая привела от первой клетки через обезьян к человеку. Тогда зачем нужны побочные ветви? Коровы, собаки, слоны, бегемоты..? Они уж никак не могли быть звеньями этой цепи. Животные - наши соседи по планете, как же нам хотелось бы, чтобы они могли рассказать нам о себе! Да вот, пёсик, всё, а главное, меня, понимает, но ничего сказать не может. Ах, как жаль! В эпизоде с говорящей ослицей выразилась это страстное, но, к сожалению, утопическое желание. Но не только.

Перед тем, как ослица заговорила, Билам её трижды бил. Она, как описано, сначала свернула в поле, потом, идя по узкой тропинке, прижалась к забору, и Билам повредил ногу. За эти провинности она и получила палкой. В заговорившей ослице я вижу протест авторов Торы против жестокого обращения с животными. Вместо укоризненного «Животных бить нельзя!» происходит землетрясение, цунами, небеса падают на землю: избитое животное заговорило! От боли, от стыда, от обиды. Урок для всех и на все времена: нельзя бить наших соседей по планете! Нельзя! …В моей жизни был эпизод, когда я работал в Театре зверей. С тех пор я не смотрю в цирке дрессуру, не люблю дрессированных животных, вернее, дрессировщиков. Потому что знаю, что за этим, как правило, стоит. Принуждение и кнут. И то, что его дополняет пряник, не делает меня терпимее к принуждению.

Ещё одно соображение. Билам, как известно, был великим оратором. Поэтому не случайно именно с его животным произошло чудо. Он всю дорогу вёл непроизносимый монолог, в котором мысленно спорил сам с собой о том деле, что ему предстояло. Его спор с самим собой перешёл в диалог. Ослица стала его оппонентом, она стала высказывать его собственные сомнения, которые мучили его. Известно также, что проклятия евреям он так не смог произнести – они превращались в благословения. Он не смог грешить против правды, хотя ему были обещаны огромные деньги. Но это уже другая история.

 

Е С Т Ь

 

Обращаемся к почте из Бохума. Леонид Айзенберг и София Павлоцкая прислали интересную статью про Аркадия Райкина.

 

http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer6/Azov1.php

 

Фрида Рувинская (Оберхаузен) прислала материал о барде Анжеле Штейнгард из Израиля.

  

 http://www.liveinternet.ru/users/3166127/post273635131/

Поскольку материалов отобрано сегодня мало, обратимся к запасам, взятым на страницах, присланных ранее Л. Айзенбергом. Вот программа «Орёл и решка». Она идёт 43 минуты, которых у меня, как вы понимаете, нет. Но я не смог от неё оторваться. Прошу.

http://www.youtube.com/watch?v=V3vPKz_ZKqU&feature=related

А завершим фильмом «Вызов», взятым из давней ссылки Полины Крейндис. Об этом фильме, вернее, о его прототипах, братьях Бельских, я рассказывал на вечере 9 мая. Полагаю, что фильм интересен.

http://www.netzulim.org/FilmDay/Defiance.html

Шаббат шалом!

Ваш Л. Ш.

 

 

 

 

 

 

 

 

Keine Kommentare: