Mittwoch, 12. Juni 2013

hhhh

Шалом, друзья! Традиция всесильна! Но наша скоро исчерпает себя. Пока же есть ещё «Хава» в пороХАВницах. Например, эта: «Хава», конечно, настоящая, а всё, что вокруг неё… Впрочем, смотрите сами.

http://www.youtube.com/watch?NR=1&v=HE_6jg6TeKo&feature=endscreen

Традиция всесиль…, не будем повторяться, название этой рубрики говорит за себя. И за меня.

Б Ы Л О

В пятницу на встрече Субботы всё было, как обычно – традиция всеси… ну, да! Единственное, чем отличался этот вечер от других – темой разговора. На сей раз мы говорили о воспитании детей. Поводом послужило присутствие ребёнка. Вот и стали делиться опытом. Включая и еврейский. Мы задавались вопросами: можно ли обойтись без кнута? Какова пропорция между им и пряником? Надо ли учиться воспитанию? Где взять терпение? Обычные вопросы, но даже сама их постановка уже полезна. Хотя ответы были, конечно, разные. Говорили мы и о недельной главе.

В воскресенье, как вы знаете, часть мероприятий была отменена. Из-за фестиваля израильского танца, который проходил в дюйсбургской общине. По его организации есть замечания: время начала не соответствовало тому времени, которое было ранее названо, есть претензии к многословному ведению программы, но всё это мелочи. Я же вспоминаю о них, потому что из-за них я не смог посмотреть этот фестиваль. Всё у меня было рассчитано по минутам, а задержки и отклонения не позволили видеть больше, чем 4 танца. Потому что в нашей общине начинался дискуссионный клуб. Эти 4 танца, как оказалось, представляли самые сильные коллективы. Один из них - наш, который был всё-таки ярче другого. Фестиваль не носил конкурсного характера – в Германии очень не любят состязания на подобных мероприятиях. Чтобы никого не обидеть. Удивляюсь, как в спорте здесь ещё не придумали просто фестивали, на которых побеждает дружба. Я же уверен, что только состязательность является «двигателем прогресса». Тем более, что все всё равно понимают, кто был лучше, кто хуже. Так вот, я говорил с несколькими зрителями и участниками этого мероприятия: все в один голос утверждают, что наш коллектив «Руах» был лучшим. Если не считать гостей из Петербурга, которые смахивают на профессионалов. Я всего этого не видел, но видел наше выступление – оно было ровным и одновременно ярким. Это большой успех наших женщин и мужчин! Самые тёплые поздравления руководителю коллектива Светлане Нейман! Которая по сути на общественных началах отдаёт силы и время израильскому танцу. «Руах»(Ветер) заслуживает большего внимания, чем ему до сих пор доставалось. Будем навёрстывать.

Теперь о дискуссионном клубе. Открывая его заседание, я сказал, что мы за годы работы касались разных проблем: российских, еврейских, общечеловеческих, частных… На сей раз были предложены темы, которые важны в настоящее время для Германии. Так, мы спорили о том, следует ли отказываться от одно- и двухцентовых монет? Я не буду рассказывать о ходе дискуссий, скажу только, что они вызвали широкую палитру мнений. Далее, как оказалось, велосипедисты в Германии могут «за рулём» употреблять в пять раз больше алкоголя, чем автоводители. Надо ли снижать эту норму и, если да, то насколько? Ещё: в дюссельдорфском аэропорту установлен сканер, просматривающий сквозь одежду тело пассажиров. Насколько это этично? Что важнее: наша стыдливость или безопасность? Ещё одна современная проблема, вызванная последними опытами американцев по клонированию человеческой клетки: продолжать опыты или запретить их? И последняя тема: в Берлине пару дней назад состоялся протест примерно 400 женщин – феминисток против куклы Барби, вернее, против роли женщины, которая навязывается сегодня девочкам через эту куклу. Как отнестись к этой проблеме? Два часа у нас проходили цивилизованные споры. Я подчёркиваю их характер, потому что учиться культуре спора – это тоже далеко не последняя задача нашего клуба «Бекицер». Не могу не сказать, что иногда звучали очень интересные, неожиданные, можно сказать, парадоксальные мнения участников спора. И это было приятно. Как и то, что каждый имел мнение по всем проблемам. Не готовясь к спору. Ведь главная «фишка» нашего клуба – это неизвестность темы спора. Когда требуется квалифицированная информация, мы привлекаем экспертов, которыми выступают наши же люди, у которых есть возможность подготовиться к представлению одной из полярных точек зрения. В споре же последнего воскресенья такой необходимости не было – все темы были просты и доступны. Что и сказалось на ходе диспута. О котором все отозвались как об интересном.

Теперь о том, что традиция, которая все… требует сейчас поговорить о том, что

Б У Д Е Т

В пятницу в 18 часов мы будем говорить о… темы разговоров встречи «При свечах» никто заранее сказать не может.

В воскресенье школа «Ами». В 11 часов. В 12 – аэробика. Всё. День подчинён главному мероприятию всей недели – концерту хора «Рина» в дортмундской еврейской общине. Это ответный визит. Те, кто в конце марта слушал их хор у нас, знает, что его выступление было отличным. Нам тоже нельзя ударить лицом в дортмундскую траву. Вы поняли меня? Для тех, кто живёт далеко и немецкого не знает, поясню, что трава по-немецки будет граз (Gras) Так что, выступить нам надо тоже хорошо. Попробуем. Прежде нам это удавалось. В общем, если у вас есть родственники или друзья в Дортмунде, посоветуйте им прийти и послушать нас. Они не пожалеют. В 15 часов в еврейской общине.

Посмотрите на два предыдущих раздела – по размеру БЫЛО больше того, что БУДЕТ. Не потому что второй раздел по умолчанию короче. Просто я сократил его, чтобы сэкономить побольше места для того, что согласно традиц…

Б У Д Е Т В Е Ч Н О

7 июня – День освобождения восточной части Иерусалима израильскими войсками в 1967-ом году.

Ицхак Рабин, Моше Даян и Узи Наркис в Иерусалиме

Это был третий день шестидневной войны. Восточная часть Иерусалима принадлежала Иордании. Как известно, Израиль при посредничестве ООН передал письмо иорданскому королю с предложением о воздержании Иордании от участия в войне. При этом гарантировалось, что Израиль не насеет вреда этой стране. Король отказался, его самолёты вступили в военные действия. Иорданская артиллерия стала обстреливать израильские позиции в районе Иерусалима. Тогда в бой пошли израильские парашютисты. На следующий день после упорных боёв израильтяне окружили город и освободили дорогу Тель-Авив – Иерусалим, которой 20 лет не могли пользоваться. На третий день Восточный Иерусалим был взят штурмом. В тот же день вечером обе стороны приняли предложение ООН о прекращении огня. 183 еврея погибло в битве за Иерусалим. И лишь через 13 лет Иерусалим был объявлен Израилем единой и неделимой столицей.

11 июнядата проведения протеста еврейских общин Мюнхена против проведения в этом городе Всемирного сионистского конгресса. Да, первый сионистский конгресс должен был состояться в Мюнхене, а не в Базеле, куда он был перенесён после того, как ортодоксальная община города выразила активный протест.

Первый всемирный конгресс сионистов в 1897 г.

13 июня годовщина рождения Аби Варбурга (1866 - 1929). Это немецкий историк искусства. Происходил из семьи еврейских банкиров. Учился археологии, истории искусств, медицине, психологии, истории религии. Защитил диссертацию по шедеврам Боттичелли. Основал библиотеку книг по истории культуры. Она была превращена в Институт Аби Варбурга, с 1934 г. функционирует при Лондонском университете. В последние годы жизни страдал от приступов депрессии и шизофрении. Умер от инфаркта.

Считаю, что нам надо знакомиться хотя бы немного с известными немецкими евреями. Время от времени буду по разным поводам говорить об этом. А пока переходим к недельной главе. Она называется

Корах.

Корах при содействии Датана и Авирама - давних врагов Моше - поднимает бунт, оспаривая лидерство Моше и первосвященство Аарона. К нему присоединяются 250 виднейших лидеров общины, которые приносят священное воскурение, чтобы подтвердить свою пригодность к священнослужению. Земля разверзается и поглощает бунтовщиков, а небесный огонь сжигает их воскурения. Среди евреев вслед за этим разражается эпидемия, которую Аарону удаётся остановить. Посох Ааарона расцветает и приносит плоды миндаля в качестве знака о том, что его первосвященство предопределено cвыше. Всевышний даёт заповедь об отделении трумы, части урожая зерна, вина и масла, а также первенцев скота в пользу коэнов.

Пот разным причинам я решил обратиться сегодня к комментариям кого-либо из известных раввинов. Остановился на раве Дов Бигоне. Он - глава йешивы Махон Меир (Иерусалим), во время Шестидневной войны - командир роты в бригаде "Йерушалаим".

 

 

В Торе целая глава посвящена рассмотрению причин возникновения в обществе непримиримых противоречий. Беспредметные споры, возникающие не из желания выяснить истину, а в результате борьбы за власть или привилегии, способны разрушить любые общественные и государственные структуры и привести к гибели целые народы. Но Тора останавливается на этом вопросе столь подробно не для того, чтобы продемонстрировать ту опасность, которую таят в себе разногласия, а чтобы показать, сколь искусно можно использовать лозунги о равноправии и заботу об интересах каждого человека в борьбе за достижение власти. И хотя Тора не рассказывает о том, что сделал бы Корах, если бы его бунт увенчался успехом, легко представить себе, что дело кончилось бы жестокой деспотией и морем пролитой крови. Ведь Корах — прототип всех революционеров, боровшихся за уважение к униженным и за братство всех людей, а с обретением власти установивших режим безжалостного террора. Не нужно далеко ходить за доказательствами — достаточно обратить внимание на демагогию, с помощью которой Корах обретает многочисленных сторонников. «Вся община свята, и в ее среде пребывает Б-г. Зачем же вы ставите себя выше общины Б-га?» — с такими словами он обращается к Моше и Аарону перед лицом подстрекаемой им толпы. Демагогу, который умеет представить любую ситуацию в нужном ему свете, нечего ответить — он все равно перевернет все с ног на голову. Поэтому Моше не стал возражать ему, а просил, чтобы Всевышний Сам указал, кто избран руководить сынами Израиля. И тогда произошли чудеса, не виданные от сотворения мира: Корах и часть его сообщников были сожжены огнем, вышедшим из Храма, а остальные зачинщики бунта во главе с Датаном и Авирамом были проглочены землей, разверзшейся под их ногами. Творец спас Свой народ от страшной беды — правления людей, прикрывающихся борьбой за равноправие для достижения власти. Только Моше мог полагаться на чудо и ожидать, что ситуация прояснится благодаря прямому вмешательству Всевышнего. А что же нужно было делать тем праведным людям, жившим после него, когда Б-жественное Провидение не проявлялось так же открыто, как в годы блуждания по пустыне? Пророки и праведники, любящие народ Израиля, изобличали недостойных людей, даже если те находились на царском престоле. Пока оставалась хоть небольшая надежда быть услышанными, они гневно клеймили их, не вступая с ними в полемику. Но нередко ситуация складывалась так, что великие люди предпочитали промолчать, предоставляя самой истории защиту их чести и достоинства. Это происходило тогда, когда праведник знал, что недалекий ум и демагогия восторжествуют, а начатая им борьба за выяснение истины не увенчается успехом, а только приведет к разрушению единства народа Израиля. Мудрым называют того, кто умеет предвидеть последствия. Самым ярким примером сдержанности является поведение Рамбама в тот период, когда после написания «Море Невухим» некоторые крупные еврейские авторитеты, не поняв смысла и значения его труда, запретили пользоваться всеми его книгами и выступили против их автора с тяжелыми обвинениями. Сын великого мудреца просил разрешения ответить тем, кто без всяких на то оснований оскорблял достоинство отца. В ответ Рамбам написал: «Не следует осквернять свою душу ведением споров, которые разоряют человека как в материальном, так и в духовном плане и наносят ущерб его здоровью. Видел я, как от бесконечных столкновений и разногласий почернели лица молодых людей, и они потеряли собственное достоинство, видел, как целые семьи втягиваются в ссоры, как министры лишаются своих должно^ тей, и волнуются и шумят большие города, распадаются товарищества, и праведники теряют свой высокий уровень, люди утрачивают надежду на Всевышнего, и знатные особы позорят себя. Пророки неоднократно предсказывали те пагубные последствия, к которым приведут непримиримые противоречия в обществе и между отдельными людьми, мудрецы разъясняли, сколько вреда наносят бессмысленные столкновения, философы подчеркивали разрушительную силу вражды и неприязни друг к другу, но никто из них не достиг своей цели — значительная часть народа осталась глуха к их призывам. Мой совет — удалиться как можно дальше от разногласий и споров, убегать всякий раз, когда встречаешься с ними, а также не приближаться к тем, кто любит распри и готов жить в их атмосфере, чтобы не добавить свои грехи к их грехам» (письмо сыну Аврааму).

Е С Т Ь

Начнём вопреки традиции с корреспонденции из Дюйсбурга. Полина Крейндис прислала письмо Либермана. Не жалею, что прочитал.

 http://www.ndi.org.il/content/%D0%96%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Анатолий Франко из Эссена прислал такую песню:

http://www.youtube.com/watch?v=w4Bf04DGatY

Но Бохума нам не миновать. Леонид Айзенберг и его жена София Павлоцкая прислали материал, который не укладывается в голове. Ему есть только одно объяснение, которое я прочитал у Игоря Губермана:

Неожиданным открытием убитый, Развожу я в удивлении руками, Ибо думал, как и все антисемиты,
Что евреи не бывают дураками.

Представленные на этих фотографиях евреи не просто дураки, здесь попахивает клиническим идиотизмом.

 

Из Бохума же прислали картины бахайского храма в Хайфе. Мы, конечно, уже видели этот храм, но под песню, написанную о нём Александром Городницким, он смотрится совершенно по-другому.

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=H1e0iSGqbGk#!

И ещё их материал из Бохума об израильском «апартеиде».

http://www.translarium.info/2013/03/blog-post.html#more

 Инна Белиловская (Оберхаузен) прислала фильм Леонида Млечина о трагедии на мюнхенской Олимпиаде. Представляется, что критикуя, точнее, разоблачая некомпентенцию немецких политиков и спецслужб, автор фильма прав. Посмотрите.

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=x7eZuRAWXHw#!

 

В завершение хочу повторить, друзья, что вместе с этим письмом будет отправлено и Приложение. В нём помещаются материалы, которые приходят не в форме ссылок. Вот мы и нашли такую возможность не лишать вас этих материалов. Конечно, приложение получается длинным, но это психологический фактор – ведь в разрозненном виде они занимают столько же места, сколько и в собранном в одном файле. Более того, экономится время на переключениях. В общем, каждый может выбрать то, что его интересует. Иногда я позволю себе обращать ваше внимание на какие-то материалы.

В этом приложении посмотрите материал, присланный Мирой Чернявской. Это опус Валерия Зеленогорского, оригинально названый «Нерусское поле». На этом достоинства рассказа заканчиваются. Речь идёт о старике, который воевал против нацистской Германии, был в плену, а теперь не может прижиться в стране, породившей нацизм. Каждый из тех, что живут здесь, легко увидит, что автор совершенно не знает жизнь здесь, он строит свои умозаключения по шаблонам, вбитыми в головы ура-евреями, большинство из которых живёт в Израиле. Картины, которые рисует Зеленогорский, высосаны из указательного пальца, пальца, грозящего и покручивающего у виска. Автор не верит, очевидно, в очищение немецкого народа и забывает, что он жил при примерно таком же режиме. Единственная разница – там не было суда над коммунизмом, а следовательно и очищения. Зеленогорский точно не знает о совместных поездках бывших немецких и советских солдат по местам совместных боёв, где они стреляли друг в друга. Я не делаю подробного анализа этого рассказа, где герой имеет «распространённую» фамилию Кремски, хотя вижу в нём (рассказе) много слабого и непрофессионального. Я заглянул в другие материалы этого автора – все они не блещут глубиной мысли и изяществом формы. И пишу я сейчас об этом только для того, чтобы те евреи, которые живут не в Германии и знают об истинном положении дел только глядя на указательный палец подобных ревнителей исторической памяти, могли заинтересоваться тем, как немецкий народ преодолевает своё прошлое. И поэтому позвольте привести собственные рифмованные строки на эту тему. История их такова: в 1997-м году я ехал в поезде. Чтобы убить время, решил что-нибудь написать. Что-нибудь – это значит, что-нибудь смешное, потому что ничего другого до тех пор (и после тоже) не писал. Но неожиданно из под шарика авторучки появились такие строки:

Два бойца сидят, пьют пиво. Воевали в Сталинграде, Оба выжили на диво, А один ещё с наградой.

Это рядовой Шапиро, Ногу смял осколок мины. Года лишь тому четыре Он добрался до Берлина.

А второго кличут Баном. Он тогда закончил пленом. …Вспоминают ветераны Ими плаченную цену.

Пиво пьют, дымя исправно, С герром Баном герр Шапиро. Познакомились недавно – По соседству их квартиры.

Идиш – дойч: почти болтают. Уцелели, жизнь прожили. Внуки слов таких не знают: Щикльгрубер, Джугашвили.

- Фридрих, прост! Поправил ногу. - На здоровье будем, Додик! Потихоньку понемногу Старой боли боль проходит.

Извините за самоцитирование, да ещё долгое. Просто, эти строки точно легли на ситуацию с рассказом. Который не ложится на ситуацию евреев в Германии.

На этом прощаюсь. Шаббат шалом и хорошей недели!

Ваш

Л. Ш.

 

 

 

 

Keine Kommentare: