Donnerstag, 14. November 2013

Ваишлах 5774

 

Шалом, друзья! Пролетела неделя нашей жизни. Или проползла? Для кого как. Вы же помните незабвенного Станислава Ежи Леца, заметившего, что длина минуты зависит от того, с какой стороны двери туалета ты находишься. Название недели у славян родилось от «не делать» - совсем нам это не подходит. У западных же народов само понятие семидневки пришло от римлян, а они дали ему своё название «Woche» (герм), что можно примерно перевести как «очерёдность времени». Но мне больше всего подходит немецкое «время» и немецкая «нужда», что звучит по-русски как цейтнот. Расслабляемся только в Шаббат. Сегодня в этом нам поможет Элеонора Певзнер из Дюйсбурга.

http://youtu.be/bGmModQHSSM

Что же на этой неделе

Б Ы Л О

Встретили Субботу. Позанимались в детской школе «Ами». Поликбезили.

Мы с Валентиной Плаксиной побывали у алевитов на церемонии прерывания поста.  12-дневный пост посвящён гибели одного из их святых. Что сказать? Приятные люди, дружеская атмосфера, много людей, большой зал, вкусный ужин. Присутствующие знают  свои обычаи, не то, что мы. По крайней мере, во время молитвы кладут большие пальцы на столешницу и вовремя говорят что-то вроде «ала-ала» - по смыслу похожее на наше «амен». Несколько человек подходило и выражало симпатии нам, представителям еврейской общины. Алевитов тоже всегда преследовали, правда, делали это их братья – мусульмане. Алевиты представляются мне самым прогрессивным течением ислама. Здесь женщины равноправны с мужчинами – молятся вместе. Молятся, кстати, они не в мечети, а дома. Они проповедуют, и это звучало в этот вечер, любовь ко всем людям. У них, об этом говорил проповедник, он утверждал, что человек важнее религии. В общем, алевиты – наши друзья. Надеюсь, что это относится не только к тем, кто живёт в Оберхаузене, но ко всем нескольким миллионам алевитов.

К А Л Е Н Д А Р Ь

16.11

1798 — Указом Павла Первого освобождён из Петропавловской крепости Рабби Шнеур-Залман Борухович. Он попал в тюрьму по доносу Виленских раввинов, завидующих влиянию и авторитету хасидов в массах. Следствие в Тайной канцелярии шло быстро (хасиды собрали на cпасение "учителя" 60000 рублей и подкупили кого надо) и закончилось в 2 месяца оправданием. Рабби стал свободным и с тех пор 19-й день месяца кислев является у хасидов праздником

 

17.11

1941 — В битве за Москву Е. Дискин, четырежды раненный, оставшись один у орудия, подбил семь немецких танков. Удостоен звания Герой Советского Союза.

 

18.11

1952 Альберту Эйнштейну предложен пост президента Израиля, но т. к. это было сделано неофициально, он отказался.

 

19.11

1917 — Газета «Еврейская неделя», выходившая в Петрограде, в статье об октябрьских боях в Москве собщила, что при осаде отрядами большевиков 29 октября Владимирского юнкерского училища и телефонной станции среди погибших было 35 евреев-юнкеров. Почти все убитые юнкера - бывшие студенты Психоневрологического института и Петроградского университета. Синагога при кладбище с трудом могла вместить родных погибших юношей. Некоторые тела были настолько обезображены, что обряд омовения удалось совершить с большим трудом. Похоронены юнкера на Преображенском кладбище вблизи синагоги.

 Метки:

20.11

1964 — Второй Ватиканский Собор во главе с Папой Павлом VI осудил антисемитизм и объявил о том, что еврейский народ не следует винить в смерти Иисуса.

 

21.11

1800 — Родился Барни Аарон по прозвищу "Звезда Востока" - один из сильнейших боксёров Англии своего времени. Умер в 1850 году. Был признан сильнейшим легковесом мира в 1819–1834 годах.

 Метки:

22.11

1808 — Родился Лайонел Натан Ротшильд - первый еврей, ставший членом английской Палаты Общин. Избранный в 1847 г., он отказался принести христианскую клятву и занял свое место лишь через одиннадцать лет после отмены запрета на политическую деятельность евреев. Его сын, Натан Мейер, первым из своих единоверцев получил в 1885 г. достоинство пэра.

 

Б У Д Е Т

Встреча Субботы в пятницу будет, школа «Ами» будет, Но самое важное . будет акция День Мицвы. Напоминаю: все, у кого кто-либо из родственников погиб во время войны, а это практически каждый еврей, должны, нет, просто обязаны прийти в воскресенье между 10.00 и 17.00 в общину и заполнить Лист свидетельских показаний музея Яд ва.Шем.. Это наш долг перед павшими, невинно убитыми, умершими от голода, тифа и т. д. Для записи нужно минимум знать имя, всё остальное можно записать приблизительно или вообще не заполнять. Но мало самому прийти, надо передать эту информацию всем знакомым, друзьям, соседям, родственникам, коллегам. Это не касается только тех, кто уже заполнил в своё время Лист свидетельских показаний, и то – кроме музея Яд ва.Шем есть ещё сайт Nekropol.com – там тоже ведётся список погибших. Конечно, он не такого объёма, как в израильском музее героизма и Катастрофы, но он имеет определённые преимущества. Поэтому обязательно придите сами и приведите, как можно больше евреев. Мы должны сделать всё, чтобы уменьшить число безымянных жертв. Безымянных до тех пор, пока они не внесены в списки Яд ва-Шема. Очень надеюсь, что увижу в воскресенье всех вас, друзья. Правда, с 14.30 меня не будет. В рамках всё того же Дня Добрых дел я буду с хором в доме престарелых Сант Клеменс. Вы уже поняли, что этот день, как и примыкающие к нему, пройдут под знаком Мицвы. В следующем письме я сообщу вам, как они прошли.

Б У Д Е Т   В С Е Г Д А

Глава называется Ваишлах (И послал). Вот её краткий пересказ.

После двадцатилетнего отсутствия Яков возвращается домой. Его брат, Эсав, настроен воинственно. Яков готовится к битве и одновременно посылает Эсаву богатый дар, надеясь задобрить его.

В ту ночь Яков переправляет свою семью через реку, сам же остается на другом берегу, где у него ночью происходит видение: он всю ночь борется с ангелом - посланником Бога. Яков  получает от ангела по поручению Бога новое имя – Исразль, и надо сказать, что оно означает «Борющийся с Богом» (удивительное имя для народа – первопроходца монотеизма).

Встреча Якова и Эсава сопровождается объятиями и поцелуями, но вслед за тем их пути расходятся. Яков приобретает участок земли около Шхема. Принц этого города захватывает и насилует дочь Якова Дину. Ее братья Шимон и Леви мстят за это оскорбление и уничтожают всех мужчин города.

Яков продолжает свой путь. В дороге его любимая жена, Рахель, рожает своего второго сына, Биньямина, и умирает при родах. Яков хоронит ее недалеко от Бетлехема. Рувен теряет свое право первородства из-за грубого вмешательства в семейную жизнь отца. Наконец Яков прибывает в Хеврон к своему отцу Ицхаку, который позднее умирает в возрасте 180 лет.

Хочу обратить ваше внимание на встречу Якова и Эсава. Как вы помните, Яков убежал, боясь мести Эсава за не совсем чистоплотный отъём у него благословения отца. Они не виделись 20 лет, и Яков не знает, сохранил ли Эсав ненависть к нему. Ведь такое бывает, когда человек долгое время лелеет в себе желание отомстить. Такое встречается даже между супругами, да что супругами – графа Монте Кристо возьмите. Наши симпатии, кстати, были на его стороне, нам нравилось справедливое возмездие. Мы были далеки от христианского всепрощения. Помню, прочитал в газете как-то, что мать и отец убитой дочери усыновили её убийцу, навещали его в тюрьме, а потом приняли в семью. Вот такая южно-африканская монтакриста. А наш Яков не исключает после 20 лет желания брата отмстить и готовится к нему. Вот об этом я и хочу поговорить, но сначала об известном мне случае, произошедшем в молдавском селе. Два брата, жившие в соседних домах страшно поссорились, да и конфликт случился из-за того, что они имели разные мнения на то, где должна проходить межа между их полями. Поссорились они ещё тогда, когда земля им принадлежала, то есть при власти румын, что означает до войны. Ссора случилась крепкая – на протяжении многих лет они не разговаривали друг с другом. И жёны их между собой не общались. И детям не разрешали играть с детьми брата. Напоминаю, что жили они совсем рядом, бок о бок, можно сказать. На все попытки родственников их помирить оба реагировали отрицательно. В гости к родственникам ходили по очереди. Прошло более 30 (!) лет, решили родственники их во что бы то ни стало помирить. С одним провели беседы, совестившие его, с другим. Оба дали согласие помириться. И вот свершилось – они вместе пришли к кому-то в гости, протянули при всех друг другу руки, выпили вина… Концовка у этой истории печальная, но закономерная – они разучились общаться друг с другом. Формально они помирились, а на деле ничего не изменилось, разве что здороваться стали. Хотя оба хотели приемирения. Но привычка оказалась сильнее, да и общие интересы отсутствовали.

У Якова с Эсавом не совсем так, но в конечном счёте окажется именно так. Но пока Яков, хотя и хочет мира, готовится к войне. Пистолет парабеллум был сконструирован, кажется, в конце 19-го века, но название у него точное:  оно взято из латинского выражения «Хочешь мира, готовься к войне». «Готовься к войне» так и будет «пара беллум». Вот Якову бы тогда, простите за тавтологию, пара парабеллумов.   Боится Яков войны, но выхода нет. Он посылает к Эсаву парламентёров и подробно  инструктирует их. Его дипломатии можно позавидовать. Он учит их быть предельно вежливыми и учтивыми, но в то же время не ронять достоинства. Дать понять Эсаву, что Яков хочет мира, но не показывать слабости. Наоборот, демонстрировать уверенность в своих силах и в победе. И ни в коем случае не уступать в принципиальных вопросах мировоззрения. Яков просит посланников объяснить Эсаву все преимущества мира, а также передать версию Якова по поводу событий, приведших к  конфликту. Он посылает Эсаву щедрые подарки, но при этом готовится к сражению. И в этом он тоже талантлив. Во-первых, он всем своим людям приказывает спрятать под одеждой оружие. Во-вторых, он разделил их на два лагеря – это на случай поражения. В-третьих, он продумывает возможности бегства для всего своего лагеря. Но сам идёт впереди всех на встречу – он понимает, что только личным примером может вдохновить людей на сопротивление. При встрече он не стесняется кланяться Эсаву и называть его господином. В конце концов, он достигает цели – Эсав поражён его богатством, отрядом, семьёй… Они обнялись и поцеловались. Но я выше сказал, что будет далее. Пока же хочу заметить, что когда еврейским воинам или мудрецам приходилось вести переговоры с врагами, они всегда накануне читали главу «Вашлиах» - я передал её сумбурно, там же есть ещё много деталей того, как хотеть мира, но готовится к войне. Не удивлюсь, если и сама латинская поговорка подсказана римлянам событиями этой главы. Осталось упомянуть, что отношения между братьями не наладились, а их потомки враждовали и в какой-то мере продолжают это делать до сих пор. Причём, наследники Якова, который в этой же главе стал Исраэлем, очень хотят мира, но… пара беллум.  

Переходим к вашим присылкам, друзья – на этой неделе их было много.

Е С Т Ь

Леонид Айзенберг из Бохума прислал материал о спасении Дрезденской галереи. И тут без еврея не обошлось

http://jew-observer.com/imya/sikstinskaya-madonna-i-rabinovich/

Самое время посмотреть на памятник Победы в Нетании, ссылку на который прислала Инна Белиловская (Оберхаузен).

http://guide-israel.ru/attractions/51432-pamyatnik-pobedy-v-netanii/\

Вот ещё один её материал. Он о мусульманской организации, которая в Германии и в России запрещена. А вот в Украине… Впрочем, смотрите сами.

http://www.youtube.com/watch?v=hBmt-wzWTFA#t=13

Наш постоянный корреспондент из  Торонто Нахман Левит прислал известную быль о Македонском, но сделанную очень высокопрофессионально.

http://www.youtube.com/watch?v=AxOhKTRg8Hs

Выберите время, посмотрите фильм «Последствия». Я тоже постараюсь выбрать время для него. Но рекомендую его вам, потому что читал о нём и о его наградах. Прислала его Кира Нагутова (Дюссельдорф)

http://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/post298126988/

А завершу я ссылкой Леонида Айзенберга, которую я сходу посмотрел два раза. И при этом думал, впрочем, через пару минут вы будете чувствовать то же, что и я. Но из всех мыслей, хочу выделить одну: каждая людына – человек. Посмотрите этот китайский шедевр.

https://biggeekdad.com/2013/09/hand-hand-dance/

 

А теперь ссылка к Приложению – там тоже есть интересные материалы.

http://www.brfanl.ruhr-ju.de/15_11_13.doc

Ещё раз напоминаю про День Мицвы – не забудьте прийти в общину и пополнить список именами погибших ваших родственников.

Шаббат шалом!
Ваш

Лев Шварцман

 

Keine Kommentare: