Freitag, 29. November 2013

Микец 5774

Шалом, друзья! Леонид  Айзенберг из Бохума, который прислал эту ссылку, спрашивает, знали ли мы о том, что это песня об Израиле? Нет, конечно. 

https://www.youtube.com/watch?v=kGpe6dvaSRU

А теперь то, что сплыло

Б Ы Л О

В пятницу был «Spiegel». И в этот раз Александр хорошо дополнял Карин – она интересно рассказывала о Берлине, а он «распоряжался» лингвистическими вставками. Например, знаете ли вы, что означает название столицы Германии? Это, оказывается, славянское слово (здесь они тоже жили) и означает болото. В общем, жаль мне тех, которые не посещают этого лектория…

Ещё в пятницу  мы встречали Субботу. Нас было больше обычного, и это приятно. Нам было приятно, и это больше обычного.

В субботу я ездил в Унну – там отмечался юбилей председателя либеральной общины Александры Харяковой. Каждый юбилей интересен, на этом было много поздравлений, подготовленных членами общины. Я, само собой, тоже сказал несколько слов и даже спел (о, боже!) песенку, в которой в том числе были такие слова:

Александра, Александра, ты создала здесь общину,                                                                                     Унна это не забудет, ты в историю войдёшь.                                                                                              Орденов тебе не надо, вечный труд тебе награда,                                                                       Неподъёмное подняла, это правда, а не ложь.

Цитирую себя только, чтобы подчеркнуть, что Александра действительно подняла и несёт непомерно тяжёлый груз. На таких энтузиастах всегда держался наш народ. На вечере показали фильм из жизни семьи юбиляра. Он чрезвычайно интересен. Не знаю, сможете ли вы открыть его на вашем компьютере, но спешите, возможно, что архив телевидения его сотрёт.

http://www1.wdr.de/mediathek/video/sendungen/lokalzeit/lokalzeit-aus-dortmund

В воскресенье была школа «Ами» и «Еврейский Ликбез». Поскольку я был на дне рождения, кстати, у члена нашей общины, то «Ликбез» проводил Валентин Соколовский. Уверен, что прошло интересно.

Во вторник у нас были гостигруппа подростков из одной христианской общины. В рамках подготовки к религиозному совершеннолетию их руководители решили познакомить ребят с  иудаизмом. Их было около 20. Они задавали вопросы, в том числе и «неудобные». Например, как евреи относятся к Иисусу  Христу? Согласитесь, что нелегко сообщить молодым христианам, что для евреев он – обычный раввин, которого после смерти сделали богом и основателем  новой религии. Узнай он такое, хохотал бы до смерти.  Потому что родился и прожил жизнь обычным евреем. Правда, со своими, иногда спорными, взглядами.  …Я выбрал вариант мягкой правды, сделав упор на том, что нас с христианством объединяет общая благородная цель – распространение этического учения. А пути достижения цели могут быть разными. Дети слушали очень внимательно. Ещё более любознательными оказались взрослые. В общем, им, судя по отзывам, наша встреча очень понравилась. Мне тоже. И не только потому, что, чем больше нас знают, тем меньше антисемитизма, потому что он, в первую очередь, есть невежество, но и потому, что случился во время встречи один очень трогательный эпизод. В «путешествии» по общине мы заглянули на репетицию хора, и по моей просьбе наши участники спели пару еврейских песен. Начали они с «Эвейну шалом алейхем». Впереди меня стояла женщина, отвечающая за работу с молодёжью в этой церкви. При первых же звуках песни она повернулась и сказала «Не могу…». В её глазах стояли слёзы. Потом она плакала и подпевала. Вы представляете, как надо уважать и любить еврейский народ, чтобы  не удержать слёз при звуках одной из главных наших песен! Её плач стоил целой неонацистской демонстрации, потому что она – это та Германия, которую мы тоже уважаем и любим. И в которой хотим, чтобы жили наши дети и внуки.

В среду у нас были гости из министерства строительства, которое занимается, в частности, устройством мер безопасности еврейских общин. Поскольку наша община находится в бывшем  помещении банка, то, как вы понимаете, многим мы уже обеспечены: металлические двери, бронированные стёкла и т. д. Всё это нужно, потому что ещё не вся Германия представляет собой ту, которую мы желаем нашим внукам.  Тем более в последнее время, когда воспитанники мусульманских экстремистов (я  сейчас не говорю об их числе) привозят в эту страну антисемитизм и ненависть. Так вот, как раз к приезду наших гостей, заботящихся о нашей безопасности, в общине был произведён взлом. Ничего общего с политикой этот визит не имел: преступник(и) скорее всего взломал замок входной двери общины – при этом непонятно, как он проник через входную дверь здания, (не исключено, что он(и) мог спрятаться в помещении с вечера). Ногой была выбита дверь комнаты социальных работников. Это была, к счастью,  единственная запертая дверь внутри нашего помещения, что и соблазнило тнегодяя(ев). Очевидно, он(и) предполагал, что за ней он найдёт то, зачем пришёл. Два сейфа он вскрыть не смог, иначе ему бы достались 10 евро. Он открыл все шкафы, ничего не взял и вышел через входную дверь (последнее говорит, что он спрятался с вечера в помещении, потому что дверь утром была захлопнута – вряд ли он стал бы заботиться о том, чтобы отщёлкнуть замок для закрытия: это требует определённого «секрета»). На эту минуту не обнаружено ничего, что было бы похищено. Не был взят даже переносной компьютер, хотя в руках преступника(ов) он побывал. Мне сказали, что так в округе «работают» цыгане: ничего не берут кроме денег и ювелирных изделий. Они  не знали, что у нас этого нет. Другой человек уверен, что цыгане обязательно бы позарились на спиртное, а уж компьютер бы забрали точно, так как для них это безопасно – всю технику они отправляют в Румынию. В общем, на эту минуту мы пострадали только на стоимость двери.  Само собой, что мы теперь строже будем относиться к возможности войти в общину. А после установки всех средств безопасности, проникнуть к нам станет достаточно трудно.

В этот же день мы зажгли  в общине первую ханукальную свечу. Участвовали в процедуре все, кто в это время находился в общине. Дети пили соки, взрослые – вино. При этом закусывали вкусными пончиками.  Вот и всё, что было. Хотя надо упомянуть, что и вторая свеча была зажжена в четверг.  Теперь о том, что

Б У Д Е Т

Каждый вечер мы будем зажигать ханукальные свечи. Четвёртую же зажжём в субботу на праздничном вечере. Он начнётся в 17 часов. Те, кто бывает на наших вечерах, знают, как они проходят. Я имею в виду порядок их проведения. Ну, например, надо захватить с собой какие-нибудь закуски (без мясных блюд). Что-нибудь из традиционных ханукальных блюд приготовит община. Она же предоставит напитки, включая вино. Будет представлена интересная развлекательная программа. Но главное – танцевальная часть пройдёт под игру и пение Якова Шварцмана, который будет пользоваться новой аппаратурой, приобретённой общиной специально для таких целей. Аппаратура им проверена, качество звучания – великолепное. В общем, будут танцы до упаду. Я специально употребил это выражение, чтобы подчеркнуть, что слово «упад» употребляется только в этом варианте, то есть танцевать,  играть, развлекаться до изнеможения. Вот такое интересное слово «упад». Конечно, оно произошло от «падать», но в других выражениях и употреблениях не существует. Так что просим к нам, на упад.

Последние годы вход на праздники у нас ничего не стоил, хотя вы понимаете, что за всё платила община. К сожалению, наши материальные возможности не безграничны, на сей раз надо будет приобрести билеты. Правда, цена входа смешная (2 евро для членов общины, 4 – для остальных и приравненных к ним задолжникам по взносам), но она позволит нам хоть частично компенсировать расходы. В общем, это не те деньги, за которые следует объясняться. Тем не менее, вы все прекрасно знаете, что у общины нет цели заработать, наоборот, все средства служат её членам. Но есть приоритеты расходов ( арендная плата, электричество, средства гигиены помещений, телефон, воскресная школа и пр.), и они требуют сокращения некоторых трат. Поэтому на сей раз частично оплачиваем наш праздник.

В воскресенье школы «Ами» не будет – объявленный в плане работы утренник пройдёт в рамках общего вечера.  Поэтому приходите с детьми – для них вход бесплатный: вино не пьют, кавалеров на танцах не отбивают. Не будет и «Еврейского Ликбеза»  - всем надо отдохнуть после вечера, тем более, что на дворе праздник Хануки. Так что 5-ю свечу будем зажигать у себя дома.

Возвращаюсь к нашему взлому. Слава Богу, что преступник(и) не похитил компьютер. В нём находится очень много важных для общины материалов, в том числе вся партитура спектакля «Моя кошерная леди». Вы поняли, к чему я об этом? У нас возникли бы большие сложности с восстановлением партитуры. А так 8 декабря всё пройдёт прекрасно, когда мы будем показывать эту работу в зале общины. С Галиной Нуримардановой в главной роли. Продажа билетов идёт полным ходом, смотрите, не упустите эту возможность. Она тоже в будущем, а пока прошлое-будущее наступающей недели, а именно

К А Л Е Н Д А Р Ь

30.11

1947 — На следующий день после резолюции ООН по разделу Палестины на два государствa - еврейское и арабское, в районе Лода арабские боевики обстреляли из автоматов и закидали гранатами два рейсовых автобуса еврейской транспортной компании. Это нападение считается началом Войны за Независимость.

 Метки:

1.12

1918 — На встрече лидеров Англии и Франции Ллойд-Джорджа и Клемансо определены границы Эрец-Исраэль: "От Дана до Беер-Шевы", то есть землю по обоим берегам Иордана, ту, что занимали евреи в период Первого Храма.

 

2.12

1742 — Издан указ императрицы Елизаветы Петровны "О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех Жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со всем их имением за границу и о не впускании оных на будущее время в Россию, кроме желающих принять Христианскую веру Греческого вероисповедания"

 Метки:

3.12

1947 — Акция возмездия за нападение на еврейских рабочих накануне. В Абу-Кабир взорваны дома арабов. Абу Кабир было типичным арабским поселением, не расчерченным на улицы, где дома стояли вперемешку с садами и между ними слонялись овцы. Развивалось оно быстро – абу-кабирцы вполне преуспевали в торговле на продуктовом рынке и вскоре заменили хилые времянки домами из камня. Во время Войны за Независимость в поселении столовались многие банды, поскольку оно располагалось близко к Тель-Авиву и к дороге на Иерусалим. Дорога была в прямой досягаемости, и бандиты могли обстреливать ее прямо из окошка. "Гостеприимные" жители деревни принимали у себя несколько подобных группировок. Когда отряд "Хаганы" захватил деревню, арабы ее бросили, а будущие израильтяне разрушили те самые дома, из которых бандитами велись обстрелы

 

4.12

1762 — Манифест Екатерины Второй, разрешающий селиться в России всем иностранцам "кроме жидов".

 

5.12

1349 — Погром в Нюрнберге, сопровождавший эпидемию чумы; 560 евреев были заживо сожжены, другие бежали или были изгнаны. В 1338 г. в Нюрнберге проживало 212 еврейских семей (около двух тысяч человек).

 

Метки:

6.12

1944 — В день независимости Финляндии cинагогу в Хельсинки посетил президент республики маршал Карл Густав Маннергейм. Он почтил память финских солдат-евреев, павших во Второй мировой войне. Он также дал понять, что финские солдаты-евреи, переживавшие эту войну, выполняли свой патриотический долг по защите независимости Финляндии.

 

                                                                       Материалы календаря взяты в luahshane.Метки:

Б У Д Е Т   В С Е Г Д А

 

Глава этой недели называется Микец, что означает «По окончании», точнее «По истечении».

Иосиф, которого мы оставили в тюрьме и о котором напрочь забыл виночерпий,  наконец выходит из заключения. Этому способствуют сны фараона о семи тучных коровах, проглоченных семью тощими, и о семи тучных колосьях, проглоченных семью тощими колосьями. Иосиф даёт им истолкование. Он говорит, что наступят семь лет изобилия, вслед за которыми придут семь лет голода, и рекомендует фараону сберегать хлеб на протяжении сытых лет. Фараон назначает Иосифа правителем Египта. Он женится на Аснат, дочери своего прежнего хозяина, и у них рождаются двое сыновей: Менаше и Эфраим.

Меж тем голод охватывает близлежащие земли и продовольствие можно достать только в Египте. Десять братьев Иосифа прибывают туда, чтобы закупить хлеба. Самый младший — Биньямин — остаётся дома. Иосиф узнаёт братьев, а они его нет. Он обвиняет их в том, что они лазутчики, находит повод, чтобы требовать, доставки Биньямина из дома и оставляет Шимона в качестве заложника.

Яков соглашается отпустить Биньямина только после того, как Йеуда принимает на себя абсолютную ответственность за него. На этот раз Иосиф принимает братьев с радушием, выпускает Шимона и приглашает всех  на пир в свой дворец. Но затем он подбрасывает серебряный кубок в мешок Биньямина, и когда следующим утром братья отправляются домой, их догоняют и возвращают назад. По обнаружении кубка Иосиф заявляет о своем намерении отпустить их домой, оставив "виновника" Биньямина при себе рабом.

Сегодня я дам слово известному раввину Реувену Пятигорскому. Вот что он писал об этой главе.

Обычно глава Микец читается в субботу, которая выпадает на дни Хануки. Наши мудрецы усматривают связь между содержанием недельного раздела и теми историческими событиями, что произошли некогда с еврейским народом, послужив поводом для Хануки, праздника «огней».

А теперь о связи между содержанием Торы, которую мы читаем в эти дни, и чудом Хануки. Глава начинается: «Вайеи – (И было): на исходе двух лет…» Мудрецы отметили, что каждый раз, когда Тора открывает новый отрывок словом «вайеи» («и было»), это знак тяжелых событий. В самом деле, весь рассказ окрашен в трагические цвета. Яаков горюет о пропавшем любимом сыне. Йосеф томится без вины в темнице. Братья сожалеют, ибо именно они стали причиной всей драмы, разразившейся в доме отца. А каков конец? Йосеф правит богатым и сильным Египтом. Он устраивает царский пир для своих братьев, на котором каждого одаривает подарками. И, несмотря на то что драма еще не закончена, заключительные слова, сказанные Йосефом братьям, внушают надежду: «Поднимитесь (ступайте) с миром к своему отцу».

Но ведь так же произошло и с чудом Хануки. Сначала евреи страдают от тяжелых обстоятельств: чужеземцы преследуют нас и нашу святую Тору. Как написано в специальной молитве Аль-Анисим («За чудеса…»), которую вставляют в Шмоне-Эсре и в застольную молитву на дни Хануки: «(Враги задумали) чтобы нами забылась Твоя Тора и чтобы мы оставили законы, (данные) нам по Твоему желанию». Но в конце грядёт восстание под руководством Хашмонаим (Макавеев), евреи одерживают удивительную победу и обретают независимость на собственной земле.

Укажем еще на одну связь, чисто текстуальную, памятуя, что ничего случайного в тексте Торы (как, впрочем, и во всем) не бывает. Заметил раби Нафтали Цви Урвиц (Гурвич) из Ропшиц, хасидский цадик, живший двести лет назад: Тора пишет, что на пиру, устроенном египетским правителем в честь братьев, «доля Биньямина была впятеро больше доли каждого из них». «В пять раз» по-еврейски выглядит как «в пять рук», «хамеш ядот», от слова яд — рука. Можно было написать и по-другому, но почему-то выбрано слово «рука». Снова заглянем в текст молитвы Аль-Анисим. Мы благодарим Всевышнего за «пять рук», которыми Он спас еврейский народ от греков. Читаем: «Предал (Всевышний) сильных в руку слабых, многочисленных — в руку немногих, нечистых — в руку чистых, злодеев — в руку праведников, преступников — в руку тех, кто занимается Твоей Торой». Имеем ровно пять «рук», «хамеш ядот», о которых нам впрямую намекает рассказ про Йосефа и Биньямина…

Кстати, если уж мы заговорили о связи текста Торы с праздником Хануки, то где в ней прямой намек на будущие события, происшедшие в эпоху Антиоха Эпифана? Почему Пятикнижие, перечисляя все праздники еврейского календаря — Субботу, Песах, Шавуот, Рош-Ашана, Йом-Акипурим и Сукот, ни слова не говорит о Хануке?

Прямые намеки есть. Сразу после приведения списка праздников (в котором Сукот идет последним) Тора говорит, что Всевышний обратился к Моше: «Заповедай сыновьям Израиля: пусть возьмут тебе чистое, выбитое из оливок масло для освещения, чтобы возносился вечный светильник». Отсюда видим, что в будущем к обязанности зажигать храмовый светильник добавится еще одна заповедь — зажигать специальные огни в праздник, который будет идти за Сукот.

И еще: двадцать пятое слово в книге Берешит — «свет», что тоже является намеком на праздник огней, Хануку, которая начинается двадцать пятого числа месяца кислев. То же самое число обнаруживаем в списке переходов во время скитания по Синайской пустыне:25-ая стоянка — Хашмона; намек на Хашмонаим.

Раз уж мы про них заговорили, то приведем их родословную. Первосвященником, которого встретил Александр Македонский во время победного похода в Азию, был Шимон Ацадик (Праведник). Александр поклонился Шимону, узнав в нем того, кого всегда видит во сне накануне побед. У Шимона Праведника, последнего из членов Великого Собрания, было три сына, младший из которых, Йоханан, сорок лет прослужил первосвященником Храма. Кувшин масла, который нашли Макавеи в подвалах Храма, оказался запечатанным его печатью. Матитьяу Хашмонай был его сыном. (Имя Хашмонай происходит от местечка в Иудее.) У Матитьяу было пять сыновей, которые один за другим руководили восстанием: Шимон, Йоханан, Йеуда, Йонатан, Элазар. Фамильное имя Макаби они получили по аббревиатуре четырех слов стиха Торы, начертанного на их флаге: «Нет силы подобной Тебе, Всевышний!»  На иврите это звучит так: «Ми хамоха баэлим, А-доной» — мем, кав, бет, йод.

 

Теперь давайте посмотрим, чем мы богаты? Есть чему радоваться, честное слово…

Е С Т Ь

Всё тот же Леонид Айзенберг из того же Бохума прислал очень резкую статью некоего Виталия  Раевского об исламе. Такую позицию мы тоже должны знать.

http://almoni33.livejournal.com/253341.html

Его же ссылка о мышках – помощницах.

http://www.1tv.ru/news/other/196034

Опять Леонид Айзенберг прислал материал об арабских камнебросателях.

http://subscribe.ru/group/edinstvo-vsego-mira-i-ponimanie-ego/5436363/

Но и в России у нас есть немало «словобросателей». Ссылку на материал о том, что Россией правят жиды, прислал Ехиль белиловский (Оберхаузен)

http://subscribe.ru/group/piknik-na-obochineili-v-gostyah-u-ryizhej-bes/5613784/

Сейчас уместно будет узнать, почему не любят евреев. Эту ссылку прислала Юлиана Ланг (Оберхаузен)

https://www.youtube.com/watch?v=Jm-2ds-fQn4

Обязательно посмотрите материал по еврейским местам Берлина. Его прислали из Бохума Леонид Айзенберг и София Павлоцкая.

http://marina-pavlova.livejournal.com/119187.html

Михаил Местер (Бельцы) прислал материал о Кишинёвском гетто.

http://blog.oldchisinau.com/2013/11/blog-post_23.html

Григорий Бейдер (Лос Анжелес) поделился материалом о языке идиш.

http://booknik.ru/ideas/a-zohn-veyi-allitaliana/

Завершим музыкой. Её прислал, правильно! – Леонид Айзенберг – у него эта неделя была плодотворной! Спасибо!

  http://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/post295400343/

Привожу ссылку на Приложение. Пожалуйста!

http://www.brfanl.ruhr-ju.de/29_11_13.doc

Мне осталось поздравить вас, дорогие, с праздником Хануки, который нам напоминает, какие мы сильные и принципиальные! Много света вам в жизни!

И закончим, как всегда, чем-нибудь радостным. Сегодня это ханукальное поздравление, отысканное Инной Белиловской (Оберхаузен)

http://www.youtube.com/watch?v=0YImq-AIlhM

Ваш

Л. Ш.

 

Keine Kommentare: