Donnerstag, 21. November 2013

Вайешев 5774

Шалом, друзья! Как настроение? У меня тоже. Давайте поднимем его. С помощью израильского певца Дуду Фишера. Он знаком нам уже, но этих песен в наших письмах, помнится, ещё не было. Ссылку прислали Светлана и Павел Хардеры (Оберхаузен).

 http://www.youtube.com/embed/PhUaSe25fTQ?rel=0

А теперь давайте о прошлом длиной в неделю.

Б Ы Л О

Всё, что случилось на неделе из обычного - Вечер при свечах, детская еврейская школа – не могут сравниться по значимости с Днём Добрых Дел, то есть с Днём мицвы. Очень хорошую идею американских евреев поддержал Центральный Совет евреев Германии! И прекрасно, что мы к ней присоединились. А присоединение началось год назад, когда Ирина Соколовская побывала на семинаре в Берлине, где рассказывали о возможностях этого мероприятия. И замечательно, что мы решили, в конце концов, провести акцию по заполнению опросных листов музея Яд ва – Шем. Если посмотрите мероприятия других общин на сайте  http://www.mitzvah-day.de/ , то  увидите много добрых деяний разных общин, но наше было самое святое.  Активисты общины посещали на дому тех, кто не может посетить нас, мы организовали два – в Мюльхайме и в Оберхаузене – пункта, где можно было заполнить листы. В нашей реляции указано, что мы помогли заполнить 63 анкеты. То есть помогли сохранить для вечности ещё 63 имени героев и жертв Холокоста. Слово «реляция» у нас ассоциируется с победой, хотя оно совершенно нейтрально. Результат нашей акции, конечно же, победен: мы помогли сократить на шесть десятков количество безымянно погибших, но наш результат ничтожен по сравнению с тем, до скольких людей мы ещё не достучались. Я могу привести фамилии тех, кто имеет погибших и незарегистрированных в Яд ва-Шеме родственников, и кто всё-таки не пришёл заполнить анкеты либо отказался от визита тех, кто помог бы это сделать. Я не называю фамилий, потому что их действия, вернее, бездействия, относятся к моральной категории. И поэтому я могу только взывать к совести. К долгу перед мёртвыми. К необходимости доказывать нашим врагам, что погибло 6 миллионов евреев. Покойный Эрлен Фёдорович Федотов убедительно доказывал, что это число явно занижено – к сожалению, вечная занятость помешала мне зафиксировать его документальные выкладки, но антисемиты настаивают, что и шести миллионов не было. По этим  причинам мы обязаны зафиксировать всех жертв и героев. И так упущено очень много, поэтому тем, кто ещё живёт, надо сделать всё, чтобы навечно сохранить в памяти нашего народа имена павших. День Мицвы закончился, но акция по заполнению анкет продолжается. Друзья, поговорите со всеми вашими знакомыми, убедите их в необходимости этой процедуры. Мы будем продолжать заполнение анкет бессрочно. Лучше всего это сделать во вторник после 16 часов. Либо в воскресенье с 11 до 15. Если трудно в связи с нездоровьем к нам приехать, мы приедем сами – только позвоните. И последнее: из всех служб, работающих с русскоговорящими людьми, нуждающимся в уходе, только мюльхаймская организация Марины Маркитант предоставила нам списки людей, которые прийти не могут. Спасибо ей! И если у «Сана Виты» сослалась на объективные трудности, то дюйсбургская «Гармония» вообще проигнорировала наше обращение. Но о совести мы уже говорили.

Ещё в этот день наш хор «Рина»  выступил в Доме престарелых. Непривычная была, конечно, для нас обстановка. Я второй раз в жизни выступал перед обитателями такого заведения. В первый раз это было в Молдавии лет 40 назад. В воскресенье я поневоле сравнивал обстановку там и здесь. Надо ли говорить, где она была достойнее? Я вспоминал обрубки человеческих тел, которые санитары приносили и сажали прямо на столы – концерт проходил тогда в столовой. Я и мой товарищ не могли вести программу концерта – зрелище было страшным. Здесь же всё было по-другому: чисто, уютно, я бы даже сказал, благородно…  Хотя вид страдальческой старости всегда не очень лёгок. Но концерт прошёл очень хорошо – нам аплодировали, подпевали, причём, даже еврейским песням. Кроме них хор исполнил и немецкие песни. В заключение католический пастор сказал несколько слов об уважении к еврейскому народу, о добрых христиано-иудейских корнях, объединяющих нас, о Государстве Израиль. У каждого участника Дня мицвы была на груди наклейка: «Я в этот день тоже принимал участие». Помимо участников хора в акции были заняты Ирина Соколовская, Валентина Плаксина, Михаил и Ирина Непомнящие, Ирина Рябченко, Елена Банд, Татьяна Сторожева, Ехиль Белиловский, Владимир Лившиц, Наталья Ракова… Я не назвал всех, но я также не назвал и тех, кто мог принять участие, но не сделал этого. Что ж, участие в мицве дело всегда добровольное и всегда бесплатное. Жаль только, что не все у нас до мицвы доросли.

Переходим к разделу

К А Л Е Н Д А Р Ь

23.11

2010 — Кнессет большинством голосов (65 против 33-х) утвердил закон, согласно которому для отдачи территорий Израиля требуется проводить всенародный референдум. Закон предусматривает, что, если за отдачу территорий проголосует более 60-ти депутатов Кнессета, вопрос выносится для народного решения.

 

24.11

1622 — Король Дании Кристиан IV направил письма лидерам сефардских общин Амстердама и Гамбурга с приглашением их подопечным переселяться в Данию, где наряду с прочими привилегиями гарантировал им свободу бизнеса и отправления религии.

 

25.11

1918 — Венгерская еврейка, пацифистка и суфражистка Розике Швиммер, (а не Александра Коллонтай), стала первой в истории мировой дипломатии женщиной-послом. Она возглавила дипломатическую миссию Венгрии в Швейцарии. Госпожа Швиммер была политически образованной и разносторонне развитой личностью. Она выступала в защиту женских прав, охраны детей, мира, развила бурную пацифистскую деятельность во время первой мировой войны – такую бурную, что вынуждена была покинуть воюющую Австро-Венгрию. В 1915 году Розике приехала в США и сумела заразить пацифистскими идеями американского миллионера, автомобильного короля и магната Генри Форда.

 

26.11

1947 — Речь представителя СССР А. Громыко в ООН в поддержку плана раздела Палестины и создания государства Израиль.

 

27.11

1857 — Указ Императора России Александра Второго о награждении врачей Розена, Маргулиса, Шорштейна, Бертензона, Дрея и Пинскера орденом Святого Станислава третьей степени за участие в Крымской войне.

 

28.11

1961 — Началась операция по вывозу евреев Марокко. Продолжалась до 1964 года. За это время в Израиль репатриировалось около 80 тыс. человек.

 

29.11

1904 — Приказ коменданта порт-артурской крепости генерала Смирнова: "Ефрейтор  Иосиф Трумпельдор, обращаясь в докладной записке от 24 числа к своему ротному командиру, пишет: «У меня осталась одна рука; но эта одна – правая. А потому, желая по-прежнему делить с товарищами боевую жизнь, прошу ходатайства Вашего благородия о выдаче мне шашки и револьвера». Трумпельдор был прикомандирован к госпиталю, где он имел возможность быть избавленным от смертельной опасности и трудностей окопной жизни, но он пошёл добровольцем на передовую линию фронта, где неоднократно показал чудеса храбрости… Будучи тяжело раненным, Трумпельдор не пожелал воспользоваться законным правом обратиться в инвалида и презирая опасность, вновь предложил свою полуискалеченную жизнь на борьбу с врагом. Трумпельдор приносит на благо Родины больше того, что требуется нашей присягой, и поступок его заслуживает быть вписанным золотыми буквами в историю полка. Награждаю его Георгиевским крестом и произвожу в ст. унтер-офицеры. Приказ этот прочесть по всем ротам, батареям и отдельным частям и побеседовать с солдатами по содержанию Приказа".

 

Метки:

Б У Д Е Т

В пятницу, 22 ноября, Карин Хайм приглашает на «Spiegel». Здесь можно подтянуть свои языково-германские знания. Причём, всё проходит нескучно. Начало в 16.30.

В 18 часов начнётся застолье по поводу Встречи Субботы.

В воскресенье в 11 часов, как всегда, школа «Ами». В это же время начнётся первое занятие в группе «Tanz dich fit», которую будет вести Лея Миневич. Напоминаю, что в программе будут восточные танцы, эротик-пластика, латино-леди и проработка проблемных зон. Так сказано в рекламе., но думаю, что этим сказано всё. Приходите, цена занятий пока если не смешная, то улыбающаяся – 20 евро в месяц.

В 15.00 будет «Еврейский Ликбез».

В среду и в четверг в 16.30 мы будем зажигать две первые ханукальные свечи.

Всё!

Осталось напомнить, что началась продажа билетов на спектакль «Моя кошерная леди» с Галиной Нуримардановой в главной роли. Он пройдёт 8 декабря, начало в 16.00. Как вы понимаете, зал у нас небольшой, в отличии от ажиотажа, который вызывает этот спектакль. Так что, поспещайте!

 

А мы переходим к вечному.

 

Б У Д Е Т   В С Е Г Д А

 

Недельная глава называется Вайешев («И поселился»)

И поселился Яков вместе с двенадцатью сыновьями в Хевроне. Его любимцем становится Иосиф, которому старшие братья завидуют. Иосиф рассказывает братьям два увиденных им сна, в которых предсказывается, что в будущем он воцарится над ними. Это еще больше распаляет их ненависть к нему.

Шимон и Леви (те, которые истребили обидчиков сестры) замышляют убить Иосифа, но самый старший брат, Реувен, советует бросить его в яму, намереваясь позже вернуться и спасти его. Пока Иосиф сидит в яме, Йеуда предлагает братьям вместо того, чтобы убить, продать его проходящим мимо арабам. Испачкав рубашку Иосифа в крови козленка, братья показывают ее Якову, чтобы тот поверил, что его любимого сына сожрал дикий зверь.

Йеуда женится, и у него рождаются три сына. Старший, Эр, умирает молодым и бездетным, его жена Тамар сочетается браком с его братом Онаном. Онан грешит, впустую изливая семя, и тоже умирает. Йеуда не хочет, чтобы его младший сын женился на Тамар, и под благовидным предлогом отсылает ее. Однако, Тамар, желая, чтобы ее дети во что бы то ни стало были потомками Йеуды, переодевается блудницей и отдает себя Йеуде. Когда тот узнает, что его невестка беременна, он распоряжается, чтобы ее казнили, так как она согрешила прелюбодеянием. Но когда Тамар предъявляет вещи, оставленные им у нее, он осознает, что она беременна от него, и публично это признает. Тамар рождает двух сыновей.

Иосифа приводят в Египет и продают Потифару, царедворцу фараона. Вскоре он благодаря своим организаторским талантам становится управляющим в доме. Жена Потифара влюбляется в прекрасного юношу, но когда Иосиф отвергает ее домогательства, она говорит мужу, что «раб-еврей» пытался ее изнасиловать, и добивается того, что Иосифа бросают в тюрьму. Там он опять своими талантами заслуживает доверия со стороны главного тюремщика, который делает Иосифа управляющим в тюрьме.

В заточении Иосиф встречает двух царедворцев фараона, брошенных в темницу: главного виночерпия и главного пекаря. Оба обеспокоены приснившимися им снами, которые \Иосиф истолковывает так: через три дня виночерпий будет освобожден, а пекарь повешен. Иосиф просит виночерпия замолвить за него слово перед фараоном. Истолкование снов сбывается, но виночерпий забывает про Иосифа.

Мы касались в прошлые годы нескольких тем, вызванных этой главой. Давайте поговорим на этот раз об одной очень деликатной ситуации: Иосиф и его отношения с женой Потифака. Вообще-то никаких отношений не было, я имею в виду любовных. По крайней мере, с его стороны. Представьте себе ситуацию: молодой, красивый, а Иосеф был очень красив, умный, а Иосиф был очень умён, управляющий делами и влюблённая в него жена хозяина. Её звали Зулеха. И хотя об этом я нигде не читал, но уверен, что она была тоже молода и красива – другой жены не могло быть у влиятельного при дворе фараона человека. Конечно, с её стороны была любовь, но, полагаю, что и оскорблённое женское чувство: мужчина отвергеё домогания. Даже не мужчина, а раб мужского рода. Это - очень взрывоопасная смесь любви и оскорблённой женской гордости. Зулеха была готова на всё, вплоть до убийства мужа, так она жаждала любви непокорного красавчика Иосифа. Когда не «выстрелили» её чары, она выдвинула безотказнейший аргумент – деньги, но и это было отвергнуто.

Её чувства нам понятны, а что же Иосиф? Почему молодой мужчина не воспользовался возможностью насладиться любовью с красивой и влиятельной женщиной? И даже страх смерти не смог поколебать его твёрдости. Дураком он был, что ли? Или блаженным? Во-первых, он не хотел нанести такое оскорбление своему хозяину, которому был многим обязан. Но многих ли останавливало это чувство? Может быть, страх быть пойманным на горячем? Конечно, но Зулеха бы уж смогла всё организовать тайно – ведь она тоже рисковала головой. Был, конечно, страх, но не он был доминирующим чувством. Возможно, она ему просто не нравилась? Возможно, но маловероятно, да и мужская природа мало изменилась за последние три с половиной тысячи лет – приласкать красавицу можно было и без вышеназванного чувства. Тем более, что, полагаю, монашескую жизнь Иосиф не вёл, а любовь к нему пришла позже и женился он, кстати, на дочери Зулехи. Есть и другие комментарии, говорящие, что Иосиф насилу сдерживал себя в отношениях с будущей тёщей. Да и в тот день, когда она обвинила его в насилии, он остался с ней наедине, хотя мог спокойно уйти из дому. Нет, его тянуло к ней, её любовь льстила ему, и он сам мотыльком летел на свет, но каждый раз не долетал, понимая, что там огонь. Так что же удерживало его? Мне кажется две вещи: стремление к справедливости и чувство долга. Несправедливо было бы развлекаться с женой человека, которого ты знаешь, уважаешь  и любишь, да ещё многим обязан. Не случайно квинтэссенция Торы в том, чтобы не делать другим того, чего ты не хотел бы для себя. А долг касался тоже нашего мировоззрения: моральные категории требовали поступать именно так. Конечно, ко всему примешивался фактор религиозный – Иосиф боялся будущего суда Небес. И кроме того он понял, что надо беречь честь смолоду – это тоже немаловажный стимул его поведения. Так что, всё тот же иудаизм, никуда от него не деться.

Любую моральную ситуацию нормальный человек примеряет на себя. Большинству из нас, мужчины, она будет жать. Может быть, разносим её?

 

Е С Т Ь

Леонид Айзенберг (Бохум) прислал интервью с израильским скрипачом Максимом Венгеровым.

http://www.mignews.ru/news/interview/world/201013_94819_34710.html#

 

Фрида Рувинская (Оберхаузен) порадовала нас открытиями евреев.

youtube.com/watch?v=qWgpkisT3dw

Кира Нагутова (Дюссельдорф) поделилась с нами израильским фильмом «Сцена». Он минимум любопытен.

http://video.yandex.ru/users/vernameus/view/42/#hq

Элеонора Певзнер (Дюйсбург) прислала песенку про Иоську. В приятном исполнении. Ею и завершим раздел.

http://www.playcast.ru/view/3746808/4b7664c78a8fe49a61ef63ec363c9a571034c7b7pl

Осталось привести ссылку на наше Приложение. Вот она:

http://www.brfanl.ruhr-ju.de/22_11_13.doc

Всем Щаббат шалом! Всем удачи!
Ваш

Лев Шварцман

 

 

Keine Kommentare: