Freitag, 19. September 2014

19.09...25.09

Шалом, друзья!

По традиции для начала что-то художественное. Как правило, оно посвящено чему-нибудь национальному. Но бывают исключения. Сегодня одно из них. Мария Хейфец из Билефельда прислала такой номер, что не посмотреть его нельзя. Сделаем это, а потом перейдём к тому, что является основной нашей темой. А пока наслаждайтесь и удивляйтесь!

http://www.flixxy.com/stunning-opening-performance-nanjing-youth-olympics-2014.htm

Этот было недавно…

У нас недельный отчёт начинается с пятницы – хоть в этом применяем наш календарь. В пятницу на Встречу Субботы к нам приезжал раввин Вальтер Ротшильд. Многие в первую очередь замечают, что фамилия у него знаменитая. Он сам тоже приметен в еврейской жизни Германии. Много (из своих 60-и) лет он сеет разумное, светлое, иудейское в либеральных общинах. Родился в Англии, живёт в Берлине. Много знает, интересный рассказчик, проповедует еврейские ценности в парадоксальной, а значит, запоминающейся, форме. Получается… Он – земельный раввин в Шлезвиг-Хольштайне. Поёт в еврейском ансамбле, гастролирует с ним. Член правления Союза прогрессивных евреев.

…За субботним столом собралось больше обычного людей. Настолько больше, что столы пришлось перенести в зал. Конечно, времени было мало. После свечей, благословения на вино и хлеб начался ужин. Во время его раввину задавались вопросы, которые касались, в основном, подхода либерального и ортодоксального иудаизма к исполнению заповедей. Очень удачно переводила гостя Валентина Плаксина.

После встречи я имел долгую беседу с раввином в гостинице. Обсудили различные проблемы, носящие, как правило, общий характер.

В воскресенье занималась школа «Ами». К сожалению, я не мог присутствовать, но выяснил, что всё было в порядке.

…это было давно.

19.09

1988 —  Первый испытательный запуск израильского спутника. «Офек-1» (масса – 156 кг). Выведен на орбиту ракетой-носителем «Шавит», запущенной с базы израильских ВВС. Экспериментальный образец не был оснащен фотоаппаратурой. «Шавит» представлял собой производную израильской баллистической ракеты «Йерихо-3». Страна вошла в группу государств, имеющих космические корабли. Израильский спутник был первым, запущенным в космос в сторону, противоположную направлению вращения Земли. Сделано это было, чтобы трасса полета не проходила над враждебными Израилю арабскими государствами.

20.09

1888 — Родилась Элишева (Елизавета Ивановна Жиркова) - ивритская поэтесса. Происходила из Рязани, семьи священника. В гимназии благодаря подруге - еврейке познакомилась сначала с языком идиш, потом с ивритом. В 1921 вышла замуж за сиониста С. Быховского. Будучи издателем, он и издавал стихи жены.В 1925 семья переехала в Эрец-Исраэль. Елизавета Ивановна, принявшая имя Элишева, но не ставшая еврейкой и не поменявшая веру, писала стихи, выступала на литературных вечерах, пользовалась известностью. В 1932 году умер муж, экономическое положение вдовы пошатнулось, она должна была выплачивать многочисленные долги, переехала с дочерью в беднейший район Тель-Авива, всеми забытая, зарабатывала прачкой. Умерла в 1949 году.

21.09

1948 — В газете "Правда" опубликована статья Эренбурга "По поводу одного письма", в которой советским евреям было дано понять, что Израиль создан как убежище от антисемитизма для евреев из капиталистических стран, а не из СССР, где антисемитизма не существует. Статья являлась ответом власти тем евреям, которые с возникновением Израиля, решили туда переехать.

22.09

2006 — Ночью четверо неизвестных закидали камнями здание синагоги в Хабаровске. Сутками ранее подверглась нападению синагога в Астрахани.

23.09

1648 — Казаки Богдана Хмельницкого захватили городок Пилавец на Украине и устрoили массовую резню евреев.

24.09

1950 —Закончилась операция "Волшебный ковёр" по репатриации 60 000 евреев Йемена. Она продолжалась более года.

 25.09

1997 —Два агента израильской внешней разведки "Моссад" с фальшивыми канадскими паспортами набросились сзади на главу Политического бюро исламистской организации ХАМАС Халеда Машаля, когда он шел в свой офис в центре столицы Иордании – Аммана и впрыснули в его левое ухо смертельный яд. Однако были пойманы, и Израиль был вынужден не только доставить Машалю противоядие, но и, выручая разведчиков, выпустить из тюрьмы шейха Ясина.

… Между прошлым и будущим

1974 —На Генеральной Ассамблее ООН в повестку дня впервые включен как самостоятельный "Палестинский вопрос", что фактически означало признание существования так называемого Палестинского народа

Давайте поговорим об этом, пользуясь энциклопедическими источниками. Территория, о которой идёт речь, известна из самого древнего и самого достоверного источника информации, Торы. Там она называется страной Ханаан. Это географическая область, которая простиралась узкой полосой вдоль восточного побережья Средиземного моря. Здесь началось формирование еврейского народа, который впоследствии назвал эту страну Эрец-Исраэль - Земля Израиля. Ко времени проникновения евреев в Ханаан эта область представляла собой с точки зрения общественно-политического устройства подобие некоторой федерации - конгломерата десятка полисов-государств во главе с царями. Это означает, что не было такого суверенного государства с названием "Ханаан", потомки которого могли бы быть наследниками - субъектами международного права с точки зрения признанных государственных границ. Археологические документы свидетельствуют, что уже в 15-14 в.в. до н.э. в Ханаане жили "хабиру" (иври из Торы), то есть еврейские племена. Еще одна находка археологов - "Стелла Израиля", свидетельствует о том, что уже в 13 в. до н.э. было географическое название "Израиль" был уже известным народом, давно проживавшим в Ханаане. Примерно в это же время на территории современного сектора Газа, а также городов Ашкелон и Ашдод, бывшей наделом колена Дана (в память о котором весь этот район и поныне называется Гуш-Дан), появился народ, называемый в Торе "плиштим" ("филистимляне"), а район проживания этого этноса - "Плэшет". (Название народа происходит от ивритских слов "палаш" или "полеш", что означает "вторгся" или "вторженец"). Филистимляне были народом древне-греческого происхождения из района Эгейских островов, и в 13 в. до н.э., в годы Исхода евреев из Египта и проникновения их в Ханаан, вторглись в районы южного берега Средиземного моря. Часть из них поселилась в южной области Ханаана, а часть - на территории Египта, где их называли "народами моря". Евреи в течение двух столетий вели войну с филистимлянами за право проживания на Земле Обетованной. Эта война закончилась полной победой евреев и исчезновением этноса филистимлян. Этот исторический урок следует учесть новоявленным претендентам на территорию Эрец-Исраэль!

А как же с географическим названием "Палестина"? Греческие хроники называли район проживания филистимлян "страной Палестиной", русифицированное слово "Филистия". Но это не было государственное образование, а союз 5-ти полисов - государств во главе с князями ("сарней плиштим"). Название "Палестина" появилось на географической карте мира после жестокого подавления римлянами последнего восстания непокорных евреев во главе с Бар-Кохбой (132-135 г.г. н.э.). Римский император Публий Элий Адриан, чтобы стереть из памяти истории ненавистное римлянам слово "Иудея", приказал переименовать Эрец-Исраэль в провинцию "Сирия-Палестина", к которому, как видно, арабы не имеют никакого отношения, как и филистимляне, имя которых римляне и дали Эрец-Исраэль! Так появилось в международном лексиконе географическое название "Палестина".

А как же с „палестинским народом»? Современные руководители  палестинских арабов утверждают, что они – наследники филистимлян. Понятно, что это голословное утверждение никак не подтверждается. Но и в этом случае евреи появились в этой земле ранее. Как известно, до создания Государства Израиль слово «Палестина» ассоцировалось только с еврейским её населением. Проживающие же здесь неевреи  назывались тем, кем они и были – арабами.  И только советские спецы из КГБ придумали термин «палестинский народ» Вот доказательство. Его прислала Мария Хейфец из Билефельда.

 Советская марка 1983 года: "Правое дело арабского народа Палестины восторжествует!" 
Oбратите внимание: В 1983 году "палестинского народа" ещё не существовало! 
Его тогда просто ещё не успели выдумать (вернее, уже  выдумали, но ещё не начали массово употреблять).
 
Тогда боролись ещё "за правое дело" АРАБСКОГО народа Палестины

Существует масса других доказательств, что нет такой нации как палестинцы. Это всё равно, если бы эвенки, проживающие в Сибири, вдруг сказали бы: «Мы –сибиряки! А вы нет, вы русские. Убирайтесь отсюда! Наша национальность – сибиряки!» Просто они не такие наглые, у них не было учителей из КГБ и нет претензий на собственное государство. Да и меняли они уже один раз своё название – раньше-то они были тунгусами.

Но вернёмся к нашим арабам.  Совершенно очевидно, что до 1967 г. не отыскать ни одного упминания палестинцев как народа. Вот эвенки говорят на эвенкийском языке, а палестинского языка не существует. Они говорят на арабском. И вообще – попробуйте отличить т. н. палестинцев от, скажем, египтян. Или сирийцев. Или ливанцев. Или иорданцев. У «наших» арабов нет собственной культуры, литературы – всё это общеарабское. Ладно, культуры – палестинские арабы никогда не имели своей государственности, своих чётких границ.

Есть и масса косвенных подтверждений палестниского вранья. После Первой мировой войны в Иерусалиме издавалсь арабская газета. Как она называлась? Не угадаете – «Южная Сирия». Многие арабские государственные деятели всегда считали Палестину частью Сирии. Так им хотелось. Хотя после Александра Македонского так и было. Правда, войну с сирийскими захватчиками тогда вели всё-таки евреи.

Лидеры палестинских арабов много раз заявляли, что палестинцы – не отдельный народ, а часть, например, иорданского народа. Я могу привести множества цитат на эту тему, но не будем терять времени. Евреи, которых раньше называли палестинцами, причём, не только тех, что там проживали, давно отказались от этого термина – их самоидентификация – израильтяне. Но элементарная логика и стремление к правде требуют называть вещи своими именами: никогда не было народа, который может претендовать на самоличное владение этой территорией. Палестниские арабы имеют, само собой, право на проживание в бывшей Палестине. Но это право они должны признать и за нашим народом. Обидно и нелепо говорить об этом в наше время. Но вокруг столько врагов, которые привержены той же цели, что и палестинские арабы – ликвидации еврейского Государства, лучше всего, вместе с евреями, что приходится говорить об этом всякий раз. Что ж, не устанем это делать.

Всё будет хорошо, я это знаю…

Да и все знают, что бывает хорошо на наших мероприятиях. Вот они:

В пятницу встречаемся на «При свечах». Милости просим! Как всегда в 18 часов.

В субботу русская школа. Она расширяется – если раньше я писал «с 10 часов», то теперь уточняю: с 9.30. Время занятий зависит от возраста детей и тех предметов, которые они выбирают. Напоминаю, что во-первых, это эстетическое и умственное развитие, а также, конечно, нравственное. Все эти «развития» происходят на русском языке и используют следующие уроки: рисование, английский, пение, навыки физической культуры… Родители шести десятков детей, которые посещают русскую школу, довольны. Дети тоже.

Раз уж рекламирую культурный Центр «Трио» и его школу «Кенгу.Ру», то напомню, что в его рамках, но в будни работает балетно-танцевальная группа и детский театр. Взрослые, не завидуйте детям – для вас тоже есть танцевальный коллектив и танцевальная группа.  Но мы сейчас о детях. Для них в  воскресенье работает в 11 часов школа «Ами». И им не завидуйте – для вас в воскресенье будет занятие в «Еврейском Ликбезе». В 15 часов. Приходите!

В среду вечером начинается еврейский Новый год, в просторечии  Рош ха-Шана. Как известно, в диаспоре праздники удваиваются, это значит, что в четверг продолжаем праздновать – община будет закрыта. А в пятницу мы встречаемся на празднике, посвящённом этому событию. Приезжает наша раввинесса Наталья Вержбовская. Начало в 17 часов. Напоминаю, что мы воздерживаемся от приноса мясных продуктов. В связи с этим ещё одно напоминание: традиционная еда в этот праздник – рыба. С чем вас и ждём!

Пусть всегда будет солнце

Вы помните, что здесь мы говорим о недельной главе Торы. Евреи уже самом конце Книги книг На предстоящей неделе будут читаться сразу две главы:

Ницавим (Вы стоите) и Ваейлэх (И пошёл).

Вот о чём я писал три года назад. И что cократил и подправил сегодня

В этих двух главах проходит последний день жизни Моше. Он уже окончательно знает, что не ступит на землю Израиля, но народ уже переминается с ноги на ногу – после 40 лет наконец-то состоится вход в Эрэц Исраэль! Моше заключает новый завет с еврейским народом. Потому что теперь начнётся совсем другая жизнь, и нельзя исключить, что евреи придерживались Законов Торы потому, что им было в пустыне трудно. Поэтому теперь Моисей заново требует подтвердить верность иудаизму. Причём, это касается и ещё нерождённых евреев, то есть всех будущих поколений, а значит, и нас с вами, друзья. Это надо понимать так, что уже на заре иудаизма еврейским духовным авторитетам было ясно, какое жизнеспособное мировоззрение им удалось разработать! Они понимали, что оно создано на все времена, причём, система взглядов была самокорректируемой. Только эта уверенность позволила распространить мировоззрение на все будущие поколения. Последующие три с половиной тысячи лет показали, что наши духовные отцы не ошиблись.

Ещё в этой главе говорится о будущем рассеянии евреев. Откуда это предвидение? Кто-то скажет, что Тора была написана людьми, для которых еврейское будущее уже было  историей. То есть Книга писалась задним числом  Возражу: учёные уверены, что  последняя редакция Торы, которая писалась 500 лет, относится к тому времени, когда диаспоры ещё не было и в помине. То есть почти три тысячи лет назад Тора была завершена – после этого в неё не было добавлено ни строчки. Так откуда же точное предвидение? Историческая интуиция авторов Торы? Божественное предсказание? Пусть каждый выбирает ответ для себя самостоятельно, мне же важно, что предвидение, зафиксированное в Торе, осуществилось.

Ещё два слова о второй главе. В последний день своей 120-летней жизни (к слову, желая друг другу дожить до 120 лет, евреи задолго до науки 20-го века, подтвердившей биологическую запрограммированность человека именно на этот срок жизни, определили возраст именно этим сроком; что, тоже совпадение?) Моше прощается с людьми и объясняет им, что для него закрылись «родники мудрости», и он не может больше преподавать Тору. Посмотрите, как это достоверно и поэтому убедительно: не может пожилой человек больше осваивать новое, не может он далее идти в ногу со временем. Что ж, всему есть срок на земле, выбрать время ухода в тень – может быть, самый трудный выбор.

Не могу не сказать, что, даже смирившись с приходомс нового лидера, с собственным уходом из активной жизни, Моисей не может смириться лишь со смертью. Что ж, он всего навсего человек. И этот человек молит Бога, ангелов, чтобы продлились дни его жизни на Земле. У меня ощущение, что это выглядит немного унизительно. Но что поделать: из песни слов не выкинуть. Даже если её поёт наш самый великий соплеменник. И возникает вопрос: а зачем ему так хочется ещё немного пожить? И не только ему, практически каждому человеку?  Я не говорю о биологической жажде жизни, я говорю о её смысле. (Помните шутку: - Доктор, я буду жить? – А смысл?). Наши мудрецы говорят, что Моше хотел дальше жить для получения знаний. Уважительная причина! В любом случае исчезать из этого мира, к которому мы привыкли, очень не хочется. Но необходимо – это та единственная ситуация, когда нет места надежде: до сих пор все, кто родился, умерли. И грубо подсчитанные 15 миллиардов человек, родившиеся до сих пор на Земле, ушли в мир иной без всяких исключений. Эта мысль не должна мешать нам жить и стремиться получать радость - это тоже один из главных смыслов жизни по-еврейски.

Есть за горами, за лесами маленькая страна.

Начнём с адреса, который заинтересует многих. Дело в том, что Григорий Львович Рубинштейн из Бохума написал статью о нашей общине. Он издавна появлялся у нас, в основном, в праздники, присмотрелся и выразил впечатления письменно. Его статья, вроде бы, будет напечатана в ближайшем номере новой газеты «Еврейская панорама» (которую, кстати, рекомендую всем) – по крайней мере, несколько фотографий с этой целью я ему выслал. А пока он разместил статью на сайте, который он редактирует. Вот адрес статьи:

http://www.freie-juedische-meinung.de/ru/obshchiny-germanii/1737-a-idishe-svetjolka

Посмотрите на нас глазами автора, может быть, мы себе понравимся. В любом случае спасибо ему за интерес и внимание!

Мария Хейфец (Билефельд) в последнее время присылала много разных материалов. За прошедшие месяцы и недели многие из них стали неактуальными, но обращение Дины Рубиной не потеряло свежести.

http://www.liveinternet.ru/users/5318946/post332827613/

Мирра Чернявская (Хайфа) прислала статью Евгения Сатановского о Бараке Обаме. К сожалению, в ней много правды о президенте страны , которая традиционно является союзником Израиля. Обама эту традицию, как умеет, ломает. 

http://mnenia.zahav.ru/Articles/4807/kak_horosho_bit_prezidento

А закончим ссылочкой, которая лежит у меня уже почти четыре месяца. В ней – маленькое чудо. Хотя, нет, уже большое. Его прислал нам Анатолий Франко из Эссена. Спасибо!

https://www.youtube.com/embed/IM53KmScQCs

Как видите, ссылок мало. Не потому что мало от вас пришло материалов – я закончил обрабатывать августовские присылки. Как я писал, некоторые утеряли актуальность, но, главное, большинство из них приходят не в виде ссылок, а текстовыми файлами. Такие мы можем размещать только в Приложении, которое называется у нас «Я не знаю, где встретиться нам придётся с тобой». Поэтому в этом письме ссылок маловато, зато Приложение получилось  длинным. Но ничего, каждый может в нём легко выбрать то, что его интересует. Вот адрес Приложения к этому письму:

 

http://www.brfanl.ruhr-ju.de/19_09_14.doc

Вот ещё одно Приложение. Правда, я решил разместить его в виду важности здесь. Как известно, в воскресенье в Берлине прошёл митинг «Встань! Нет антисемитизму!». На нём выступили первые лица страны, члены правительства, которые заявили, что Германия не будет спокойно смотреть на проявления антисемитизма на её площадях и улицах. Хорошо, конечно, но почему, спрашивается, она до сих пор это делала? Как будто об этой заразе не было известно раньше. Знаменательно также, что зашевелились мусульманские общины. Это тоже должно было произойти намного раньше. Два года назад на встрече в нашем городе представителей всех религий я спрашивал у представителей мусульманских общин, почему они молчат? И высказал предположение: либо они боятся своих товарищей по религии, либо думают также, как те. Но вот, они тоже приняли участие в митинге. И проводят собственные акции по демонстрации толерантности. Поглядим, как говорится.

Приятно, конечно, когда с нами, евреями, выражают солидарность и поддержку представители других конфессий. Ещё до проведения митинга наша община получила письмо, которое перевёл для вас друзья.

«С большой озабоченностью пишу я вам на фоне тревожного усиления во всём мире антисемитских проявлений. И у нас в Германии мы получаем от многих наших еврейских друзей сообщения об угрозах и звонках с оскорблениями в  еврейские общины. Евреи стали вновь целью антисемитски мотивированных нападений. Даже в небольших городках власти видят причины для усиления охраны еврейских учреждений. То, что евреи должны собираться на Шаббат в синагогу для молитвы под охраной полиции, уже говорит об угрожающем положении.

Всё это нетерпимо. Это же касается зачастую и враждебности  к  евреям, связанной с критикой политики Государства Израиль. Даже если кто-то возмущён политикой Израиля, у его никогда нет права выступать с антисемитскими высказываениями и агрессивными действиями против еврейских сограждан.

Всё теперь стало не так. Миллионы людей по всему свету, но прежде всего на Ближнем и Среднем Востоке, стали беженцами. Количество погибших, которые пали жертвами в политических и религиозных конфликтах, только в этом году исчисляется уже десятками тысяч. Также преследуются всё чаще и христианские меньшинства, захватываются люди, их принуждают к смене религии.

Мы все должны быть призваны быть начеку и не молчать. Расистская, враждебная к «не своим» и антисемитская пропаганда и такие же действия должны быть одолены всеми средствами правого государства. Для всех нас действует правило: бороться с малейшими проявлениями враждебности, никакой пощады такому поведению! Мы должны все вместе противостоять, чтобы защитить нашу страну от этой заразы. Наши усилия в попытках углубить диалог религий должны стать более интенсивными. Вместе мы можем и должны противопоставить ценности терпимости, уважения и достойной жизни, которые свойственны всем великим религиям,  Мы должны бороься с ипользованием религии как инструмента войны и ненависти.

Этими строками я хочу заверить еврейское сообщество Германии в нашей солидарности. Как католики мы прежде всего должны вместе со Вторым ватиканским Советом заново для себя открыть, насколько крепко построена Церковь на фундаменте синагоги. Чрезвычайные инициативы Римских Пап после этого Совета в отношении еврейско-христианскиого  диалога учат нас, насколько близко и братски мы сязаны. Поэтому христиане не должны перед лицом враждебных евреям нападений,  молча стоять в стороне.

Центральный Комитет немецких католиков осуждает со всей остротой любые антисемитские речи и действия. Там, где мы сможем, мы будем стоять рядом с нашими еврейскими соседями и еврейскими общинами в нашей связи общих корней веры.

С уваженим

Алоис Глюк, Президент Цетнрального Комитета немецких католиков,

Бонн, 5 сентября 2014 г.

Теперь пора закончить. Шаббат шалом!

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: