Freitag, 3. Oktober 2014

03.10...09.10

Шалом, друзья!

В прошлый раз я не успел перевести ещё одно письмо, поступившее в адрес нашей общины. Вот его текст:

Дорогие члены правления либеральной общины «Перуш»,

к новогоднему празднику руководство евангелической Церкви Райнланда от всего сердца приветствует вас и желает хорошего и благословенного Нового 5775-го года!

Мы очень благодарны за множество хороших связей, которые существуют между еврейскими и христианскими общинами у нас в Райнланде.

Нас наполнили большой тревогой как следствие военного конфликта в Израиле и Палестине волны антисемитских проявлений и беспорядков, прокатившиеся по нашей Земле в последние недели и месяцы. Запугивание евреев и демонстрантов с израильскими флагами, поджог вуппертальской синагоги – всё это нас глубоко потрясло и шокировало.

Ответственность, которая возникает и у нас как евангелической Церкви Райнланда в борьбе с любой формой антисемитизма, нам совершенно отчётливо ясна. И в наступившем году мы ясно и громко поднимем наш голос и нашими действиями докажем, что антисемитизм является человеконенавистническим и богохульнам, он всегда будет наталкиваться на наше самое острое сопротивление.

Пожалуйста, не медлите обращаться к нам, в евангелическую Церковь Райнланда, где мы всегда сможем совместно работать над мероприятиями и проектами. Нам по душе овместное выступление против антисемитизма, но и кооперация с Диаконией, а также совместные общинные мероприятий.

Господин д-р Хаарманн продолжает быть к вашим услугам по всем возможным поводам, он  как непосредственно ответственный за такие связи.

Примите сердечные поздравления и пожелания  с Новым годом Вам и вашей общине  и желаем счастливого, полного значения и мира Рош ха=Шана.

С дружеским приветом

Манфред Раковский

Глава евангелической Церкви Райнланда 

………………………………………………………

Я от вашего имени отвечу, конечно, на все нам адресованные письма, а пока говорю: слава богу, что есть ещё честная Германия!

А мы возвращаемся в нашу колею. Начнём, пожалуй. С того, что способствует…  А этому поспособствовал Нахман Левит из Торонто. Посмотрите сюжет о девушках – солдатах в Израиле.

https://www.youtube.com/watch?v=IOPYsmqvaiA

Это было недавно…

В общине прошёл праздничный вечер Рош ха-Шана. Он состоял из двух частей: сначала была молитвенная часть с Натальей Вержбовской, потом застольная. Служба была выразительной и интересной. Больше всего меня впечатлило коллективное исполнениие молитвы «Авину малкейну». Общеизвестно, что она страстна и трогательна одновременно, но коллективно это оказалось ещё впечатлительней. В шофар дул Эберхард Йон – эти звуки тоже врезаются в сердце. Над застольной частью трудились Татьяна Сторожева, Татьяна Витенко, Валентина Драгош, Юрий Сторожев и Николай Витенко. Перечисляю, чтобы выразить публичную благодарность. Им даже мест за столом не хватило – они отмечали в комнате социальных работников. Предыдущей фразой я дал понять, что зал был полон, и это радует. Я об этом и на вечере сказал: мы здесь в эмиграции обрели друзей, приятелей, круг общения благодаря общине. Радует, что в этот вечер этот круг был достаточно большим. Достаточно – для нашего зала. Наталья рассказала немного об истории календаря – Новый год подсказал тему. Вообще, календарю были посвящены все действа этого вечера. Листки календаря служили, например, в том числе, и лотерейными билетами. Забавный случай произошёл, кстати, во время проведения лотереи.  Галина Мучник, которая постоянно сомневается в честности проведения конкурсов, лотерей и пр., а, может, делающая это по инерции, при объявлении лотереи громко высказалась: «Ну, известно, кто выиграет!». Я не знаю, кого она имела в виду, но через минуту рукой одной из гостей вечера был вытянут листок календаря, который достался Галине Мучник. Она и получила красивый приз из Израиля. В общем, были всякие интересные вещи, кто не явился, я не виноват.

На следующий день Наталья Вержбовская провела занятие в «Еврейском Ликбезе», на который помимо постоянных слушателей пришли люди, готовящиеся подтвердить свой еврейский статус. Проще говоря, те, кто являясь  евреем по отцовской линии, хочет зафиксировать своё еврейство. Для этого есть определённая процедура, подробности которой можно обсудить с теми, кому это интересно. В любом случае, такая группа существует, занятия в ней проходят. Наталья продолжила разговор об еврейском календаре. Честное слово, интересно! Я тоже открыл для себя  пару неизвестных мне ранее вещей. Например, то, что еврейская Традиция не требует регулярного посещения кладбища, где похоронены близкие. Наталья рассказала об этом довольно убедительно. Не стану пересказывать – приходите на «Ликбез», будете причастны к «еврейским секретам». Следующая встреча с раввинессой пройдёт в «Ликбезе» 18 октября. Приходите! Задавайте вопросы, если они есть. Напоминаю, что я каждый вечер после 16 часов бываю в общине, но если наверняка, то для этого предназначен вторник с 17 до 18 часов. Там мы можем и поговорить.

27 сентября прошло выступление детского балетно-танцевального коллектива в Унне на интернациональном празднике. Надо ли говорить, что оно прошло очень хорошо? Надо. Говорю: председатель общины Унны Александра Харьякова подтвердила удачное выступление девочек, которых неустанно готовит Елена Осман. Слово «неустанно» здесь не случайное . Елена действительно отдаёт себя этим детям. Не считаясь с личным временем и другими обстоятельствами.

В воскресенье работала школа «Ами». В ближайшие недели к традиционным занятиям добавится изучение английского языка. Напоминаю, что с недавних пор малыши стали учить математику.

…это было давно.

В этой рубрике мы листаем еврейский календарь сайта

03.10

1898 — Речь Герцля в Лондоне на огромном митинге евреев, на котором он заявил, что недалёк тот день, когда "еврейский народ придёт в движение".

04.10

135 — На рассвете Судного дня 3896 года римлянами казнён рабби Акива бен Иосеф. Вот как описывает эту казнь традиция: Рабби Акиву вывели во двор тюрьмы... Привязали к столбу. Римские палачи рвали его тело раскаленными щипцами, но ни единого вопля не вырвалось из его уст. Рабби Акива приложил руку к глазам и возгласил: – Слушай, Израиль! Г-сподь Б-г наш есть Г-сподь единый... Ученики приблизились месту казни учителя, и рабби Меир сказал: – Рабби, сердца наши обливаются кровью из-за того, что на твою долю выпали такие страшные муки. – Мои любимые дети, – ответил рабби, – не горюйте обо мне. Я достиг своей цели, мои желания исполнились. На протяжении восьмидесяти лет я страстно желал отдать мою жизнь для освящения Имени Б-жьего, ибо сказано: "И возлюби Г-спода Б-га твоего всем сердцем твоим..." Разве есть лучшее доказательство этой безмерной любви, чем смерть, освящающая Имя Б-жье! И он вновь возгласил: – Слушай, Израиль! Б-г наш есть Г-сподь единый! И когда он произнес слово "единый", смерть настигла его, и душа вознеслась к небесам»

05.10

1339 — В то время, когда многие страны и народы Европы пребывали в невежестве и безкультурии, сефарды вполне профессионально владели способами обращения денег: платежное поручение и одновременно процентная расписка: "«Барталус и К. в Пизе. Во имя Господа Аминь, Барталус и К. посылает свой привет Барна из Лухи и К. Авиньон. Заплатите по этому письму 20 ноября 1339 г. Ландуччио Бассадраги и К. из Лухи 312 золотых гульденов, которые мы сегодня получили от Такредо Баначмунти и К., начислив 4 % в их пользу, и зачислите эту сумму на наш счет. Выдано 5 октября 1339 г.»

 06.10

1927 —На экраны Америки вышел первый в истории звуковой фильм "Певец джаза", созданный евреями Г. Альбертом, Д. и С. Уорнерами. В главной роли сына кантора Дж. Робина снялся еврей, сын кантора. Э. Джолсон.

07.10

1943 — Греческий архиепископ Дамаскинос приказал монастырям предоставлять убежище всем евреям, которые постучатся в их двери. Он сделал это после того, как генерал СС Юрген Струп приказал евреям под страхом смерти пройти регистрацию. Более того, по непосредственному указанию архиепископа оккупационным властям был послан документ, не имеющий аналогов в военной Европе – открытое порицание антисемитских действий и отказ сотрудничать в преследовании евреев. «Все дети Матери Греции представляют собой неразделимое единство: они на равных являются членами нации, независимо от религии, которую исповедуют…» – говорилось в послании. В нем также подчеркивалось, что греческие евреи внесли вклад в строительство нации и что греки их так просто не отдадут. Когда Дамаскиносу пригрозили тем, что пришлют за ним расстрельную команду, архиепископ ответил: «В соответствии с традициями мученичества греческой православной церкви, священников вешают, а не расстреливают. Прошу соблюдать наши традиции!» Дамаскинос пользовался огромным авторитетом у населения; после войны — до возвращения короля — он был регентом страны

08.10

1859 — Родился Альфред Дрейфус - офицер французской армии, несправедливо обвиненный в измене и приговоренный к каторге. "Дело Дрейфуса" будоражило общественную жизнь Франции более 10 лет, разделило страну на два лагеря, оказало значительное влияние на рост антисемитизма во Франции, стало толчком к созданию сионистского движения 

09.10

1994 —Ефрейтор ЦАХАЛа Н. Ваксман похищен террористами из организации ХАМАС в районе перекрёстка Бней Атарот. Они спрятали заложника в деревне Бир Набалла, что к северу от Иерусалима и потребовали в обмен на Ваксмана отпустить из израильских тюрем шейха Ахмеда Ясина и других членов организации ХАМАС. После длительных поисков агенты службы безопасности (ШАБАК) получили точную информацию о местонахождении Ваксмана. Штурм дома, предпринятый бойцам спецподразделения "саерет маталь", закончился неудачей. Террористы успели убить похищенного, до того как спецназовцы ворвались в комнату, где он находился. Бойцы спецназа ликвидировали троих террористов. В ходе операции также погиб офицер спецназа, капитан Нир Пораз.

 Между прошлым и будущим

5 октября 1648-го года Богдан Хмельницкий осадил Львов и предложил горожанам выдать евреев. Те не согласились. И Хмельницкий ограничился выкупом.

Так выглядит текст в календаре. В нём ничего не сказано о том, что многие жители Львова умерли от голода, а оставшиеся в живых собрали для банд Хмельницкого огромную сумму денег, причём, основную часть собрала еврейская община.

Когда каждый из нас впервые узнал, что Хмельницкий вдохновенно уничтожал евреев, беpуcловно испытал политико-исторический и нравственный шок: ещё бы, национальный герой украинского народа, боровшийся за его независимость и соединение с русским народом, оказался убийцей сотен тысяч евреев. А как же памятник в центре Киева? А улицы и города с его именем? А  марки с его изображением и книги о нём, о герое? А советский орден, которым награждались высшие офицеры?

Список преступлений против евреев этого выдающегося государственного деятеля и полководца настолько велик, что евреи приравнивали его по трагедии к уничтожению Храма. Банды Хмельницкого истребляли евреев основательно, поголовно.

В июне 1648 г. были полностью убиты евреи Немирова и Тульчина. Казаки, зная, что Немиров хорошо укреплён, прибегли к хитрости. Они подошли к Немирову, переодевшись поляками и с польскими знаменами. Евреи, думая, что это к ним на помощь подошло польское войско, открыли ворота. Около 6000 евреев погибли в Немирове. 20 сивана – день Немировской резни был у евреев определен днем ежегодного поста и молитвы.

В сентябре 1650 г. войско Хмельницкого совершило поход в Молдавию, сопровождавшийся грабежом и резней еврейского населения. В 1653 г. сын Хмельницкого Тимош совершил с казацким отрядом новый поход в Молдавию, при этом произошла страшная резня евреев в Яссах, описанная в дневнике христианского автора-сирийца, Павла Алеппского.

На территории Белоруссии и Литвы пострадали многочисленные еврейские общины Витебска, Полоцка, Могилева, Старого Быхова, Вильны и других городов, причём, здесь казацкое войско действовало вместе с московской армией.

Казаки подходили творчески к умерщвлению евреев, изобретая тягчайшие способы убиения. Процитирцуем современника, Натана Ганновера : «У некоторых сдирали кожу заживо, а тело бросали собакам, а некоторых, — после того, как у них отрубали руки и ноги, бросали на дорогу и проезжали по ним на телегах и топтали лошадьми, а некоторых, подвергнув многим пыткам, недостаточным для того, чтобы убить сразу, бросали, чтобы они долго мучились в смертных муках, до того как испустят дух; многих закапывали живьем, младенцев резали в лоне их матерей, многих детей рубили на куски, как рыбу; у беременных женщин вспарывали живот и плод швыряли им в лицо, а иным в распоротый живот зашивали живую кошку и отрубали им руки, чтобы они не могли извлечь кошку; некоторых детей вешали на груди матерей; а других, насадив на вертел, жарили на огне, и принуждали матерей есть это мясо; а иногда из еврейских детей сооружали мост и проезжали по нему. Не существует на свете способа мучительного убийства, которого они бы не применили; использовали все четыре вида казни: побивание камнями; сжигание; убиение и удушение». Часть евреев татары уводили в плен, женщин насиловали и забирали в наложницы. Только небольшая часть евреев спаслась, приняв под угрозой смерти христианство. Несколько общин сдались татарам и их потом выкупили из плена, собрав деньги на это по всей еврейской Европе и Турции.

Большое внимание Натан Ганновер уделил мужеству и сопротивлению евреев, но эта отдельная тема. Здесь же я упомяну только, что евреи могли спастись, для этого достаточно было, как в саду Тульчина, подойти и поцеловать хоругвь. Но никто из евреев этого не сделал. И так было повсюду – евреи предпочитали умереть мучительной смертью, но не изменить своему мировоззрению.  

Зверства украинцев распространялись и на поляков, но «самое ужасное остервенение проявлял народ к евреям: они осуждены были на конечное истребление, всякая жалость к ним считалась изменой. Свитки Закона были извлекаемы из синагог: казаки плясали на них и пили водку, потом клали на них евреев и резали без милосердия».

 

Многие евреи были пленены и проданы в рабство крымским татарам. В конце 1648 г. число полоненных было столь большим, что неслыханно упали цены: татары меняли шляхтича на коня, а еврея - на щепотку табака.

 

В мирном договоре c польским королём, приведшим к первой украинской государственности, стояло: «Жиды державцами (то есть управляющими), арендаторами, ане мешканцами (жителями) не мають быти в местах украинных, где казаки свои полки мають». Это означало, что евреи будут полностью отсутствовать на территории украинской автономии.

Так кто он, Богдан Хмельницкий, национальный герой или преступник? Такой же вопрос можно задать румынам по поводу маршала Антонеску, организовавшему уничтожение молдавского и румынского еврейства. Казалось бы, этот сложный вопрос требует неоднозначного ответа. Но ведь Хитлер тоже старался, как ему казалось, сделать много полезного для немецкого народа, жизненное пространство пытался ему обеспечить. Тем не менее он – преступник. Рядом с ним должно стоять имя Богдана Зиновия Хмельницкого. И нельзя сваливать ответственность на «время такое было». Во все времена были порядочные люди и преступники. Поэтому если я не могу изменить название улицы, то я её называю улицей Бандита Хмельницкого. Аминь!

Всё будет хорошо, я это знаю.

3 октября, в пятницу у нас пройдёт вечер Кол Нидрей. Это – канун Йом Кипура – самого важного дня еврейского народа. Раввина с нами не будет, мы сами, как и в прошлом году, проведём этот вечер. Его схема у нас уже устоялась. Мы поужинаем, поговорим о важных вещах, прочитаем и споём выдержки из важных молитв. И расскажем, конечно, о них. Уверен, что будет интересно – я это знаю. Будет звучать также песня – молитва «Авину малкейну».

Этот праздник очень важен. Если нерелигиозные евреи появляются в синагогах далеко не всегда, то в этот день (и вечер) весь народ там. Наш вечер начнётся в 17 часов.

Следующий день – это день поста. У нас, к сожалению, нет Свитка Торы, поэтому, как и в прошлые годы, мы поедем на Изкор (молитва по умершим родственникам) в Унну. Там в либеральной общине мы проведём вечер с кантором Диди Поджусом и приятными людьми из числа прихожан Унны. Выезд с вокзала Оберхаузена в 15 часов. Но надо сообщить мне заранее о желании присоединиться к тем, кто поедет. Вернёмся к часам 9-ти.

В воскресенье – школа «Ами» в 11 часов.

Внимание! «Ликбез» в виде исключения начнётся на полчаса раньше, то есть в 14.30. А в 16.00 начнётся концерт гитарно-вокального дуэта в составе Хартмута Кера и Михаила Шилина. Они подготовили программу еврейских песен. Причём, среди них есть старинные, на языке ладино. Вход бесплатный.

Напоминаю, что до окончания записи на поездку по Мозелю осталось пару дней. То есть после воскресенья мы не можем гарантировать места. Кто хочет увидеть самый старый город Германии, прокатиться по самой красивой реке и попить самое вкусное немецкое вино, должен поспешить.

Пусть всегда будет солнце

В эти сутки весь еврейский мир един. Полагаю, что в этот день наибольшое количество евреев чувствует себя ими. Мудрецы говорили, что если все евреи в мире две Субботы подряд будут отмечать Шаббат, то в мир придёт мессия. Такое количество евреев, как в

Йом-Кипур,

повторяю, не прикасается к Традиции. Но всё равно это делают не все евреи. К сожалению. И на отсутствие религиозной практики не надо ссылаться.  Ведь для соблюдения народных традиций и правил, а они именно народные, нужно просто желание. Хоть символически, хоть  минимально, но соблюсти. И пост в этом минимуме обязателен. Тот, кто по медицинским показаниям, может получить от вред от голодания, освобождается от него. 25 часов не едят, не пьют, не умываются, не следят за своей внешностью, мужчины не бреются... Сказал о внешности и вспомнил анекдот, в котором интересная женщина говорит подруге, что она решила месяц не пользоваться косметикой, чтобы отдохнуть от противозачаточных таблеток. Один день в году никому не помешает отдохнуть от даже малейших забот о своей внешности. Вернее, о своём теле, в этот день надо концентрироваться на духовном. Люди религиозные знают, что в этот день произойдёт утверждение приговора, который выносит Создатель в Рош ха-Шана.  Секулярные люди в эти дни проводят суд совести. В любом случае Йом-Кипур – вершина Традиции по сверке своей жизни с правилами, выработанными опять же иудаизмом. Йом-Кипур – это камертон нравственности.  Йом Кипур – последняя взможность извиниться перед людьми за нанесённый вред. С обязательной, само собой, компенсаций ущерба, если он был. Последняя возможность оглянуться в уже ушедшем году на себя, на свою жизнь. И последняя возможность что-то в ней исправить. А в этом отношении у нас всегда есть, что исправить. Нельзя считать, что пост является способом договориться с совестью. Пост лишь даёт возможность не отвлекаться в этот день на потребности тела.

Мне кажется, что мы в отношении поста в выигрыше по сравнению, скажем, с мусульманами: у них месяц, у нас всего день, у них, по-моему, не очень полезный для здоровья, обильный ужин после голодного дня, у нас такая процедура предусмотрена всего один раз в году. (Ну, два, если поститься ещё в день ризрушения Храмов, 9-го Ава). Но и мы, и мусульмане, как и все другие религии, имеющие посты, на себе переживаем то, что чувствуют голодные люди. И это, во-первых, должно стимулировать в нас чувство справедливости по отношению к тем, кто не может заработать себе на хлеб, выражающееся в оказании им помощи, во-вторых, напоминать нам, что мы все, люди и животные, одинаковы в своих простейших желаниях, потребность питаться и пить – непременное условие  любой жизни.

По-моему, 25 часов продержаться без питания можно достаточно легко – всё зависит от установки. Конечно, есть люди, которые не могут выносить голод даже в течение нескольких часов – таким надо продержаться столько, сколько смогут. Чтобы почувствовать себя вместе со всем народом.

Пост в этом году выпадает на субботу. И конечно, нельзя Йом Кипур работать. Надо выполнить и эту заповедь. А вечером должен быть праздничный ужин. Начинается веселье по поводу того, что мы записаны в Книгу Жизни на весь наступивший год. То есть нас записали ещё в Рош ха-Шана, а 10 дней трепета были сроком, после которого приговор вступает в законную силу. И если он нам не нравится, то у нас были эти 10 дней, чтобы подать кассационную жалобу. В отношениях с Богом она в просьбе прощения, а с людьми – однозначно в исправлении нанесённого зла. И тоже в просьбе прощения. Но люди не столь милостивы, как Бог, бывает, что не прощают. Но это уже не наша вина, главное, что мы были искренни.

После поста наступает праздничный ужин. Непередаваемое чувство после голодного, небритого, нелёгкого, непривычного дня. Все желает друг другу сладкого и здорового года: «А гит юр!» Вот я и говорю вам всем, дорогие: «А гит юр! Хорошего года!»

Есть за горами, за лесами маленькая страна

Леонид Айзенберг из славного Бохума поделился с нами материалом о еврейских солдатах.

 http://www.liveinternet.ru/users/lara_rimmer/post281255987/

Ещё одна посылка из Бохума. Она не имеет отношения к нашей основной теме, но нам интересно всё. Кто-то, возможно, сам Леонид, назвал её «Вот вам и Замбия!»

Bella Voce Africa - "Brindisi"https://www.youtube.com/watch?v=YkDUvRQTDzc

Ехиль Белиловский (Оберхаузен) порадовал нас материалом об еврейском календаре.

http://yuri-torah-2011.blogspot.com/2014/09/blog-post.html

Григорий  Бейдер (Лос Анжелес) прислал материал о войне в Израиле. Посмотрите, он точно о войне.

http://www.liveinternet.ru/users/lara_rimmer/post330665491/

Нахман Левит (Торонто) прислал песню «7,40». Но там  их много больше. Радуйтесь еврейским мелодиям.

https://www.youtube.com/watch?v=_xOXfYdHkKs&list=RD_xOXfYdHkKs

Теперь ссылка на Приложение. Не пугайтесь, теперь оно краткое. Перенасыщенность была вызвана почтовым тромбом, связанным с перерывом в рассылке.

http://www.brfanl.ruhr-ju.de/03_10_14.doc

 

Всё. До новых встреч на тсраницах этих писем! И в общине, конечно!

Всегда ваш

 

Л. Ш.

Keine Kommentare: