Freitag, 17. Oktober 2014

17.10...23.10.2014

Шалом, друзья! Во-первых, приносим извинения за сбои, случившиеся с рассылкой. По ещё невыясненным на время написания этих строк причине часть писем не дошла до адресатов. Будем заниматься решением этой проблемы.

Пока жжет начнём с песни «Еврейское местечко». Её прислала Мария Хейфец (Билефельд).

http://www.playcast.ru/view/1934575/e1c5ad6418dda8473f0de8b15e6f6ef1aaae8115pl

Продолжим рубрикой

Это было недавно…

Недавно – это значит на уходящей неделе.

Во-первых, был Встреча Субботы. Во-вторых, мы осуществили экскурсию на реку Мозель. Что сказать? – я всё описал заранее, уверяя, что всё будет прекрасно, если не подведёт погода. Она была на нашей стороне. Хотя, полагаю, что чуден Мозель в любую погоду, но в осенний  тёплый день – особенно. Река, её живописные берега, чудо-городишки – всё выглядело, как в фильме - сказке.  Полагаю, что всем понравилось, и день оказался запоминающимся. Для тех, кто не попробовал мозельскогот вина.

В воскресенье мы проводили праздник Суккот. Само собой, во дворе. Мне показалось, что было уютно. И вкусно. Поклон всем организаторам этого вечера:  Елене Банд,Татьяне и Николаю Витенко, Валентине Драгош, Татьяне и Юрию Сторожеву, Барбаре Штайнкуш. Работы действительно было много: схематически объём работы можно определить так: закупить продукты, засолить огурцы, вынести и установить столы-стулья, развести гриль, пожарить мясо,  всё подать на стол, нет, здесь нужен не одноразовый глагол – всё подавать на стол… Потом всё убрать. Говорю об этом подробней, чтобы не казалось, что всё так просто, как выглядит. Это я ещё не упомянул, что надо привезти музыкальный инструмент (Юлина Ланг), настроить аппаратуру (Яков Шварцман и Владимир Лившиц), заниматься детьми (Лёля Некрич и Лиза Гольд)… Я не назвал привоз зелёных веток, но в этот раз их было очень мало – болезнь помешала в этом году сделать это Одету Брилю.  Но мы уже привыкли к нашему двору: все разместились, танцевали… Это предпоследний из осенних прапздников, о последнем – потом.

…Это было давно.

Все материалы этой и следующей рубрик взяты в еврейском календаре

17.09

1968 —Израиль выразил желание приобрести у Великобритании танки марки "Чифтен", но получил отказ, что послужило толчком к разработке проекта изготовления собственного танка (Меркава)

 18.09

1918 —Украинской национальной Радой, сформированной во Львове представителями различных партий и групп, провозглашена независимость Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР) в Восточной Галиции; объявлено о равноправии национальных меньшинств и о том, что «евреи признаются отдельной нацией» (им предоставлено 13% депутатских мест в Раде, что соответствовало доле евреев, численность которых в Восточной Галиции в составе населения составляла в то время около 660 тыс. человек.

19.09

1994 —Шахид взорвал в Тель-Авиве автобус самого оживлённого маршрута №5. Погибли 20 человек. Шок для Израиля, воодушевлённого мирными перспективами Осло.

 20.10

2012 —Утром 20 израильскиx морскиx коммандос овладели судном «Астель», которое пыталось прорвать блокаду Газы. На борту «Астеля» находились так называемые миротворцы из Швеции, Норвегии, Испании, Греции. Кроме того, среди пассажиров – двое израильских левых, Дрор Пайлер и Йонатан Шапиро. Высадка на «Астель» началась после того, как обращения офицеров израильских ВМС к капитану «Астеля» по радио с просьбой изменить курс и не входить в территориальные воды Газы не возымели действия. Захват произошел в момент, когда «Астель» был в 38 морских милях от берега Газы

21.10

1969 —Война на истощение. Артист А. Фельдман погиб от попадания ракеты прямо во время выступления перед солдатами.

22.10

1907 —Родилась Эмилия Шиндлер - жена Оскара Шиндлера, праведника народов мира, спасшего в годы Холокоста 1200 евреев. Эмилия принимала участие в их спасении наравне с мужем. Умерла 5 октября 2001 года.

23.10

2006 —Яэль Низри, израильская королева красоты, приступила к несению службы в ЦАХАЛе. Девушка отказалась от участия в любых конкурсах красоты в пользу воинской службы. Многие ожидали, что на пике славы Низри пожелает получить отсрочку, но она не захотела перенести призыв даже на год и, вернувшись из Варшавы, где проходил конкурс Мисс Мира, через несколько дней уже прощалась со своим возлюбленным на призывном пункте.

Между прошлым и будущим

 1880 — 18 октября родился В. Жаботинский.

Личность многогранная, противоречивая, но даже самые заклятые враги считали его человеком незаурядным, наделенным даром провидения. Жаботинский был прозаиком, поэтом, политическим вождем, горячо преданным идее создания еврейского государства. Он умер в 1940 г., не увидев плодов своих усилий. В завещании, составленном в 1939г., он писал: „Мои останки пусть перевезут в Эрец-Исраэль, если на то будет распоряжение еврейского правительства". В 1965г., спустя 25 лет после его смерти, правительство Израиля решило перевезти останки из Соединенных Штатов, где он умер, в Иерусалим. Он был перезахоронен, как и его жена, со всеми официальными почестями на горе Герцля, недалеко от могилы самого Герцля. Тогда в Израиле стояло у власти социалистическое правительство. Жаботинский же считался человеком правой ориентации. Но самые искренние знаки почтения ему выказали все слои населения, все политические группировки. Вот почему улица Жаботинского есть почти в каждом городе Израиля.

Одесса, где в 1880г. родился Жаботинский, была в те времена в экономическом расцвете, евреи здесь составляли 30% населения. Жаботинский вырос в нетрадиционной обстановке с точки зрения религии, но был горячим сторонником иврита и идеи еврейской родины. Он ходил в русскую школу, но уже с 11-12-ти лет изучал иврит с частным учителем. В молодости он почти ничего не знал о религиозных еврейских праздниках и традициях, но бегло говорил на иврите и часто писал на этом языке. Впрочем, у Жаботинского были большие лингвистические способности. Кроме русского, иврита и идиша, которые он знал с детства, он владел французским, итальянским, английским и немецким. Его ораторский дар заставлял толпу утихнуть, на каком бы языке он ни говорил. С 18 лет Жаботинский начинает разъезжать и продолжает так всю жизнь: бесконечные поездки на конференции по всей Европе, по Соединенным Штатам, Палестине, когда ему разрешает английское мандатное правительство. Он изучал право, зарабатывая на жизнь уже как журналист.  Жаботинский был корреспондентом многих одесских газет и часто писал под псевдонимом Альталена. Закончив обучение, он вернулся в Одессу и, стал известным журналистом. Его статьи и фельетоны в „Одесских новостях" - одной из самых крупных ежедневных газет - пользовались большим успехом. Позднее он переехал в Санкт-Петербург. Его сионистская борьба усилилась особенно после кишиневского погрома. В это время Жаботинскому исполнилось 23 года. Он присутствовал на Шестом сионистском конгрессе 1903 года. Герцль произвёл на него сильное впечатление, просто заворожил. Но это не помешало Жаботинскому стать одним из главных противников предложенной Герцлем Уганды. До Первой мировой войны Жаботинский занимается большей частью журналистикой и писательством. Он один из руководителей сионистской газеты „Рассвет в России", но успешно сотрудничает и в популярной русской прессе. В 1907г. в промежутке между двумя предвыборными кампаниями в думу, которые он должен отражать в своей газете, Жаботинский женится. Как корреспондент ежедневной газеты Русские ведомости Жаботинский едет в Западную Европу, когда в августе 1914г. вспыхивает Первая мировая война. Он отправляется в Швецию, в Англию, в Бельгию и во Францию. Там он узнает, что 30 октября 1914г. Турция вступила в войну на стороне Германии. Он немедленно понял значение этой новости для будущего еврейского народа. Палестина - еще турецкий доминион. Падение турецкой империи откроет совершенно новые возможности перед еврейским народом. Решив ознакомиться с мнением мусульманского населения, он поехал в Северную Африку, оттуда отправился в Александрию (под английским владычеством), где встретил уже более 10000 евреев, приехавших из Палестины в поисках убежища. Необходимость создать еврейскую армию целиком завладела его мыслями. Вместе с Йосефом Трумпельдором, который как раз был тогда в Александрии, они собираются набрать добровольцев из беженцев в Еврейский легион, который освободил бы Эрец-Исраэль от турок. План начинает обретать конкретные формы, которые, впрочем, Жаботинский не одобряет, и он уезжает в Лондон. Там он действительно создает еврейский легион, несмотря на все трудности. Между 1915 и 1916 гг., когда исход войны был еще совершенно неясен, большинство сионистов хотело, чтобы это движение полностью соблюдало нейтралитет и поддерживало, особенно военным путем, англичан. Жаботинский резко осуждал такую позицию, слишком, по его мнению, пассивную. Он был убежден, что, если Турция падет, сионисты получат право голоса на мирных переговорах только при условии, что они будут сражаться на стороне Франции или Англии. Его упрекали в чрезмерной воинственности и считали милитаристом. Однако Вейцман разделял его взгляды, хотя не решался заявить об этом открыто. В конце концов решительную поддержку оказало английское правительство. В 1916г. был принят закон об обязательной воинской повинности для всех британских граждан. Евреи, бежавшие из России от погромов, не были английскими подданными, и молодое поколение уклонилось от исполнения этого закона. Английские призывники пришли в ярость, начались ссоры и стычки. Правительству пришлось вмешаться. От этих русских евреев требовали, чтобы они пошли в английскую армию добровольцами, иначе их вернут в Россию. Но они не хотели ни того, ни другого. Тогда-то Жаботинский им и предложил записаться в Еврейский легион, который будет сражаться на стороне англичан, но в Палестине, чтобы выгнать турок. Это предложение они приняли. Так в 1917г. был сформирован 38-й полк королевских стрелков, который и приступил к усиленной военной подготовке. В 1918г. он был послан из Палестины на фронт. С 39-ым батальоном, набранным в США, он играл важную роль в последние месяцы войны в Палестине. Жаботинский записался в него простым солдатом и проходил наравне со всеми интенсивную военную подготовку. Потом он дослужился до младшего офицера, а затем - и до старшего. Со своим легионом он высадился в Александрии 1 июня 1918г. Позднее он провел несколько дней в Тель-Авиве, содействуя созданию 40-го батальона, набиравшегося из молодых евреев Эрец-Исраэль, но не успевшего принять участие даже в последних сражениях. Жаботинский уже тогда предвидел нападения арабов на евреев, которым англичане обещали национальный очаг в Декларации Бальфура. Он считал, что Еврейский легион необходимо держать в боевой готовности, и прилагал большие усилия, но безуспешно. Англичане распустили всех солдат по домам. Жаботинский демобилизовался в августе 1919г. Тогда он организовал группу еврейской самообороны, главным образом из бывших солдат Еврейского легиона и стал ее руководителем. Первые нападения на евреев начались в Иерусалиме в апреле 1920г. Арабы убивали евреев, а англичане сначала не вмешивались. Жаботинский со своей группой предпринял ответные нападения на арабов. Англичане арестовали его и посадили в тюрьму вместе с девятнадцатью его соратниками. Суд состоялся 10 апреля 1920г. Жаботинского приговорили к 15 годам заключения с последующей высылкой. В аккской тюрьме он начал серьезно сомневаться в том, что англичане выполняют свои обещания, записанные в Декларации Бальфура. В июле 1920г. после военной оккупации в Палестине было создано гражданское управление во главе с английским верховным комиссаром. Первым вступил на этот пост еврей Герберт Сэмюэл. Сразу же по прибытии он объявил всеобщую амнистию политическим заключенным, как арабам, так и евреям. Жаботинский тоже был амнистирован (он считал этот термин оскорбительным), как и арабы, которые нападали первыми, что его возмущало. Он все более и более убеждался в необходимости самообороны. Но его мнение не находило широкой поддержки. Однако, несмотря на резкие возражения, его назначили членом Исполнительного сионистского комитета, и в этом качестве он ездил по Европе с лекциями. Его популярность росла, особенно среди евреев Восточной Европы. Но росло и число его противников, в основном среди сионистских политиков левого направления, которые соглашались с различными решениями англичан. Когда в 1922г. весь восточный берег Иордана был отнят англичанами у еврейского национального очага и отдан эмиру Абдалле из Хиджаза, он воспринял это как вопиющую измену англичан, и пассивность сионистских руководителей его до того возмущала, что в конце концов в феврале 1923г. его исключили из сионистского исполнительного комитета. В том же году в одной из своих поездок с лекциями в Европу он столкнулся с рижской молодежью, которая настаивала, чтобы он не уходил из политики. Тогда и образовалась первая ячейка Бейтара. Очень быстро молодежное движение Бейтар распространяется в Европе и в Палестине. Его неоспоримый руководитель - Жаботинский. Со всех сторон его соратники и почитатели настаивают, чтобы он вернулся к политической деятельности. Наконец в 1925г. образуется Всемирный союз ревизионистов, представители которого входят в Сионистский конгресс и образуют в нем оппозиционную партию. Сначала центр нового движения был в Париже, где Жаботинский жил с женой и сыном Эри, хотя и бесконечно разъезжал. Его выступления на сионистском конгрессе завораживали даже противников; его лекции делали его самым ярым сионистом в глазах одних и вызывали самую ярую критику у других. Нарастали столкновения между ним и левыми сионистами, составлявшими большинство. С приходом Гитлера к власти Жаботинский бьет тревогу, но его не очень-то слушают. Наконец, он чувствует себя связанным сионистской дисциплиной, запрещающей политические начинания, не одобренные большинством. В 1935г. он выходит из сионистской организации и создает Новую сионистскую организацию. Некоторые друзья его не поддержали, считая, что он зашел слишком далеко, но у него было и много сторонников. Его выбрали председателем этой Новой сионистской организации, которая набрала силу и получила поддержку молодых бейтаровцев. Отныне Жаботинский занимает все более агрессивную позицию относительно мандатных властей в Палестине. Он поддерживает нелегальную иммиграцию и Эцель (Военная национальная организация) и становится ее главой в 1937г., хотя руководит ею издалека, поскольку англичане чинят препятствия его пребыванию в Палестине. В начале Второй мировой войны он возвращается к идее еврейского батальона для борьбы против Гитлера. В феврале 1940г. он приезжает в США, чтобы набрать там еврейскую армию. Но во время посещения летнего лагеря бейтаровцев под Нью-Йорком в августе 1940г. он скоропостижно скончался от сердечного приступа. Ему еще не было и шестидесяти. Талантливый журналист, автор множества статей о текущих событиях, написанных на всех доступных ему языках, он к тому же был поэтом, переводчиком на русский (например, стихов Эдгара По), с иврита (стихов Бялика) и т.д. и блестящим прозаиком. Но в историю он вошел как прозорливый политик, а в израильскую жизнь - как вдохновитель партий Херут, (позднее Ликуд), которая находится под его влиянием и по сей день.

Жаботинский был горячим почитателем Герцля, у которого он почерпнул мысль о создании еврейского независимого государства. Герцль умер в 1904г., Жаботинский - в 1940. Но они были двумя колоссами, на которых смогло появиться государство Израиль. Их две могилы находятся рядом на горе Герцля в Иерусалиме, подтверждая правоту такого взгляда на этих двух людей

Всё будет хорошо, я это знаю

Осенние праздники завершатся у нас вечером, посвящённом Симхат Торе. Впервые я организовал в Оберхаузене вечер по поводу Симхат Торы в 1998 году. Нужно опять слово «впервые»: впервые он будет проходить у нас со Свитком Торы. Его привезут из билефельдской общины. Поэтому этот праздник не будет похож ни на один предыдущий. Само собой, я не буду рассказывать о том, что нас ожидает, скажу только, что обычного застолья у нас не предусмотрено, так, лёгкая фуршетная закуска. Причём, слово «фуршетная» уж очень не будет подходить к тем скромным закусочкам, которые мы подготовим.  Гоорю об этом, чтобыв предупредить – ничего с собой приносить не надо. Кроме хорошего настроения и желания по традции потанцевать с Торой. Это почётная функция каждого, кто чтит Книгу книг. Будет возможность потанцевать и без Торы. В общем, вечер будет весёлым. Он начнётся в пятницу в 17 часов.

На следующий день Наталья Вержбовская будет проводить занятие в «Еврейском Ликбезе». Уж не знаю, какую тему она предложит, но уверен, что будет интересно. Согласно двум обстоятелсьтвам: во-первых, иудаизм очень интересная вещь, во-вторых, Наталья очень интересно о нём рассказыает. Приходите к 11–ти часам.

А в 16 часов начнётся проведение бар-мицвы мальчика из Эссена. Собственно, это и стало поводом для привоза Свитка. В основном, будут его родственники, но двери открыты для всех, кто пожелает увидеть эту церемонию.

В воскресенье в 11 часов – школа «Ами». На детей школы всё приятнее смотреть. Потому что они красивы, как все дети, но уже многое умеют, что недоступно другим детям, не посещающим пока школу. Впрочем, её двери открыты для всех, кому больше 3-х лет и меньше 13-ти.

Пусть всегда будет …Тора

Первая глава называется «Берейшит» (В начале).

Да-да, мы опять в самом начале Торы. В пятницу, в праздник Симхат Тора, будут читать последние строки последней главы и сразу же первые строки первой. Наши мудрецы ввели это правило, чтобы чужаки не могли сказать, что евреи устраивают праздник по поводу завершения чтения Торы. Именно поэтому сразу же начинают читать её сначала: «В начале Бог сотворил небо и землю». И так происходит уже очень много веков: Симхат Тора – можно перевести как Радость или Праздник Торы. Потому что её изучение действительно приносит радость. А как может быть по-другому, если  мы знакомимся с очень умной и глубокой книгой. Её жанр невозможно определить: лучше всего сказать «Книга жизни». Её, кстати, евреи так и называют - «Тора хаим».  А ещё её называют ярмом, но это в скептические, трудные минуты – ведь по ней жить действительно очень нелегко. Но потом приходят светлые минуты, и люди радуются тому, что у них есть такое мировоззрение, помогающее жить и выживать. И в праздник Симхат Тора евреи танцуют со свитками Торы.  Полагается танцевать всем, кто же этого избегает, надо полагать, танцует с Устной Торой.  А они меж тем – равноправны,  одна без другой просто немыслима. Вот взять хотя бы первую главу, а в ней создание человека. Письменная Тора скупа на слова: «И сотворил Бог человека по образу Своему и подобию, сотворил его; мужчину и женщину – сотворил он их». И лишь Устная Тора проясняет подробности и частности. Так, например, в слове «сотворил» необычно выведены две буквы йуд вместо одной. Ошибка? Так почему её не исправить вместо того, чтобы веками повторять лишнюю букву при переписывании Книги книг? Нет, мудрецы увидели в «ошибке» большой смысл: во-первых, двуединство души и тела, так сказать, формы и содержания, во-вторых, в человеке существуют диаметрально противоположные наклонности, имя которым «добро» и «зло», и, в-третьих, не случайна также странная фраза насчёт сотворения человека, мужчины и женщины, - первый человек был мужчиной и женщиной одновременно. Ну, скажите, как столько веков назад могли мудрецы знать о биологической двойственной природе человека? То есть о том, что открылось науке только в последние 50 лет. Могли в древности знать, что ребёнок после зачатия имеет два пола, и окончательное его определение произойдёт спустя несколько недель? Продолжение этой теории заключается в истории создания женщины из ребра. Ребро имеется в виду то, синонимом к которому является слово «грань». Бог разделил два существа, как сиамских близнецов, по грани, по ребру их общего тела. Именно отсюда пошла легенда о том, что с тех пор каждый человек ищет свою половину. По поводу сотворения женщины, напоминаю слова Торы: «Нехорошо быть человеку одному; сделаю ему подмогу соответственную». Есть разные переводы этого места, надо знать, что слово «помощница» в Торе - это «кенегдо», что дословно означает «соответственная ему», может быть, даже «напротив него». Помните: «Эти глаза напротив…» Это о любви. Но напротив, может быть и против, тот есть «против него».  То есть жена может быть мужу и поддержкой, подмогой, но может быть его противником,  помехой ему.

Есть хасидская история об одном раввине. Жена его была очень вредной и злой женщиной, она часто унижала его, даже перед его учениками. Люди советовали ему развестись, но он всё не решался. Однажды после занятий  он пригласил в дом  другого раввина. Когда они пришли, жена, недовольная тем, что муж привёл гостя, ушла из дому.  Он остановил её у выхода и спросил, что есть на ужин? Она буркнула, что в кастрюле цыплёнок. Когда раввин достал кастрюлю, он увидел, что там варенье. Его гость всё слышал и видел. Хозяин вынужден был сам искать еду и подавать её на стол. Ужин прошёл в молчании. Потом гость сказал: «Отошли эту женщину прочь! То, как она ведёт себя, несообразно с твоим достоинством.»  «Согласно брачному договору я должен в случае развода выплатить ей большую сумму, которой у меня нет». Гость был состоятельным человеком и предложил ему необходимые деньги. Вл второй раз бедолага  женился более удачно.

Я рассказал эту историю не только к слову, но и чтобы подтвердить, что Тора – это учебник жизни. Её устная часть полна мудрости, заключённой в опыте народа, его истории, сотканной из миллионов разных бытовых, философских и прочих историй.

Мы начали читать Тору в «Еврейском Ликбезе» в октябре 2005-го года. За 9 лет мы прошли её несколькот раз, но всё равно наши знания – зачаточны.  Наверное, «ликбез» никогда не превратится у нас в «академию». И не случайно ежегодный цикл чтения Торы повторяется у евреев каждый год. Один из переводов слова «Тора» - учение. Получается, что повторение – мать Торы.  К сожалению, обстоятельства не позволяют пока регулярно проводить «Ликбез»,  но ъоть немного мы обязаны взять мудрости у нашего народа, зафиксированной в этой Книге.

Есть за горами, за лесами маленькая страна.

Леонид Айзенберг всё из того же Бохума отыскал материал об израильских мамах.

http://www.9tv.co.il/news/2014/08/29/183988.html

Григорий Бейдер (Лос Анжелес) радует нас материалом об одном из нас, правда, выдающемся.

https://www.youtube.com/watch?v=VU8eH1a0JMA&feature=youtu.be

Борис Бендиткис (Оберхаузен) предлагает нам материал о том, что Медина была когда-то еврейским городом.  Не давайте читать мусульманам – обидятся.

http://www.translarium.info/2014/09/medina-was-originally-a-jewish-settlement.html#axzz3FlaB98Cd

Михаил Местер (Бельцы)  прислал фильм о своих земляках – евреях Молдовы.

http://www.youtube.com/watch?v=G7pDUvdfVvw

 

А завершим передачей «Играй, баян!» На сей раз он играет еврейские песни. Посредством ансамбля «Дона». Прислал Леонид Айзенберг т(Бохум).

http://www.onlinetv.ru/video/1855/?utm_source=www.echo.msk.ru&utm_medium=widget&utm_content=img_link&utm_campaign=1855&autostart=1

Как обычно, завершаем ссылкой на Приложение, которое у нас называется тоже песенной строкой: «Я не знаю, где встретиться нам придётся с тобой». Это название призвано подчеркнуть, что материалы, с которыми мы в Приложении встречаемся, бывают самые неожиданные и могут нас перенести в любую точку мира. Читайте!

http://www.brfanl.ruhr-ju.de/17_10_14.doc

 

С праздником!

Ваш Лев Шварцман

Шалом, друзья! Во-первых, приносим извинения за сбои, случившиеся с рассылкой. По ещё невыясненным на время написания этих строк причине часть писем не дошла до адресатов. Будем заниматься решением этой проблемы.

Пока жжет начнём с песни «Еврейское местечко». Её прислала Мария Хейфец (Билефельд).

http://www.playcast.ru/view/1934575/e1c5ad6418dda8473f0de8b15e6f6ef1aaae8115pl

Продолжим рубрикой

Это было недавно…

Недавно – это значит на уходящей неделе.

Во-первых, был Встреча Субботы. Во-вторых, мы осуществили экскурсию на реку Мозель. Что сказать? – я всё описал заранее, уверяя, что всё будет прекрасно, если не подведёт погода. Она была на нашей стороне. Хотя, полагаю, что чуден Мозель в любую погоду, но в осенний  тёплый день – особенно. Река, её живописные берега, чудо-городишки – всё выглядело, как в фильме - сказке.  Полагаю, что всем понравилось, и день оказался запоминающимся. Для тех, кто не попробовал мозельскогот вина.

В воскресенье мы проводили праздник Суккот. Само собой, во дворе. Мне показалось, что было уютно. И вкусно. Поклон всем организаторам этого вечера:  Елене Банд,Татьяне и Николаю Витенко, Валентине Драгош, Татьяне и Юрию Сторожеву, Барбаре Штайнкуш. Работы действительно было много: схематически объём работы можно определить так: закупить продукты, засолить огурцы, вынести и установить столы-стулья, развести гриль, пожарить мясо,  всё подать на стол, нет, здесь нужен не одноразовый глагол – всё подавать на стол… Потом всё убрать. Говорю об этом подробней, чтобы не казалось, что всё так просто, как выглядит. Это я ещё не упомянул, что надо привезти музыкальный инструмент (Юлина Ланг), настроить аппаратуру (Яков Шварцман и Владимир Лившиц), заниматься детьми (Лёля Некрич и Лиза Гольд)… Я не назвал привоз зелёных веток, но в этот раз их было очень мало – болезнь помешала в этом году сделать это Одету Брилю.  Но мы уже привыкли к нашему двору: все разместились, танцевали… Это предпоследний из осенних прапздников, о последнем – потом.

…Это было давно.

Все материалы этой и следующей рубрик взяты в еврейском календаре

17.09

1968 —Израиль выразил желание приобрести у Великобритании танки марки "Чифтен", но получил отказ, что послужило толчком к разработке проекта изготовления собственного танка (Меркава)

 18.09

1918 —Украинской национальной Радой, сформированной во Львове представителями различных партий и групп, провозглашена независимость Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР) в Восточной Галиции; объявлено о равноправии национальных меньшинств и о том, что «евреи признаются отдельной нацией» (им предоставлено 13% депутатских мест в Раде, что соответствовало доле евреев, численность которых в Восточной Галиции в составе населения составляла в то время около 660 тыс. человек.

19.09

1994 —Шахид взорвал в Тель-Авиве автобус самого оживлённого маршрута №5. Погибли 20 человек. Шок для Израиля, воодушевлённого мирными перспективами Осло.

 20.10

2012 —Утром 20 израильскиx морскиx коммандос овладели судном «Астель», которое пыталось прорвать блокаду Газы. На борту «Астеля» находились так называемые миротворцы из Швеции, Норвегии, Испании, Греции. Кроме того, среди пассажиров – двое израильских левых, Дрор Пайлер и Йонатан Шапиро. Высадка на «Астель» началась после того, как обращения офицеров израильских ВМС к капитану «Астеля» по радио с просьбой изменить курс и не входить в территориальные воды Газы не возымели действия. Захват произошел в момент, когда «Астель» был в 38 морских милях от берега Газы

21.10

1969 —Война на истощение. Артист А. Фельдман погиб от попадания ракеты прямо во время выступления перед солдатами.

22.10

1907 —Родилась Эмилия Шиндлер - жена Оскара Шиндлера, праведника народов мира, спасшего в годы Холокоста 1200 евреев. Эмилия принимала участие в их спасении наравне с мужем. Умерла 5 октября 2001 года.

23.10

2006 —Яэль Низри, израильская королева красоты, приступила к несению службы в ЦАХАЛе. Девушка отказалась от участия в любых конкурсах красоты в пользу воинской службы. Многие ожидали, что на пике славы Низри пожелает получить отсрочку, но она не захотела перенести призыв даже на год и, вернувшись из Варшавы, где проходил конкурс Мисс Мира, через несколько дней уже прощалась со своим возлюбленным на призывном пункте.

Между прошлым и будущим

 1880 — 18 октября родился В. Жаботинский.

Личность многогранная, противоречивая, но даже самые заклятые враги считали его человеком незаурядным, наделенным даром провидения. Жаботинский был прозаиком, поэтом, политическим вождем, горячо преданным идее создания еврейского государства. Он умер в 1940 г., не увидев плодов своих усилий. В завещании, составленном в 1939г., он писал: „Мои останки пусть перевезут в Эрец-Исраэль, если на то будет распоряжение еврейского правительства". В 1965г., спустя 25 лет после его смерти, правительство Израиля решило перевезти останки из Соединенных Штатов, где он умер, в Иерусалим. Он был перезахоронен, как и его жена, со всеми официальными почестями на горе Герцля, недалеко от могилы самого Герцля. Тогда в Израиле стояло у власти социалистическое правительство. Жаботинский же считался человеком правой ориентации. Но самые искренние знаки почтения ему выказали все слои населения, все политические группировки. Вот почему улица Жаботинского есть почти в каждом городе Израиля.

Одесса, где в 1880г. родился Жаботинский, была в те времена в экономическом расцвете, евреи здесь составляли 30% населения. Жаботинский вырос в нетрадиционной обстановке с точки зрения религии, но был горячим сторонником иврита и идеи еврейской родины. Он ходил в русскую школу, но уже с 11-12-ти лет изучал иврит с частным учителем. В молодости он почти ничего не знал о религиозных еврейских праздниках и традициях, но бегло говорил на иврите и часто писал на этом языке. Впрочем, у Жаботинского были большие лингвистические способности. Кроме русского, иврита и идиша, которые он знал с детства, он владел французским, итальянским, английским и немецким. Его ораторский дар заставлял толпу утихнуть, на каком бы языке он ни говорил. С 18 лет Жаботинский начинает разъезжать и продолжает так всю жизнь: бесконечные поездки на конференции по всей Европе, по Соединенным Штатам, Палестине, когда ему разрешает английское мандатное правительство. Он изучал право, зарабатывая на жизнь уже как журналист.  Жаботинский был корреспондентом многих одесских газет и часто писал под псевдонимом Альталена. Закончив обучение, он вернулся в Одессу и, стал известным журналистом. Его статьи и фельетоны в „Одесских новостях" - одной из самых крупных ежедневных газет - пользовались большим успехом. Позднее он переехал в Санкт-Петербург. Его сионистская борьба усилилась особенно после кишиневского погрома. В это время Жаботинскому исполнилось 23 года. Он присутствовал на Шестом сионистском конгрессе 1903 года. Герцль произвёл на него сильное впечатление, просто заворожил. Но это не помешало Жаботинскому стать одним из главных противников предложенной Герцлем Уганды. До Первой мировой войны Жаботинский занимается большей частью журналистикой и писательством. Он один из руководителей сионистской газеты „Рассвет в России", но успешно сотрудничает и в популярной русской прессе. В 1907г. в промежутке между двумя предвыборными кампаниями в думу, которые он должен отражать в своей газете, Жаботинский женится. Как корреспондент ежедневной газеты Русские ведомости Жаботинский едет в Западную Европу, когда в августе 1914г. вспыхивает Первая мировая война. Он отправляется в Швецию, в Англию, в Бельгию и во Францию. Там он узнает, что 30 октября 1914г. Турция вступила в войну на стороне Германии. Он немедленно понял значение этой новости для будущего еврейского народа. Палестина - еще турецкий доминион. Падение турецкой империи откроет совершенно новые возможности перед еврейским народом. Решив ознакомиться с мнением мусульманского населения, он поехал в Северную Африку, оттуда отправился в Александрию (под английским владычеством), где встретил уже более 10000 евреев, приехавших из Палестины в поисках убежища. Необходимость создать еврейскую армию целиком завладела его мыслями. Вместе с Йосефом Трумпельдором, который как раз был тогда в Александрии, они собираются набрать добровольцев из беженцев в Еврейский легион, который освободил бы Эрец-Исраэль от турок. План начинает обретать конкретные формы, которые, впрочем, Жаботинский не одобряет, и он уезжает в Лондон. Там он действительно создает еврейский легион, несмотря на все трудности. Между 1915 и 1916 гг., когда исход войны был еще совершенно неясен, большинство сионистов хотело, чтобы это движение полностью соблюдало нейтралитет и поддерживало, особенно военным путем, англичан. Жаботинский резко осуждал такую позицию, слишком, по его мнению, пассивную. Он был убежден, что, если Турция падет, сионисты получат право голоса на мирных переговорах только при условии, что они будут сражаться на стороне Франции или Англии. Его упрекали в чрезмерной воинственности и считали милитаристом. Однако Вейцман разделял его взгляды, хотя не решался заявить об этом открыто. В конце концов решительную поддержку оказало английское правительство. В 1916г. был принят закон об обязательной воинской повинности для всех британских граждан. Евреи, бежавшие из России от погромов, не были английскими подданными, и молодое поколение уклонилось от исполнения этого закона. Английские призывники пришли в ярость, начались ссоры и стычки. Правительству пришлось вмешаться. От этих русских евреев требовали, чтобы они пошли в английскую армию добровольцами, иначе их вернут в Россию. Но они не хотели ни того, ни другого. Тогда-то Жаботинский им и предложил записаться в Еврейский легион, который будет сражаться на стороне англичан, но в Палестине, чтобы выгнать турок. Это предложение они приняли. Так в 1917г. был сформирован 38-й полк королевских стрелков, который и приступил к усиленной военной подготовке. В 1918г. он был послан из Палестины на фронт. С 39-ым батальоном, набранным в США, он играл важную роль в последние месяцы войны в Палестине. Жаботинский записался в него простым солдатом и проходил наравне со всеми интенсивную военную подготовку. Потом он дослужился до младшего офицера, а затем - и до старшего. Со своим легионом он высадился в Александрии 1 июня 1918г. Позднее он провел несколько дней в Тель-Авиве, содействуя созданию 40-го батальона, набиравшегося из молодых евреев Эрец-Исраэль, но не успевшего принять участие даже в последних сражениях. Жаботинский уже тогда предвидел нападения арабов на евреев, которым англичане обещали национальный очаг в Декларации Бальфура. Он считал, что Еврейский легион необходимо держать в боевой готовности, и прилагал большие усилия, но безуспешно. Англичане распустили всех солдат по домам. Жаботинский демобилизовался в августе 1919г. Тогда он организовал группу еврейской самообороны, главным образом из бывших солдат Еврейского легиона и стал ее руководителем. Первые нападения на евреев начались в Иерусалиме в апреле 1920г. Арабы убивали евреев, а англичане сначала не вмешивались. Жаботинский со своей группой предпринял ответные нападения на арабов. Англичане арестовали его и посадили в тюрьму вместе с девятнадцатью его соратниками. Суд состоялся 10 апреля 1920г. Жаботинского приговорили к 15 годам заключения с последующей высылкой. В аккской тюрьме он начал серьезно сомневаться в том, что англичане выполняют свои обещания, записанные в Декларации Бальфура. В июле 1920г. после военной оккупации в Палестине было создано гражданское управление во главе с английским верховным комиссаром. Первым вступил на этот пост еврей Герберт Сэмюэл. Сразу же по прибытии он объявил всеобщую амнистию политическим заключенным, как арабам, так и евреям. Жаботинский тоже был амнистирован (он считал этот термин оскорбительным), как и арабы, которые нападали первыми, что его возмущало. Он все более и более убеждался в необходимости самообороны. Но его мнение не находило широкой поддержки. Однако, несмотря на резкие возражения, его назначили членом Исполнительного сионистского комитета, и в этом качестве он ездил по Европе с лекциями. Его популярность росла, особенно среди евреев Восточной Европы. Но росло и число его противников, в основном среди сионистских политиков левого направления, которые соглашались с различными решениями англичан. Когда в 1922г. весь восточный берег Иордана был отнят англичанами у еврейского национального очага и отдан эмиру Абдалле из Хиджаза, он воспринял это как вопиющую измену англичан, и пассивность сионистских руководителей его до того возмущала, что в конце концов в феврале 1923г. его исключили из сионистского исполнительного комитета. В том же году в одной из своих поездок с лекциями в Европу он столкнулся с рижской молодежью, которая настаивала, чтобы он не уходил из политики. Тогда и образовалась первая ячейка Бейтара. Очень быстро молодежное движение Бейтар распространяется в Европе и в Палестине. Его неоспоримый руководитель - Жаботинский. Со всех сторон его соратники и почитатели настаивают, чтобы он вернулся к политической деятельности. Наконец в 1925г. образуется Всемирный союз ревизионистов, представители которого входят в Сионистский конгресс и образуют в нем оппозиционную партию. Сначала центр нового движения был в Париже, где Жаботинский жил с женой и сыном Эри, хотя и бесконечно разъезжал. Его выступления на сионистском конгрессе завораживали даже противников; его лекции делали его самым ярым сионистом в глазах одних и вызывали самую ярую критику у других. Нарастали столкновения между ним и левыми сионистами, составлявшими большинство. С приходом Гитлера к власти Жаботинский бьет тревогу, но его не очень-то слушают. Наконец, он чувствует себя связанным сионистской дисциплиной, запрещающей политические начинания, не одобренные большинством. В 1935г. он выходит из сионистской организации и создает Новую сионистскую организацию. Некоторые друзья его не поддержали, считая, что он зашел слишком далеко, но у него было и много сторонников. Его выбрали председателем этой Новой сионистской организации, которая набрала силу и получила поддержку молодых бейтаровцев. Отныне Жаботинский занимает все более агрессивную позицию относительно мандатных властей в Палестине. Он поддерживает нелегальную иммиграцию и Эцель (Военная национальная организация) и становится ее главой в 1937г., хотя руководит ею издалека, поскольку англичане чинят препятствия его пребыванию в Палестине. В начале Второй мировой войны он возвращается к идее еврейского батальона для борьбы против Гитлера. В феврале 1940г. он приезжает в США, чтобы набрать там еврейскую армию. Но во время посещения летнего лагеря бейтаровцев под Нью-Йорком в августе 1940г. он скоропостижно скончался от сердечного приступа. Ему еще не было и шестидесяти. Талантливый журналист, автор множества статей о текущих событиях, написанных на всех доступных ему языках, он к тому же был поэтом, переводчиком на русский (например, стихов Эдгара По), с иврита (стихов Бялика) и т.д. и блестящим прозаиком. Но в историю он вошел как прозорливый политик, а в израильскую жизнь - как вдохновитель партий Херут, (позднее Ликуд), которая находится под его влиянием и по сей день.

Жаботинский был горячим почитателем Герцля, у которого он почерпнул мысль о создании еврейского независимого государства. Герцль умер в 1904г., Жаботинский - в 1940. Но они были двумя колоссами, на которых смогло появиться государство Израиль. Их две могилы находятся рядом на горе Герцля в Иерусалиме, подтверждая правоту такого взгляда на этих двух людей

Всё будет хорошо, я это знаю

Осенние праздники завершатся у нас вечером, посвящённом Симхат Торе. Впервые я организовал в Оберхаузене вечер по поводу Симхат Торы в 1998 году. Нужно опять слово «впервые»: впервые он будет проходить у нас со Свитком Торы. Его привезут из билефельдской общины. Поэтому этот праздник не будет похож ни на один предыдущий. Само собой, я не буду рассказывать о том, что нас ожидает, скажу только, что обычного застолья у нас не предусмотрено, так, лёгкая фуршетная закуска. Причём, слово «фуршетная» уж очень не будет подходить к тем скромным закусочкам, которые мы подготовим.  Гоорю об этом, чтобыв предупредить – ничего с собой приносить не надо. Кроме хорошего настроения и желания по традции потанцевать с Торой. Это почётная функция каждого, кто чтит Книгу книг. Будет возможность потанцевать и без Торы. В общем, вечер будет весёлым. Он начнётся в пятницу в 17 часов.

На следующий день Наталья Вержбовская будет проводить занятие в «Еврейском Ликбезе». Уж не знаю, какую тему она предложит, но уверен, что будет интересно. Согласно двум обстоятелсьтвам: во-первых, иудаизм очень интересная вещь, во-вторых, Наталья очень интересно о нём рассказыает. Приходите к 11–ти часам.

А в 16 часов начнётся проведение бар-мицвы мальчика из Эссена. Собственно, это и стало поводом для привоза Свитка. В основном, будут его родственники, но двери открыты для всех, кто пожелает увидеть эту церемонию.

В воскресенье в 11 часов – школа «Ами». На детей школы всё приятнее смотреть. Потому что они красивы, как все дети, но уже многое умеют, что недоступно другим детям, не посещающим пока школу. Впрочем, её двери открыты для всех, кому больше 3-х лет и меньше 13-ти.

Пусть всегда будет …Тора

Первая глава называется «Берейшит» (В начале).

Да-да, мы опять в самом начале Торы. В пятницу, в праздник Симхат Тора, будут читать последние строки последней главы и сразу же первые строки первой. Наши мудрецы ввели это правило, чтобы чужаки не могли сказать, что евреи устраивают праздник по поводу завершения чтения Торы. Именно поэтому сразу же начинают читать её сначала: «В начале Бог сотворил небо и землю». И так происходит уже очень много веков: Симхат Тора – можно перевести как Радость или Праздник Торы. Потому что её изучение действительно приносит радость. А как может быть по-другому, если  мы знакомимся с очень умной и глубокой книгой. Её жанр невозможно определить: лучше всего сказать «Книга жизни». Её, кстати, евреи так и называют - «Тора хаим».  А ещё её называют ярмом, но это в скептические, трудные минуты – ведь по ней жить действительно очень нелегко. Но потом приходят светлые минуты, и люди радуются тому, что у них есть такое мировоззрение, помогающее жить и выживать. И в праздник Симхат Тора евреи танцуют со свитками Торы.  Полагается танцевать всем, кто же этого избегает, надо полагать, танцует с Устной Торой.  А они меж тем – равноправны,  одна без другой просто немыслима. Вот взять хотя бы первую главу, а в ней создание человека. Письменная Тора скупа на слова: «И сотворил Бог человека по образу Своему и подобию, сотворил его; мужчину и женщину – сотворил он их». И лишь Устная Тора проясняет подробности и частности. Так, например, в слове «сотворил» необычно выведены две буквы йуд вместо одной. Ошибка? Так почему её не исправить вместо того, чтобы веками повторять лишнюю букву при переписывании Книги книг? Нет, мудрецы увидели в «ошибке» большой смысл: во-первых, двуединство души и тела, так сказать, формы и содержания, во-вторых, в человеке существуют диаметрально противоположные наклонности, имя которым «добро» и «зло», и, в-третьих, не случайна также странная фраза насчёт сотворения человека, мужчины и женщины, - первый человек был мужчиной и женщиной одновременно. Ну, скажите, как столько веков назад могли мудрецы знать о биологической двойственной природе человека? То есть о том, что открылось науке только в последние 50 лет. Могли в древности знать, что ребёнок после зачатия имеет два пола, и окончательное его определение произойдёт спустя несколько недель? Продолжение этой теории заключается в истории создания женщины из ребра. Ребро имеется в виду то, синонимом к которому является слово «грань». Бог разделил два существа, как сиамских близнецов, по грани, по ребру их общего тела. Именно отсюда пошла легенда о том, что с тех пор каждый человек ищет свою половину. По поводу сотворения женщины, напоминаю слова Торы: «Нехорошо быть человеку одному; сделаю ему подмогу соответственную». Есть разные переводы этого места, надо знать, что слово «помощница» в Торе - это «кенегдо», что дословно означает «соответственная ему», может быть, даже «напротив него». Помните: «Эти глаза напротив…» Это о любви. Но напротив, может быть и против, тот есть «против него».  То есть жена может быть мужу и поддержкой, подмогой, но может быть его противником,  помехой ему.

Есть хасидская история об одном раввине. Жена его была очень вредной и злой женщиной, она часто унижала его, даже перед его учениками. Люди советовали ему развестись, но он всё не решался. Однажды после занятий  он пригласил в дом  другого раввина. Когда они пришли, жена, недовольная тем, что муж привёл гостя, ушла из дому.  Он остановил её у выхода и спросил, что есть на ужин? Она буркнула, что в кастрюле цыплёнок. Когда раввин достал кастрюлю, он увидел, что там варенье. Его гость всё слышал и видел. Хозяин вынужден был сам искать еду и подавать её на стол. Ужин прошёл в молчании. Потом гость сказал: «Отошли эту женщину прочь! То, как она ведёт себя, несообразно с твоим достоинством.»  «Согласно брачному договору я должен в случае развода выплатить ей большую сумму, которой у меня нет». Гость был состоятельным человеком и предложил ему необходимые деньги. Вл второй раз бедолага  женился более удачно.

Я рассказал эту историю не только к слову, но и чтобы подтвердить, что Тора – это учебник жизни. Её устная часть полна мудрости, заключённой в опыте народа, его истории, сотканной из миллионов разных бытовых, философских и прочих историй.

Мы начали читать Тору в «Еврейском Ликбезе» в октябре 2005-го года. За 9 лет мы прошли её несколькот раз, но всё равно наши знания – зачаточны.  Наверное, «ликбез» никогда не превратится у нас в «академию». И не случайно ежегодный цикл чтения Торы повторяется у евреев каждый год. Один из переводов слова «Тора» - учение. Получается, что повторение – мать Торы.  К сожалению, обстоятельства не позволяют пока регулярно проводить «Ликбез»,  но ъоть немного мы обязаны взять мудрости у нашего народа, зафиксированной в этой Книге.

Есть за горами, за лесами маленькая страна.

Леонид Айзенберг всё из того же Бохума отыскал материал об израильских мамах.

http://www.9tv.co.il/news/2014/08/29/183988.html

Григорий Бейдер (Лос Анжелес) радует нас материалом об одном из нас, правда, выдающемся.

https://www.youtube.com/watch?v=VU8eH1a0JMA&feature=youtu.be

Борис Бендиткис (Оберхаузен) предлагает нам материал о том, что Медина была когда-то еврейским городом.  Не давайте читать мусульманам – обидятся.

http://www.translarium.info/2014/09/medina-was-originally-a-jewish-settlement.html#axzz3FlaB98Cd

Михаил Местер (Бельцы)  прислал фильм о своих земляках – евреях Молдовы.

http://www.youtube.com/watch?v=G7pDUvdfVvw

 

А завершим передачей «Играй, баян!» На сей раз он играет еврейские песни. Посредством ансамбля «Дона». Прислал Леонид Айзенберг т(Бохум).

http://www.onlinetv.ru/video/1855/?utm_source=www.echo.msk.ru&utm_medium=widget&utm_content=img_link&utm_campaign=1855&autostart=1

Как обычно, завершаем ссылкой на Приложение, которое у нас называется тоже песенной строкой: «Я не знаю, где встретиться нам придётся с тобой». Это название призвано подчеркнуть, что материалы, с которыми мы в Приложении встречаемся, бывают самые неожиданные и могут нас перенести в любую точку мира. Читайте!

http://www.brfanl.ruhr-ju.de/17_10_14.doc

 

С праздником!

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: