Freitag, 24. Oktober 2014

24.10...30.10

 

Шалом, друзья!

Начнём с кадров, которые многие уже, наверное, видели, но всё равно они заражают нас оптимизмом и верой в собственные, праавда, уже иссякающие силы. Героине сюжета 91 год.

http://www.56.com/u55/v_NzczNTUyMTI.html/880831_sonicluo3.htmlhttp://www.youtube.com/watch?v=MrqqD_Tsy4Q&feature=player_embedded

Что ж, начнём. С раздела

Это было недавно…

На прошлой неделе было два значительных мероприятия. Одно из них – празднование Симхат Торы. О сути события, о том, почему евреи имеют два праздника по поводу Торы, рассказала Наталья Вержбовская. Рассказ её проходил у лежащего перед ней на столе и покрытого талитом Свитка Торы, специально привезённого из либеральной общины Билефельда. И присутствие Торы было самым значительным актом не только этого вечера, а, пожалуй, всей девятилетней жизни общины. Свиток торжественно внесла в зал раввинесса. Рядом маленький «игрушечный» Свиток нёт 7-летний Алекс Витенко. Над ними несли развёрнутый талит четверо членов общины. Яков Шварцман играл мелодию «Золотой Иерусалим».  Поверьте, друзья, эпизод получился очень трогательным.  Я, как всегда, жалею о том, что далеко не все члены нашей общины присутствовали на этом мероприятии. Ведь такие эпизоды сохраняются в  эмоциональной памяти на очень долгое время.  Бездарное занятие – пересказывать эмоции, но приходится... Потом было чтение Свитка, который многие из присутствующих впервые видели вблизи – его поднесли каждому для лучшего рассмотрения.  Читала, конечно, Наталья – кто ещё у нас владеет этим умением?! При чтении последних строк последней главы Хатан Тора (женихом Торы) был Валентин Гинзбург, при чтении первых – Кала Тора  (невестой Торы) была Полина Плаксина – наиболее уважаемые старейшие члены общины.  Кстати, пока Свиток перематывали на начало, с несколькими песнями выступил наш хор. Надо сказать, что его выступление было очень уместным.
Затем были танцы со Свитком – каждому хотелось участвовать в этом действе, и каждый смог это сделать. Это еврейская Традиция, а хотя бы прикоснуться в этот день к Свитку, как говорится, почётная обязанность. Танцевали долго и вкусно, а кто не мог танцевать, просто постоял с Торой, обняв её. Затем раввинесса зажгла субботние свечи, произнесла полагающиеся благословения  и началось застолье. Только на этот раз мы ЗА Столом не сидели, а стояли – наши социальные работники во главе с Татьяной Сторожевой постарались на славу.  В центре внимания были традиционные жареные орехи. Они, а также испечённые пирожки, запечённые яблоки стали хороши м дополнением к вину. Кстати, субботние халы тоже испекла та же Татьяна. Молодцы, девочки! Да и мужчины сделали всё, чтобы праздник получился. Это Юрий Сторожев и Николай Витенко. Они всё расставили и подготовили на Суккот, на Симхат Тора и другие праздники. Не могу не отметить Владимира Лившица, который всегда и во всём помогает в проведении мероприятий.  Над культурной программой, тоже как всегда, работал Михаил Непомнящий. Но на этот раз не удалось показать третью часть праздника. Потому что, как говорится, усталые, но довольные наши гости начали расходиться довольно рано. Что ж, задуманное осуществится на других вечерах.  А этот и так был насыщен.

На следующий день Наталья Вержбовская провела занятие в «Еврейском Ликбезе». На нём присутствовали те, кто хочет подтвердить еврейский статус (евреи по отцу), кто хочет пройти гиюр и вообще, все желающие. Она продолжила начатый на Рош ха-Шана рассказ об еврейском календаре, сделав акцент на завершающих осенний цикл праздниках. Что сказать? Выражу одним словом – ИНТЕРЕСНО!  Иудаизм сам по себе чрезвычайно интересен, а когда его преподносит компетентный харизматический рассказчик, то.., одним словом, жаль мне тех которые, не пришли в аудиторию.

После обеда состоялась Бар Мицва, что переводится с арамейского как сын заповеди. Сыном её в этот день стал мальчик из Эссена по имени Антон Шютце. Я приглашал на эту Бар Мицву, честно говоря, осторожно  - всё-таки не наш член общины, но приглашал. Те, кто пришёл, опять же, не пожалели. Потому что такое событие, если нет возможности пережить его, то хотя бы надо видеть. Опять раввинесса была на высоте – она всё провела профессионально и деликатно. Были трогательные сцены: вызов к Свитку матери виновника торжества, самого Антона. Он прочитал традиционную проповедь – это был рассказ о Иерусалиме. От общины я преподнёс ему в подарок талит. Потом его и раввинессу забросали конфетами, привезёнными, кстати, сестрой Антона из Израиля.  Выступил наш хор, и его «Хатиква» оказалась очень к месту. Как и другие песни. Затем опять было устолье – всё было вкусным. Все остались довольны: Антон, родители, родственники и друзья семьи, участники хора, все, кто присутствовал на этом празднике. Довольно и правление – в общине прошла первая полноценная бар  Мицва. Дай Бог не последняя!

На следующий день дети школы «Ами» пробовали вкусные вещи, которые остались с Бар Мицвы, больше всего, им понравились, наверное, израильские конфеты. Сладостей в этот день было достаточно – ведь две девчушки праздновали день рождения.  Это – Алёна и Ульяна. Два года уже они находятся у меня на глазах, и это удивительное таинство – взросление детей. Родители устроили им и всем остальным детям весёлый праздник.  Очень славно, что наши дети растут вместе друг с другом и вместе с добрыми традициями!

…это было давно.

Опять обращаемся к календарю

24.10

2012 — В благодарность за помощь в спасении евреев в годы Холокоста, в знак признания глубокой связи между Филиппинами и Израилем в Хайфе открыта Филиппинская площадь. После «Хрустальной ночи» и начала антисемитских репрессий в Германии и Европе тысячи жителей Манилы вышли на улицы, чтобы выразить протест против нацистского режима. А после войны Филиппины стали первой азиатской страной, которая поддержала резолюцию ООН о создании государства Израиль» (в Хайфе уже была улица, названная именем столицы Филиппиской Республики – ул. Манила, и вот открыта Филиппинская площадь).

 25.10

1994 — Правительство сообщило Кнессету о мирном договоре между Израилем и Иорданией, неофициально подтвержденным 17 октября 1994-го года в Аммане - столице Иордании. В Кнессете - 105 депутатов проголосовали за договор, трое возразили и шестеро воздержались. На следующий день (26 октября 1994 года) мирный договор между Израилем и Иорданией был подписан на новом пограничном переходе в Араве.

26.10

1986 — В Риме агентами Мосада захвачен и переправлен в Израиль М. Вануну, рассказавший прессе о ядерной программе Страны. В Лондоне Вануну познакомился с очаровательной блондинкой - американской студенткой. Дело сладилось. Синди и завлекла его в Рим, утверждая, что имеет там квартиру.

 27.10

1811 — В семье бедных евреев, эмигрантов из Германии, родился Айзек Мерритт Зингер – изобретатель швейной машинки.

 28.10

1948 —Правительством принята Декларация о государственном флаге Израиля. Было рассмотрено свыше 170 проектов. Первоначальная версия, предложенная к утверждению, представляла собой флаг, состоящий из трёх равных вертикальных полос: двух голубых по краям и белой в середине, с синей звездой Давида на белой полосе. Но большинство членов правительства высказалось за две горизонтальных синих полосы, напоминающих небо и море.

29.10

1957 - Психически больной Моше Довек бросил в зал Кнессета гранату, ранив нескольких министров и Бен-Гуриона.

 30.10

1891 — Родился Мойше-Яаков Винницкий, более известный истории, как криминальный король Одессы Мишка Япончик.

 Между прошлым и будущим

1907 — Событие в жизни Жаботинского. В самый разгар избирательной кампании в третью Государственную думу он женился на Анне Гальпериной.

На прошлой неделе мы говорили о Владимире (Зееве) Жаботинском. Раз уж так получилось, что на этой неделе годовщига его свадьбы, давайте поговорим о его жене.

Жаботинскому не свойственно было описывать в своих произведениях личную жизнь. В «Повести о моей жизни» он рассказывает в основном об общественной деятельности. Он «не пускает» читателя в свои «частные владения». Большинство личных переживаний он унес с собой в могилу. Лишь изредка в его сочинениях можно встретить кое-какие лирические отступления. Касались они в основном женщин, которых он считал вершиной творения. Он называл себя «прогрессивным феминистом» и утверждал, что «каждая средняя женщина, без исключения, ангел». Он восторгался «нитями стали и нитями шелка», из которых соткана женская душа. Эти рыцарские чувства были результатом влияния на него трех женщин: матери, сестры, жены. Он рассказывает, что завоевал сердце жены джентльменским поступком еще в возрасте 15 лет, когда учился в Ришельевской гимназии в Одессе. Ей было 10 лет. При первой их встрече она пошутила по поводу его «негритянского профиля под растрепанной шевелюрой», но он первый из ее знакомых назвал ее «мадемуазель». С такой вежливостью он обращался ко всем, даже к трехлетней девочке. Анна полностью ему доверилась, пожертвовав семейным уютом ради его святой цели. Она была надежной спутницей в его рискованных походах.

Она была предана его делу и, хотя видела его редко, связь между ними была живой и прочной. "Ты для меня все, все и все, - писал Жаботинский жене, - ...я твою забинтованную руку ощущаю, как будто у меня... минутами в глазу торчит пылинка или в сапоге гвоздь. Выздоравливай, Аннели... Крепко тебя целую, голубка. Эх! Дал мне Бог такую подругу и такого сына, а я сам шмаровоз. Не сердись, что вслух грущу. Надо же как-нибудь помолиться..." В 1963 году на иврите, под редакцией Йосефа Недавы, вышла любопытная и какая-то необыкновенно уютная и сердечная книжка "Женщина глазами Жаботинского".

"Стихи - другим", вы мне сказали раз, -
    
"а для меня и вдохновенье немо".
    
Но, может быть, вся жизнь моя - поэма.
    
и каждый лист в ней говорит о вас.

    Жене Жаботинский посвятил своё лучшее стихотворение «Мадригал». Владимир Евгеньевич написал его в 1932 г., в день их серебряной свадьбы. Он - в США. Она - в Англии. Как обычно, на разных материках. Днем они с женой обменялись телеграммами. И был одинокий вечер. Когда же они встретятся, то подсчитают, что за четверть века вместе прожили от силы пять лет
     Перенесемся в тот вечер. Войдем в гостиницу. Здесь, в одиночном номере отеля сидит за столиком Владимир Жаботинский и, как всегда в ночную пору, пишет письмо. Иоанна! Аня, Анечка... Получилось стихотворение.

Он обращается к ней то на Вы, то на ты:

    
И будет там страница - вся в сирени,
    
вся в шелесте предутренней травы,
    
в игре лучей с росой; но свет, и тени,
    
и каждая росинка - это Вы...

    
...Мой псевдоним и жизнь моя - Качели...
    
Но не забудь: куда б ни залетели,
    
качелям путь - вокруг одной черты:
    
и ось моих метаний - это ты...

    
..."Стихи - другим", вы мне сказали раз, -
    
"а для меня и вдохновенье немо".
    
Но, может быть, вся жизнь моя - поэма.
    
И каждый лист в ней говорит о вас.

    
Когда-нибудь, за час до той зари,
    
когда Господь пришлет за мной коляску,
    
и я на лбу почую божью ласку
    
и зов в ушах: "Я жду тебя, умри" -
    
я допишу - за час до переправы -
    
поэмы той последние октавы.

    
В ней будет много глав. Иной главы
    
вам пасмурны покажутся страницы:
    
немая ночь, без звезд, одни зарницы;
    
но каждая зарница - это вы.

    
И будет там страница - вся в сирени,
    
вся в трепете предутренней травы,
    
в игре лучей с росой: но свет, и тени,
    
и каждая росинка - это вы...

     "Мадригал" Жаботинского не только признание в возвышенной и светлой любви, но и сгусток собственной жизни, автобиография души, подведение итогов.

Анна Марковна родилась в Одессе в 1884-м году. Жила в эмиграции в Палестине, Франции, Германии.  тВо Франции окончила агрохимический институт. Была членом партии сионистов – ревизионистов. Была председателем организации Тель Хай, возглавляла её фонд. Помогала мужу в издании еженедельника «Рассвет», вела сеукретарскую работу.  В 1941 г. Переехала в Нью-Йорк. Переиздавала сочинения мужа на английском языке. Умерла в 1949-м году.

Всё будет хорошо, я это знаю

В пятницу Карин Хайм приглашает в клуб «Spiegel». Расказывать она будет о Хайнрихе Хайне – выдающемся немецком поэте еврейского происхождения. Не знаю, о чём Карин будет говорить, может быть, о том, что  вообще-то при рождении Хайне назвали Хаимом, или о том, что он был родственником Карла Маркса… Как бы то ни было, но встречи в «Spiegelе» проходят интересно, а, главное, на немецком языке. Причём, кто, что не понимает, не остаётся без помощи. Начало в 16.30.

Сразу после клуба начнётся Встреча Субботы. То есть в 18 часов.

В воскресенье в 11 часов – школа «Ами».  Если вы ещё не привели своих детей или внуков – поспешайте, а то не успеете оглянуться, как они вырастут без корней. Надо ли говорить, почему это плохо?!

В воскресенье проведению Ликбеза помешает показ спектакля «Три красавицы». Напоминаю, что это – четвёртый показ: первые три прошли с большим успехом. Как-то удалось автору пьесы Валентины Красногорову и режиссёру Татьяне Сторожевой сделать так, что спектакль смотрится с напряжением. Вроде, не детектив,  а заставляет ожидать следующих сцен. Надо назвать и актрис, то есть имена их вы знаете, но дело в том, что успеху спектакля способствует их игра.  Я вчера разговаривал с человеком, который сказал, что его не интересуют самодеятельные спектакли. Это – снобизм: есть разные профессионалы и разная самодеятельность. Вспоминаю, что был как-то на семинаре в Берлине, где одна столичная дама усиленно рекламировала один из московских театров, предлагая его билеты. На что кто-то из присутствующих скзал: «Да ладно вам с вашим московским театром, вот я смотрел «Кошерную леди» театра из Оберхаузена, так ваши москвичи им в подмётки не годятся. И билеты стоили не 40 евро, а пять!» В перерыве я подошёл к нему и спросл, где он смотрел «Леди»? Он ответил, что в Ханновере.  Он не знал, что я имею отношение к спектаклю. Так что, приходите на «Три красавицы», уверен, что не пожалеете. И знакомым, которые не читают нашу рассылку, передайте – ведь обидно, что имея возможность, кто-то не увидит эту работу. И таких «кто-то»  немало. Начало в 16 часов.

Пусть всегда будет солнце…

Недельнаят глава называется «Берейшит», что означает «В начале». То есть «вначале Бог создал небо и землю…» Это уже потом христианские богословы, создавая на базе еврейского учения своё, сохранили это слово в одном   из Евангелий, а именно Иоанна, в такой интерпретации «В начале было слово…» Разные переводы по разному толкуют, что же было словом, но в конечном итоге слово было «Бог».  Но нас интересует само слово «слово». В оригинале, то есть на греческом, употребляется слово «логос». Это на русский его перевели как «слово», на самом деле словарь даёт 32 значения смысла этого слова. Прибавьте к этому смыслы, добавленные богословами…их, правда, никто не подсчитывал, но достаточно сказать, что в трудах ранних богословов «логос» означает в том чмсле «сын божий», то есть Христос. Ну, нам, конечно, дела нет до чужих переводов, нам бы со своими справиться. Но дело не только в переводах, но и в умении сохранить мысль. Именно поэтому евреи так тщательно относятся к Торе. Никаких отклонений от первоисточника. Самого, извините за тавтологию, первого первоисточника давно уже нет, но, зная, как бережно евреи относились к Торе, нет сомнений, что сегодняшние Свитки мало чем отличаются от тех, первых. В Израиле провели сверку двух Свитков: один был из Польши, то есть ашкеназийской традиции, другой из Испании – сефардийской. И разница в их возрасте была в 500 лет. Анализ выявил шесть мельчайших различий. Я повторю несколько сведений, о которых рассказывал на вечере Симхат Тора.

Пишется Тора на пергаменте – это шкура кошерного животного, как правило, коровы. Оказывается, шкура имеет три слоя – для пергамента берут первый и третий. Мне нигде не встречались причины этого правила. Пишут Свиток специальными, только чёрными, несмывающимися чернилами. Прежде писали пером из тростника, теперь – пером птицы. Сойфер, человек, который пишет Тору, должен быть богобоязненным. Перед началом работы он окунается в микву и произносит благословение, примерно такого содержания: «Я пишу Тору для её святости». Благословение произносится и перед написанием слова Бог или  слова «слово» (Шем), заменяющего его имя.  Интересная деталь – допущенные описки стираются специальным ножом и затираются пемзой, но ошибка в слове «Бог» не позволяет писать Тору дальше – работа начинается сначала.  Необходимое условие написания – каждое предложение перед переносом на кожу произносится сойфером вслух. В тексте Свитка не существует переносов. Между буквами, которые, кстати, пишутся слева направо, соблюдается определённое расстояние. Как и между параграфами – ровно 9 букв. Колонки текста тоже равномерны – их ровно 248, в каждой по 42 строки. Текст не разбит на главы – он сплошной. Так что читающий может ориентироваться только по первым словам глав, которые дают название всей главе. Получается, что христианские названия глав Ветхого Завета, передающие содержание главы, не соответствуют еврейской Традиции.

Пишется Свиток, примерно, год. Это делает его дорогим, да ещё тот факт, что сойферы быстро теряют зрение, это означает, что они за время работы должны обеспечить своё будущее существование. Поэтому и стоит Свиток от 15 до 50 тысяч евро.

В Торе 394 805 букв, составленные в 79 647 слова. Она весит, примерно, 10 килограмм, но её вес в жизни еврейского народа чрезвычайно велик. Она – духовная основа не только еврейского мировоззрения, но и всего человечества. Правда, это человечество часто забывает о своих истоках. Оно вправе сказать о себе: «В начале была Тора». С неё начинается цивилизация. И эта самая цивилизация помнит себя, начиная с Торы. Помнит, что были главы племени Адам и Хава, и помнит, всё, что было после них. А до них есть только археологические находки. Но и без них авторы Торы знали: «В начале Бог создал небо и землю».  

Там за горами, за лесами есть маленькая страна.

Михаил Местер (Бельцы) прислал старые еврейские фотографии.

https://www.youtube.com/watch?v=Y5eYPDuWG08#t=28

Григорий Бейдер (Лос Анжелес) прислал на первый взгляд не еврейский материал. Но это только на первый.

http://video.slimail.com/H6fRa65dXF4

На пограничную тему материал, написанный в Германии, но присланный нам из Израиля Миррой Чернявской.

http://mnenia.zahav.ru/Articles/5045/totalitarnaya_religia

В «Делете» мы касались темы «Чехов и евреи». При подобных публикациях мы стараемся обработать множество материалов с тем, чтобы мнение об известном человеке слагалось  по-возможности  обективное. Сейчас предлагаем статью на эту тему, присланную Михаилом Местером (Бельцы).

http://www.berkovich-zametki.com/2014/Zametki/Nomer9/AMuchnik1.php

Борис Бендиткис (Оберхаузен) прислал материал о попытке уничтожения Советским Союзом ядерного Центра в Израиле.

http://rusplt.ru/world/dimona-10884.html

Леонид Айзенберг (Бохум) прислал чудесные фотографии, насладитесь ими.

http://club.berkovich-zametki.com/?p=13112&cpage=1

Мы начали сегодня не с еврейской темы, такой же и закончим. Эту ссылку прислал Леонид Айзенберг из Бохума.  В ней – кукольное чудо.

http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/58040/episode_id/994376

И всё-таки включим напоследок что-нибудь более весёлое. Вот, Евгений Каган из Бохума прислал нам ролик, полный радости. Запись сделана в Буэнос-Айресе, в ней приняло участие более 200 артистов.

http://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/rubric/2491456/

 

В самом конце маленькая ремарка. Мы благодарим всех наших корреспондентов и напоминаем им, что те материалы, которые однажды уже публиковались в наших письмах, мы стараемся, как правило, не повторять. Сообщать об этом персонально не хватает времени. Кроме того, поскольку бывает, что одни и те же материалы поступают сразу от нескольких человек, то автором присылки мы указываем того, кто сделал это раньше по времени. И последнее: иногда при дубляже пересылки почему-то не указывается автор первой корреспонденции – в этом случае мы не можем назвать его имя. Полагаю, что это всё неважно – мы все делаем общее дело по обмену информацией на интересующую (и не только)нас тему. Поэтому пускай нам общим памятником будет наша информированность. Слава интернету! Кстати, и тут не обошлось без «наших». Если идею создания интернета высказал  американец Джозеф Ликлайдер, его и называют духовным отцом интернета, то механизм передачи информации от компьютера к компьютеру разработал Пол Бэран, родившийся в Гродно, его отца звали Мойшей, а мать Ханой - Фейгой. Кстати, он жив ещё, ему 88 лет. До 120!

И ещё маленькое объявление. Те, кто не получил еврейский календарь на 5775-й год, зайдите в общину и получите. Мы специально купили календари и плохо, если они до вас не дойдут.

 

Ну, и самое последнее. У меня на компьютере произошёл серьёзный технический сбой, который на эту минуту ещё не устранён. Поэтому я пишу эти строки не на «родном» компьютере. Именно по этой причине вы получите это письмо позже обычного срока. И по той же причине в нём не будет ПРИЛОЖЕНИЯ.

 

 л. ш.

 

Keine Kommentare: