Donnerstag, 27. November 2014

28.11..05.12.2014

Шалом, друзья!

Всегда начинаю с попытки создать хорошее настроение, сегодня попробую передать моё, плохое. За 9 лет смерть унесла от нас 4-х членов общины. Четвёртого хоронили во вторник. Ушла из жизни Полина Михайловна Крейндис. У нас община небольшая, все друг друга должны знать, вроде… Тем не менее мне довелось услышать фразу у портрета Полины Михайловны в чёрной рамке, вывешенного в фойе общины: «Ах, вот кто это!» Она была заметным человеком в общине, непростым, но заметным. Живо интересовалась иудаизмом, пыталась жить еврейской жизнью… Все читатели этих писем знают её по ссылкам, которые она присылала. Правда, в последнее время они почти исчезли, Полина Михайловна боролась со смертельной болезнью. Она была мужественным человеком.  Долгая ей память!

Попутно хочу поблагодарить Ирину и Валентина Соколовских, которые помогали Полине Михайловне справляться со многими проблемами, возникающими у больного и беспомощного человека.

И хотя наш отряд заметил потерю бойца, жизнь в общине всё равно продолжается. Посмотрите прекрасный фильм. Он короткий. Так и хочется сказать «к сожалению». Прислал Леонид Айзенберг из Бохума.

https://www.youtube.com/embed/Ttqfoq8BdyA

Мы ж тем временем перейдём к тому, что произошло на прошедшей неделе – замечу лишь, что печальных сообщений больше не будет.

Это было недавно…

Прошла встреча в клубе «Spiegel». Карин Хайм рассказывала об американском еврее Гарри Гудини.  Конечно, это не самое главное его достоинство: он был великим иллюзионистом, освобождающимся от цепей, в том числе и под водой. Понятно, что всё это было чистым иллюзионом, как и его трюк с исчезновением слона, прохождений сквозь стену и пр. Удивительно только то, что это всё совершалось за век до Копперфильда. Ещё Гудини, сын раввина, вошёл в историю как разоблачитель шарлатанства, называемого спиритизмом.

. После клуба почти все его слушатели перешли в зал на Встречу Субботы. Всё было, как обычно, лишь темой беседы стало на этот раз воспитание детей. Эту тему подсказала недельная глава, в которой рассказывается о близнецах Якове и Эсаве, о том, как у одних и тех же родителей получились разные результаты воспитания.

В воскресенье мы совершили поездку в Мюнстер и Оснабрюк. С Леонидом Раевским. Поездка была замечательной. Перечислю её основные моменты: интересное посещение синагоги в Мюнстере, сам город – красавец, зал, в котором подписывался мир после 30-летней войны и в котором выставлена отрубленная кисть руки судьи, взявшего этой рукой взятку, второй красавец – Оснабрюк, музей Ремарка с рассказом о нём (как умеет рассказывать Раевский мы уже знаем!) и, наконец, посещение музея Феликса Нусбаума. Последнее мероприятие просто потрясло участников поездки – рассказ о художнике, дополняемый его полотнами, трагическая судьба Нусбаума и детективная история его картин. Очень жаль мне тех, которые… ну, вы поняли, кого мне жаль.

…Это было давно.

28.11

1961 — Началась операция по вывозу евреев Марокко. Продолжалась до 1964 года. За это время в Израиль репатриировалось около 80000 человек.

 29.11 (22 Кислева)

2010 (5771)—В 15 часов 30 минут по израильскому времени в синагогах диаспоры и Израиля, а также у Стены плача верующие евреи провели на молебен о ниспослании дождя. Тяжелая засуха семь лет подряд изнуряла Страну.

30.11

1913 Подробнее о людях ноября см. Блог рубрика "Имена". Родился Виктор Юзефович (Юдович) Драгунский – писатель, классик советской детской литературы ("Денискины рассказы"). Умер в 1972 г.

1.12

2009В ООН отпраздновали ежегодный "День солидарности с палестинским народом". Oтмечается с 1977 года.

2.12  (25 Кислева)

-165 / 3596—Освящение Храма Маккавеями после победы над греками. Начало традиции празднования Хануки.

3.12

2012 —Завершено строительство электронного забора на границе Израиля с Египтом. 245 км заграждений были возведены в течение трёх с половиной лет. Забор остановил наплыв нелегальных иммигрантов из Судана и Эритреи.

4.12

1762 Манифест Екатерины Второй, разрешающий селиться в России всем иностранцам "кроме жидов".

 

Между прошлым и будущим.

29.11.1880 —Родился Иосиф Трумпельдор - еврейский политический и общественный деятель, российский военный, один из наиболее известных активистов раннего сионистского движения. Организатор отрядов еврейской самообороны в поселениях еврейских репатриантов

 

Иосиф Трумпельдор родился шестым из семи сыновей в 1880 г.в Пятигорске, в семье Владимира (Вульфа-Зеева) Трумпельдора, бывшего кантониста и ветерана Кавказской войны, участвовавшего в пленении имама Шамиля в ауле Гуниб, о чем Владимиор-Вульф всегда любил рассказывать в кругу семьи. Иосиф выучился на дантиста, стал вегетарианцем и толстовцем – и тут грянула Русско-японская война. И Трумпельдор пошел в армию добровольцем. С одной стороны, несомненно, сказались семейные традиции - «военная косточка». С другой стороны, Иосиф, по его собственным воспоминаниям, «хотел показать, что не все евреи – трусы». И, хотя был по образованию дантистом, с сaмого начала стремился попасть не в медсанчасть, а на фронт. Его хотели направить на унтер-офицерские курсы, но он боялся, что не успеет понюхать пороха (все в России тогда думали, что война с «макаками» будет недолгой!) и добился срочной отправки в Манчжурию и успел попасть в Порт Артур до того, как эта главная военно-морская база России на Дальнем Востоке оказалась отрезанной японской армией. В боях за Порт-Артур был ранен и стал полным Георгиевским кавалером. После сдачи крепости попал в японский плен. Получил серебряную японскую медаль за образцовое поведение в плену. Кстати, эту медаль получили многие русские пленные, не стеснявшиеся носить ее вместе с другими наградами. После большевицкого переворота и кровавой гражданской войны, положивших начало нескончаемой череде жесточайших конфликтов, мир так неузнаваемо изменился, что сегодня себе ничего подобного и представить невозможно! По возвращении из японского плена в Россию после окончания войны Иосиф Трумпельдор получил чин прапорщика, был уволен в запас и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета – ему, как герою России, полному Георгиевскому кавалеру и офицеру запаса, никакие «процентные нормы», естественно, преградой не были. А пенсия давала возможность безбедного существования. В годы учебы в университете его толстовство стало приобретать определенную социалистическую окраску, вероятно под влиянием лекций крупнейшего русского «легального марксиста» той поры М.И. Туган-Барановского. В 1910 г. Трумпельдор за участие в студенческой демонстрации по случаю смерти своего тогдашнего «вождя и учителя» Льва Толстого, арестовали, но быстро выпустили – опять же, как полного Георгиевского кавалера. По окончании университета в 1912 г. он, однако, увлекшись идеями сионизма, уехал из России в Палестину, находившуюся тогда под властью турецкой Османской империи, но сохранил российское подданство. Когда в 1914 г. Турция, в союзе с Центральными державами, вступила в войну против России, проживавшим в Палестине 85 000 евреев было предложено принять турецкое подданство. Интересно, что Трумпельдор отказался и был на турецком корабле вывезен в Александрию (зону английского влияния, хотя формально Египет также считался частью Османской империи). В конце 1914 г. Трумпельдор встретился с прибывшим в Египет лидером т. н. «сионистов-ревизионистов» Владимиром (Зеевом) Жаботинским и внес предложение o формировании еврейского полка в рядах британской колониальной армии. Поначалу дело ограничилось созданием еврейского транспортного отряда численностью 650 человек (и 750 мулов) под командованием британского подполковника Паттерсона. Трумпельдор, получивший сразу чин капитана английской армии, стал его заместителем. Еврейский отряд официально назывался «Сионским корпусом погонщиков мулов» и имел собственное знамя с изображением шестиконечной «звезды Давида» (могендавида, ставшего к тому времени символом иудейской религии и сионизма), неофициально – «Еврейским легионом». Бойцы легиона участвовали в боях с турками в ходе неудачной Галлиполийской операции 1915 г. и были эвакуированы с залитого кровью полуострова в Александрию одними из последних. В июле 1917 г. Временное правительство Керенского дало английским «союзникам» разрешение мобилизовать проживавших на территории Британской империи российских граждан, в т.ч. и евреев. Жаботинский (имевший чин британского сержанта) и капитан Трумпельдор начали формировать в Англии состоявший из российских граждан Еврейский полк (вскоре достигший численности 1200 штыков). Но, когда полк был сформирован, его командиром был назначен все тот же полковник Паттерсон, а Трумпельдору и Жаботинскому предложили стать рядовыми. Иностранец не мог быть офицером полка регулярной британской армии (в отличие от «Корпуса погонщиков мулов», считавшегося, несмотря ни на что, нестроевой частью). Между тем в России при Временном правительстве начали, как грибы, расти «национальные части» (латышские, польские, украинские, чехословацкие и пр.). Трумпельдор решил попытать счастья и добиться от Керенского разрешение на формирование еврейской национальной части. С этой целью он отправился в Россию. Однако убедить Временное правительство в необходимости сформировать «Еврейскую Армию» на Кавказском фронте (с тем, чтобы оттуда пробиться в Палестину) ему так и не удалось. Тогда он занялся формированием из российских евреев т.н. «халуцев» («пионеров», «первопоселенцев») для колонизации Палестины «га основе производительного труда и сознательного коллективизма». Написав и опубликовав в 1918 г. брошюру «Халуц, его сущность и ближайшие задачи», Трумпельдор занялся в 1918-1919 гг. переправкой «халуцев» из северных районов России (Петрограда и Белоруссии) на черноморское побережье и организации там учебно- тренировочных лагерей («Хахшары»). Занимаясь переправкой своих «пионеров» морским путем, Трумпельдор лично вел переговоры и с белыми, и с красными властями. И. видимо, успешно, раз умудрился остаться в живых. В августе 1919 н. он и сам отплыл из Ялты в оккупированный войсками Антанты Константинополь, где пробыл 3 месяца, организуя перевалочный пункт для переселенцев в Палестину – «Новый Путь» («Месила Хадаша»). В октябре 1919 г. Трумпельдор объявился в Земле обетованной, жившей под знаком разгоравшейся войны между оккупировавшими Сирию (на управление которой, а также Ливаном, Франция получила «мандат» от Лиги Наций) французскими войсками и обманутым Антантой эмиром Фейсалом (знаменитым другом Лоуренса Аравийского, получившим за свою помощь «союзникам» в войне против турок не «новый арабский халифат от Красного моря до Средиземного», как ему было обещано, а «фигу с маслом» и «еврейский национальный очаг» в Палестине!). Фейсал стал знаменем арабского национализма (в чем, кстати Лоуренс Аравийский – ярый антисемит! – его поддерживал), открыто претендовавшего на Палестину, которую именовал «Южной Сирией» (и «мандат» на управление которой Лига Наций вручила Англии).. Английские оккупационные власти, верные своей всегдашней политике «разделяй и властвуй» это мало волновало, тем более, что исход войны между французами и бедуинами Фейсала сомнений у них не вызывал. Англия объявила о своем нейтралитете во франко-арабском конфликте и, как бы чего не вышло! – вывела свои войска из граничивших с Сирией районов Палестины, в т.ч. и Верхней Галилеи, где имелись еврейские поселения, объявившие о своем нейтралитете. Но бедуины требовали от еврейских поселенцев признать власть Фейсала и – в знак этого поднять над поселениями фейсаловский флаг. Евреи отказывались, ссылаясь на боязнь бомбардировки французской авиацией. В сложившейся ситуации Трумпельдор принял в декабре 1919 г. решение лично поехать в Верхнюю Галилею и, используя свой богатый военный опыт, организовать работу по обеспечению безопасности поселений. Там он и погиб от пули бедуина...

Приказ коменданта порт-артурской крепости генерала Смирнова:

"Ефрейтор 7 роты Иосиф Трумпельдор, обращаясь в докладной записке от 24 числа к своему ротному командиру, пишет: «У меня осталась одна рука; но эта одна – правая. А потому, желая по-прежнему делить с товарищами боевую жизнь, прошу ходатайства Вашего благородия о выдаче мне шашки и револьвера». Трумпельдор был прикомандирован к госпиталю, где он имел возможность быть избавленным от смертельной опасности и трудностей окопной жизни, но он пошёл добровольцем на передовую линию фронта, где неоднократно показал чудеса храбрости… Будучи тяжело раненным, Трумпельдор не пожелал воспользоваться законным правом обратиться в инвалида и презирая опасность, вновь предложил свою полуискалеченную жизнь на борьбу с врагом. Трумпельдор приносит на благо Родины больше того, что требуется нашей присягой, и поступок его заслуживает быть вписанным золотыми буквами в историю полка. Награждаю его Георгиевским крестом и произвожу в ст. унтер-офицеры. Приказ этот прочесть по всем ротам, батареям и отдельным частям и побеседовать с солдатами по содержанию Приказа".

 

Всё будет хорошо, я это знаю, знаю

Переходим к мероприятиям будущей недели. Во-первых, будут продолжаться репетиции. Хочу обратить ваше внимание на возобновление занятий в группе восточного танца. Мы их ведём не толко потому, что это красиво и полезно, это ещё и древний еврейский танец, который наши предки позаимствовали у арабов. Ведёт группу Лея Миневич, напоминаю, что женщины с будущими осиными талиями встречаются по понедельникам в 19 часов. И ещё одно: у нас есть возможность сделать эти занятия бесплатными. Не упускайте случая!

В пятницу – встреча «При свечах». В 18 часов.

В воскресенье в 11.00  школа «Ами».

В 15 часов – «Еврейский Ликбез».

Пусть всегда будет солнце.

 Недельная глава назвается «ВАЙЕЦЕЙ», что означает „И вышел"-

Рассказывается в ней о «выходе», а по-сути бегстве, Якова из дому, чтобы быть подальше от мести Эсава.  Далее происходит его встреча со Всевышним (во сне происходит – у евреев практически все откровения случаются так, как и бывает в жизни: на стыке работы подсознания и интуитивной реальности). А потом - история его женитьбы. Вернее, женитьб.

Одна знатная дама спросила у некоего раввина, сколько времени Бог создавал Вселенную? Тот ответил, что, разумеется, 6 дней. Тогда она задала следующий вопрос: «И что Он  делает с тех пор? Отдыхает, наверное?». На что раввин ответил: «Он подбирает супружеские пары». Это действительно задача титанической сложности. Потрудней, чем разделение моря или организация налёта саранчи. В случае с Яковом было ещё труднее - это был брак с двумя сёстрами, Леей и Рахелью. Более того, их служанки, с которыми у него тоже были интимные связи, и как следствие - дети, были тоже сёстрами Леи и Рахели, правда, только по отцу. Так что можно сказать, что Яков имел детей от четырёх сестёр.  И если на двоежёнство иудаизм смотрит сквозь пальцы, то сожительство с сёстрами категорически запрещено. Яков нарушил этот запрет. Но и из еврейской песни слов, даже неприятных, не выбрасывают.. Одни комментаторы Торы находят какое-то оправдание такому поступку, другие обходят его молчанием… Мне же кажется, что ответ прост, как фраза Познера: «Что ж, такие времена». Подобные взаимоотношения тогда были нормой. Даже прогрессивными, если вспомнить о том, что в человеческом стаде поначалут не было потоянных пар. И если бы это было не так, то Тора не включила бы в себя этот запрет. Просто, такая была песня…

И то, что сегодня на Востоке многожёнство продолжает существовать, говорит только о том, что Тора, то есть иудаизм, живое мировоззрение, меняющее правила и законы в зависимости от требований времени. При этом сохраняя дух мировоззрения. «Да, - говорит иудаизм, - наши праотцы имели нескольких жён: Авраам, Яков, Давид, Соломон... но такие были времена, сегодня это неприемлемо». А вот ислам продолжает считать полигамию нормой. А у евреев идеал – найти жену, единственную и неповторимую, с которой будешь счастлив.

Ещё одна тема навевается этой историей: секс без любви. Ведь Яков любил Рахель, а пришлось 7 лет спать с Леей: «Но увидал Господь, что Лея нелюбима и отверз утробу её». Поговорим об этом в другой раз или на «Ликбезе». Всего у Якова было 12  сыновей, не считая дочерей, из которых в памяти Письменной Торы осталась лишь Дина. Таким образом он стал родоначальником нашего народа, 12-ти израильских колен. Вы представляете, когда это всё происходило? Среди этих колен было и то, от которого произошли мы. Промчалось более трёх с половиной тысяч лет. А мы всё ещё несём в себе гены сыновей Якова. Пролетели тысячелетия, сменились общественно-экономические формации, пронеслись сотни войн, родились и умерли миллиарды людей, а наш народ продолжает жить. В нашем лице. И дело не в феномене такого долгожительства, хотя и в нём тоже, а в том, что наша Традиция заставляет нас чувствовать генетическую и духовную связь с теми людьми, которые стояли у истоков еврейства. И благодаря этой связи, как ни крути, мы есть  такие, какие мы есть. Трудно подсчитать, какая доля в нашей личности запрограммирована генами, какая благоприобретeна окружающей средой. Чтобы не мудрствовать, скажем: половина отттуда, половина отсюда. Но половина всё-таки оттуда. Из иудаизма. Я за то, чтобы мы расширяли её. Худа от этого не будет.

 

Там за горами, за лесами есть маленькая страна…

Предполагается, что маленькая страна – это Израиль. Но не только. В каждой стране, даже очень большой, есть еврейский оазис. Разновеликий, но повсюду играет непропорционально большую своему количеству роль. Например, в такой маленькой стране как Молдова еврейская диаспора была в абсолютном количестве невелика, но сыграла огромную роль. Литература, музыка, медицина и многие другие области че5ловеческой деятельности испытали огромное влияние еврейского интеллекта и еврейской энергии. Для того, чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть на многие настоящие фамилии, скрытые за румынозвучащими псевдонимами. Так, например, упоминаемый в материале Ефим Бэлцану до того, как стал популярным певцом, носил фамилию Вайсман. Но вернёмся к основной теме. Михаил Местер (Бельцы) прислал . материал о Шико Аранове. Псевдоним здесь тоже есть, поскольку настоящая фамилия этого композитора и музыканта была Шика Аранович, но еврейское происхождение видно и по псевдониму. Сказать, что он был музыкальным кумиром  50 – 60-х годов, значит, сказать очень мало. Его влияние на молдавскую музыку невозможно переоценить. Можно только недооценить, что и делают сегодня сознательно многие  деятели от молдавской культуры. В конце клипа будет возможность послушать его музыку и песни – сделайте это. Мои ровесники из Молдовы испытают щемящее чувство ностальгии, остальные тоже смогут оценить талант этого человека, которого в сегодняшней Молдове просто напросто «забыли».

ttp://press.try.md/item.php?id=145116

Леонид Айзенберг (Бохум) прислал прекрасную коллекцию фотографий солдат армии обороны Израиля.

http://www.liveinternet.ru/users/lara_rimmer/post342129452/

Ещё один подарок Леонида Айзенберга – рассказ о Юделе Пэне, прекрасном еврейском художнике, учителе Шагала.

http://www.liveinternet.ru/users/3166127/post334297867/

Как известно, мы не публикуем материалов по поводу русско-украинкого конфликта: во-первых, это не еврейская тема, хотя нееврейских тем, как мы видим, в политике не бывает, но этой позиции придерживается и Израиль, во-вторых, события, разделившие еврейский мир даже в эмиграции, не должны благодаря нам ещё больше отталкивать одних евреев от других. Но сегодня мы сделаем исключение. Не потому что хотим сделать исключение для одной из сторон, нет, просто человек, который даёт интервью, будет в его ходе рассуждать о проблеме Израиля и Палестины, о проблемах заполонения Европы мусульманами. А то, что при этом он является противником российского режима, так это его личное дело – с его доводами кто-то согласится, кто-то нет. Хотя тот, кто прослушает это интервью, убедится, что его даёт неординарный человек. Про себя скажу, что мне было интересно, и хотя найти 1 час 43 минуты для прослушивания интервью мне очень трудно, я это сделал – уж слишком необычны взгляды российского учёного, историка, режиссёра, актёра и певца Евгения Понасенкова. К сожалению, ранее мне это имя не встречалось – признаюсь: интерес к еврейской тематике вычёркивает из интересов  много другой. А ведь имя Понасенкова известно уже с 2004-го года, когда он опубликовал книгу, переворачивающую представления о войне ё1812-го года. В общем, полагаю, что никто не пожалеет о времени, потраченном на интервью: ни те, кто с его взглядами согласен, ни те, кто просто хочет знать своего идеологического противника. Интервью прислал Григорий Бейдер (Лос Анжелес)

https://www.youtube.com/watch?v=fWyHFUbKorM

Борис Бендиткис (Оберхаузен) нашёл материал, подтверждающий, кто является отцом современного терроризма.

сламский терроризм был создан по заданию КГБ+

 

Борис Бендиткис – отправитель ещё одного материала – простенького, но очень трогательного.

 

Желтая звезда | ИСРАГЕО

 

И опять Борис Бендиткис. На этот раз с материалом об Израиле.

 

Израиль изнутри. Маленькая страна, приносящая большие перемены (2013)

 

 

Завершим прекрасным материалом о еврейской живописи. Прислал всё тот же Борис Бендиткис.

http://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/post325081968/

Осталось только позаботится о Приложении. В нём, как обычно, есть любопытные материалы, которые легко просматриваются и также выбираются для более основательного чтения. Последний раз благодарю Владимира Лившица за организацию рассылки Приложения. Потому что раньше я должен был, по идее, благодарить его еженедельно, т. к. именно он осуществлял «прицеп» Приложения. А теперь он же, найдя программу, только не спрашивайте меня, какую, сумел организовать это дело так, что ни от кого не завися, я могу легко прикреплять к письму ссылку Приложения. Поэтому и благодарю его! 

http://www.brfanl.ruhr-ju.de/Prilozenie 28_11_14.doc

Желаю вам, друзья, мирной Суббготы! Шаббат шалом!

Ваш Лев Шварцман

 

Keine Kommentare: