Samstag, 11. April 2009

ШМИНИ.

Друзья, шаббат шалом!

 

Это послание приходит к вам позднее обычного – причина проста: вчера мы отмечали Песах и было не до писем. Надо сказать, что праздник прошёл удовлетворительно. Самое главное, что все присутствующие, а нас было человек 50, выполнили заповедь, возраст которой 3330 лет: выпили четыре стакана вина, ели мацу, марор и слушали рассказ об исходе. Кстати, о количестве гостей, о чём я писал в предыдущем письме: мы поставили на всякий случай 50 стульев, хотя записалась половина от этого количества, и на сей раз нам опять удалось угадать. Когда-нибудь эта проблема станет серьёзной – людей придёт больше, чем окажется мест. Поэтому ещё раз призываю  всегда предварительно записываться. Это касается только больших мероприятий, в других случаях решать проблему столов-стульев намного проще.

Как я уже сказал, вечер прошёл нормально. Правда, не удалось осуществить всю задуманую программу, но это уже издержки подготовки – слишком много придумали всякого разного. И не удалось вручить главный приз, но здесь уже виновата придуманная нами система проведения лотереи: поскольку четыре является символическим числом праздника Песах, то мы рукой самого младшего участника Седера 6-летнего Давида выбрали четыре номера, их сумму разделили на 4 и ...оказалось, что билет с выигрышным номером не был реализован. Золотая звезда Давида станет призом следующего вечера. А им станет праздник Шавуот (см. последний номер «Делета».

Праздники расслабляют, да и первый тёплый вечер дал себя знать: сегодня на встерчу «При свечах» пришёл (кроме меня) один человек. Что ж, мы душевно поговороли.

Завтра в общине выходной. А уже послезавтра я приглашаю вас, друзья, на концерт танцевального коллектива «Ахад» из дортмундской еврейской общины. Судя по тому, что эту группу часто приглашают выступать, я предполагаю, что мы не пожалеем, если придём на этот концерт. Светлана Нейман, которая ведёт в нашей общине танцы и которая только что вернулась с семинара, вчера на вечере обучала присутствующих  израильским танцам. Я об этом к тому, что она говорила о своей влюблённости после семинара в еврейские танцы. А ведь мы их почти не знаем. Давайте знакомиться, приходите в воскресенье к 16 часам в общину. Цену на билеты мы сделали символической, напоминаю, что мы не коммерческая организация и будь у нас средства, то мы с радостью бесплатно бы приобщали всех к еврейской культуре. А так, нам бы собрать хотя бы на оплату проездных расходов танцоров. Поэтому билет стоимостью в 2 евро, а для членов общины в 1, не может сдержать желание быть в этот день зрителем танцевальной феериии гостей из Дортмунда. Да и встретить артистов полупустым залом было бы не гостеприимно. А гостеприимство – одна из заповедей иудаизма. Сегодня оно стала приметой образа жизни многих народов, а тогда, на заре цивилизации требование гостеприимства было революционным, как, впрочем, и всё остальное, предлагаемое иудаизмом.  Этот образ жизни предполагает определённые правила питания, то есть кошрут, который является, хотя на первый взгляд это странно, этическим кодом иудаизма. Об этом идёт речь в главе этой недели

 

ШМИНИ.

 

В рамках Ликбеза я уже несколько раз подробно рассказывал  о кошерности; этот рассказ занимает несколько часов. Поэтому упомяну здесь лишь о главном: кошерность только на первый, непросвещённый взгляд кажется странностью и причудой. На самом деле за ней кроется очень много разумного и полезного. Здесь и забота о тех, кого Есенин с огромной любовью в сердце к этому миру назвал нашими меньшими братьями. Кошрут предлагает человеку относиться к животному миру не только бережно, но и по-братски. И есть мясо он советует только тогда, когда испытываешь страстное непреодолимое желание. Еврейские правила кошрута не только философствуют, они заставляют предпринимать конкретные действия, напраленные на заботу о животных. Я могу о них говорить долго, приведу только один пример: иудаизм на животных распространил действие Шаббата. Конечно,не в философском смысле, нет, домашним животным достаточно один день в неделю просто отдыхать. Это правило не относится к кошруту, но оно говорит об отношении к животным.

Конечно, кошрут имеет много других аспектов и все они заботятся о нравственном и физическом здоровье человека. Остановлюсь на этом, всё-таки настоящее обращение – не лекция. Перейдём к другому.

 

Карин прислала информацию о передачах немецкого телевидения на интересующую нас тему.

11 апреля в 17.45 по каналу Phoenix пройдёт передача „Jerusalem-Tor zum Himmel"

В 18 часов по 3-sat можно посмотреть «Freude ist schwere Arbeit- orthodoxe Lebenskuenstler in Israel»

И в тот же день по тому же телеканалу в 19.20 зрителей ожидает «Biblische Gemuese - eine kulinarische Reise durch Israel»

В четверг, 16 апреля канал «ARTE» весь день посвящает теме «Иерусалим».

Спасибо за эту информацию, Карин! Как и за следующую. Её Карин подготовила для того, чтобы мы лучше понимали религиозные праздники Германии. На дворе государственный праздник, имеющий религиозный характер. Это - Пасха. Конечно, её корни, несмотря на совершенно разные характеры, находятся в иудаизме. Об этом и пишет Карин. Не перевожу её текст, чтобюы он стал ещё и упражнением в немецком.

 


Osternein Fruhlingsfest und seine Brauche

 

Wir kennen Ostern zunachst als religioses Fest. In der christlichen Religion wird Ostern aus Anlass der sog. Wiederauferstehung von Jesus gefeiert. Aber die Ursprunge des christlichen Festes liegen im judischen Pessach-Fest. Dieses zentrale Fest erinnert an den Auszug der Juden aus der agyptischen Sklaverei und den Neubeginn mit der Wanderung ins Gelobte Land. Zu Pessach lesen wir deshalb  beim Seder (Festmahl mit symbolischen Nahrungsmitteln) diese Geschichte in der Haggadah (Erzahlung). Beide Feste – Pessach und Ostern –fallen in die Fruhlingszeit. Nach dem gregorianischen Kalender fallt Ostern auf den 1.Sonntag nach dem 1.Vollmond im Fruhjahr, 40 Tage nach Aschermittwoch, den wir schon als Abschluss der Karnevalszeit kennengelernt haben. Die christliche Osterzeit erstreckt sich auf 50 Tage bis Pfingsten.

 

Die Fruhlings- bzw. Osterzeit symbolisiert einen Neubeginn, sowohl in der Geschichte des Auszuges aus Agypten, als auch in der christlichen Symbolik der Auferstehung vom Tod. Der Ursprung fur das Seder-Mahl bzw. fur das christliche Abendmahl liegt in der Anweisung Gottes an das judische Volk (Exodus 12), am 10.Tag des Monats Nissan, der die folgende Monate eroffnen sollte, ein Lamm zu opfern, zuzubereiten und zu essen.

Zum christlichen Osterfest gehort der Ablauf von 3 Tagen: Karfreitag (Kreuzigung Christi), Karsamstag (Trauertag seiner Anhanger) und schlie?lich der Ostersonntag (Tag der Auferstehung nach dem christlichen Glaubenskontext).

 

Volkstumliche Brauche und Symbole zu Ostern:

 

Tiere und Nahrungsmittel, die Symbole fur Fruchtbarkeit sind, begegnen uns in der Osterzeit in Deutschland in jedem Supermarkt. Da gibt es den lustigen Schokoladen-Osterhasen, in glanzendes Papier gewickelt, mit einem Korb voller bunter Ostereier auf dem Rucken. Der Hase ist bekannt fur seine schnelle Vermehrung und symbolisiert deshalb den Fruhling, den Neubeginn des Lebens nach der schwierigen Winterzeit. Die Huhnereier sind ebenfalls Zeichen fur neues Leben. Auch der Name „Ostern" hangt mit der Bezeichnung fur die Himmelsrichtung „Osten" zusammen, denn im Osten geht bekanntlich die Sonne auf, ohne die kein neues Leben moglich ist.

 

So kann heute jeder Mensch diese  beiden wichtigen Feste feiern, wie es seiner eigenen Tradition entspricht. Wer Kindern eine Freude machen mochte, kann die nahrhaften Osterhasen und Ostereier im Garten verstecken und von den Kindern finden lassen. Eine schone Kindheitserinnerung fur viele Menschen.

 

 

Ещё одна информация: 26 апреля, это воскресенье, в Мюльхайме состоится экскурсия по городу, вернее, по тем его местам, где выложены, как это поточнее перевести на русский, плитки преткновения, камни – спотыкачи. Я имею в виду те плитки, на которых написаны имена евреев, проживавших до Катастрофы рядом с теми местами, где лежат плитки. Начало экскурсии в 11 часов. Записаться можно по тел. 960 96 32. Стоимость этой экскурсии – 7 евро, продолжительность – 2.5 часа. Думаю, что это время не будет зря потрачено, если у меня будет физическая возможность, то, конечно, я присоединюсь к этой группе, место сбора которой у мюльхаймского ратхауса.

 

На этом простимся.

Спасибо за внимание! Хороших полупраздничных и праздничных дней!
Ваш Л. Ш.

 

Keine Kommentare: