Donnerstag, 2. April 2009

ЦАВ

Шалом, хавэрим! Что литературно можно перевести как «Привет, друзья!»  И это будет правильно, но первозданный смысл слова «шалом» при этом потеряется. Это легко понять, если вспомнить, что смысл слова «привет» тоже потерялся. Но всё-таки есть разница: слово «шалом» не может до конца стать проходящим, в нём особая аура. Я в почти всех полуофициальных письмах от имени общины к шаблонному «Mit freundlichen Gru?en» приписываю «und Schalom!»  И получаю это же слово в ответных письмахдля наших адресатов оно свежо и приятно. Хотелось бы, чтобы и для нас оно было таким же. Итак, шалом!

Начну с главного: 9 апреля мы будем праздновать Песах. Это день второго Седера, и выбрали мы его, потому что следующий – выходной, и ничто не будет нас подгонять. Кроме того, в связи с поздним выходом нашей газеты информация о праздничном вечере будет иметь дополнительный день для распространения. Так что, отмечать главный еврейский праздник будем в четверг в помещении нашей общины. Мы не стали искать других вариантов потому что это всё-таки будний день, и если на Пурим, в воскресенье, оставались свободные места, то на сей раз затевать бучу мы не будем. Тем более, что опыт проведения праздников в нашем помещении у нас уже есть. Единственное что, надо заранее записаться, тогда мы сможем избежать разных организационных неурядиц, самая страшная из которых – это количество гостей, превышающее количество мест. Кошмарный сон каждого организатора. Мне довелось однажды быть на свадьбе, на которой гости садились за столы по очереди. Позже пришедшие стояли у входных дверей, а родители молодых подходили к столикам и просили: «Если вы уже поели, то уступите места, они поедят, потом вы сядете». Не знаю, какой уж там я организатор, но до сих пор мне не доводилось попадать в такие ситуации. Может, потому, что всегда помнил о них и боялся их. Вспоминаю, что в день свадьбы моей дочери позвонили из ресторана и сказали, что они ошиблись и мест будет не 150, а 120. Представляете? И это при том, что мы, как водится, пригласили чуть больше гостей, чем 150, из расчёта, что кто-то обязательно не придёт. Я срочно поехал в ресторан, придумал, как добавить ещё десяток мест, но всё равно их получалось всего 130 при более, чем 150 приглашённых. Не буду утомлять вас моими переживаниями, сразу скажу, что в полдесятого пришли два последних гостя и сели на два последних свободных стула.

Убедил я вас, друзья, что надо записываться? Сделайте это. По одному из общинных телефонов 0208 – 38 62 987 или 988. Передайте эту информацию родственникам и знакомым, а то не все имеют электронную почту, да не все из тех, кто её имеет, передали нам свой адрес. Попутно, предложу вам убедить их, что это ни к чему не обязывает, зато очень удобно.

Из других напоминаний: на праздничный ужин не приносите хамеца, то есть хлебо-булочных и кондитеских изделий, сделанных не из мацовой муки, а также всех блюд, в которых есть уксус, майонез и всё, что успело перебродить. Водка и пиво тоже возбраняются – всё остальное можно. Мы поставим на стол немного кошерного вина – это, как вы помните, такое, которое приготовлено евреями. Если вся кошерность заботится, в основном, о животных, то кошерное вино - о людях: это правило способствует тому, что евреи не пьют со своими соседями, и таким образом не становятся пьяницами. Мудро! Можно подумать, что авторы наших законов предвидели жизнь евреев в России, но нет, пьянство процветало и среди других народов. А у евреев его не было. Хотя пьяницы, конечно, встречались. Помните классическое губермановсекое:

В российской славной колыбели,

где каждый счастлив, если пьян,

евреи так ожидовели,

что пьют обильнее славян.

Но я не о Пуриме, с его предписанием обязательно напиться, а о Песахе, где выпить полагается всего четыре стакана вина (по 126 грамм). Так вот, вино у нас будет не всё кошерное - многие либеральные авторитеты считают, что правило кошерности вина устарело. Может быть, в противном случае мы не смогли бы попробовать других прекрасных вин. « Бордо», например, или «Негру де пуркарь», что красиво звучит, а переводится очень просто: «Чёрное пуркарское», то есть оно из молдавской деревни Пуркары. Именно его, говорили, пьёт английская королева. Уж не знаю, какая: та, что померла в сто лет или та, что собирается это сделать в этом же возрасте. Собирается, так собирается, всё равно скажем ей по привычке: «До 120!»

О чём это я? А, о Песахе. Входной билет будет, как всегда, стоить 6 евро. И как всегда, после вечера касса вряд ли сведёт концы с концами. Но нам не привыкать. Что ещё?

В эти выходные мероприятий не будет. Кроме, конечно, обычных: встреча «При свечах» (пятница 17.00) , русская детской школа «КенгуРу» (суббота 10.00 – 14.00), занятий немецким языком (13.00), Еврейского Ликбеза (воскресенье, (15).. . А от культурныхмы мероприятий отдохнём.

Перейдём к  недельной главе. Она называется

ЦАВ

Посвящена правилам жертвоприношения. То есть для нас неактуальна – ведь жертвоприношений сегодня нет. И завтра не будет, утверждают либералы, то есть мы. Поэтому не будем обсуждать то, что интересно сегодня только историкам, фольклористам и тем, кто надеется, что текст этой главы ещё когда-нибудь пригодится на практике. Поговорим лучше о Песахе. Ему будет, посвящено занятие ближайшего Ликбеза (приходите»), я же хочу поделиться той, мыслью, которая только что мелькнула.

На этом празднике дети задают четыре вопроса – Ма ништана: Чем отличается эта ночь от других? Почему пьём вино облокотясь? И т. д. Вот я и подумал, что впору нам, взрослым, задавать эти вопросы. Потому что многое мы не знаем о с себе, но от детей отличаемся тем, что они хотят эти знания приобрести. И ещё: казалось бы, что правила еврейских праздников придуманы для детей, чтобы им интересно было. Но на самом деле вся эта бесконечная мудрость направлена и на тех, кто не утратил способности удивляться. И вправду, вроде, простые вещи, а насколько удивительны. Например, касающиеся самого распространённого – еды. В Шавуот едят только молочное. В Рош.-а-Шана хлеб вместо соли макают в мёд. В Йом Кипур вообще не едят. В Сукот едят в шалаше, когда за шиворот капает дождь. В Симхат Тора – калёные орехи (в некоторых общинах). В Хануку – всё, приготовленное в масле. В Пурим – умынташи. И наконец в Песах, всё, кроме хлеба. Причём, едят из специальной пасхальной посуды, которую достают к столу лишь раз в году. И ещё едят мацу – прекраснейшее изобретение человека. Когда я впервые оказался в Иерусалиме (мы приехали ночью), и майским солнечным утром вышел на балкон общежития, то вдохнул в себя особый, ни на что до тех пор не похожий, иерусалимский воздух. И я его чувствовал всё время, что был там, могу легковспомить его и сейчас.Вы скажете, и я сам себе тоже говорю, что это самовнушение. Возможно, но оно действует. Так и с мацой – когда я ем этот простейший хлеб, содержащий в себе только муку и воду, я чувствую энергетику, которую содержат в себе эти два самые простых продукта на земле. Даже соли там нет, а сила в ней огромная. И какая мне разница, открыли ли наши мудрецы мощь сочетания  этих компонентов, или придумали такое сочетание, аура которого создаёт этот эффект? Как вы знаете, есть и другие интерсные элементы пасхальной еды, такие, которые не повторяются в круговороте года. Мы их пройдём на Седере: картошка, которую надо обмакнуть в солёную воду, лук, маца с хреном, тёртые яблоки... Нет, не дураки придумали всё это! И ещё придумали, что надо обязательно ребёнку спросить: а почему так? Но они знали, что поймёт ребёнок это всё лишь когда вырастет. Вот мы, бывшие дети, лишённые в детсве практики иудаизма, должны спрашивать сегодня. Ну если не спрашивать, то вслушиваться хотя бы ответы на вопросы детей. Приходите на Ликбез и на праздник – перед вами откроется удивительный мир еврейского взгляда на жизнь. Парадокс в том, что им в большей мере, нежели мы, интересуются неевреи. И при этом не понимают, почему нам он не нужен? В воскресенье во время концерта хора я провёл викторину на еврейские темы и в антракте кое-что рассказал об иудаизме. Внимание к этому немецкой публики было огромное. И не случайно немецкое телевидение так часто обращается к еврейской теме – она ИНТЕРЕСНА немецкому зрителю. Кстати, наша Карин прислала информацию об этом.

4.4.09  ZDF 2000 Jahre Juden und Christen  23.10 Uhr
5.4.
    ARTE  Emils Freundin (Film aus Israel) 5.00 Uhr
8.4.     ARD   Die hebr
Дische Stadt: 100 Jahre Tel Aviv  23.30 Uhr
9.4.     Phoenix THEMENTAG: Israel und Bibel...ab 20.15 Uhr
10.4.   3-Sat Happy Birthday Tel Aviv  18.30
10.4.  Kabel Eins  Die 10 Gebote (Spielfilm) 20.15
10.4.  ARTE Mein Leben. Marcel Reich-Ranicki.(Verfilmung seiner Biografie)
21.00 Uhr
10.4. ARTE Biografie von M.Reich-Ranicki  22.30 Uhr

Die Verfilmung des Buches von M.R.R. soll sehr gelungen sein, der Autor ist
jedenfalls sehr zufrieden. Er schildert sein Leben so lebendig und
authentisch (echt), da
ъ Du als Leser den Atem anhДltst, wenn Du im Buch die Sekunden, die Эber sein Leben entschieden, miterlebst. Reich-Ranicki ist heute die hЖchste Instanz der deutschen Literaturkritik.

Посылаю её письмо, не переводя его, хотя понимаю, что у вас пропадут умлауты, вернее, будут исковерканы. Но это пустяки – посмотрите, сколько пердач на еврейскую тему на одной неделе! Запомните это, когда зайдёт разговор об антисемитизме в Германии – а то, что он носит государственный характер – такое мнение тоже бытует. Нашу рассылку получают несколько человек за границей, думаю, что их тоже ошарашит такой подход немцев к еврейскому материалу.

Но мы не о немцах, мы о себе.  Я думаю, что передачи об евреях можно было дополнить ещё одной интересной – «Бывшие советские евреи равнодушны к своим корням». Они их ОБРЕЗАЮТ. Этот упрёк можно обратить к каждому из нас, в разной степени, конечно. Давайте преодолевать диссонанс между желанием и  силой воли. Накануне самого важного нашего праздника я всем нам этого желаю!

С уважением

Ваш Лев Шварцман

Keine Kommentare: